Kievuz

Личностный подход в психологии

Личностный подход в психологии

Личностный подход в психологии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение 2

Глава 1. Личностно-ориентированный подход в психологии 5

1.1 Сущность личностного подхода в психологии 5

1.2 Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме 9

1.3 Система личностного-ориентированного образования в детском доме 15

1.4 Основные цели учебно-воспитательного процесса в детском доме 19

1.5 Принципы организации воспитательной работы в детском доме 19

Глава 2. Творческая реализация личностного подхода 21

2.1 Методология личностно-ориентированного взаимодействия 21

2.2 Пути развития взаимодействия как сотрудничества 23

Заключение 26

Список литературы 30

Введение

Личностно-ориентированный подходпредполагает не формирование личностис заданными свойствами, а созданиеусловий для полноценного проявления исоответственно развития личностныхфункций субъектов образовательногопроцесса.

Личностный подход какнаправление деятельности педагога -это базовая ценностная ориентацияпедагога, определяющая его позицию вовзаимодействии с каждым ребенком вколлективе.

Личностный подход предполагаетпомощь педагогу и ребенку в осознаниисебя личностью, выявлении, раскрытииих возможностей, становлении самосознания,в осуществлении личностно-значимых иобщественно приемлемых способовсамоопределения, самореализации исамоутверждения.

На основании данного утверждения можносделать актуальный вывод о необходимостиреализации личностно-ориентированногоподхода в обучении и воспитании. Всеэто актуализирует тему исследования,целью которого является освещениевопроса личностно-ориентированногоподхода в учебно-воспитательном процессе.

Личностный подход как направлениедеятельности педагога – это базоваяценностная ориентация педагога,определяющая его позицию во взаимодействиис каждым ребенком в коллективе.

Личностныйподход предполагает помощь педагогу иребенку в осознании себя личностью,выявлении, раскрытии их возможностей,становлении самосознания, в осуществленииличностно-значимых и общественноприемлемых способов самоопределения,самореализации и самоутверждения.

Дефицит непосредственного эмоциональногообщения ребенка с близкими взрослыми,особенно с матерью, оказывает отрицательноевлияние на его психическое развитие.Под влиянием недостаточного илинарушенного общения дети становятсяпугливыми, безынициативными,нелюбознательными, что являетсяхарактерной особенностью воспитанниковдетского дома.

Эти дети испытывают трудности в процессевосприятия, что прежде всего проявляетсяв том, что они не воспринимают с достаточнойполнотой преподносимый им учебныйматериал. Наблюдаются недостатки всехвидов памяти, значительное отставаниев развитии мыслительной деятельности,дети испытывают затруднения в анализе,синтезе, сравнении, сложности вориентировке в пространстве и во времени.

Речь детей детского дома качественноотличается от речи их сверстников,живущих в семьях: бедный словарный запас(особенно активный), плохо овладеваютэмпирическими грамматическимиобобщениями, поэтому в их речи встречаетсянемало неправильных грамматическихконструкций.

Игровая деятельность детей несет насебе печать своеобразия: им труднодается ролевая игра (дети не в состояниивзять на себя роль – переходят от однойроли к другой или начинают осуществлятьманипулятивную деятельность).

На основании данной характеристикидетей детского дома можно сделатьактуальный вывод о необходимостиреализации личностно-ориентированногоподхода в обучении и воспитании в детскомдоме.

Все это актуализирует тему исследования,целью которого является освещениевопроса личностно-ориентированногоподхода в учебно-воспитательном процессе.

В качестве объекта исследования выбранкружок шитья “Магнолия”, функционирующийв детском доме, предметом исследованиявыступает творчески реализованныйличностно-ориентированный подход вучебно-воспитательном процессе назанятиях кружка.

В исследовании обосновываются следующиеведущие мотивы включенности педагоговв инновационные процессы личностно-развивающейнаправленности: возможностьличностно-профессионального саморазвитияпри освоении концепций и технологийличностно ориентированного образования;самоутверждение через овладение новымспособом педагогической деятельностии переживание личного успеха в связи сэтим; самореализация в личностно-развивающейдеятельности, позволяющей проявитьсвой потенциал и осуществить восхождениек индивидуальности ребенка; включенностьв коллективный поиск, переживаниесостояния соавторства и комфорта отличностно-смысловой коммуникации сколлегами; защищенность благодаряучастию в совместной инновационнойдеятельности. Знание мотивов, характераих распределения немаловажно дляорганизации эффективного процессаосвоения личностно ориентированныхпедагогических новаций.

