Kievuz

Содержание

Культура Китая: уникальность и неповторимость в каждой черте

Культура Китая

История Поднебесной насчитывает не одну тысячу лет, поэтому немудрено, что за все время существования этой страны сформировалась удивительная культура, которая так сильно отличается от путей развития других государств.

Свою роль в создании этой уникальности сыграл тот факт, что Китай долгое время находился в изоляции, практически не пересекаясь с западными странами и не перенимая у них культурные ценности.

Кроме того, активнее насаждение коммунистической идеологии также не могло не повлиять на развитие цивилизации Поднебесной. Итак, какая же она — культура Китая?

Архитектура Поднебесной: пагоды и дворцы из дерева

Китайские строения сложно спутать с какими бы то ни было другими. Такие характерные особенности, как двусторонняя симметрия, наличие внутренних двориков, протяженность вширь, соблюдение строгой иерархии в расположении помещений, а также декоративная отделка стен и крыш — все это делает архитектуру Китая узнаваемой и неподражаемой.

Несмотря на то, что в последнее время в Поднебесной активно возводятся строения, имеющие западный типаж, традиционная китайская архитектура по-прежнему не утрачивает своей актуальности. Доказательство тому — многочисленные храмы, пагоды и дворцы, которые соседствуют с выполненными из бетона и стекла высотными домами.

Как мы уже сказали, китайские постройки обязательно имеют двустороннюю симметрию — она должна символизировать гармонию, равновесие и баланс. Интересно, что в отличие от западных домов, китайские строения вытянуты не вверх, а вширь.

Это дает возможность использовать всю отведенную для постройки площадь, расположив внутри построек зеленые дворики, отдельные корпуса и крытые галереи-переходы.

Их расположение обычно подчинено строгой иерархии — наиболее значимые корпуса располагаются по центральной оси, тогда как менее значимые находятся с краю.

Соблюдение требований фэн-шуя — еще одна характерная особенность китайских строений. Так, большинство из них располагается к воде передней частью, а к возвышенностям — задней.

Что касается материала традиционных построек, то в особом почете здесь всегда было дерево — именно из него возводились почти все постройки, тогда как каменные дома были большой редкостью.

Обращают на себя внимание крыши китайских построек — большая часть из них имеет ступенчатую структуру с меняющимся уровнем наклона. Храмы и дворцы обычно имеют плавные крыши с несколько приподнятыми уголками, которые кроются черепицей и украшаются керамическими или деревянными фигурами.

Китайские картины

В традиционной культуре Китая важное место отводится живописи, которая поражает любого западного человека своей тонкой организацией и сложной эмоциональной составляющей.

Этот вид искусства являлся важным компонентом культуры древнего и средневекового Китая, и не теряет своей актуальности и по сей день, органично переплетаясь с современным западным изобразительным искусством и не теряя при этом своей самобытности.

Интересно, что в императорский период профессиональных живописцев здесь практически не было — рисованием занимались чиновники и аристократия. Наибольшего расцвета китайская живопись достигла во времена династий Тан и Сун.

Отличительная черта художественной культуры Китая состоит в том, что картины представляют собой свитки, выполненные на шелке, бумаге или пластинах бамбука, которые вешались на стену. Многие из них дополнялись несколькими стихотворными строками, которые отражали внутреннее состояние автора картины.

Самый распространенный мотив китайской живописи — это горные и речные пейзажи, изображения цветов и бамбука, птиц и животных, а также портретная живопись. Наряду с полноцветными изображениями важное место занимало использование туши.

Графика и каллиграфия считаются в Китае неотделимыми от живописи. Искусство красивого написания иероглифов здесь в большом почете.

Литературное наследие

История литературы Китая уходит своими корнями в седую древность — первые найденные археологами тексты датируются эпохой династии Шан.

Ведущее место в культуре Поднебесной традиционно занимает историография и этико-философские трактаты, тогда как художественной литературе отводится второстепенная роль.

Классикой считаются сборники конфуцианских идей, нашедшие воплощение в Тринадцатикнижии, Пятикнижии и Четверокнижии. Династийные хроники также признаны основополагающими в формировании китайской литературы.

