Kievuz

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Древний Китай: его история, религия, культура

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

  • История древнего Китая
  • Культура древнего Китая
  • Философия древнего Китая
  • Религия древнего Китая
  • Искусство древнего Китая
  • Архитектура древнего Китая
  • Интересные факты о древнем Китае
  • Древний Китай, видео
  • Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

    История древнего Китая

    Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии).

    Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств.

    Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

    Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе.

    Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

    Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

    Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

    Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться.

    Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории.

    Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

    И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

    Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

    Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

    На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

    Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

    Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е.

    и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета.

    После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань.

    Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

    Культура древнего Китая

    Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру.

    И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности.

    В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

    Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз.

    Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга.

    Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих.

    Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

    Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

    О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

    Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

    Так выглядит древнекитайская джонка.

    И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами.

    Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

    Философия древнего Китая

    Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга.

    Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

    Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.

    Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.

    Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

    Религия древнего Китая

    Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней Индии.

    Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

    Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму).

    Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

    Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

    Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

    Искусство древнего Китая

    Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

    Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

    Архитектура древнего Китая

    Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

    Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

    Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

    Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

    Китайская пагода.

    Буддийский храм.

    Интересные факты о древнем Китае

    • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
    • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
    • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
    • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
    • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
    • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

    Древний Китай, видео

    И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.

    Источник: http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/drevniy-kitay-ego-istoriya-religiya-kultura/

    Культура Древнего Китая (стр. 1 из 2)

    КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

    Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

    1. Уникальность китайской культуры…………………………………………………… 4

    2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре…………………………………………………………………………….. 7

    3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 10

    Заключение………………………………………………………………………………………. 12

    Литература………………………………………………………………………………………. 13

    Введение

    Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности.

    Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э.

    , на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

    В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая.

    Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее, соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной – не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

    Наряду с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.).

    В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

    Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

    1. Уникальность китайской культуры

    Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

    Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ.

    Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины.

    Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

    Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

    Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов “Шицзин”.

    Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления.

    В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана — первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в “Шицзин”, вполне оформляется в конфуцианстве.

    Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох.

    Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике – пушки и стремена.

    Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

    В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

    Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

    Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера.

    Китайские строители прославились грандиозными сооружениями – Великой китайской стеной (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом.

    Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5—8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

    Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов.

    В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.

    Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

    Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название — «китайские церемонии».

    Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства.

    Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

    Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ.

    Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

    Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями.

    Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо.

    Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

    2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре

    Имя Конфуций (551-479 до н.э.) – латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.

    Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

    К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца.

    Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению “Книги истории”(Шу цзина), “Книги стихов”(Ши цзина), “Книги перемен”(И цзина), “Весны и осени”(Чунь-цу), “Книги о ритуалах”(Ли цзи), “Книги и музыке”(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

    Его идеалом есть высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.

    Источник: https://mirznanii.com/a/130186/kultura-drevnego-kitaya

    Культура Китая

    КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

    На протяжении многих веков Китай оставался непонятной и загадочной для западного человека страной. Долгое время местные жители ревностно оберегали свою культуру от посягательств «белых варваров».

    В XIX веке европейские колонизаторы разрушили самоизоляцию Китая. Бесценные знания, накопленные в течение тысячелетий, удивительные изделия китайских мастеров и литература стали достоянием всего мира.

    Однако Поднебесная хранит ещё немало тайн и духовных сокровищ.

    Особенности формирования китайской культуры

    Китайская культура складывалась под влиянием целого ряда факторов, сделавших её уникальной и отличной от привычных европейцу культурных форм и традиций. К таким факторам относятся:

    • Долгая самоизоляция Китая и защита культуры от внешнего влияния;
    • Консерватизм китайцев и их глубокое уважение к традициям предков;
    • Влияние на культуру таких религий как буддизм и даосизм;
    • Конфуцианские идеалы;
    • Смешение культурных традиций множества народностей, проживающих на территории Китая;
    • Отношения с соседними государствами и географическое положение.

    Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре

    Китайская культура зиждется на ряде мифологических, религиозных и философских концепций, нашедших отражение в художественном творчестве и духовной жизни китайцев. Наиболее ярко в китайской культуре проявляются:

    • Космологические представления, согласно которым Китай является центром мира, исключительной Поднебесной страной среди варварства народов.
    • Развитая числовая символика, выразившаяся в архитектурных, живописных и даже литературных традициях.
    • Чёткая общественная иерархия, почитание императора как сына Неба и посредника между людьми и богами. Идеи государственности и культа императора пронизывают не только общественную мысль и политическую философию древнего Китая, но и выражаются в особенностях дворцовой и храмовой архитектуры, а также живописи.
    • Культ солнца, солярные мотивы в живописи и архитектуре.
    • Подражание природе как главному источнику гармонии в мире.

