Kievuz

Курс лекций Философия права

Читать онлайн Философия права. Курс лекций страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Курс лекций Философия права

Данное учебное пособие написано на базе новейших достижений современной западной философии права.

Впервые на русском языке анализируются работы крупнейшего правоведа XX в. Г. Харта, ведущих современных теоретиков философии права Р. Дворкина, Дж. Финниса, Л. Фуллера, Дж. Ролза и др.

Рассмотрены ключевые темы, проблемы и направления классической и современной философии права: сущность права, соотношение права и морали, обоснование правовых обязанностей, проблемы преступления и наказания и др.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических и философских факультетов вузов.

ОТ АВТОРА 1

Тема I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА? 1

Тема II. СУЩНОСТЬ ПРАВА 2

Тема III. ВЛАСТЬ ЗАКОНА 19

Тема IV. ПРЕДЕЛЫ ПРАВА 32

Тема V. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ 36

Тема VI. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

ЛИТЕРАТУРА 44

Примечания 44

Рекомендовано к печати

Кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Ю. П. Ивонин

доктор философских наук, профессор В. П. Фофанов

ОТ АВТОРА

Данное учебное пособие задумывалось в ходе работы автора на семинаре по философии права, руководимом известным специалистом по теории прав человека Р. Мартином в университете Канзаса (the University of Kansas, США).

Семинарские занятия, посвященные в основном изучению новейшей англо-американской философии права, позволили убедиться в удивительном богатстве, многообразии и глубине современной философии права. Это тем более поразительно, что большую часть XX века, до 1960-х годов, западная философия права находилась в состоянии застоя и упадка.

В последние же десятилетия она бурно развивается: публикуется огромное количество работ и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.

Во времена Советского Союза философия права из идеологических соображений не признавалась и не преподавалась в высших учебных заведениях, что, конечно же, нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России. В последние годы философия права возрождается и в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине .

Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества все еще сказываются.

Многие проблемы, концепции, даже целые научные школы и направления все еще плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе.

С некоторыми из достижений современной философии права мы хотели познакомить российского читателя в данной работе. Значительная часть рассматриваемых нами проблем и концепций, на русском языке анализируется впервые.

При подготовке пособия были использованы работы крупнейшего правоведа XX в. Г. Харта, ведущих современных теоретиков философии права Р. Дворкина, Дж. Финниса, Л. Фуллера, Дж. Раза, а также материалы некоторых уголовных процессов, послуживших развитию правовой мысли и ряд современных учебников по философии права.

Данное пособие представляет собой аналитическую презентацию основных концепций и теорий современной западной философии права, прежде всего, ее англосаксонской традиции, наименее известной в нашей стране. Основное внимание уделяется именно аналитической презентации, то есть систематическому изложению идей и теорий, а не их критическому анализу.

Пособие подготовлено при поддержке Проекта гражданского образования (Civic Education Project), Россия.

Учебное пособие состоит из шести тем.

В теме 1 и 2 анализируются понятие права, соотношение права и морали, рассматриваются основные правовые концепции – классические и современные теории естественного права, юридический позитивизм, юридический реализм, постмодернизм и критические правовые исследования.

В теме 3 рассматривается проблема повиновения закону и легитимности государства. Тема 4 посвящена вопросам о том, какие сферы личной и общественной жизни должны регулироваться правом и на каких основаниях. В теме 5 анализируются философские проблемы обоснования уголовного наказания.

Последняя тема посвящена постмодернистской юриспруденции. Читателю предлагается ознакомиться с результатом применения деконструктивистского подхода, подвергающего сомнению не только правомочность существования отдельных правовых понятий, но и в целом самого института юриспруденции в ее нынешнем виде.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических и философских учебных заведений, специалистов-правоведов и всех, интересующихся проблемами философии и права.

Предмет, метод и необходимость философии права

Что является предметом философии права? Какие области она в себя включает? Как соотносится с другими дисциплинами (в частности, с теорией права)? На эти вопросы нет единого ответа . Это-обычная ситуация для любой общественной науки.

В данной работе мы будем исходить из того, что философия права есть применение метода философского анализа к сфере права, критическая рефлексия над основными понятиями и проблемами юриспруденции.

Философия права рассматривает вопросы сущности и социальной природы права; соотношение права и морали; философские проблемы преступления и наказания, анализирует ключевые принципы и понятия законодательства: “справедливость”, “право”, “обязанность”, “правовая ответственность”, “равенство перед законом” и т. д.

Философия права решает как аналитические задачи – логический анализ и прояснение основных юридических понятий, так и нормативные – дает критическую оценку функционирования права, например, обосновывает практику уголовных наказаний (или отрицает, или предлагает реформировать ее).

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужна философия права? Для чего изучать ее в вузе будущим юристам? Может быть, ее проблематика интересна только специалистам-теоретикам и не нужна тем, кто собирается стать “практическими работниками”, специалистами в области хозяйственного, международного, уголовного права? Ответ на этот вопрос примерно таков, каков ответ на вопрос: а зачем нужна философия? Философия, то есть представление о мире и человеке, о ценностях, о том, что важно в жизни, как следует жить есть у каждого человека, даже у того, кто считает, что философия не нужна. Поэтому у человека нет выбора между философией и отсутствием философии. Выбор есть только между “плохой” философией и “хорошей”.

Так же и каждый юрист имеет свои, по сути, философские представления о том, что такое закон, правовая система, права и обязанности, справедливость, и т. д.

