Kievuz

Культура Древней Греции

Культура Греции

Культура Древней Греции
>> Страны >> Греция >> Культура Греции

Путешествуя по этой небольшой стране, вы откроете для себя спокойное величие античной культуры, поиски новой духовности византийского христианства, следы господства турецких чужеземцев.

Много тайн и легенд хранят исторические достопримечательности Греции, но и современность здесь не менее интересна.

Многочисленные фестивали современного искусства, открытость городских пространств экспериментальным проектам, искренняя любовь греков к своим традициям, которые органично вписываются в повседневную жизнь – все это привлекает в Грецию ценителей истории и культуры.

Древнюю Грецию недаром называют «колыбелью европейской цивилизации». Наследие греческой мифологии, философии, искусства транслировалось через века, став основой мировоззрения современного европейца.

Мы постоянно встречаемся с этим наследием в виде бесчисленных слов, пришедших к нам из греческого языка, деталей архитектуры, персонажей мифологии, «перекочевавших» в европейское и русское искусство.

Даже наш образ мышления, представления о разуме и логике – основу этому заложили древнегреческие философы.

«Три кита» культуры Древней Греции

Культура Греции в античный период (с III тысячелетия до н.э. по V век н.э.) была неоднородна и развивалась этапами, в зависимости от исторической ситуации.

Расцвет классического греческого искусства, когда было создано большинство из известных нам шедевров, пришелся на V и IV века до н.э. – «золотое время» греческих городов-полисов.

Но основные черты культуры Эллады (именно так называли свою страну греки) прослеживаются через всю историю: это особое отношение к мере, стремление к единству красоты души и тела и принцип состязательности.

«Меру во всем соблюдайте», «Ничего сверх меры» – эти изречения пришли к нам от эллинов через века. Под мерой греки понимали не усредненность, а достаточность, соразмерность, необходимую для достижения гармонии.

Мера была и нравственной категорией (как ее объяснял, например, Демокрит), и эстетической. В архитектуре была важна соразмерность человеку, величественные греческие храмы строились с учетом того, как они воспринимаются людьми.

Так был построен Парфенон, который, несмотря на вою мощь, не кажется тяжеловесным.

По мнению древних греков, идеальный человек должен быть прекрасен душой и телом. Слияние этих качеств описывает слово «калокагатия» (от гр. «прекрасное» и «доброе»). Принцип калокагатии проявился в развитой системе греческого образования.

Свободный гражданин Греции стремился развить в себе физические и духовные достоинства. Воспитание делилось на «гимнастическое» и «мусическое». Под первым понималось развитие физических способностей человека, его вершиной считалось участие в Олимпийских играх.

Под «мусическим» воспитанием понималось освоение различных наук и искусств, в том числе риторики.

Принцип калокагатии – один из основных в греческом искусстве. Торжество прекрасного человеческого тела и духа являют собой эллинские скульптуры. Работы самого известного древнегреческого скульптора Фидия и его учеников поражают совершенством формы и точностью исполнения.

Третий принцип, на котором базировалась древнегреческая культура – принцип состязательности, или агностики. Именно благодаря этой страсти греков выяснять, кто же лучший, появились Олимпийские игры. На время Олимпийских игр прекращались все внутренние войны.

Честная состязательность всегда была важнее войны, где не обойтись без хитрости и обмана. Победители игр чествовались не меньше полководцев, им воздвигались статуи и слагались оды в их честь. Сегодня вы можете посетить раскопки древней Олимпии – места зарождения и проведения игр.

Огромный стадион, рассчитанный на 20000 зрителей, поражает воображение!

Мифология Древней Греции

Мифология Эллады – это мифология мореплавателей и торговцев, которые к тому же были неустрашимыми воинами и смекалистыми изобретателями. Греки поклонялись многочисленным божествам, которые властвовали над стихиями и господствовали в той или иной местности.

