Kievuz

Лекция по биологии

Курс лекций по биологии. Лекции 1 – 31

Лекция по биологии

Курслекций по биологии

ЛЕКЦИЯ1. 4

Введение. Предмет, объект и задачи. 4

ЛЕКЦИЯ 2. 12

Растительная клетка. Структурнаяорганизация. 12

ЛЕКЦИЯ 3. 30

Растительная клетка. Химическийсостав. Компоненты.. 30

ЛЕКЦИЯ 4. 42

Система регуляции и интеграции урастений. 42

ЛЕКЦИЯ 5. 53

Основы биоэнергетики клетки растений. 53

ЛЕКЦИЯ 6. 62

Механизмы образования соединений смакроэргическими связями. 62

ЛЕКЦИЯ 7. 73

Пути превращения дыхательногоматериала. 73

ЛЕКЦИЯ 8. 82

Фотосинтез. История развития учения.Сущность, значение. Строение листа. 82

ЛЕКЦИЯ 9. 96

Пигментная система. 96

ЛЕКЦИЯ 10. 111

Природа  фотосинтеза. Фотохимическиесвойства хлорофилла. 111

ЛЕКЦИЯ 11. 124

Механизм выделения кислородахлоропластами. Фотосинтетическое фосфорилирование.

Темновая стадия фотосинтеза. 124

ЛЕКЦИЯ 12. 135

Фотосинтез.  САМ – метаболизм. Фотодыхание.Регуляция фотосинтеза. 135

ЛЕКЦИЯ 13. 155

Экология  фотосинтеза. 155

ЛЕКЦИЯ 14. 166

Дыхание. Общая характеристика.Историяисследований процесса. 166

ЛЕКЦИЯ 15. 179

Ферментные системы дыхания. 179

ЛЕКЦИЯ 16. 205

Дыхательный коэффициент. Взаимосвязьсубстратов дыхания. Цикл Кребса. 205

ЛЕКЦИЯ 17. 220

Глиоксилатный путь окисления.Пентозофосфатный путь окисления. Путь прямого окисления дыхательного субстрата. 220

ЛЕКЦИЯ18. 234

Электронтранспортная цепь дыхания. 234

ЛЕКЦИЯ 19. 244

Механизм синтеза АТФ. Регуляциядыхания. Экология дыхания. 244

ЛЕКЦИЯ 20. 253

Водный обмен. Свойства воды.. 253

ЛЕКЦИЯ 21………………………………………………………………………………………………………… 272

Транспорт воды.  Выделение водырастениями. 272

ЛЕКЦИЯ 22. 286

Минеральное питание.  Историяизучения. 286

Механизмы  поглощения. 286

ЛЕКЦИЯ 23. 297

Элементы минерального питания  и ихфизиологическая роль. 297

ЛЕКЦИЯ 24. 309

Минеральное питание. Азот, сера. 309

Минеральные удобрения. 309

ЛЕКЦИЯ 25. 322

Гетеротрофный способ питаниярастений. 322

Дальний транспорт веществ у растений. 322

ЛЕКЦИЯ 26. 333

Выделение веществ. 333

Биогенез клеточных структур. 339

ЛЕКЦИЯ 28. 357

Рост и развитие растений. 357

ЛЕКЦИЯ 29. 377

Физиология размножения растений. 377

ЛЕКЦИЯ 30. 385

Движение растений. 385

ЛЕКЦИЯ 31. 402

Механизмы защиты и устойчивости урастений. 402

Основыбиоэнергетики клетки растений

Живая клетка нуждается впостоянном притоке свободной энергии для осуществления процессовжизнедеятельности. Источником этой энергии служит свободная энергияорганических соединений, используемых в клетке в качестве субстрата дыхания.

В результатеокислительно-восстановительных процессов часть освобождающейся при этом энергиизапасается в макроэргических связях АТФ.

Все организмы используют дляжизнедеятельности один вид энергии – энергию химических связей.

Первоисточником энергии,заключенной в органических соединениях, является электромагнитная энергиякванта света, которая ассимилируется и преобразуется клетками зеленых растенийв процессе фотосинтеза.

При помощи солнечной энергиирастения добывают углерод атмосферы для построения простейшей органическоймолекулы – глюкозы, используя которую клетки зеленых растений создают болеесильные молекулы.

Чтобы обеспечить энергию,необходимую для этих синтезов, клетки в процессе дыхания окисляют частьимеющегося в их распоряжении сырья.

Деятельностью хлоропластов имитохондрий обеспечивается цикл превращения энергии в клетке растения.

Клетки находятся в состояниинепрерывной активности. Все реакции в клетке делят на две группы:

1. Анаболические  –  синтез крупных молекул из более простых. Для нихнеобходима затрата энергии (эндергонические).