Иными словами, все работники юридических профессий имеют свои представления, свои рабочие гипотезы о том, что является их задачей, как лучше всего выполнять свои функции, в чем основной смысл их деятельности, какова роль права в обществе и т. д.

Только у того, кто не изучает философию права, обычно, эти представления непродуманны, недостаточно систематичны, нередко смутны и противоречивы.

Как указывал американский философ Ф. С. Нортроп, в юриспруденции, как и во всем остальном, единственная разница между человеком “без философии” и “с философией” заключается в том, что последний знает, в чем его философия заключается и поэтому яснее представляет себе основания суждения о действительности .

Философия права учит ясности и организованности юридического мышления. Анализируя сущность права в целом, философия права является незаменимой основой для более конкретного изучения отдельных законов и правовых систем. В своей практике юристы неизбежно сталкиваются с философскими вопросами. Часто это связано с тем, что возникают проблемы с пониманием и интерпретацией основных понятий права.

Источник: https://dom-knig.com/read_232166-1

Философия права. Курс лекций. Том 2

Курс лекций Философия права

Раздел IV. Правосознание, правовая культура и правовая идеология. Лекция 18. Европейская правовая культура

Лекция 19. Мусульманская правовая культура

Лекция 20. Об особенностях правовой культуры Индии

Лекция 21. Еврейская правовая культура

Лекция 22. Религия и право

Лекция 23. Правовой нигилизм

Раздел V. Государство, право и общество в системе социальных регуляторов. Лекция 24. Государство и общество

Лекция 25. Государство как система

Лекция 26. Право как система

Лекция 27. Мораль, право, государство

Лекция 28. Обычай, право, государство

Лекция 29. Право и общественная практика

Лекция 30. Правопорядок: философско-теоретический разбор

Лекция 31. Философия правоприменения

Лекция 32. Юридическая ответственность (социально-философский аспект)

Лекция 33. Философские аспекты сравнительного правоведения

Лекция 34. Перспективы развития государства и права

Правопорядок есть категория, претендующая на описание конечной цели осуществления права.

Наиболее распространенная в современной российской правовой теории трактовка данного понятия такова: это сфера общественного порядка, или фактический порядок общественных отношений, урегулированный действующим правом. Так, в монографии «Законность и правопорядок» Н. Н.

Вопленко, в частности, пишет: «Законность… “выливается” в правовой порядок. Он, таким образом, представляет собой результат осуществления законности, воплощается в объективно сложившейся в данном обществе системе правовых отношений».

Это толкование прямо проистекает из этатистско-позитивисткого варианта понимания права. Логику и онтологию правопорядка в этом случае можно описать следующим образом.

Право, хотя и «завязано» на объективные законы общественного развития и откликается на общественные потребности, опосредованно отображающие эти законы, есть все же совокупность требований должного, которую предъявляет (устанавливает и санкционирует) верховная власть.

Право, конечно, есть объективная реальность, но реальность должного. Законченный (системный) вид это должное обретает в понятии законности в широком смысле как требования должного поведения от всех субъектов права.

Правопорядок как парная категория здесь должен относиться к сфере сущего и служить для описания состояния самого социального общения. Предполагается, что это состояние может быть оценено, замерено с помощью ряда параметров, которыми оперирует социология права.

Выстраивается цепочка: право — законность — правопорядок — оценка правового поведения — само поведение.

Между последним и предпоследним пунктами в этой цепочке очевиден онтологический разрыв: оценка поведения, естественно, не есть само поведение, а последнее не может быть оценено иначе как с точки зрения соответствия требованиям законности, которая задает критерии, а правопорядок — их шкалу и позволяет формулировать результат.

Этот разрыв вообще характерен для нормативизма, его логически совершенным вариантом является кельзеновский. Г. Кельзен, как известно, разделял кантовский постулат о необходимости разведения сущего и должного и считал его одним из «оселков», позволяющих «очищать» теорию права от этики и социологии.

Данный постулат онтологичен, т. е. в рамках позитивной, «нормальной», науки он не может быть «снят», как не может быть преодолено противостояние теоретического и практического разума. Он воспроизводится современной гуманитарной наукой, следующей неокантианской традиции, как дуализм фактов и норм.

Следует признать, что от этого дуализма не удалось избавиться и так называемому современному нормативизму, как бы он ни дистанцировался от нормативизма кельзеновского.

Традиция научного исследования права, сформировавшая современную российскую постсоветскую теорию государства и права как «нормальную науку», восходит к так называемому советскому легизму, синтезу юридического позитивизма и историкоматериалистической теории общества.

Этатизм вытеснил в этой теории экономический детерминизм родоначальников марксизма во многом благодаря некоторым высказываниям основоположников марксизма о волевом характере права, которые наверняка восходят к гегелевскому понятию права как наличного бытия свободной воли.

Философия права. Курс лекций. Том 2

В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права.

Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии.

Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов.

Читать фрагмент..

Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

Отв. ред. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций. Том 2

В данном курсе лекций, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии и других сторон философии права.

Особое внимание уделяется ценностным аспектам государства и права, правовой культуре России и других стран и народов, а также правовому идеалу, правосознанию и правовой идеологии.

Рассматриваются, кроме того, вопросы философии правоприменения, юридической ответственности, сравнительного правоведения, перспектив развития государства и права.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и философских факультетов.

ovdmitjb

Add comment