По представлениям греков, главные боги обитали на горе Олимп. Именно об олимпийских богах мы знаем больше всего легенд, перешедших из мифологии в литературу.

Громовержец Зевс, покровитель искусств Аполлон, прекрасная богиня любви Афродита, мудрая воительница Афина, бог виноделия Дионис, грозный бог войны Арес – все они стали олицетворением определенных природных явлений и человеческих качеств.

Помимо традиционных для всех древних культур богов – плодородия, любви, войны, солнца и др., – в греческом пантеоне видное место занимали бог моря Посейдон и бог торговли Гермес, который был посредником между богами и людьми.

Боги Эллады – это не всемогущие существа, от которых произошло всё сущее. Их главное отличие от людей – бессмертие. Они совершенны физически и им подвластны стихии, но при этом они подвержены тем же эмоциям, что и смертные.

Они страдают, радуются, завидуют, влюбляются, часто впутывая в свои дела людей. Люди, в свою очередь, бросают вызов богам своей красотой и умом.

Например, все мы знаем отважного Одиссея, который в своем путешествии не раз обводил всех вокруг пальца.

По представлениям греков, над богами и над людьми одинаково господствует непреодолимый Рок. Боги, как и люди, не могут изменить то, что предначертано судьбой. Значимость предсказаний в Древней Греции велика, как в любой другой древней культуре.

Об этом свидетельствует и тот факт, что одним из самых богатых древнегреческих городов были Дельфы, где жрицы Аполлона предсказывали судьбу полководцам и царям, приезжавшим сюда с роскошными дарами.

В древнегреческих мифах к предсказаниям вынуждены прибегать даже боги, и существует множество историй о том, как они безуспешно пытаются «обмануть» судьбу.

От любовного союза бога и человека рождаются герои – важные персонажи древнегреческих мифов. Геракл, завоевавший мировую известность, тоже был героем – сыном Зевса и земной женщины Алкмены.

Возможно, в этом и кроется секрет популярности древнегреческой мифологии: боги и люди действуют в мифах почти на равных, и это дает плодородную почву для размышлений о значимости человеческой воли.

Нужно отметить, что греки не обожествляли своих правителей, и те могли использовать в качестве аргументов только свои личные качества и заслуги.

В отличие от древних культур Востока, в Элладе не сложилось деспотичной монархии и влиятельного жречества, которые «подминали» бы под себя политическую и духовную жизнь.

Именно в Элладе возникла такая форма общественной жизни, как полисы – объединения частных землевладельцев и ремесленников, в которых использовались разные формы правления. Города-полисы породили и передали следующим эпохам практический опыт демократии.

Конечно, демократия в рабовладельческой Древней Греции и то, что мы сейчас понимаем под этим словом – не одно и то же. Но само представление о том, что власть может принадлежать не богам и их избранникам, а свободным гражданам – это эллинское изобретение.

Самым могущественным демократическим полисом были Афины. Время расцвета афинской демократии приходится на правление Перикла – знаменитого оратора и полководца. Именно в V в. до н.э. были заложены храмы афинского Акрополя, ставшего символом Греции на все времена.

В современных Афинах вы можете прогуляться по Древней Агоре – главной торговой площади, на которой происходили важные общественные и политические события древней истории.

В местном музее вам продемонстрируют экспонаты, свидетельствующие о становлении греческой демократии и о насыщенной жизни улиц древнего города.

>> Страны >> Греция >> Культура Греции

Источник: http://BBplus.travel/country/greece/culture

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  1. Эгейский период (2800-1100 до н.э.) — крито-микенская культура.
  2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) — распад родоплеменного общества.
  3. Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) — становление рабовладельческих государств — полисов.
  4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет полисов.
  5. Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

Крито-микенская культура

Центрами крито-микенской культуры считались остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков.

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика.

Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Эгейский период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды.

Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!  Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы.

Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью.

Таким образом, культура Древней Греции зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев.

Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э.

начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом.

Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство.

Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 — 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры.

Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности.

К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников.

Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни».

В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности — натурфилософия.

Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.

) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Несмотря на то, что архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания — греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Культура классического периода

Классический период истории Древней Греции продлился от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э. Это расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) подарило человечеству такие имена как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.

Внешнее проявление внутренней свободы греков — их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.).

Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными.

Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей».

Для греков человек — олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев.

Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. — поздняя классика, — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе.

Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть.

Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн.

задача искусства V в. до н.э. его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе.

Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства.

Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод.

«Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Культура эпохи эллинизма

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли.

Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов.

Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур.

Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, заложивший основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире.

Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни).

Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)

В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство.

Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон.

Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний.

Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Принято считать, что греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

Вернуться рубрики Древняя Греция

Источник: http://www.mysterylife.ru/drevnyaya-greciya/kultura-drevnej-grecii.html

Культурные ценности древних греков

Такие ценности, как истина, красота и добро, находившиеся в тесном единстве, определяли образ жизни древних греков. Однако понятие меры имело для эллинов не меньшее значение. Эта черта проявлялась во всем, например, в архитектуре, где греки не создавали гигантских сооружений, подобно египтянам, их постройки не подавляли человека, были соразмерны возможностям человеческого восприятия.

Продуманная система образования и воспитания в Элладе, включавшая два направления – гимнастического и гуманитарного – обеспечивала формирование гармонически развитого, человека, прекрасного душой и телом. Цель первого – физическое совершенство, второе было направлено на обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, выработку умения красиво говорить, вести диалог и спор.

Духовная древнегреческая культура

  • Во всех областях духовной культуры греки положили начало их современным формам. Греческое слово «философия» используется почти во всех языках, а имена Сократа, Платона и Аристотеля знакомы каждому. Создавая современную философию, греки отделили религию от мифологии и стали объяснять мир, не обращаясь к помощи богов.

    И такой переход к философскому пониманию мира знаменовал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума.

  • Евклид, Архимед и Пифагор явились основателями математики и основных математических дисциплин. В астрономии первым высказал идею о том, что Земля движется вокруг неподвижного Солнца Аристарх Самосский.

    Современная клиническая медицина была основана Гиппократом, а отцом истории называют Геродота.

  • Большинство видов и жанров современного искусства также появились в Древней Элладе. Это относится как к архитектуре, в которой греки достигли очень высокого уровня, так и к литературе, где в эпосе и поэзии они достигли необычайных высот.

    Например, греческие трагедии и сегодня входят в репертуар многих театров мира.

  • Наконец, своеобразна была религия эллинов.

    Если вначале многообразие греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным, то со временем на божественном Олимпе утвердились боги третьего поколения, и между ними устанавливается определенная иерархия, в которой Зевс, владыка неба, грома и молнии, признается верховным божеством.

    Особое место среди небожителей занимает богиня мудрости Афина, символом которой выступает сова. Среди других персонажей Олимпа греки особо выделяли Аполлона – покровителя искусств, его сестру Артемиду – богиню охоты, Нику – богиню победы, Афродиту – богиню любви и красоты, и Гермеса – бога торговли и материального достатка.

Замечание 2

Греки считали, что миром правят естественные законы, поэтому в их религиозных представлениях не было идеи о могуществе богов; греческие боги были скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

Боги были бессмертны, и в этом их главное отличие от людей, а в остальном мир богов был похож на мир людей. Конечно, греки верили своим богам, возводили им храмы, приносили жертвы, но трепета и слепого поклонения по отношению к ним не испытывали. Более того, они позволяли себе осуждать и критиковать их и даже бросать им вызов.

Замечание 3

Вообще, как и вся греческая культура, мифология древних греков прославляла, прежде всего, человека, а не небожителей. В этом плане знаменательны слова Софокла:

«В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего».

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_drevney_grecii/

ovdmitjb

Add comment