Kievuz

Лекции по основам архитектуры(Часть 2)

10 вдохновляющих лекций по архитектуре :: Статьи

Лекции по основам архитектуры(Часть 2)

Далеко не все знают, что TED.com — знаменитую площадку для лекций — основал архитектор. В 1984 году Ричард Сол Вурмен задумывал этот проект как место для обмена знаниями между коллегами, и вряд ли мог представить, до каких размеров оно вырастет.  archspeech изучил многочасовые архивы TED и выбрал 10 лекций по архитектуре, которые заставят вас задуматься.

Свою миссию руководители фонда TED (аббревиатура от «Технологии, развлечения, дизайн») видят в распространении уникальных идей.

Для этого фонд очень тщательно подбирает спикеров, стараясь приглашать действительно интересных личностей. В разное время среди выступающих можно было увидеть в том числе президентов и Нобелевских лауреатов.

Формат стал настолько успешным, что к 2012 году видеолекции, число которых уже переросло за 2000, посмотрели более миллиарда раз.

Несмотря на такую популярность, то, что к подавляющему большинству лекций идут субтитры на русском, — до сих пор малоизвестный факт.

А если вы предпочитаете чтение просмотру видео — к вашим услугам текстовая расшифровка к каждому ролику.

При этом, в отличие от традиционных лекций и мастер-классов, которые порой могут затянуться и на 1,5 часа, большая часть видеороликов TED укладывается в 20 минут.

Имея в своем распоряжении так мало времени, спикеры сразу  сосредотачиваются на самом главном, представляя в коротком выступлении информацию для размышлении на весь день. В отдельном разделе на сайте представлено более 15 часов разговоров об архитектуре, из которых мы выбрали десять лекций для обязательного просмотра.

Самый лучший детский сад на свете

Такахару Тезука (Takaharu Tezuka)

Наверняка многие видели детский сад в Японии, выполненный в форме овала. Но мало кто знает, зачем архитекторы выбрали такую форму, и что самое главное — почему дети просто в восторге от этого здания. Кстати, другие любопытные проекты детских садов вы найдете в нашем специальном обзоре, а еще больше примеров современной архитектуры для детей — в посвященном им номере 14 журнала speech:


Мой принцип в архитектуре? Привлекайте население к процессу

Алехандро Аравена (Alejandro Aravena)

О том, чему была посвящена 15-я Архитектурная биеннале в Венеции в 2016 году, можно в какой-то степени узнать из лекции куратора выставки — чилийского архитектора Алехандро Аравены. На трех примерах автор объясняет, как действительно нужно взаимодействовать с населением при проектировании жилых кварталов.


Почему архитекторам нужно использовать уши

Джулиан Трежер (Julian Treasure)

Консультант по звуку Джулиан Трежер призывает задумываться об «архитектуре звука». Хоть мы этого часто не осознаем, окружающие звуки намного сильнее влияют на наше поведение и настроение, чем нам кажется. Поэтому внимание архитектора к проблемам акустики зданий становится критическим. 


Как архитектура способствовала развитию музыки

Дэвид Бирн (David Byrne)

Известный музыкант на основе своего многолетнего опыта выступает с идеей о том, что именно архитектура и формируемое ею пространство больше всего повлияло на создание  различных музыкальных стилей.


Почему свету нужна темнота

Роджер ван дер Хейде (Rogier van der Heide)

Прямо как в «Академии света», где мы изучаем разные технологии архитектурного и интерьерного освещения, дизайнер Роджер ван дер Хейде рассказывает, как свет может стать главным инструментом архитектора, определяя восприятие пространства человеком.


Строительство театра, который сам себя переделывает

Джошуа Принц-Рэймус (Joshua Prince-Ramus)

Глава бюро REX долгое время работал у Рема Колхаса, впитывая аналитический подход к проектированию зданий. Несмотря на название лекции, речь в ней идет скорее о том, почему с годами архитектура превратились в необязательную профессию и как это исправить.


Мы покрыты микробами. Учтем это при строительстве!

Джессика Грин

Ученый-биолог Джессика Грин (Jessica Green) на примере анализа одного здания показывает, как архитекторы, сами того не осознавая, влияют на образование невидимых миров, которые при правильном подходе могут значительно повысить качество жизни человека. 