    Наука

    Древний Китай быстро стал одним из главных мировых центров науки и  философии. Высокому развитию науки в Китае способствовала её плотная связь с практикой. Научные трактаты носили прикладной характер и были руководствами для агрономов, моряков, чиновников, лекарей и т. д.

    Основной упор делался на точные и естественные науки. Помимо практической необходимости, этому способствовали религиозные и философские воззрения китайцев, вдохновлявшихся природой и уделявших большое внимание числовой символике.

    В Китае была весьма высоко развита астрономия, сформировавшаяся на основе простых наблюдений за небесными светилами. Результаты наблюдений позволили создать календарь и разработать правила морской навигации.

    Китайские мыслители создали одну из первых геоцентрических систем в мире. Они полагали, что вселенная подобна яйцу, где желтком является земля, а скорлупой — небосвод. Китайские астрономы выделили 28 созвездий, а также ещё в I в. до н. э.

    начали изучать пятна на солнце.

    Для изучения окружающего мира, строительства и навигации древнекитайским исследователям требовались некоторые устройства. Так были созданы компас, первый небесный глобус и первый сейсмограф.

    Особенности конструирования старинных дворцов, акведуков и храмов свидетельствуют о высочайшем уровне инженерного дела в Китае. Местные строители были хорошо знакомы с основами физики, геометрии и алгебры. Также в Китае была хорошо развита металлургия. Здесь очень рано были получены железо и бронза. Кроме того, китайские мастера одними из первых в мире сумели получить чугун и сталь.

    Также в Китае зародилась такая наука как почвоведение. Китайские агрономы ввели классификацию почв и определили оптимальные сроки основных агрокультурных мероприятий. Для того чтобы добиться наибольшей урожайности с древнейших времён в Китае создавались сложные ирригационные каналы и системы орошения.

    Китайцы считались и одними из лучших врачей древнего мира. До наших дней дошло множество трактатов, описывающих различные болезни, способы их лечения, свойства некоторых трав и правила создания лекарств.

    Местные лекари часто рекомендовали больным соблюдение диеты, лечебную гимнастику и могли применять иглоукалывание. Наиболее талантливые врачи уже в III веке могли успешно проводить полостные операции.

    Литература

    Как и у большинства других народов, одними из первых литературных жанров в Китае стали эпические поэмы, оды, культовые песни, а также подвергшиеся переработке народные песни.

    Долгое время авторы этих произведений не соблюдали каких-либо правил стихосложения. Но к VII веку сформировалась классическая китайская поэзия, требовавшая соблюдения определённых стихотворных форм и рифмы.

    Одновременно изменилась и тематика произведений, авторы всё чаще обращались к собственным эмоциям и переживаниям.

    Поэтическое наследие древнего и средневекового Китая очень велико. Для удобства исследователи поделили китайскую поэзию на несколько групп:

    • Панегирики — официальная поэзия, прославлявшая государство и императора;
    • Поэзия, в которой излагались основные устои конфуцианства. Авторы, работавшие в данном ключе, часто рассуждали о социально-политической обстановке в стране, войнах и истории. Часто такая поэзия выражала оппозиционные идеи;
    • Любовная лирика;
    • Поэзия на философские и религиозные темы;
    • Пейзажная лирика;
    • Стихи-иносказания, рассказывающие какие-либо притчи.

    Китайская художественная проза была представлена преимущественно сочинениями философов конфуцианской школы. Литература, представляющая собой аналог современной беллетристики, не пользовалась почётом среди представителей высших слоёв общества.

    По их мнению, она должна была удовлетворять запросам самых невзыскательных читателей или играть роль простого досуга. Беллетристика той эпохи включала в себя фольклорные сказания, притчи, авантюрные или комические истории, исторические рассказы.

    Живопись

    Наиболее популярным жанром в китайской живописи является пейзаж. Природа почиталась во многих древнекитайских философских и религиозных учениях. Бег волн, величественные горы, растения, умирающие осенью и возрождающиеся весной, были для китайцев воплощениями бесконечного круговорота жизни и вечности.