1.1 Сущность личностного подхода впсихологии

В системе “человек-право” в первуюочередь реализуются личностные аспектычеловека как общественного существа,включенного в социальные отношения,как носителя сознания, и в частности -правосознания.

Нередко применяемаяформулировка “человеческая личность”некорректна.

Хотя слова “человек”и “личность” – не синонимы и человекможет не быть личностью (новорожденный),личность – это всегда человек, и личностьюне обладает никто, кроме человека.

Структурный подход позволяет разобратьсяво множестве свойств и особенностейчеловека, не только “разложив их пополочкам”, но и вскрыв связи ивзаимоотношения между ними.

Первая категория психических явлений- психические процессы (ощущение,восприятие, память, мышление и т.д.),которые определяются относительнойкратковременностью их протекания. Ниодин психический процесс не может,оставаясь самим собой, протекать болееили менее долго.

Вторая категория – психические состояния:бодрость, усталость, активность,пассивность, раздражительность,настроение и т.д. Они длительнее, чемпсихические процессы. Довольно долгоевремя на них обращали внимание толькопатопсихологии.

Третья категория психических явлений- психические свойства личности. Онинаиболее стойки, хотя, конечно, способныизменяться. Изменяются они в результатебиологического развития человека втечение всей жизни, иногда в результатезаболевания. Но больше всего – подвлиянием социальных условий, и преждевсего воспитания и самовоспитания.

Эти категории: психические процессы,состояния и свойства – называютчастнопсихологическими, они объединеныв общепсихологическую категориюпсихических явлений.

В психологической науке прочно утвердилосьположение о том, что любая реакциячеловека, весь строй его внутреннейжизни зависят от тех особенностейличности, которые сформировались у негов процессе его социального опыта, – отего потребностей и мотивов, интересови установок, т.е. системы отношений кдействительности.

Для того чтобы понятьдействительную психологическую природутого или иного свойства, в том числе ипрофессионально значимого, т.е. определить,какую функцию оно выполнит в процесседеятельности, необходимо рассматриватьэто свойство в личностном аспекте – сточки зрения мотивов и целей этойдеятельности.

Для реализации личностногоподхода необходимо исследование каждогоотдельного свойства в структуре личности.

Представление о личности как о целостнойструктуре требует при изучении процессаформирования личности (в условиях вузаили в ходе практической деятельности)акцентировать то, что создает этуцелостность. Определяет же целостнуюструктуру личности прежде всего еенаправленность.

В основе направленностиличности лежит возникающая в процессежизни и воспитания человека устойчиводоминирующая система мотивов, в которойосновные мотивы подчиняют себе всеостальные. Направленность личностиможет проявляться в разных сферах еежизни и деятельности.

Однако наиболееглубокой является характеристиканаправленности с точки зрения отношениячеловека к обществу, к самому себе, ктрудовой деятельности (профессиональнаянаправленность).

Изучая личность в любом ее аспекте,нельзя произвольно отсекать изучаемоеявление (процесс, свойство, качество)от личности в целом, от ее направленности,от системы ее отношений к действительности.

Иными словами, в процессе психологическогоисследования личности, в частности висследовании процесса формирования унее профессионально важных психическихкачеств, необходимо иметь в виду, какуюименно функцию изучаемое психическоеявление выполняет в сложной системевзаимодействия человека с окружающейего действительностью, в процессе егопрофессиональной деятельности.

Любое качество человека (например,организованность, дисциплинированность)не может существовать вне контакта сего личностью, вне системы мотивов егоповедения, его отношений к действительности,его переживаний, убеждений.

Исходя из решающей роли в формированииличности особенностей мотивационнойсферы, т.е. системы потребностей иустановок, необходимо учитывать некоторыеданные о развитии самой этой сферы.

В психологии наиболее устоялось пониманиепотребностей как ощущения человекомнедостатка в чем-либо, который отражаетсяв сознании и вызывает стремление к егоустранению.

При этом внутреннее состояние,переживаемое человеком, по мнениюбольшинства психологов, нельзя объяснитьтолько психическим состоянием индивида,без учета влияния внешней среды.

Восновном исследуются субъективныестороны потребностей, внутренниеисточники активности личности.Характерными особенностями потребностейявляются:

конкретный содержательный характерпотребности, который связан обычно илис предметом, которым стремятся обладать,или с какой-либо деятельностью, котораядолжна доставить человеку удовлетворение;

более или менее ясное осознание даннойпотребности, сопровождаемое характернымэмоциональным состоянием;

эмоционально-волевое состояние побужденияк удовлетворению потребности, к изысканиюнеобходимых для этого путей;

ослабление, иногда и полное исчезновениепотребностей, а в некоторых случаяхдаже отрицание их при удовлетворении;

повторное возникновение потребности,когда необходимость, которая лежит воснове потребности, вновь дает о себезнать.

