Kievuz

Лицейские годы Пушкина

Содержание

Обучение А.С. Пушкина в лицее

Лицейские годы Пушкина

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…

А. С. Пушкин

В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родителям пора было задуматься об образовании их сына. Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что в Санкт- Петербурге открывается новое учебное заведение — Императорский Царскосельский лицей.

Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам видного деятеля той эпохи М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е.

дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».

Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона — бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии.

В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам.

Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).

В это новое учебное заведение родители и решили отдать сына. Во второй половине июля 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником выехали из Москвы в новую, Северную столицу.

12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников (окончили Лицей при первом выпуске 29 юношей). 19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.

Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной: воспитанники, преподаватели и именитые гости, приглашённые в актовый зал, увидели большой, покрытый красным сукном с золотой бахромой стол, помещённый между колоннами, а на нём роскошно убранную грамоту об основании Лицея. Значительность совершаемого действия подчёркивалась присутствием государя императора и высших сановников государства. Это чувствовали и лицеисты, и их профессора и наставники.

Сначала слово было дано директору Лицея В. Ф. Малиновскому, сыну которого, как и Александру Пушкину, предстояло обучаться в Лицее. Профессор Н. Ф. Кошанский представил лицеистов Александру I. Горячую речь произнёс профессор А. П. Куницын.

После открытия гостей пригласили осмотреть помещения Лицея.

На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором — столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем — актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека с ломберными столиками и стульями с кожаными сиденьями, газетная комната, на четвёртом — комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.

По принятии в Лицей воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания.

Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна; ноги обули в полусапожки.

Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти — занятия («классы»). В девять часов утра — чай. С десяти до двенадцати — снова занятия. От двенадцати до часу — прогулка. В час — обед. От двух до трёх дня — чистописание или рисование.

От трёх до пяти — другие уроки. В пять — чай и затем (до шести) прогулка. Далее до половины девятого вечера — «вспомогательный класс» (повторение уроков). В половине девятого — ужин. После ужина до десяти — отдых. В десять лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну.

Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди.

Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина.

Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам.

Обучение в нём было рассчитано на шесть лет — первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года — предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Программа Лицея включала разнообразные предметы.

Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой.

Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников.

Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство.

Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам.

В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.

Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении.

Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа.

Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село — колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», — скажет он спустя годы.

Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать — в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел.

После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.

Лицейские годовщины у Пушкина

День основания Лицея— 19 октября 1811 года — ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817—1819 годах, в 1820—1826 годах отмечал «Лицея день заветный» в одиночестве, вспоминая своих друзей и посылая им приветы в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам.

В 1827 году, возвратившись из ссылки, он празднует «серебряную» годовщину Лицея — 10 лет со дня его окончания. День Лицея поэт отмечал вместе с другими лицеистами в 1832, 1834 и 1836 годах.

Лицейским годовщинам Пушкин посвятил несколько стихотворений: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои…»), «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора: наш праздник молодой…».

Лицейские профессора у Пушкина

Воспитание лицеистов возлагалось на шестерых профессоров, священнослужителя, преподававшего Закон Божий, двух адъюнктов и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкину особенно запомнились А. П. Куницын, читавший нравственные и политические науки; И. Ф. Кошанский, преподававший латинскую и русскую словесность; А. И. Галич (он заменил заболевшего Кошанского), знаток древнего и нового искусства; Д. И.

де Будри, знакомивший лицеистов с французской словесностью; Ф. М. Гауеншильд, профессор немецкой словесности; И. К. Кайданов, профессор исторических наук, лекции которого были интереснее его учебников.

В числе преподавателей был и профессор математических и физических наук Я. И. Карцов.

В рукописной редакции стихотворения «19 октября» (1825) Пушкин писал:

Наставникам, хранившим юность нашу,Всем честию — и мёртвым и живым,К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению.

Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки.

Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» — первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» — первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Ответы на вопросы о периоде обучения Пушкина в лицее

2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.

Александр I организовал Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании Лицея его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».