Архитектура для людей от людей

Алестер Парвин (Alastair Parvin)

По словам Алестера Парвина, услуги архитектора — все еще удел самых богатых слоев населения. С помощью проекта Wikihouse — открытого програмного обеспечения для строительства — архитектор хочет предоставить каждому человеку возможность построить качественный дом где угодно.


Для чего нам нужны деревянные небоскребы?

Майкл Грин (Michael Green)

Если наш материал про будущее деревянных небоскребов все равно не убедил вас в перспективности подобных конструкций, то обязательно посмотрите выступление Майкла Грина — одного из идеологов высотного строительства из дерева. 


Архитектура: 17 источников вдохновения

Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind)

Даниэль Либескинд рассказывает о 17 понятиях, которые определяют его видение архитектуры, а также служат источниками вдохновения для любого смелого творческого поиска.

Кроме того, на случай, если 10 роликов вам оказалось мало, в архиве портала доступны выступления других мэтров архитектуры — Нормана Фостера, Фрэнка Гери и Тома Мэйна. Если вы еще не читали про 5 принципов счастливой архитектуры, то заодно посмотрите лекцию автора этой концепции, архитектора Уильяма Макдонаха.

И конечно же, сидя в душном офисе, уделите четыре минуты рассказу исследователя Камала Миттло о трех растениях, которые позволят ощутимо повысить качество воздуха в любом помещении. 

Источник: https://archspeech.com/article/10-vdohnovlyayushhih-lekciy-po-arhitekture

8 нестандартных способов получить образование в области архитектуры

Лекции по основам архитектуры(Часть 2)

Тренд в образовательной политике сейчас такой:  доступность образования обратно пропорциональна  желанию учиться. Университеты закрывают как уличные ларьки, а  государственные ВУЗы скупятся на бюджетные места.

Но если абстрагироваться от заветной корочки и настроиться на волну активного познания, то учиться все-таки можно. Причём учиться с интересом и в своём темпе – не укладываясь в прокрустово ложе расписаний, жёстких дедлайнов и бесконечных денежных затрат.

Итак, вот дайджест альтернативных способов узнать об архитектуре больше, повысить квалификацию и даже получить специальность. 

10.10.2013, 12:55 | Екатерина Проворная

1

Все об архитектуре и архитекторах

Портал architecturecourses.org создан группой канадских дизайнеров и архитекторов, которые решили  помочь студентам с доступными учебными материалами.  Со временем проект перерос в серьёзную систему учебных курсов. Они пользуются популярностью и у состоявшихся профессионалов, и у любителей.

Здесь  собрана масса информация по дизайну и архитектуре. Можно углубиться в историю архитектуры и разобраться в многообразии стилей, научиться различать тонкости национальных архитектур или вникнуть в профессиональную терминологию.

   В разделе «Дизайн» представлены два основных курса: элементы и принципы дизайна.  Как полезный бонус – подробный гид для начинающих архитекторов, в  котором раскрываются плюсы и минусы профессии и даются советы по выбору стажировок.

В разделе «ссылки» для свободного скачивания доступны учебники по архитектуре, правда, в неудобном формате txt.

Для кого:

рассчитано на студентов, но интересно будет всем, кто хочет расширить свои знания

Хорошо:

Бесплатно

Качественный иллюстративный материал

Сайт хорошо структурирован

Плохо:

В основном текстовая информация, которая изредка разбавляется иллюстрациями. Не хватает мультимедиа

2

Открытое образование в МАРХИ

Открытые образовательные курсы МАРХИ доступны широкой аудитории  с 2009 года.  Все программы поделены на три группы по критерию трехступенчатого образования: есть курсы для абитуриентов, для студентов и для учителей, повышающих квалификацию.  Сертификат по окончании курса не выдается, но и от слушателя ничего не требуется.

Выбрав интересующий курс, слушатель переходит в раздел лекций, которые доступны в  формате pdf. Лекции сопровождаются списками дополнительной литературы, а также заданиями для самоподготовки.  Темы курсов  очень конкретны, никаких общих «архитектур в человеческой жизни».

Особенно интересны  программы, посвящённые изучению правовых вопросов: интеллектуальная собственность в архитектуре, градостроительный кодекс.