Таким образом, возникает переживаниепотребности в определенных предметах,видах деятельности, отношениях и т.п.Оно направляет деятельность людей наполучение потребного. Источникомчеловеческой активности являются нетолько индивидуальные потребностиличности, но и потребности группы,класса, нации.

К сожалению, не все правильно понимаютсвои потребности и объективнуюнеобходимость считаться с реальнымуровнем развития общества и соблюдатьзаконы, охраняющие общественные интересы.

Потребность отражается в сознаниичеловека как мотив его возможногоповедения. И человеческие потребности,и мотивы деятельности имеют социальныйхарактер, решающая роль в их возникновениипринадлежит социальной среде, котораядетерминирует формирование и развитиепотребностей, а также мотивацию кдействию.

При сочетании определенных объективныхи субъективных обстоятельствнеудовлетворенная индивидуальнаяпотребность может стать побудительнойпричиной отдельных преступлений. Однакопотребности, интересы, мотивы проявляютсяв сложных многообразных и взаимосвязанныхдруг с другом формах.

Человек – существообщественное, и он обладает относительнойсвободой воли, может управлять своимипотребностями, ограничивать их, дажеподняться выше своих потребностей,отказаться от их удовлетворения винтересах общества. Напротив, стремлениево что бы то ни стало удовлетворить своипотребности может привести к совершениюантиобщественных деяний.

Итак, хотяпотребности являются источникомчеловеческой активности, их необходиморассматривать во взаимосвязи ивзаимодействии с интересами и моральнымипереживаниями, в которых находятотражение социальная позиция и ценностнаяориентация индивида.

Непосредственныйисточник человеческих действий,направленных на удовлетворениепотребностей, – это интересы. Взаимоотношенияпотребностей и интересов сложны иподвижны.

При изучении психологических аспектовпреступного поведения актуальноисследование личности в различныхконфликтных ситуациях, в которыхсвоеобразно проявляются ее интересы имотивы этого поведения. Правонарушительобнаруживает заинтересованность впреступном деянии, в его действиях мынаблюдаем противоречия между социальнымитребованиями и реальным поведениеминдивидуума.

Для структуры интересов правонарушителейв целом, как указывает большинствоисследователей, характерно:

нарушение равновесия между различнымивидами потребностей и интересов;

извращенный характер некоторыхпотребностей;

бедность потребностей и интересов;

аморальность способа их удовлетворения.

Внутренний мир человека охватываеттакже чувства, настроения, переживанияи эмоциональную жизнь. Изучениевнутреннего мира правонарушителейпредставляет порой довольно сложнуюпроблему, поскольку многие из нихдлительное время не работают и в силуэтого утрачивают ряд социальных связей.Большинство таких людей вообще не имеютсформировавшихся интересов.

Представление о целостной структуреличности, о зависимости психическихпроцессов, свойств и качеств личностиот ее потребностей, стремлений, установок,о том, что психические процессы и свойстваявляются функциями личности, средствамидостижения поставленной цели, целикомсогласуется с широко известным всовременной психологической наукеположением о взаимной компенсациипсихических свойств и функций человека.

Источник: https://works.doklad.ru/view/oeQmCZ2QB4M.html

Личностно-психологический подход – психология

Личностный подход в психологии

Введение. 2

Глава 1. Личностно-ориентированный подход в психологии. 5

1.1 Сущность личностного подхода в психологии. 5

1.2 Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме. 9

1.3 Система личностного-ориентированного образования в детском доме 15

1.4 Основные цели учебно-воспитательного процесса в детском доме. 19

1.5 Принципы организации воспитательной работы в детском доме. 19

Глава 2. Творческая реализация личностного подхода. 21

2.1 Методология личностно-ориентированного взаимодействия. 21

2.2 Пути развития взаимодействия как сотрудничества. 23

Заключение. 26

Список литературы.. 30

Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Личностный подход как направление деятельности педагога — это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Все это актуализирует тему исследования, целью которого является освещение вопроса личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Личностный подход как направление деятельности педагога — это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дети становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников детского дома.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что прежде всего проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь детей детского дома качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Игровая деятельность детей несет на себе печать своеобразия: им трудно дается ролевая игра (дети не в состоянии взять на себя роль — переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивную деятельность).

На основании данной характеристики детей детского дома можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании в детском доме.