Нельзя обойти вниманием китайскую поэзию, которая по праву считается одной из наидревнейших в мире. Вплоть до ХХ века она не испытывала на себе западного влияния, что позволило сформировать четыре уникальных направления — фу, цы, ши и цюй.

Развлекательные романы — жанр литературы, ставший особо популярным в период династии Мин. Наиболее значимые из них — это «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Речные заводи».

Музыка

Как и другие отрасли художественной культуры Китая, история музыки Поднебесной насчитывает несколько тысячелетий.

Так, например, бамбуковая флейта считается одним из самых древних инструментов мира.

Несложно догадаться, что вплоть до ХХ столетия музыка Китая практически никак не пересекалась с западной музыкальной традицией, однако тесно переплеталась со средневосточной, центрально- и южноазиатской.

Все китайские философские и религиозные учения уделяли музыке большое внимание. Согласно конфуцианству, это ответвление культуры имело космологическую природу, а также было тесно связано с обществом и политикой.

По мнению последователей даосизма, музыка должна была выступать как следствие психоэмоциональных реакций человека и способствовать его соединению с окружающим миром.

Ну а китайские буддисты обращали внимание на мистическую основу музыки, которое должно было способствовать в постижении человеком бытия.

Традиционная китайская музыка обычно исполняется сольно или же небольшими ансамблями. Инструмента изготавливаются из бамбука, дерева, металла, шелка, тыквы, камня и глины.

Вышивка

Этот вид прикладного искусства занимает важное место в культурном наследии Китая и насчитывает не одну тысячу лет. Наиболее ранние примеры вышивки, найденные археологами, относятся к периоду династии Чжоу — это были предметы ритуальной одежды.

Бурное развитие вышивки приходится на время правления династии Хань. Именно в этот период происходит формирование четырех основных направлений данного типа декоративно-прикладного искусства — Сян, Юэ, Шу и Су.

Китайская вышивка отличается необыкновенной нежностью и тонкостью работы и обязательно выполняется шелковыми нитками. Интересно, что первоначально ею занимались мужчины, а не женщины.

Роспись по ткани: искусство батика в Китае

В культурном наследии Поднебесной важное место занимает такой вид прикладного искусства, как рисунки, выполненные на ткани вручную.

Это направление имеет долгую историю, так как считается, что уже во времена династий Цинь и Хань искусство батика имело место. Однако только в период династии Тан батик получил широкое распространение.

Украшенные росписью ткани вывозились в это время в Европейские страны по великому шелковому пути.

Китайская кухня

Для китайцев гастрономия имеет особое значение: есть на ходу или совмещать еду с просмотром телевизора считается неприемлемым. Кухня Китая очень разная и зависит от местности.

  • Кантонская кухня. Она славится своими легкими закусками и мясными блюдами. В пищу здесь употребляется большинство видов местного мяса, кроме козлятины и баранины. Самое известное блюдо — димсан, то есть особый вид небольших закусок.
  • Сычуаньская кухня — превалирует пряность и острота, которые достигаются благодаря использованию местных сортов перца, орехов, женьшеня, кунжута, чеснока и так далее.
  • Аньхойская кухня знаменита блюдом из бамбука и грибов. В ней много овощей и трав.
  • Шаньдунская кухня. Здесь правят бал морепродукты и злаковые.
  • Фуцзяньская тесно переплетается с японской. Особое место при приготовлении блюд здесь занимает способ нарезки ингредиентов.
  • Кухня Цзянсу прославлена далеко за границами Китая. Отличается особой тщательностью в подборе ингредиентов, за счет чего блюда получаются очень нежными.
  • Хунаньская — знаменита активным использованием копченостей, а также вяленых продуктов. Блюда в основном острые.
  • Чжэцзянская кухня представлена нежными блюдами, имеющими умеренные ароматы.

