Kievuz

Культура Древнего Востока

Культура древнего востока

Культура Древнего Востока

  1. Общие закономерности возникновения древневосточных цивилизаций.

  2. Культура Древней Месопотамии.

  3. Культура Древнего Египта.

  4. Культура Древней Индии.

1.Общие закономерности

Однойиз закономерностей историческогопроцесса является неравномерность егоразвития не только во времени, но и впространстве. В древности то одни, тодругие народы становились носителямиобщественного прогресса. Причем наранних стадиях истории, когда человекбыл еще значительно зависим от природы,очень важным оказывался географическийфактор.

Вконце IV- начале III тыс. до н. э.создателями первых цивилизаций на Землестали народы, заселявшие долины великихрак – Тигра,Евфрата, Нила,Инда,Ганга, Янцзы и Хуанхэ.

Решающую роль в этом сыграло наличиеочень плодородных наносных земель,образующихся при частых разливах рек.

Такие почвы трудны для индивидуальнойобработки, но по мере накоплениянаблюдений за временем разлива рек,опыта ирригационных работ, объединенияусилий крестьянских общин становитсявозможным получение богатейших урожаев.

Даже каменные, деревянные, медные орудиятруда позволяли вести здесь масштабныеземляные работы и получать значительныйприбавочный продукт, а, следовательно,создавать условия для имущественногорасслоения и возникновения государства.Складывается особый тип государства –восточнаядеспотия.Его особенности – 1.жесткаяцентрализация власти,

2.полноевсевластие и даже обожествлениеправителя,

3.бюрократический аппарат,

4.применение рабского труда, но при этом

5.сохранение сельской общины– связаны именно с необходимостьюсоздавать и поддерживать ирригационнуюсистему.

Этиобщие закономерности имели своеконкретное своеобразное проявление вразличных странах Древнего Востока.

2. Культура Древней Месопотамии

Месопотамиейназывают область между реками Тигроми Евфратом (по-русски – Междуречье илиДвуречье). Эта территория сейчаспринадлежит Ираку. Древняя Месопотамия– историческая область, где, раньшевсего на планете складывается государство.

Оченьдолго эта цивилизация оставаласьпрактически неизвестна науке.

Основнымисточником сведений была Библия,где есть рассказы о строительствеВавилонской башни, о семидесятилетнемпленении евреев и правителе Навуходоносоре,о халдеях – жителях Вавилона, о столицеАссирии – Ниневии («великой блуднице»),о чашах гнева, которые семь ангеловизлили на приевфратские земли.

Эти местаописывал Геродот: он восхищался стенамиВавилона (такой ширины, что на них моглиразъехаться две боевые колесницы),причислил к чудесам света «висячие садыСемирамиды». Эти свидетельства долговызывали сомнения. Было непонятно, кудамогла исчезнуть такая цивилизация. ВXIX в.

был сделан ряд археологическихоткрытий в долинах Тигра и Евфрата,раскопаны крупнейшие города Месопотамии.Удалось расшифровать клинописнуюписьменность. Это позволило выделитьисторическую основу библейских рассказов,убедиться в достоверности повествованийГеродота, достаточно подробнореконструировать прошлое Двуречья.

ГосударстваДревней Месопотамии.Особенность древнейшей политическойистории Месопотамии состоит в том, чтоздесь существовало не одно, а несколькогосударств, которые поочередно добивалисьглавенства в регионе. В конце IV – началеIII тыс. н. до н.э.

на юге Двуречья возникаюти возвышаются несколько городов-государств,объединенных историками собирательнымназванием Шумер(по имени жившего там народа). В III тыс.до н.э. большая часть Месопотамииобъединяется под властью Вавилонскогоцарства.Затем, с XVI в. до н.э. усиливается мощьАссирии(ее столица – город Ниневия). После новогонедолгого возвышенияВавилона вVI в. до н.э.

Междуречье было завоеваносеверным соседом – Персией(Иран). При имеющихся различиях легкоувидеть преемственность, общие чертыкультуры всех государств Междуречья.

Месопотамиючасто называют колыбелью человеческойцивилизации. Многое из того, что составляетсовременную культуру и окружает нас вповседневной жизни, возникло именнотам.

Строительствои архитектура.В Месопотамии очень рано (по последнимданным, раньше, чем в Египте) начинаютстроиться ирригационные сооружения.Ирригация носила планомерный,крупномасштабный характер.

РазливыЕвфрата бывают очень сильными, норедкими. Поэтому рылись огромныекотлованы, они заполнялись водой вовремя разлива –так создавался запас воды на времязасухи.

Геродот описывает судоходныйканал, прорытый между Тигром и Евфратом.