Для кого:

популярно у абитуриентов, но интересно будет и профессионалам

Хорошо:

Все курсы на русском языке

Бесплатно

Востребованные темы

Дополнительные материалы

Плохо:

Нет обратной связи. Многие задания к лекциям заключаются в  работе над рефератом, который никто, увы, проверить не сможет

3

Лекции из Йеля и не только

Портал academicearth.org развивается  с лозунгом «Смотри, учись, делись, обсуждай». Это прекрасный пример доступного и качественного образования, которое активизирует сознание  и рождает дискуссии. Здесь собраны видеокурсы, охватывающие почти все научные сферы.

Лекции читают профессора из лучших университетов мира.  Архитектуру достойно представляет Йельский университет с циклом лекций о римской архитектуре.  В разделе архитектуры помещена и серия из четырех лекций «Бог, Цезарь и Робин Гуд: как построили Средние Века».

Для кого:

для любого желающего, владеющего английским

Хорошо:

Бесплатно

Удобный поиск

Есть тематические плейлисты лекций

Плохо:

При переходе по ссылке на видео вас выбросит на – низкое качество видео

По архитектуре предлагается всего 2  курса

4

Массачусетский технологический институт (MIT)

Архитектурная мастерская

Институт предлагает массу дистанционных программ, среди них несколько курсов по архитектуре и основам дизайна. Особенно интересен курс Building in Landscapes, который посвящен проблеме сочетания природных ландшафтов с архитектурными объектами. На странице курса выложены видеозаписи с лекций, и к ним прилагаются конспекты с иллюстрациями.

Для кого:

В аннотации к курсам обозначен предполагаемый уровень подготовки слушателя (студент или аспирант). Но на деле вникать в архитектурные тонкости может любой желающий

Хорошо:

Большой выбор программ

Курс лекций можно одним махом скачать в архиве, а можно смотреть онлайн

Плохо:

Качество видео «ютубовское», а оно оставляет желать лучшего. Макеты, на которых объясняется материал, иногда сливаются в блёклое пятно из-за нечеткого изображения

Курс на английском

5

Лондонский университет искусств Saint Martins

Курс архитектурного чертежа

Чтобы овладеть основами чертежного рисунка,  в Лондон ехать необязательно. Авторский курс, разработанный исландским архитектором, сочетает онлайн семинары и домашнюю самоподготовку. Учёба длится два месяца, причём live sessions – эти самые семинары – проходят раз в неделю. Архитектурное знание получают в мини-группах из 8-12 человек: ни один студент не останется без внимания.

Чтобы пообщаться с преподавателем, получить от него порцию теоретической информации, а также обсудить своё домашнее задание, достаточно включить веб-камеру. И реальные географические расстояния, которые в случае с классическим образованием часто преграждают студенту дорогу к мечте, здесь, на онлайн курсе, не помеха.

Занятия начинаются 17 октября, но желающих много, и заявки нужно подавать заранее.

Для кого: 

На занятия приглашаются люди от 18 лет, которые  интересуются архитектурой. Специальное  образование не требуется.  

Хорошо:

Диалог с преподавателем

Сочетание практики и теории

Плохо:

Семинары и задания на английском языке, поэтому для участия в программе понадобится  сертификат IETELS c баллом не ниже 5 в разговорной и письменной части

Удовольствие не самое дешевое. За двухмесячную интенсивную подготовку придется отдать 425 фунтов, то есть примерно 22 тысячи рублей

При формировании групп не учитывается уровень подготовки студентов. Так, любознательный  новичок может тяготить более подкованного студента

6

Марш в МАРШ!

Московская  архитектурная школа предлагает магистерские программы с дипломом лондонского  университета, но стоимость такого обучения для большинства непосильно велика.

 Зато летом МАРШ курирует некоммерческий проект:  в Музеоне открывается круглый павильон «Школа», где проходят встречи с  архитекторами.  Этим летом даже  приезжали студенты корнельского университета и  участвовали в  дискуссии «Микрорайон: взгляд из Нью-Йорка».

 Согласно анонсам, школа открыта с  23 мая по 20 сентября, но расписание лекций почему-то не обновляется  с июня.