Что касается основных ингредиентов, то самое важное место занимает рис, который употребляется в варенном и жареном виде. Также из этого злака готовят лапшу, лепешки и другие блюда. Употребление сои также играет важную роль. Из нее готовится традиционный сыр тофу, а также соевое молоко, паста, масло и уксус.

Не игнорируют китайцы и овощи и зелень — пекинская капуста, сельдерей, горький огурец, проростки бобов, листья горчицы и кресс-салат занимают свою нишу в китайской кухне. Что касается мяса, то практически все его виды идут в пищу.

Важная роль отводится также приправам, среди которых имбирь, гвоздика, кунжутное масло, укроп, бадьян.

Китай — таинственная и не до конца постижимая для западного человека страна. Ее богатая культура доказывает это в полной мере.

Источник: http://chinaed.ru/strana/kultura-kitaya.html

Культура Китая – ARRIVO

Культура Китая

Культура Китая – одна из самых старейших и загадочных культур в мире. Именно Китай стал родиной таких философских учений как даосизм и конфуцианство. Конфуцианское мировоззрение на протяжении столетий оставалось официальной идеологией Китая.

Влияние на культуру Китая оказали и многочисленные соседи, например, из Индии в Китай попал буддизм.

Китайская культура долгое время была эталоном для подражания среди соседних государств. Япония, Корея, Вьетнам и многие другие государства переняли китайские традиции и обычаи.

Китайская живопись и поэзия наполнены глубоким смыслом. Живописные полотна китайских мастеров поражают техникой исполнения и красками.

Китайцы трудолюбивы и упорны, исполнительны и находчивы. Китай стал местом великих открытий, именно в Китае были изобретены компас и порох. Китайские путешественники открыли «Великий шелковый путь», достигли берегов Африки, плавали в Индию, Тайланд, Японию.

Китай фото – китайский театр Китай фото – азиатский дракон

Искусство Китая

Искусство Китая – это удивительное переплетение верований, традиций и эпох. Даже если взглянуть на работы современных китайских художников, в них можно разглядеть мотивы древних пагод, каллиграфии, чайной культуры. Подробнее о чайной церемонии можно узнать в разделе Китайская кухня.

Искусство Китая – Каллиграфия

Китай фото – мастер каллиграфии Китай фото – каллиграфия

Одним из ярчайших символов Китая стала каллиграфия. Это ярчайшее проявление культуры Китая зародилось еще в древности и стало уникальным направлением в искусстве.

По своей наполненности китайская каллиграфия сопоставима с живописью и музыкой, передавая через написание иероглифов гармонию и ритм Востока.

В древнем Китае каллиграфию называли «первой среди художеств», ведь настоящий Мастер каллиграфии вкладывал в свое творение частичку своей души и все свое мастерство.

Для того чтобы воспринимать каллиграфию как искусство, очень важно умение чувствовать, видеть и, конечно, сопереживать. Все иероглифы, используемые в каллиграфии, имеют глубокий философский подтекст. Большое влияние каллиграфия оказала на китайскую поэзию.

Особое значение имеют смысл написанного и манера письма, линии, их направленность и динамичность.

Боевые искусства в Китае

Китай фото – представление с ушу Китай фото – бойцы ушу

Боевые искусства Китая занимают важное место в китайской культуре. Традиционные единоборства в современном Китае стали отличной заменой гимнастике, а наиболее знаменитые вошли в разряд китайских культурных ценностей.

Наибольшую известность среди китайских боевых искусств приобрело ушу. Ушу – это собирательное название боевых искусств, распространенных в Китае.

Зародилось ушу в монастыре Шаолинь. По легенде отцом-основателем ушу стал индийский монах Бодхихарма, просидевший в пещере 9 лет и использовавший особый комплекс занятий, состоявший из молчаливого созерцания и физических упражнений.

Современное ушу стало видом единоборств, на основе которого появились различные виды гимнастики и физических упражнений. На основе ушу разработаны различные виды спортивных единоборств, ставшие популярными не только в Китае, но и за рубежом.

Танец льва и танец дракона

Танец льва и танец дракона – традиционные китайские танцы. Исполняются они во время фестивалей и праздников, ключевым из которых является Китайский Новый год.