Накопленныйопыт стал использоваться в строительстве.В конце IV тыс. до н. э. шумеры строятпервые на планете города – Ур, Урук,Лагаш. В них складываются и первыегосударственные структуры. Возникаетмонументальная архитектура. Во времяраскопок была найдена статуя жреца,правителя шумерского городаЛагашапо имени Гудеа( XXI в. до н. э.

) Он изображен с планомбудущего храма в руках. Это свидетельствои высокой строительной техники, и тойзначимости, которую правители придавалистроительным работам. Монументальноестроительство, как и ирригация, –примерпобеды человека над неблагоприятнымиприродными условиями. Дело в том, что вМесопотамии нет готовых строительныхматериалов – камня, дерева.

Все гигантскиестроения возводились из глиняногокирпича.

Основнымимонументальными сооружениями былихрамы и дворцы. Храмы часто размещалисьна вершине особой ступенчатой башни –зиккурата.Зиккуратысостояли из нескольких, убывающих кверхуплатформ, сложенных сплошной кирпичнойкладкой. Подняться к храму, находившемусяна верхней площадке, можно было подлинным, идущим в обход лестницам.

Такиешествия составляли часть религиозныхцеремоний. «Храмы-горы», создаваемыетрудам и крестьян-общинников, и рабовстановились символами всемогуществагосударства. Отзвуки славы месопотамскихстроителей отразились в библейскомрассказе о Вавилонской башне.

Кстати,при раскопках древнего Вавилона былнайден фундамент ги­гантскогозиккурата, который, вероятно, и был еепрообразом.

Стольже величественными, как и культовыепостройки, были: дворцы правителейШумера, Аккада, Вавилонии и особенноАссирии, так, вход в царский дворец вНиневии был украшен множествам огромныхизваяний божеств – крылатых человекобыкови крылатых человекольвов.

На стенахзалов – сюжетные рельефы, подробноизображающие жизнь правителя. Самыйзнаменитый из рельефов посвящен охоте– любимому занятию ассирийской знати.Зверей содержали в специальных вольерах– первых предшественниках современныхзоопарков, а перед охотой их выпускали.

Рельефы прекрасно передают динамикудвижения, азарт погони. Но особеннопоражают своим драматизмом сцены гибелиживотных – львицы и льва, газелей, дикихлошадей. Раскопки в Вавилоне позволилиуточнить, как выглядели легендарные«висячие сады» царицы Семирамиды. Этобыло каменное строение, состоящее изсводчатых террас.

На каждой террасе былслой земли, где и разбивали сад. Воданаверх подавалась при помощи лопастноговодопровода.

Постоянныевойны диктовали необходимостьоборонительных сооружений. ГородаМеждуречья становятся настоящимикрепостями. О столице Ассирии Ниневииговорили: «Та, которая своим сияниемотбрасывает врагов». Зубцы ее стен,достигавших около 20 м в высоту, былиукрашены кирпичом, покрытым голубойглазурью с золотой блестящей полосой.Вавилон окружали четыре кольца стен.

Главные ворота были посвящены богинеИштар. По приказу царя Навуходоносорак ним была построена дорога необычайнойкрасоты и абсолютной неприступностидля неприятеля. С двух сторон возвышалисьсемиметровые стены. Вымощена она былаогромными плитами из белого известняка.На каждой плите выбита надпись: «Я –Навуходоносор, Вавилонскую улицувымостил».

Bce, что делалось в государстве,считалось заслугой исключительно егоправителя.

Письменностьи литература. Безусловно,величайшее достижение культурыМесопотамии – письменность. Впервыесоздают ее шумеры в IV тыс. до н. э.Появляется вначале рисуночное письмо– пиктография.

Затем постепенно отдельные знакиначинают передавать уже не слово, аслоги и звуки, меняют свое начертание– возникает клинопись.Самый распространённый природныйматериал в Двуречье – глина–стал использоваться для письма.

Из оченьтщательно очищенной глины изготавливалитабличку, надпись наносили тростниковойпалочкой или металлическим стержнем(по форме клинообразных черточекписьменность и получила свое название);готовуютабличку обжигали в специальных печах.На основе шумерской сформировалиськлинописные системы Аккада, Вавилонии,Ассирии.

Причем имела место интереснаяситуация: расшифровав ассирийскую, азатем вавилонскую клинопись, лингвистыпредсказали открытие еще более древнейкультуры. Лишь значительно позднееархеологи раскопали шумерские памятники.

Кнастоящему времени найдены и прочтенытысячи табличек самого разного содержания:царские приказы, хозяйственные записи,ученические тетради, научные трактаты,религиозные гимны, художественныепроизведения. Замечательная находкабыла сделана при раскопках Ниневии –первая в истории человечества библиотека.

Ее создали по приказу ас­сирийскогоцаряАшшурбанипала.Сохранилась и табличка со строгимприказом, разосланным по всей стране:собирать или переписывать глиняныетаблички.