Для кого:

для ценителей качественных социальных пространств и интересных дискуссий

Хорошо:

Бесплатно

Павильон расположен в центре городской жизни

Плохо:

Летняя школа МАРШ работает, скорее, в развлекательном формате

Кроме бесплатных лекций в павильоне летом МАРШ набирает слушателей на спецкурсы (этим летом был курс «Архитектура света»), но за такое удовольствие придется заплатить 40 тысяч рублей

7

Изучение городских пространств в Стрелке

В институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» тоже есть бесплатная летняя школа, но более интересна здесь девятимесячная программа, интегрирующая цикл гуманитарных знаний: экономику, социологию, политику, архитектуру и культуру. Изучение этих дисциплин, по мнению организаторов, помогает придумывать будущее.  Здесь занимаются исследованием социальных пространств, обращаются к проблемам урбанистики и делают исследовательские работы.

Для кого:

для людей 25-35 лет с высшим образованием в области архитектуры, медиа или дизайна, свободно владеющих английским (требуется сертификат IETELS с баллом не ниже 6,5). Главный же критерий: желание менять мир

Хорошо:

Бесплатно, да ещё и ежемесячная стипендия в  980 евро

Насыщенный учебный план, сочетающий практику и теорию

Плохо:

Сложно поступить

8

ВШСД при МАРХИ: меняем профориентацию

Высшая Школа Средового Дизайна работает с 1999 года.  При поступлении не требуется сдавать экзамены: нужно желание погрузиться в профессию и материальный достаток (каждый тематический модуль обойдётся в 33 тысячи рублей).

Поступающий в Школу может выбрать краткосрочные курсы (4-8 месяцев) или стать студентом полноценной двухгодовой программы. Всё зависит от того, сколько тем студент готов освоить.

  Если он решится стать многопрофильным дизайнером и выберет полные два года, то после  защиты дипломного проекта (кстати, тему выбирает сам студент) получит аккредитованный диплом ВШСД МАРХИ, который ценится работодателями и распахивает двери в мир дизайнерского фриланса. 

Для кого:

основная часть студентов – это люди с непрофильным образованием. В ВШСД приходят юристы, врачи, балерины, но есть и архитекторы

Хорошо:

Студенты могут сами моделировать учебный план, выбирая интересные для себя тематические модули

Гибкий график. Учиться в  ВШСД можно и утром (с 10 до 13), и вечером( с 18 до 21). Занятия проходят 2-3 раза в  неделю

Дважды в год Школа организует фестивали, на которых представляются работы не только студентов ВШСД, но и учащихся других ВУЗов и колледжей, а также профессиональных архитекторов

ВШСД сотрудничает с несколькими европейскими университетами, поэтому участники программы могут отправиться на заграничную стажировку

Атмосфера. Занятия проходят в стенах МАРХИ. Пространство вдохновляет. Стены здесь  залиты мягким солнечным светом, а мансардные окна выходят на старую Москву

Плохо:

Обучение дорогое

Студентам сложно работать со специализированными программами (AutoCAD, Photoshop и др). Учиться управляться с ними придётся параллельно с основным курсом

Образование

Источник: http://www.archipeople.ru/index/index_774.html

Открытое образование: Онлайн-курс

Лекции по основам архитектуры(Часть 2)

  • 14 недель
  • 5 зачётных единиц

В предлагаемом курсе пользователи смогут не только познакомиться с основными научно-теоретическими положениями дисциплины, но и приобрести практические навыки проектирования малоэтажных зданий различного назначения, выполненных из мелкоразмерных элементов.

Пользователи ресурса смогут овладеть теоретическими основами проектирования малоэтажных зданий различного назначения из мелкоразмерных элементов, выполнить учебно-проектные задания, являющиеся аналогами составных частей архитектурно-конструктивного проекта, по данной тематике.

Контент знакомит с решениями различных аспектов, связанных с использованием инновационных строительных материалов и технологий, направленных на достижение повышенной комфортности здания и экономию энергоресурсов на отопление в зимний период и кондиционирование летом.

Курс нацелен на решение профессионально значимых задач, связанных с развитием конструкторского мышления студентов, формирования у пользователей архитектурно-конструктивных знаний и умений, необходимых как для их дальнейшей профессиональной деятельности, так и для повышения общей компетентности в архитектурно-строительной области.