Танец льва – видео

Танец дракона – видео

Мао Цзэдун и культура Китая

Большое влияние на культуру Китая оказал приход к власти коммунистического правительства. Были проведены многие важные реформы, например, реформа языка, что позволило еще больше сплотить китайский народ.

Весомый вклад в построение нового общества в Китае внес Мао Цзэдун – политический лидер Китая, привнесший дух единства, осознания себя нацией. Несмотря на определенные просчеты и ошибки, допущенные в период правления Мао Цзэдуна, он и по сей день остается почитаемым в Китае человеком.

В музеях Китая, на улицах, в небольших магазинчиках вы сможете увидеть китайские национальные костюмы, которые продолжают пользоваться популярностью среди населения.

Национальные особенности Китая

Китайцы – один из самых сложных для понимания народов, который строго чтит свои традиции, обычаи, обряды. Однако если соблюдать основные правила поведения, можно почувствовать, что жизнь в Китае гораздо приятнее и легче, чем во многих других странах мира.

Жителей Китая характеризуют такие качества как трудолюбие, терпение, патриотизм, вежливость, идеальное знание этикета. 

Национальные особенности Китая выражаются в поведении и поступках его жителей. Для китайцев характерна учтивость и вежливость, они не слишком проявляют эмоции и умеют сдержанно реагировать на события.

При встрече с китайцем достаточно легкого рукопожатия и кивка. Однако китайцы отнюдь не замкнуты, а весьма общительны и удовольствием вступят в диалог. 

Считается, что скромность – одно из ключевых качеств жителя Китая. Им очень приятна похвала, однако отреагировать на нее китайцы могут сдержанно и даже сухо.

Национальные особенности Китая также выражаются в местной кухне. В каждом из китайских провинций есть свои особенные блюда, однако главным продуктом в Китае традиционно служит рис. Любая трапеза обязательно начинается с чашечки зеленого чая.

Источник: http://www.arrivo.ru/kitaiy/kultura-kitaya.html

Культура Китая

Культура Китая

На протяжении многих веков Китай оставался непонятной и загадочной для западного человека страной. Долгое время местные жители ревностно оберегали свою культуру от посягательств «белых варваров».

В XIX веке европейские колонизаторы разрушили самоизоляцию Китая. Бесценные знания, накопленные в течение тысячелетий, удивительные изделия китайских мастеров и литература стали достоянием всего мира.

Однако Поднебесная хранит ещё немало тайн и духовных сокровищ.

Особенности формирования китайской культуры

Китайская культура складывалась под влиянием целого ряда факторов, сделавших её уникальной и отличной от привычных европейцу культурных форм и традиций. К таким факторам относятся:

  • Долгая самоизоляция Китая и защита культуры от внешнего влияния;
  • Консерватизм китайцев и их глубокое уважение к традициям предков;
  • Влияние на культуру таких религий как буддизм и даосизм;
  • Конфуцианские идеалы;
  • Смешение культурных традиций множества народностей, проживающих на территории Китая;
  • Отношения с соседними государствами и географическое положение.

Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре

Китайская культура зиждется на ряде мифологических, религиозных и философских концепций, нашедших отражение в художественном творчестве и духовной жизни китайцев. Наиболее ярко в китайской культуре проявляются:

  • Космологические представления, согласно которым Китай является центром мира, исключительной Поднебесной страной среди варварства народов.
  • Развитая числовая символика, выразившаяся в архитектурных, живописных и даже литературных традициях.
  • Чёткая общественная иерархия, почитание императора как сына Неба и посредника между людьми и богами. Идеи государственности и культа императора пронизывают не только общественную мысль и политическую философию древнего Китая, но и выражаются в особенностях дворцовой и храмовой архитектуры, а также живописи.
  • Культ солнца, солярные мотивы в живописи и архитектуре.
  • Подражание природе как главному источнику гармонии в мире.

Наука

Древний Китай быстро стал одним из главных мировых центров науки и  философии. Высокому развитию науки в Китае способствовала её плотная связь с практикой. Научные трактаты носили прикладной характер и были руководствами для агрономов, моряков, чиновников, лекарей и т. д.