Открытие Лицея состоялось 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, тут находился сам правитель и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.

Вот каковы были помещёния Лицея.

«На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором — столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем — актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека , газетная комната, на четвёртом — комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».

Форма воспитанников Лицея смотрелась так: голубые двубортные сюртуки с красноватыми стоячими воротничками, с красноватым кантом на манжетах, голубий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинноватые штаны голубого сукна, полусапожки.

Источник: http://interesting-information.ru/2017/09/obuchenie-a-s-pushkina-v-licee

Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина

Лицейские годы Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).

Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.

Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.

Когда началась учеба

Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.

Комнаты учеников

Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).

Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:

  • кровать,
  • письменный стол,
  • один стул,
  • комод,
  • умывальник.

Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».

Форма

Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.

Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).

Распорядок дня

Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:

  • 6 утра — подъем, сборы, молитва;
  • 7 — 9 — уроки;
  • 9 — 10 — завтрак;
  • 10 — 12 — уроки;
  • 12 — 13 — прогулка;
  • 13 — 14 — обед;
  • 14 — 17 — уроки;
  • 17 — 18 — полдник и прогулка;
  • 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
  • 20:30 — ужин;
  • 22 — вечерняя молитва, сон.

Надзиратели

За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.

Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.

Какие предметы преподавались

За 6 лет ученики изучили следующие предметы:

  • закон Божий,
  • русский язык,
  • латинский язык,
  • французский язык,
  • немецкий язык,
  • логика,
  • нравственность,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • чистописание,
  • фехтование,
  • рисование,
  • верховая езда,
  • танцы,
  • плавание.

Какие предметы Пушкин любил, а какие нет

Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.

Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.

Лучшие друзья Пушкина

Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:

  • Пущин,
  • Дельвиг,
  • Кюхельбекер,
  • Малиновский.

Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.

Война с Наполеоном

Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.

За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:

  • сборы войск на войну,
  • сожжение Москвы,
  • приближение вражеских войск к Петербургу,
  • переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
  • срочная подготовка к эвакуации.

Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.

Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.

Первая публикация поэта

В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».

Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.

Выступление на публичном экзамене

8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.

В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.

Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.

Вступление в Арзамас

Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.

Как повлияла учеба в лицее на Пушкина

Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.

Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.

Выпуск из лицея

9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).

Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.

После выпуска

После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.

Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.

Источник: http://hronika.su/pushkin-v-licee-kratkiy-doklad/

Лицейский период творчества Пушкина – Русская историческая библиотека

Лицейские годы Пушкина

В «лицейский период» творчества Пушкина мы включаем не только эпоху его пребывания в Царском Селе (1813-1817), но и время его жизни в Петербурге 1817-1820. Самая характерная черта пушкинской поэзии того и другого времени – яркое преобладание в ней ложноклассических и просветительско-эпикурейских влияний. (Подробнее – см. в статье Периоды творчества Пушкина).

Ещё в родительском доме мальчика-поэта окружали французские влияния: преклонение перед Мольером, Корнелем и Расином и увлечение французской «легкой поэзией» [1] – вот атмосфера, в которой воспитывались детские литературные вкусы Пушкина. Ей отдали дань почти все русские лирики-псевдоклассики, начиная с Сумарокова.

Остроумная, слегка сентиментальная, и, в то же время, часто прозрачно-циничная, эта поэзия, повторяя шутки древности, в пастушеских эклогах, эпиграммах, насмешливых эпитафиях, красиво и грациозно воплотила забавы утонченного французского ума: под прикрытием шалостей греческих пастухов и пастушек, Дафнисов и Хлой, или веселых олимпийцев, резвых нимф и сатиров часто изображались действительные похождения тогдашних маркизов и маркиз.

В России XVIII столетия эта поэзия имела большой успех: и если даже «серьезная» лирика (ода), уступая натиску времени, теряла свой возвышенный, строго-величавый характер и, наполняясь новым содержанием, приближалась к «поэзии действительности», то еще большую свободу, в этом направлении, имела «легкая поэзия».