2. Катаболические–  реакции распада на более простые соединения свыделением энергии (экзергонические).

Анаболизм + Катаболизм =Метаболизм

Пионером в экспериментальнойразработке проблем энергетики клетки является В.О. Таусон.Разработка проблем этой отрасли знаний о клетке в значительной степени связанас именем Сент – Дьердьи.  («Биоэнергетика»).

Одной из наиболее важных сторонбиоэнергетики является изучение молекулярных механизмов превращения энергии вклетке.

Важно то, что все организмыиспользуют для жизнедеятельности один вид энергии – энергию химических связей.

Отсюда возникают тримомента:

1.Биохимическийпроцесс  связан с переходом электрона из одного состояния в другое.Только при таком превращении появляется энергия. В этой связи одни молекулы иливещества служат донорами, другие акцепторами электронов.

2. Биохимические процессыпроисходят  в мембранах и ихобразованиях. Мембрана – это своего рода биоэнергетическая машина.

3.Результатом этих превращений является образование АТФ. Это энергетический материалдля всех функций клетки. Известно, что процессы освобождения энергии припревращениях могут идти и без образования АТФ.

При этом происходит  тратасвободной энергии – той энергии, которая может быть превращена в работу.Величина изменения свободной энергии системы может быть вычислена по уравнению:

DF =  DFО  +  RT lh           [ B] [ Г ] , где

[А ] [ Б ]

1. DF –изменение свободной энергии;

2. DFО– стандартное изменение свободнойэнергии;

3. R – газовая постоянная;

4.  Т – абсолютная температура;

5. [В, Г, А, Б] – концентрации реагирующихвеществ.

Общий план энергетики клетки

                                                – Энергетические ресурсы

– Система аккумуляции энергии

АДФ+Фн                А Т Ф

– Система использования

                                                – Функции  клетки

Система переноса свободнойэнергии с помощью АТФ  –  адениловая система  (системааденозинтрифосфорной кислоты).

Запасенная энергия в молекуле АТФиспользуется для процессов синтеза компонентов клетки и разнообразных видовклеточных работ.

Молекула АТФ состоит из  6 –аминопурина (аденин), рибозы и трех остатков фосфорной кислоты. АТФ можетпередавать один или два фосфорных остатка различным акцепторам фосфорнойкислоты, превращаясь в адениловую кислоту, которая является монофосфатом. Онаспособна присоединять к себе один или два фосфорных остатка превращаясь в АДФили АТФ.

Адениловую систему слагают:

                             АМФ             АДФ            АТФ

Известно, что трехкомпонентнаяадениловая система находится в динамичном состоянии. Каждый её компонент можетбыть превращен соответственно в другие компоненты этой системы. Эти взаимопревращениявозможны благодаря наличию в клетке специфических ферментов АТФ-аз(аденозинтрифосфомазы) аденилактиназы и др.

В АМФ фосфорная кислотасоединена с рибозой по типу сложных эфиров (запас энергии этих связейсоставляет 2-3 ккал.). Два других остатка фосфорной кислоты, присоединяясь кАМФ, образуют макроэргические связи, запас энергии которых составляет 8-10ккал. В молекуле АТФ имеются две макроэргические связи, в молекуле АДФ – одна,в АМФ – макроэргических связей нет.

Зарядка АТФ состоит в соединенииАДФ с неорганическим фосфатом с участием специфической синтетазы.

АДФ + Фн АТФ

Фосфорилирование АДФ за счетнеорганического фосфата приводит к накоплению большого количества энергии,источником которой являются процессы биологического окисления и брожения.

Взаимопревращения адениловойсистемы

         1.АТФ + Н2О                          АДФ + Фн

         2.АТФ + Н2О                          АМФ + ФФн (дифосфат)

         3.АМФ + АТФ                        2АДФ

         4.ФФн + Н2О                          2Фн

Итак, отщепление при гидролизе3-го остатка фосфорной кислоты образуется  АДФ и Фн. Если гидролизуподвергается другая связь получаем пирофосфат (пирофосфат относится кполифосфатам, построен из цепочки РО3 – 0 – РО3).

АМФ может фосфорилироватьсядругой молекулой АТФ. Пирофосфат (дифосфат) может гидролизоватьсяпирофосфотазой

Источник: https://vunivere.ru/work57252

Увлекательная биология: 9 лекций о человеческом организме

Лекция по биологии

Не устанем повторять, что учиться новому никогда не поздно — как и вспоминать курс школьной программы.

Мы уже рассказывали о книгах, которые помогут разобраться с устройством человеческого тела, а теперь предлагаем переключиться на видеоуроки.