Основной упор делался на точные и естественные науки. Помимо практической необходимости, этому способствовали религиозные и философские воззрения китайцев, вдохновлявшихся природой и уделявших большое внимание числовой символике.

В Китае была весьма высоко развита астрономия, сформировавшаяся на основе простых наблюдений за небесными светилами. Результаты наблюдений позволили создать календарь и разработать правила морской навигации.

Китайские мыслители создали одну из первых геоцентрических систем в мире. Они полагали, что вселенная подобна яйцу, где желтком является земля, а скорлупой — небосвод. Китайские астрономы выделили 28 созвездий, а также ещё в I в. до н. э.

начали изучать пятна на солнце.

Для изучения окружающего мира, строительства и навигации древнекитайским исследователям требовались некоторые устройства. Так были созданы компас, первый небесный глобус и первый сейсмограф.

Особенности конструирования старинных дворцов, акведуков и храмов свидетельствуют о высочайшем уровне инженерного дела в Китае. Местные строители были хорошо знакомы с основами физики, геометрии и алгебры. Также в Китае была хорошо развита металлургия. Здесь очень рано были получены железо и бронза. Кроме того, китайские мастера одними из первых в мире сумели получить чугун и сталь.

Также в Китае зародилась такая наука как почвоведение. Китайские агрономы ввели классификацию почв и определили оптимальные сроки основных агрокультурных мероприятий. Для того чтобы добиться наибольшей урожайности с древнейших времён в Китае создавались сложные ирригационные каналы и системы орошения.

Китайцы считались и одними из лучших врачей древнего мира. До наших дней дошло множество трактатов, описывающих различные болезни, способы их лечения, свойства некоторых трав и правила создания лекарств.

Местные лекари часто рекомендовали больным соблюдение диеты, лечебную гимнастику и могли применять иглоукалывание. Наиболее талантливые врачи уже в III веке могли успешно проводить полостные операции.

Литература

Как и у большинства других народов, одними из первых литературных жанров в Китае стали эпические поэмы, оды, культовые песни, а также подвергшиеся переработке народные песни.

Долгое время авторы этих произведений не соблюдали каких-либо правил стихосложения. Но к VII веку сформировалась классическая китайская поэзия, требовавшая соблюдения определённых стихотворных форм и рифмы.

Одновременно изменилась и тематика произведений, авторы всё чаще обращались к собственным эмоциям и переживаниям.

Поэтическое наследие древнего и средневекового Китая очень велико. Для удобства исследователи поделили китайскую поэзию на несколько групп:

  • Панегирики — официальная поэзия, прославлявшая государство и императора;
  • Поэзия, в которой излагались основные устои конфуцианства. Авторы, работавшие в данном ключе, часто рассуждали о социально-политической обстановке в стране, войнах и истории. Часто такая поэзия выражала оппозиционные идеи;
  • Любовная лирика;
  • Поэзия на философские и религиозные темы;
  • Пейзажная лирика;
  • Стихи-иносказания, рассказывающие какие-либо притчи.

Китайская художественная проза была представлена преимущественно сочинениями философов конфуцианской школы. Литература, представляющая собой аналог современной беллетристики, не пользовалась почётом среди представителей высших слоёв общества.

По их мнению, она должна была удовлетворять запросам самых невзыскательных читателей или играть роль простого досуга. Беллетристика той эпохи включала в себя фольклорные сказания, притчи, авантюрные или комические истории, исторические рассказы.

Живопись

Наиболее популярным жанром в китайской живописи является пейзаж. Природа почиталась во многих древнекитайских философских и религиозных учениях. Бег волн, величественные горы, растения, умирающие осенью и возрождающиеся весной, были для китайцев воплощениями бесконечного круговорота жизни и вечности.

Кроме того, природа стала неким эстетическим идеалом и примером для подражания. Ключевыми художественными образами в китайском искусстве стали вода, гора и дерево. Эти объекты, так или иначе, встречаются практически на всех образцах древнекитайской живописи.