Время Екатерины II, время беззаботного, изысканного прожигания жизни особенно способствовало популярности у нас этих стихотворных безделушек, переводных, подражательных и оригинальных. Такими «безделушками» увлекался и отец Пушкина, и дядюшка его Василий Львович, небезызвестный в то время поэт.

В отцовской библиотеке мальчик-Пушкин ещё до поступления в лицей нашел почти полный подбор подобных произведений; ими он зачитывался, их выучил «наизусть». Немудрено, что ему рано стали грезиться шаловливые нимфы, фавны, сатиры…

Поэзия олицетворялась тогда для него в виде античного бога Аполлона, или «музы-вакханочки»: он бредил греческой мифологией и легко усвоил избитые термины классической и псевдоклассической поэзии: «лира», поэт-«жрец» и пр.

Под влиянием этой жизнерадостной, беззаботной поэзии, он даже в сочинениях Вольтера не усмотрел серьезного содержания, и оценил только его остроумие, его блестящий тонкий цинизм.

За вольтеровским смехом он не подметил того беспросветного пессимизма, который за ним скрывался. Да это и понятно: в этот период жизни Пушкин был далек от «пессимизма».

Его пленял «эпикуреизм» классической и псевдоклассической поэзии.

Жизненная философия Пушкина в лицейский период

Пушкин продолжал творить и в стенах лицея. Прекрасно усвоил он учение «эпикурейцев» и не раз в своих ранних юношеских стихах рекомендует себя поклонником этой утешительной системы. За это он называет себя «мудрецом», «апостолом мудрой веры», «ленивым философом», «поэтом сладострастья», «сыном неги»…

Охотно расточает он наставления типа: «наслаждайся, наслаждайся! чаще кубок наливай, страстью пылкой утомляйся и за чашей отдыхай!» «любви нет боле счастья в мире» «без вина здесь нет веселья, нет и счастья без любви».

Ловить «резвое счастье», расточать без боязни «жизни дни златые», «играть», забывая печали, искать истины «на дне бокала» – вот, что советовал друзьям юный «парнасский волокита».

Этот «беспечный Пинда посетитель» тогда легко смотрел на свою поэзию: муза – его «вакханочка», его «цевница» «мечтаний сладостных певица», его послания – «летучие», стихи его – «ветреные», веселиться – его «закон»… Пушкин «только с музой нежится младой», своим произведениям он не придает особого значения, они «плоды веселого досуга», «не для бессмертья рождены, для самого себя, для друга, да для Темиры молодой».

Пушкин сам откровенно указывает, откуда пришли к нему свойственные лицейскому периоду беззаботные настроения. Он себя называет «наследником поэзии» Лафора, Шолье, Парни. Их Пушкин именует «врагами труда, забот, печали».

Эти «сыны беспечности ленивой» были ему «любезны»; «муза праздности счастливой венчала их», «веселых граций перст игривый» «оживлял их младые лиры», и наш молодой поэт, по его словам, увлекаемый ими, «крался вслед за ними», покоренный их легковесной славой (Ср. стихи «Послание к Галичу», «Послание к Ив. Ив. Пущину», «Мое завещание», «Городок».

«К Батюшкову», «Гроб Анакреона», «Послание к Юдину», «Моему Аристарху».). Из русских писателей тогда особенно увлекал юношу Батюшков, который в первом периоде своего творчества был таким же беззаботным певцом эпикуреизма.

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина, 1911

Целый ряд произведений Пушкина, в которых действующими лицами являлись пастухи и пастушки, нимфы и сатиры, был результатом этого преклонения перед Парни и компанией. (Ср. стихи: «Леда», «Блаженство», «Гроб Анакреона», «Фавн и Пастушка», «Амур и Гименей», «Фиал Анакреона», «Торжество Вакха».).

Даже мрачной, холодной поэзией Оссиана увлекся он в переделках Парни (Ср. стихи: «Кольна», «Эвлега», «Осгар».). Лицейские произведения Пушкина автобиографического содержания проникнуты таким же безоблачным настроением: вино, любовь и дружба – вот единственные мотивы этих произведений.