    Кроме того, природа стала неким эстетическим идеалом и примером для подражания. Ключевыми художественными образами в китайском искусстве стали вода, гора и дерево. Эти объекты, так или иначе, встречаются практически на всех образцах древнекитайской живописи.

    Вода символизировала космический поток Дао; гора — незыблемость; а дерево олицетворяло мифическое Древо жизни и постоянное обновление природы.

    Природа выступает главным персонажем на многих древнекитайских картинах. Изображения людей, животных, построек или каких-либо предметов, как правило, несколько теряются на фоне величественных пейзажей и играют вспомогательную роль.

    Другими распространёнными сюжетами китайской живописи были бытовые зарисовки (жизнь буддийского монастыря, крестьяне за работой, придворные дамы, городские улицы и их обитатели), а также изображения божеств и демонов.

    Около VII века в Китае развился новый живописный жанр — парадный портрет. Такие портреты были довольно условны и не передавали каких-либо индивидуальных или психологических черт изображённого человека.

    Лица персонажей вырисовывались нарочито беспристрастными, а основной акцент делался на символах, передающих информацию о должности и положении героя картины, — одежде, головном уборе, письменных принадлежностях и т. д.

    Сам стиль рисования в Китае резко отличался от европейских художественных традиций. Изображения наносились на шёлк или тонко выделанную кожу. Большая часть изображений выполнялась тонкими, аккуратными линиями, что придавало законченному рисунку некоторую воздушность и хрупкость.

    Готовые картины не вставляли в рамы, а хранили в виде свитков или вешали на стены без обрамления.

    Художественная роспись часто использовалась для украшения фарфоровых изделий. Обычно на посуде изображались растения, птицы и животные. Краски для росписи фарфора готовили из минералов, а для того, чтобы рисунок не стирался со временем, его наносили до момента покрытия изделия глазурью.

    Особым живописным жанром в Китае считается каллиграфия.

    Человек, желающий овладеть этим искусством, должен научиться не просто различать и воспроизводить иероглифы, но и контролировать силу и скорость движений кистью.

    Занятие каллиграфией — это своеобразная форма медитации. Считалось, что наносящий на бумагу иероглифы художник должен прибывать в особом состоянии сознания, очистив свои мысли от суеты и дурных помыслов.

    Зодчество

    Согласно представлениям древних китайцев, строительство — это один из способов противостоять хаосу и злым духам, желающим навредить человеку. Возведение любого здания, будь то дворец, храм или хозяйственная постройка, воссоздаёт в миниатюре процесс сотворения мира.

    Строительство императорских дворцов должно было отражать идею главенства императора и его связь с небесным божеством. Кроме того, дворцы показывали могущество и власть своего обитателя.

    Поэтому каждая новая династия старалась создать как можно больше роскошных зданий.

    В этом плане даже Великая китайская стена имела не только практическую (защита от кочевников), но и репрезентативную функцию, показывая богатство и величие своего заказчика.

    Несмотря на то, что в Китае не так много земли, подходящей под постройки, здесь долгое время почти не строили многоэтажных зданий. Исключение составляли лишь дозорные или надвратные башни, а также пагоды. Это связано с сейсмической активностью в данном регионе: чем больше этажей, тем менее устойчиво и небезопасно здание.

    Подавляющее большинство китайских архитектурных комплексов имеет квадратную или прямоугольную форму и ориентировано по сторонам света. Древнекитайский зодчий во время проектирования ориентировался на числовую символику. Поэтому в китайских храмах и дворцах всегда чётко определённое количество колонн, окон, дверных проёмов и т. д.

    Основные традиции китайского зодчества были заложены в XV-X вв. до н. э. Здания строились на небольшом глиняном возвышении, на котором устанавливался каркас из колонн. Крыши были преимущественно двускатными с загнутыми углами. Такая крыша обеспечивала хорошую вентиляцию и позволяла стекать дождевой воде.

    Немного позже придавать углам изогнутую форму стали не из практических, а из магических соображений. По представлениям местных жителей, злых духи перемещаются только по прямой линии и поэтому не смогут попасть в дом с такой причудливой крышей.

    В качестве строительного материала китайцы, как правило, использовали дерево.