Мы собрали несколько роликов и лекций на самые разные темы — о старении, шрамах, живущих внутри нас микробах и не только — которые помогут узнать больше о нашем теле в целом, возможностях организма и его отдельных органах.

Как работают органы

Если вы хотите подтянуть базовые знания по определённой теме или вспомнить школьный курс анатомии, лучшего места, чем Khan Academy, не найти.

У некоммерческой организации есть целый курс, посвящённый анатомии и физиологии человека, где подробно рассказывается о разных системах организма.

Если сил и желания подробно изучать анатомию у вас нет, можно остановиться на видеоуроке об одном из органов — например, о сердце или репродуктивной системе. Единственный минус — русских субтитров нет, так что придётся вооружиться уверенным знанием английского или словарём.

Что такое старение

Александр Панчин — биолог, научный журналист и писатель, получивший премию «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии».

На своём -канале он собирает избранные лекции — в одной из них он рассказывает, что такое старение, какие существуют исследования в этой области и можно ли замедлить или вообще остановить этот процесс.

В видео Панчин говорит не только и не столько о человеческом организме, сколько о данных по другим животным — но интересны они будут каждому, потому что помогают понять, удастся ли нам увеличить продолжительность нашей жизни.

Шрамы, температура и беспокойные ноги

Хэнк Грин, один из авторов научно-популярного -канала Crash Course, также работает над каналом SciShow.

На SciShow есть плейлист коротких роликов по биологии, в которых можно найти ответы на неочевидные и дурацкие вопросы о человеческом теле — например, что происходит в организме, если долго терпеть и не идти в туалет, почему температура держится в районе 37 градусов, как появляются шрамы, что такое синдром беспокойных ног и не только. Есть здесь и более длинные видео — например, о том, почему мы стареем и можно ли это прекратить (привет Панчину).

Как мы будем выглядеть через сто лет

Сайт TED — кладезь увлекательных лекций на самые разные темы.

В этом видео футуролог Хуан Энрикес рассуждает об эволюции человека и о том, как мы сами влияли и влияем на собственные организмы, попутно вспоминая историю протезирования и рассказывая о современных опытах трансплантации и генетики. Главный вопрос — этично ли пытаться трансформировать человеческое тело и насколько людям придётся измениться, если мы хотим выжить как вид.

Как работает наш организм

TED-ed — ещё один канал создателей TED с короткими обучающими роликами. В плейлисте Getting Under Our Skin заботливо собрано больше сотни видео о человеческом организме.

В отличие от роликов SciShow, здесь больше общих тем — например, как функционируют почки, как заживают раны и как работают обезболивающие.

Есть здесь и ответ на волнующий многих вопрос, почему некоторые люди видят перед глазами прозрачные летающие полоски. Приятный бонус — к роликам есть русские субтитры.

Как связаны опухоли и эволюция

Доктор биологических наук Андрей Козлов в лекции «Постнауки» рассуждает об одной из самых важных проблем здравоохранения — опухолях. Учёный выдвинул гипотезу, что опухоли могут играть большую роль в эволюции организмов: в них могут активизироваться и начинать функционировать новые гены.

Как работает наш мозг

BrainCraft — -канал популяризатора науки Ванессы Хилл. С помощью бумажной анимации Хилл рассказывает о мозге, психологии, нейробиологии и человеческом поведении. Среди вопросов, которые поднимает Ванесса, например, убивает ли Google вашу память, как тренировки мозга помогают улучшить спортивные результаты и сколько дел мы действительно можем делать одновременно.

Зачем нам микробы

На -канале Королевского института Великобритании можно найти как короткие научно-популярные ролики, так и записи лекций, которые устраивает организация. Мы советуем обратить внимание на Эда Йонга — журналиста и автора книги «I Contain Multitudes: The Microbes Within Us and a Grander View of Life».

В нашем организме обитают триллионы микробов — и хотя мы привыкли считать, что одни из них вредят нам, а другие несут пользу, на самом деле среди них нет «хороших» и «плохих».

Эд Йонг говорит, что до относительно недавнего времени микробам уделяли несправедливо мало внимания — и рассказывает, какую роль бактерии играли в эволюции и как они влияют на наше здоровье.

От белков до лекарств

Серия небольших роликов Оксфордского университета посвящена не только строению человеческого тела. Начинается она с рассказа о том, как наши клетки передают информацию и какую роль в нашем организме играют белки, а затем переходит к тому, как это знание помогает понять, почему наш организм поддаётся болезни, а также создавать более совершенные лекарства.

обложка: Meawpong – stock.adobe.com

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/224224-our-body

ovdmitjb

Add comment