Изучение курса «Основы архитектуры и строительных конструкций», как правило, завершается выполнением курсового проекта по индивидуальному заданию, имитирующему реальное проектирование малоэтажного гражданского здания из мелкоразмерных элементов. Курсовое проектирование предполагает очное консультирование студентов и выходит за рамки данного электронного курса.

Формат

Еженедельные занятия будут включать: просмотр тематических видео-лекций, изучение иллюстрированных текстовых материалов с анализом мирового опыта проектирования зданий различного назначения и систематизированной нормативной базой, включающих 2-3 вопроса на самопроверку усвоения теоретического материала, выполнение многовариантных тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, последовательное выполнение комплекса графических учебно-проектных заданий разного уровня сложности, объединенных единой задачей проектирования здания от фундамента до крыши. Предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу курса и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

Важным элементом изучения дисциплины является выполнение индивидуального курсового проекта, имитирующего реальное проектирование малоэтажного гражданского здания из мелкоразмерных элементов. Предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу курса и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

  • Гинзберг Л.А., Мальцева И.Н. Малоэтажное здание из мелкоразмерных элементов: Учебное пособие / Гинзберг Л.А., Мальцева И.Н. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. – 73 с., илл.-Маклакова Т.Г.
  • Архитектурно-конструктивное проектирование зданий. Том 1. Жилые здания: Учебник для вузов / Т.Г. Маклакова. – М: «Архитектура-С», 2010. – 328 с., илл.
  • Пономарев В.А. Архитектурное конструирование: Учебник для вузов. / Пономарев В.А. – М.: «Архитектура-С», 2008. – 736 с., илл.
  • Основы архитектуры и строительных конструкций: учебник для академического бакалавриата/ Под общей редакцией А.К. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт. 2015. 458 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

Требования

Изучение курса опирается на объем ранее изученного материала в курсах инженерная графика, строительные материалы, сопротивление материалов, начальных навыков работы в пакетах прикладных графических программ.

Для работы с материалами электронного курса необходим персональный компьютер с выходом в Интернет и установленным пакетом прикладной графической программы для автоматизированного проектирования (по выбору пользователя).

Программа курса

Курс состоит из пяти разделов:
Раздел 1. Основные положения проектирования гражданских зданий. Требования, предъявляемые к гражданским зданиям. Классификация зданий и сооружений. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности малоэтажных гражданских зданий.

Раздел 2. Формирование остова здания Единая модульная система координации размеров в строительстве. Наружные стены. Внутренние стены и столбы. Светопрозрачные конструкции. Перекрытия.

Раздел 3. Проектирование скатных крыш. Крыша и кровля. Стропильная система.

Раздел 4. Подземная часть зданий. Основания зданий и сооружений. Фундаменты зданий и сооружений.

Раздел 5. Архитектурно-композиционные приемы создания образа зданий. Закономерности зрительного восприятия архитектурной формы. Средства гармонизации архитектурной формы.

Результаты обучения

В результате освоения курса «Основы архитектуры и строительных конструкций» студент должен:

  • Применять при разработке проектов нормативную базу в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, закономерности архитектурно-конструктивного проектирования зданий с учётом восприятия конструкциями силовых и несиловых воздействий;
  • Рационально выбирать строительные и конструктивные системы зданий в соответствии с назначением объекта, его объемно-планировочным решением, экономической целесообразностью и экологической безопасностью;
  • Умело применять единую модульную систему назначения размеров в строительстве;
  • Координировать и взаимоувязывать в системе здания несущие вертикальные и горизонтальные элементы;
  • Обеспечивать геометрическую неизменяемость, прочность, жесткость и устойчивость зданий при моделировании объектов в выбранной конкретной строительной системе;
  • Конструировать тепловую оболочку зданий в соответствии с современными требованиями энергоэффективности;
  • Рационально сочетать художественную выразительность формы с конструктивным решением;
  • Разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам
  • Владеть научно-технической информацией, отечественным и зарубежным опытом по профилю деятельности.

Формируемые компетенции

  • способность применять знания нормативной базы в области инженерных изысканий, принципы проектирования малоэтажных гражданских зданий различного назначения из мелкоразмерных элементов;
  • способность оптимизировать проектные решения, используя в проектировании серийные сборные конструктивные элементы и монолитные технологии;
  • способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Источник: https://openedu.ru/course/urfu/ARCHC/

ovdmitjb

Add comment