К ним относятся все многочисленные послания его к друзьям и красавицам, мимоходом пленявшим его легковоспламеняющееся сердце.

Надо, впрочем, добавить, что многие из тех шумных и широких развлечений, которые воспевал Пушкин во время пребывания своего в лицее, относились к области «фантазии». Он сам не раз признается, что в ранней юности был большим «фантазером-мечтателем»

Фантазия, тобою
Одной я награжден! –

восклицает он в одном произведении; себя он называет «невольником мечты младой», говорит, что «мечта младых певцов удел». В мечтах Пушкин обладал тогда «всеми радостями земными». Поэта-лицеиста тянуло в очарованный мир фантазии, туда, «где мир одной мечте послушный». Действительная жизнь Пушкина была куда скучнее и скромнее.

Тем «прекраснее» был «мир мечты»: он казался ему роскошным садом, где не переводятся цветы, увядает один, расцветает другой… Хлоя сменяются Доридой, любовь – вином. Юноша-поэт, окрыляемый фантазией, видел себя в роскошном хороводе красавиц, в кругу друзей, где царят тонкие анакреонтические настроения.

Отуманенный этой оранжерейной атмосферой, не имевшей ничего общего с действительностью, Пушкин в этот период пел восторженную песнь безмятежному эпикуреизму…

Позднее, когда Пушкин кончил лицей и вступил в жизнь, этот «эпикуреизм» выразился в самом бесшабашном прожигании жизни. Тогда поэт перестал воспевать бестелесных Хлой и Дорид, стал воспевать живых женщин и живую любовь, имеющую мало общего с тем отвлеченным, фантастическим чувством, с которым он носился в лицее.

Но Пушкин никогда не был в исключительном подчинении у одних настроений, если «эпикурейские» мотивы были типичными для этой эпохи, то нельзя умолчать и о других, заметно определившихся в этот период в его творчестве.

Отечественная война 1812 года сорвала несколько могучих аккордов даже с нежной лиры Жуковского. Тем понятнее «героические» настроения у более разностороннего и впечатлительного Пушкина.

В честь войны 1812-го и заграничного похода 1813-1814-го годов им написан ряд прочувствованных патриотических произведений («Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «На возвращение Государя Императора из Парижа в 1814 году».).

Но эти попытки «парить» вослед Державину остались в пушкинском творчестве одинокими.

Необходимо также отметить присутствие в пушкинской поэзии лицейского периода элегических мотивов. Эти мотивы клином врезаются в его эпикурейские настроения. Они были вызваны чувством чистой любви, которая впервые охватила Пушкина в стенах лицея. Этому чувству посвящено несколько произведений, грустных и возвышенных по настроению («Послание к кн.

Горчакову», «Разлука», «Уныние», «Элегия», «Я думал». Об этом чувстве он говорит также в стихотворениях: «Наездники», «Желание», «Осеннее утро», «Разлука», «Элегия», «Наслаждение», «Окно» и др.). Несчастная любовь отравила его радость.

Пушкин теперь называет себя на жизненном пиру «гостем угрюмым», «душа у него больная»; «одной слезы» оказалось достаточно, чтоб «отравить бокал»; «уснув лишь раз, на тернах», он проснулся…

Реалистический элемент у Пушкина лицейского периода. «Городок»

Характерно, что уже в эту пору раннего творчества у Пушкина начали проявляться симпатии к тому художественному реализму, которые впоследствии упрочили за ним славу «поэта действительности».

Так, в стихотворении «Городок» поэт сумел удачно изобразить трогательную прелесть русского захолустья: веселый сад, со старыми липами, цветущей черемухой и березами, домик «в три комнаты», тишина, лишь изредка прерываемая скрипом телег…

И в этой идиллической обстановке жизнь так же тиха, «беспорывна». Рассказы словоохотливой старушки и добродушного инвалида-старика приятно разнообразят «святую» тишину.

В этой жизни нет ничего напоминающего мотивы и картины псевдоклассической поэзии, это неприкрашенная русская правда, всю красоту которой Пушкин, очевидно, сумел прочувствовать еще юношей.