Вода символизировала космический поток Дао; гора — незыблемость; а дерево олицетворяло мифическое Древо жизни и постоянное обновление природы.

Природа выступает главным персонажем на многих древнекитайских картинах. Изображения людей, животных, построек или каких-либо предметов, как правило, несколько теряются на фоне величественных пейзажей и играют вспомогательную роль.

Другими распространёнными сюжетами китайской живописи были бытовые зарисовки (жизнь буддийского монастыря, крестьяне за работой, придворные дамы, городские улицы и их обитатели), а также изображения божеств и демонов.

Около VII века в Китае развился новый живописный жанр — парадный портрет. Такие портреты были довольно условны и не передавали каких-либо индивидуальных или психологических черт изображённого человека.

Лица персонажей вырисовывались нарочито беспристрастными, а основной акцент делался на символах, передающих информацию о должности и положении героя картины, — одежде, головном уборе, письменных принадлежностях и т. д.

Сам стиль рисования в Китае резко отличался от европейских художественных традиций. Изображения наносились на шёлк или тонко выделанную кожу. Большая часть изображений выполнялась тонкими, аккуратными линиями, что придавало законченному рисунку некоторую воздушность и хрупкость.

Готовые картины не вставляли в рамы, а хранили в виде свитков или вешали на стены без обрамления.

Художественная роспись часто использовалась для украшения фарфоровых изделий. Обычно на посуде изображались растения, птицы и животные. Краски для росписи фарфора готовили из минералов, а для того, чтобы рисунок не стирался со временем, его наносили до момента покрытия изделия глазурью.

Особым живописным жанром в Китае считается каллиграфия.

Человек, желающий овладеть этим искусством, должен научиться не просто различать и воспроизводить иероглифы, но и контролировать силу и скорость движений кистью.

Занятие каллиграфией — это своеобразная форма медитации. Считалось, что наносящий на бумагу иероглифы художник должен прибывать в особом состоянии сознания, очистив свои мысли от суеты и дурных помыслов.

Зодчество

Согласно представлениям древних китайцев, строительство — это один из способов противостоять хаосу и злым духам, желающим навредить человеку. Возведение любого здания, будь то дворец, храм или хозяйственная постройка, воссоздаёт в миниатюре процесс сотворения мира.

Строительство императорских дворцов должно было отражать идею главенства императора и его связь с небесным божеством. Кроме того, дворцы показывали могущество и власть своего обитателя.

Поэтому каждая новая династия старалась создать как можно больше роскошных зданий.

В этом плане даже Великая китайская стена имела не только практическую (защита от кочевников), но и репрезентативную функцию, показывая богатство и величие своего заказчика.

Несмотря на то, что в Китае не так много земли, подходящей под постройки, здесь долгое время почти не строили многоэтажных зданий. Исключение составляли лишь дозорные или надвратные башни, а также пагоды. Это связано с сейсмической активностью в данном регионе: чем больше этажей, тем менее устойчиво и небезопасно здание.

Подавляющее большинство китайских архитектурных комплексов имеет квадратную или прямоугольную форму и ориентировано по сторонам света. Древнекитайский зодчий во время проектирования ориентировался на числовую символику. Поэтому в китайских храмах и дворцах всегда чётко определённое количество колонн, окон, дверных проёмов и т. д.

Основные традиции китайского зодчества были заложены в XV-X вв. до н. э. Здания строились на небольшом глиняном возвышении, на котором устанавливался каркас из колонн. Крыши были преимущественно двускатными с загнутыми углами. Такая крыша обеспечивала хорошую вентиляцию и позволяла стекать дождевой воде.

Немного позже придавать углам изогнутую форму стали не из практических, а из магических соображений. По представлениям местных жителей, злых духи перемещаются только по прямой линии и поэтому не смогут попасть в дом с такой причудливой крышей.

В качестве строительного материала китайцы, как правило, использовали дерево.

Наиболее распространённой разновидностью храмовой постройки в Китае является пагода — многоярусное, вытянутое вверх здание. Форма этих строений была позаимствована китайцами из соседней Индии.