    Наиболее распространённой разновидностью храмовой постройки в Китае является пагода — многоярусное, вытянутое вверх здание. Форма этих строений была позаимствована китайцами из соседней Индии.

    Пагоды возводились представителями самых разных конфессий — буддистами, даосами, индуистами.

    Архитектура пагоды символизирует бесконечное повторение цикла «смерть-возрождение», а также космологическую триаду — Земля, Небо, Мировая Ось.

    Свои строения китайские зодчие, как правило, украшали зооморфными фигурами — преимущественно, драконами и птицами. При этом каждое изображение занимало своё место в зависимости от стороны света.

    К наиболее известным образцам китайского зодчества, помимо Великой китайской стены, относятся:

    • Запретный город — дворцовый комплекс в центре Пекина;
    • Горное убежище от летнего зноя — летняя резиденция китайских императоров;
    • Дворец Потала в Тибетском автономном районе;
    • Храм Неба в Пекине;
    • Пагода Баочу.

    Музыка

    Музыкальная культура Китая начала оформляться в иньскую эпоху (1600-1027 гг. до н. э.). Тогда особой популярностью пользовалась «музыка-юэ» — комплекс, сочетающий пение, музицирование и танец.

    Танцоры, певцы и музыканты неизменно присутствовали на религиозных церемониях и на светских мероприятиях в императорском дворце.

    Музыка Древнего Китая строилась на пяти основных нотах, каждая из которых соответствовала определённой стихии, небесному светилу, числу и т. д.

    К числу традиционных китайских музыкальных инструментов относят:

    • Каменные барабаны;
    • Металлические колокольчики, у которых в отличие от европейских колоколов нет язычка. Музыкант извлекает звуки из таких колокольчиков, ударяя по ним палочкой.
    • Различные духовые инструменты: например, свирели и флейты. Также сюда относится шэн — губной органчик, отдалённо напоминающий волынку.
    • Струнные инструменты: гусли и лютня.

    В древнекитайской традиции искусство сочетать звуки приобщает человека к небесной гармонии и позволяет ему общаться с божествами и духами.

    Театр

    Китайский театр вырос из религиозных мистерий-карнавалов. Карнавальные традиции существовали не только в Китае, но и по всему миру.

    Во время религиозных праздников люди надевали костюмы и маски, превращаясь в животных, богов или демонов. На карнавалах часто разыгрывались сценки, изображающие какие-либо мифологические сюжеты.

    Со временем небольшие театрализованные постановки стали устраиваться во дворцах.

    Первые светские театры в Китае стали появляться ещё при династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На специальных аренах разыгрывались представления с участием шутов, акробатов и фокусников.

    Однако полноценная драматургия, позволившая разыгрывать настоящие театральные постановки, возникла только в XIII веке.

    Исследователи выделяют в традиционном китайском театральном искусстве две разновидности:

    • «Южную драму», включающую исконно китайские культурные элементы. Она могла иметь самую разную структуру, а вокальные партии во время постановки могли исполнять все персонажи пьесы.
    • «Северную драму», элементы которой были позаимствованы из Индии и Персии. Пьесы, созданные в рамках данной традиции, всегда имели чёткую структуру, а вокальные партии во время спектакля могли исполнять только главные персонажи.

    Традиционный китайский театр — синтетический вид искусства, сочетающий музыку, пение, танец и поэзию.

    Источник: https://MyChinaExpert.ru/kultura-kitaya/

    Культура древнего китая

    КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

    Китайский народ, отделённый горами и пустынями от других передовых народов древнего мира, долгое время не имел с ними связи. Поэтому первоначально он должен был совершенно самостоятельно создавать письменность и науку.

    Китайский народ создал письменность приблизительно за 2 тысячи лет до н. э. Знаками для письма служили иероглифы. С объединением Китая в одном государстве была выработана единая письменность.

    Каждый иероглиф обозначал целое слово. Например, иероглиф 木 значил «дерево», два таких же знака 木木 значили «лес», три 木木木 значили «чаща». В китайской письменности несколько десятков тысяч иероглифов 2.

    Писали древние китайцы на костях, на дощечках из бамбука и на кусках шёлковой материи. Связки бамбуковых дощечек заменяли собой книги. Такие «книги» были очень неудобны: учёный, отправляясь в дорогу, вёз с собой несколько возов бамбуковых книг. Шёлк же был дорог, и его использовали лишь для особо важных записей.