Все это актуализирует тему исследования, целью которого является освещение вопроса личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

В качестве объекта исследования выбран кружок шитья «Магнолия», функционирующий в детском доме, предметом исследования выступает творчески реализованный личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе на занятиях кружка.

В исследовании обосновываются следующие ведущие мотивы включенности педагогов в инновационные процессы личностно-развивающей направленности: возможность личностно-профессионального саморазвития при освоении концепций и технологий личностно ориентированного образования; самоутверждение через овладение новым способом педагогической деятельности и переживание личного успеха в связи с этим; самореализация в личностно-развивающей деятельности, позволяющей проявить свой потенциал и осуществить восхождение к индивидуальности ребенка; включенность в коллективный поиск, переживание состояния соавторства и комфорта от личностно-смысловой коммуникации с коллегами; защищенность благодаря участию в совместной инновационной деятельности. Знание мотивов, характера их распределения немаловажно для организации эффективного процесса освоения личностно ориентированных педагогических новаций.

в психологии

В системе «человек-право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности — правосознания.

Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна.

Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека.

Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

Первая категория психических явлений — психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.

Вторая категория — психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на них обращали внимание только патопсихологии.

Третья категория психических явлений — психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

Эти категории: психические процессы, состояния и свойства — называют частнопсихологическими, они объединены в общепсихологическую категорию психических явлений.

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, — от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности.

Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте — с точки зрения мотивов и целей этой деятельности.

Для реализации личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в структуре личности.

Представление о личности как о целостной структуре требует при изучении процесса формирования личности (в условиях вуза или в ходе практической деятельности) акцентировать то, что создает эту целостность. Определяет же целостную структуру личности прежде всего ее направленность.

В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности.

Однако наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к обществу, к самому себе, к трудовой деятельности (профессиональная направленность).

Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности.

Иными словами, в процессе психологического исследования личности, в частности в исследовании процесса формирования у нее профессионально важных психических качеств, необходимо иметь в виду, какую именно функцию изучаемое психическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью, в процессе его профессиональной деятельности.

Любое качество человека (например, организованность, дисциплинированность) не может существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений.

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы.

В психологии наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка в чем-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению.

При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды.

В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей являются:

Источник:

Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм.

Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание — это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миросозерцанием, обредшим форму познавательного идеала, или стать убеждением.

Убеждение — высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.
Вторая подструктура личности включает в себя знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, посредством обучения.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-286.html

Личностный подход в психологии (стр. 1 из 6)

Личностный подход в психологии

Введение. 2

Глава 1. Личностно-ориентированный подход в психологии. 5

1.1 Сущность личностного подхода в психологии. 5

1.2 Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме. 9

1.3 Система личностного-ориентированного образования в детском доме 15

1.4 Основные цели учебно-воспитательного процесса в детском доме. 19

1.5 Принципы организации воспитательной работы в детском доме. 19

Глава 2. Творческая реализация личностного подхода. 21

2.1 Методология личностно-ориентированного взаимодействия. 21

2.2 Пути развития взаимодействия как сотрудничества. 23

Заключение. 26

Список литературы.. 30

1.1 Сущность личностного подхода в психологии

В системе “человек-право” в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности – правосознания.

Нередко применяемая формулировка “человеческая личность” некорректна.

Хотя слова “человек” и “личность” – не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность – это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека.

Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только “разложив их по полочкам”, но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

Первая категория психических явлений – психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.

Вторая категория – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на них обращали внимание только патопсихологии.

Третья категория психических явлений – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего – под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

Эти категории: психические процессы, состояния и свойства – называют частнопсихологическими, они объединены в общепсихологическую категорию психических явлений.

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, – от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности.

Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности.

Для реализации личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в структуре личности.

Представление о личности как о целостной структуре требует при изучении процесса формирования личности (в условиях вуза или в ходе практической деятельности) акцентировать то, что создает эту целостность. Определяет же целостную структуру личности прежде всего ее направленность.

В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности.

Однако наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к обществу, к самому себе, к трудовой деятельности (профессиональная направленность).

Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности.

Иными словами, в процессе психологического исследования личности, в частности в исследовании процесса формирования у нее профессионально важных психических качеств, необходимо иметь в виду, какую именно функцию изучаемое психическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью, в процессе его профессиональной деятельности.

Любое качество человека (например, организованность, дисциплинированность) не может существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений.

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы.

В психологии наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка в чем-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению.

При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды.

В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей являются:

Источник: https://mirznanii.com/a/202511/lichnostnyy-podkhod-v-psikhologii

ovdmitjb

Add comment