Библиотека была блестящеорганизована даже по современным меркам:внизу каждой таблички – полное названиекниги и номер «страни­цы», ящикирасставлены по полкам в соответствиис темами, на каждой полке – бирка сномером.

ВбиблиотекеАшшурбанипаласохранилась самая древняя в мировойлитературе эпическаяпоэма.Она была создана ещё в шумерские временаи рассказывает оцаре Урука герое Гильгамеше.Гильгамеш и его друг Энкиду совершаютмножество подвигов.

После смерти ЭнкидуГильгамеш не может примириться тем, чтобоги сделали людей смертными. Онотправляется искать секрет бессмертия.Поиски приводят его к первому человеку– Ут-напишти. Ут-напишти рассказываетГильгамешу историю своей жизни. Этотрассказ, когда был переведён на европейскиеязыки в XIX в.

, вызвал на­стоящую сенсацию,так как практически полностью совпадалс рассказом о «великом потопе» в Библии:гнев богов, постройка большого корабля,земля, покрытая водой, даже остановкана вершине большой горы.

К концу своихпутешествий Гильгамеш, так и не обретяволшебного средства, понимает: вечноживет в памяти потомков тот, кто совершаетдобрые дела.

Оченьмногие образы и сюжеты шумерской,вавилонской, ассирийской мифологиипродолжают жить и после гибели этойцивилизации. Например, мифы о сотворениимира, о создании людей из глины, обумирающем и воскресающем боге Таммузе.Современноесемидневное членение недели сложилосьу ассирийцев и вавилонян, которыепоклонялись семи главным богам.

Научныезнания. Благодарярасшифровке «глиняных книг» полученыдовольно точные представления об уровненаучных знаний в Междуречье. Хранителемвысшей мудрости было жречество. Умственныйтруд уже отделился от физического, нонаука носила характер тайного знания.

Особоеразвитие получило наблюдение за звездами.Звездам приписывалась магическая сила.Храмы на вершинах зиккуратовслужили своеобразными обсерваториями.

Вся звездная карта, которая может бытьполучена без телескопа, была уже известнав Вавилоне. Жрецы установили связьСолнца со знаками Зодиака.

На основеастрономических наблюдений был разработаночень точный лунный календарь. Вавилонянепользовались солнечными и водянымичасами.

Сложилисьи математические знания: четыреарифметических действия, возведение вквадрат и извлечение квадратного корня,вычисление площади геометрическихфигур. Современноеделение круга на 360° и часа на 60 минутвосходит к шестидесятеричнойассиро-вавилонской системе счета.

Искусствовавилонских врачей славилось на Востоке.Их часто приглашали в другие страны. ВВавилоне были две медицинские школы,которые содержало государство. Сохранилосьмножество научно-медицинских табличек,составленных по одному образцу.

Начинаютсяони словами: «Если человек болен…»,далее следует перечисление симптомов,а затем рекомендации по лечению. Завершаютзапись слова: «Он поправится».

Любопытныйобычай описывает Геродот: когда врачине знали, как помочь больному, еговыносили на рыночную площадь, и каждыйпрохожий был обязан дать совет.

ЗаконыХаммурапи.Определенным итогом развития политическоймысли стало оформление первыхписьменных сводов законов.Древнейшие законодательные памятникиотносятся к шумерскому периоду. Какцарь-законодатель вошел в мировуюисторию Хаммурапи, подчинивший властиВавилона все Двуречье (XVIII в. до н. э.).

ВПариже, в Лувре хранится черная мраморная«СтеллаХаммурапи».В ее верхней части – изображение самогоцаря, получающего от Бога символы власти,а в нижней – клинописью выбиты законы.Большое место среди них занимает долговоеправо – займы, проценты на долги, залог.

Денежной единицей тогда был талант(слово, которое, изменив смысл, вошло всовременные языки). Регулируются семейныеотношения: заключение брака, наказаниеза неверность, имущественные правасупругов, наследование, развод. Оговорено,что раб – полная собственность господина.

Суд вершили жрецы, они могли вызыватьсвидетелей, которые давали показания,принося клятву. Наказания поройпредусматривались жестокие, вплоть досмертной казни (отсечение головы,закапывание живьем в землю, сажание накол).

Очень сурово карался врач занеудачное лечение: «Если врач, делаякому-нибудь надрез бронзовым ножом,причинит смерть этому человеку или,снимая катаракту бронзовым ножом,повредит глаз этого человека, то емудолжно отсечь руку». Войско былорегулярным, за службу получали деньгии участок земли. Высшую власть воплощалцарь.

Сувеличением размеров государств,усложнялась и структура управления. ВАссирии, опять же впервые, возникаетчеткое деление на местные административныеединицы – сатрапии (потом его позаимствуетПерсия).