Пагоды возводились представителями самых разных конфессий — буддистами, даосами, индуистами.

Архитектура пагоды символизирует бесконечное повторение цикла «смерть-возрождение», а также космологическую триаду — Земля, Небо, Мировая Ось.

Свои строения китайские зодчие, как правило, украшали зооморфными фигурами — преимущественно, драконами и птицами. При этом каждое изображение занимало своё место в зависимости от стороны света.

К наиболее известным образцам китайского зодчества, помимо Великой китайской стены, относятся:

  • Запретный город — дворцовый комплекс в центре Пекина;
  • Горное убежище от летнего зноя — летняя резиденция китайских императоров;
  • Дворец Потала в Тибетском автономном районе;
  • Храм Неба в Пекине;
  • Пагода Баочу.

Театр

Китайский театр вырос из религиозных мистерий-карнавалов. Карнавальные традиции существовали не только в Китае, но и по всему миру.

Во время религиозных праздников люди надевали костюмы и маски, превращаясь в животных, богов или демонов. На карнавалах часто разыгрывались сценки, изображающие какие-либо мифологические сюжеты.

Со временем небольшие театрализованные постановки стали устраиваться во дворцах.

Первые светские театры в Китае стали появляться ещё при династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На специальных аренах разыгрывались представления с участием шутов, акробатов и фокусников.

Однако полноценная драматургия, позволившая разыгрывать настоящие театральные постановки, возникла только в XIII веке.

Исследователи выделяют в традиционном китайском театральном искусстве две разновидности:

  • «Южную драму», включающую исконно китайские культурные элементы. Она могла иметь самую разную структуру, а вокальные партии во время постановки могли исполнять все персонажи пьесы.
  • «Северную драму», элементы которой были позаимствованы из Индии и Персии. Пьесы, созданные в рамках данной традиции, всегда имели чёткую структуру, а вокальные партии во время спектакля могли исполнять только главные персонажи.

Традиционный китайский театр — синтетический вид искусства, сочетающий музыку, пение, танец и поэзию.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/kultura-kitaya/

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии.

В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид.

Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Дворец Высшей Чистоты

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков. Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями.

Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение – защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь.

Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги – в передней, у входа. Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй.

В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны.

Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру. Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям.

Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей.

Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже – из камня.

Живопись и каллиграфия

«Зимнее озеро»

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники. Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге.

Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта.

Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане. При династии Мин в моду вошли картины-повествования.

С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Статуя в Шаолине

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений.

Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок – свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю. Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны.

Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически – две недели и больше. Важный государственный праздник – день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями».

Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину.

Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

Источник: https://infokitai.com/kultura-kitaya.html

Культура Древнего Китая (стр. 1 из 2)

Культура Китая

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

1. Уникальность китайской культуры…………………………………………………… 4

2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре…………………………………………………………………………….. 7

3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 10

Заключение………………………………………………………………………………………. 12

Литература………………………………………………………………………………………. 13

Введение

Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности.

Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э.

, на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая.

Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее, соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной – не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

Наряду с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.).

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

1. Уникальность китайской культуры

Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ.

Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины.

Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов “Шицзин”.

Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления.

В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана — первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в “Шицзин”, вполне оформляется в конфуцианстве.

Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох.

Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике – пушки и стремена.

Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера.

Китайские строители прославились грандиозными сооружениями – Великой китайской стеной (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом.

Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5—8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов.

В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.

Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название — «китайские церемонии».

Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства.

Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ.

Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями.

Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо.

Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре

Имя Конфуций (551-479 до н.э.) – латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.

Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца.

Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению “Книги истории”(Шу цзина), “Книги стихов”(Ши цзина), “Книги перемен”(И цзина), “Весны и осени”(Чунь-цу), “Книги о ритуалах”(Ли цзи), “Книги и музыке”(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

Его идеалом есть высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.

Источник: https://mirznanii.com/a/130186/kultura-drevnego-kitaya

ovdmitjb

Add comment