    В I веке н. э. китайцы изобрели бумагу; её делали из тряпок, коры и бамбука. Бумага стоила много дешевле шёлка и была гораздо удобнее бамбуковых дощечек. Её изобретение имело огромное значение для распространения просвещения во всём мире.

    Однако в древности грамота была недоступна для китайских крестьян. Изучать иероглифы нужно было в течение многих лет, а у бедняков не было средств для обучения своих детей.

    2 В Китае и в настоящее время пишут иероглифами. Трудность перехода на более простое письмо заключается в том, что язык жителей Северного Китая отличается от языка жителей Южного Китая.

    Письменность же у них общая. Они читают одни и те же газеты и книги. Они понимают одинаково значение иероглифа, хотя произносят слова по-разному.

    Точно так же русский и англичанин одинаково понимают цифру «7», хотя называют её по-разному.

    2. Научные знания

    Китайские учёные написали много книг по астрономии, математике и медицине.

    Астрономия в Китае, так же как и в других странах древнего мира, зародилась из наблюдений земледельцев за небесными светилами.

    Пытаясь объяснить, как устроен мир, китайские учёные сравнивали его с гигантским яйцом: земля подобна желтку, а небо – скорлупе, к которой изнутри прикреплены светила и которая вращается вокруг желтка.

    Из необходимости делать расчёты в земледелии, ремёслах, при проведении каналов и постройке зданий возникла математика.

    Древние китайцы знали много средств для лечения болезней и ран. Одним из лекарств считался у них чай, поддерживающий силы больного. Позднее его стали употреблять как напиток.

    В научных сочинениях по сельскому хозяйству описывался тысячелетний опыт китайских крестьян по обработке земли, выращиванию полезных растений, разведению шелковичных червей.

    Замечательными изобретениями древних китайцев были компас и прибор, отмечавший землетрясения.

    Наука в Китае, так же как и в других странах древнего мира, зародилась благодаря трудовой деятельности народа.

    3. Искусство в древнем Китае

    Древние китайские картины, рельефы и статуэтки показывают жизнь людей разных классов в древнем Китае. Они изображают пирующих рабовладельцев, работающих ремесленников, крестьян и рабов, знакомят нас с одеждой и жилищами богачей и бедноты.

    Множество песен, сказаний и других художественных произведений создал в древности китайский народ. В них люди из разных классов выражали свои взгляды и чувства. 

    4. Культурные связи Китая с другими странами

    С установлением Великого шёлкового пути связи Китая с другими странами стали более тесными.

    Китайский народ уже в древности стал многое усваивать из культуры других народов, в особенности индийцев. Но и культура Китая оказала большое влияние на культуру всего мира.

    Многим из того, что в древности было создано великим китайским народом, мы пользуемся до настоящего времени.

    Из сочинений древних китайских писателей

    I. В старину бог воителю отдал свой приказ:

    • Править нашей землёй во всех четырёх сторонах. В сторонах он назначил старейшин из рода…

      Воинственный князь,

    • Он всегда побеждает врагов во всех битвах.
    • И владения князя на тысячу ли (ли – около полукилометра.- Ред.

      )

    • Окружают жилища рабов, нам покорных.
    • Наши земли расширил он к самым морям…

    II. «Небо» (то есть «бог») не говорит само, оно поручает человеку возвестить его помыслы. Царю, которому Небо дало это поручение, открыты помыслы Неба; поэтому он и называется Сыном Неба.

    Сын Неба получает веления от Неба, подчинённые получают их от Сына Неба. 

    III. Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали, Почему же тридцать миллионов снопов отобрали? Как же в вашем дворце быки оказались? Настоящий человек не ест никогда

    Хлеб праздности – как вы, господа!

    IV. В одном из сказаний рассказывалось о наводнении в Китае. Вода затопила всю страну, только вершины гор поднимались над водой. На них спасались уцелевшие люди. Вода не сбывала больше десяти лет. Тогда человек по имени Юй, работая день и ночь, стал копать каналы, углублять русла рек. Реки вошли в берега, и люди спустились на освободившуюся от воды равнину.

    В сказании о Юе прославлен труд китайского народа, его борьба с рекой Хуанхэ. 

    Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/307-kultura-drevnego-kitaya.html

    ovdmitjb

    Add comment