Приведеннаяхарактеристика не исчерпывает переченьдостижений в области науки, искусства,впервые появившихся у народов Междуречья,но и она дает представление о том высокомуровне, которого достигла здесь культура.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5922193/

Культура Древнего Востока

Культура Древнего Востока

Федеральное агентство по образованию

Московский институт

коммунального хозяйства и строительства

Кафедра Права и культурологии

Реферат

Тема: Культура Древнего Востока.

Студент:

Курс:

Форма обучения:

Руководитель:

Москва

2007 год

Со­дер­жа­ние

Введение. 3

1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 4

2.Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока. 7

3.Достижения и символы материальной и духовной культуры. 11

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Вве­де­ние

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству.

Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э.

, когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е.

до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.

Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества.

Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности.

Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.

1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.

Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок.

2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой.

Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие.

Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

Выжить на Востоке можно было лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.).

Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое.

Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения

Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека.

Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма.

В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Шумера, Китая.

Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Человек никогда не может смириться с тем, что возвышается над ним как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится хотя бы приручить, направляя в соответствующее себе русло.

Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому духу, который стремится найти достойный ответ и выразить его в формах культуры. Применительно к общественно-политической жизни Древнего Китая этот ответ попытался найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций — латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун».

За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев.

Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.

Конфуцианцы надеялись исчерпать человеческое сердце и гармонизировать жизнь с помощью ритуализированного этикета. Однако человеческое сердце неисчерпаемо, и путь его нельзя вычислить.

Поэтому не случайно, что одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры – даосизм (VI в. до н. э.).

Создатель нового учения — Лао-зцы — считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения — даосизм (иероглиф дао буквально переводится как «путь»).

Даосизм распространился по странам Юго-Восточной Азии и заложил смысловые основы нового отношения к жизни и нового искусства. Даосское учение давало человеку чувство свободы от деспотизма, однако прорыв в свободу здесь заканчивается растворением в другой необходимости — в вечном пути мировой жизни.

Но культура Древнего Востока породила и более радикальное учение – буддизм (VI в. до н. э.

), целью которого является стремление освободиться не только от власти общества, но и от власти природы и законов самой жизни.

Буддизм выразил себя в многообразных направлениях восточной философии, в искусстве, в различного рода боевых искусствах. Универсальность и гибкость буддизма позволили ему распространиться по всему миру.

2. Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии.

Источник: https://mirznanii.com/a/130157/kultura-drevnego-vostoka

Культурология, реферат по культурологии

Культура Древнего Востока
Тема: Культура Востока

Скачать бесплатно реферат по культурологии можно ЗДЕСЬ
Не могу скачать :о(
ВНИМАНИЕ!
Реферат по культурологии приводится здесь в сокращённом виде. Полную версию можно скачать бесплатно по указанной выше ссылке.

Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия.

На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Культура Запада и Востока – это не одно и то же, но и не враждебные культуры. Диалог культур Запада и Востока ведётся с незапамятных времён.

Культура Древнего Востока во многом определяется способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.

Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека.

Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В этом можно увидеть особенности культуры древнего Востока.

Культура и ее понимание на Востоке

Культуры цивилизаций Древнего Востока – наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, оставленным нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники.

На Востоке сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток “снисходительно”, сверху вниз, считая, что это – догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада.

Но такое состояние – результат развития за последние 3-4 века – краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад.

И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке – кто знает? По крайней мере, роль восточной культуры сейчас явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно.

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие “культуры” на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий “возделывание”, изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт.

Греческое слово “пайдейя” (от слова “паис” – ребёнок), также означает “преобразование”. А вот китайское слово (иероглиф) “вэнь”, аналогичное понятию “культура”, пиктографически восходит к начертанию символа “украшение”; “украшенный человек”. Отсюда основной смысл этого понятия – украшение, цвет, изящество, литература.

“Вэнь” противостоит “чжи” – нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Особенности восточной культуры

Основой письменной культуры Запада является алфавит – совокупность знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение.

Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д.

Они сообщают грамматический смысл целому – слову. За словом стоит понятие – форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия – не внешняя форма, а содержательная форма.

В Западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

В западной культуре цель науки – истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной – цель знания – выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности.

В западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: “истина – неистина”. В восточной культуре познание – средство нравственного совершенствования. Основной вопрос – соотношение добра и зла.

Таковы основные особенности восточной культуры.

Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе.

В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека.

Дело в том, что выжить на Востоке можно, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.).

Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так зарождались основы культуры.

Художественная культура Древнего Востока

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественная культура Древнего Востока вобрала в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная.

Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур.

Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

Заключение

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства.

Художественная культура Древнего Востока сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое.

Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и проч.

Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

Отсутствие завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние не понимали специфических задач искусства. Еще шумеры считали, что художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов.

Источник: http://av-mag.ru/referat/culture.htm

ovdmitjb

Add comment