…Но вот уж полдень. В светлой зале Весельем круглый стол накрыт: Хлеб-соль на чистом покрывале, Дымятся щи, вино в бокале И щука в скатерти лежит… Соседи шумною толпой

Взошли, прервали тишину…

В другом стихотворении «Сон» (1816) опять перед нами чисто-русский деревенский пейзаж:

…Как утро здесь прекрасно! В тиши полей, сквозь тайну сень дубрав, Как юный день сияет гордо, ясно! Светлеет все; друг друга перегнав, Журчат ручьи, блестят луга безмолвны: Еще роса под свежей муравой,

Златых озер недвижно дремлют волны…

Эпиграммы Пушкина

Еще в лицее Пушкин стал сочинять эпиграммы на различные события и деятелей лицейской жизни. По окончании лицея эти эпиграммы юноши-поэта приобретают более серьезный характер, ими он теперь разит не только своих личных врагов, но и принципиальных противников его литературного и политического либерализма.

Поражая противников «Арзамаса» и врагов Карамзина, он так же дерзко нападает на тогдашних вожаков русской государственной жизни: Аракчеева, Фотия, Голицына.

Значение этих смелых и злых стишков громадно, они были верным отражением того недовольства политикой императора Александра, которое созревало в либеральной части русского общества.

Политические стихотворения Пушкина. «К Чаадаеву»

Но, кроме этих стихотворных «проказ», Пушкин в это время написал и три серьезные политические стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня» и «Вольность».

Все они, очевидно, сложились под живым впечатлением чьих-то горячих искренних речей, случайным слушателем которых был Пушкин.

Как всегда отзывчивый, Пушкин, в минуты подъема, настраивал свою «изнеженную», шаловливую лиру на возвышенный лад, и тогда мечты о конституции, об освобождении крестьян, мечты, модные в русском обществе, находили у него воплощение в прочувствованных стихах:

Товарищ! верь, взойдет она, Заря пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна!..

В стихотворении «Деревня» поэт тоскует при виде «губительного позора, невежества русской деревни»; его возмущают картины «барства дикого» и «тощего рабства». Кончается это стихотворение прекрасным вопросом:

Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный, И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

И шутливые, и серьезные политические стихотворения Пушкина ходили по рукам, переписывались, заучивались наизусть. Такая популярность указывает, что творчество поэта было верным «эхом» тогдашней повышенной политической жизни. С ним пришлось считаться петербургским властям, и ода «Вольность» (сочинена в период от 1817 до 1819 г.) послужила предлогом для высылки поэта из столицы.

Стихотворение Пушкина «Чернь»

Но хотя реалистические и политические мотивы очень заметны в творчестве молодого Пушкина, наиболее характерны для этой эпохи его творчества не они. Тогда Пушкин остается еще по преимуществу «эпикурейцем».

«Черни презирай ревнивое роптанье», – поучает он в одном стихотворении, понимая под чернью всех «благоразумных» людей, которые не понимали его эпикуреизма. Такой же «чернью» был для него и «высший свет», весь окованный «приличиями».

К «черни» Пушкин, по-видимому, был готов отнести и литературных «староверов», слишком строгих Аристархов-псевдоклассиков.

Таким образом, уже в этот первый период определилось в Пушкине стремление к независимости чувств и мысли. «Чернью», в его глазах, была всякая среда, которая дерзала накладывать свое «veto» на свободное пользование благами свободной жизни.

К лицейскому периоду тесно примыкает и поэма Пушкина «Руслан и Людмила».

[1] «Легкая поэзия (poèsies lègères, poèsies fugitives, vers de socièté) стихотворные шалости любовного, или шутливого, характера (песни Анакреонта, Овидия, мадригалы, стансы, сонеты, триолеты, рондо). Хлои и Дафнисы, Психеи и Амуры, нимфы и сатиры – любимые образы этой поэзии. Во Франции произведениями в таком роде особенно прославились Лафонтен, Шолье, Жан-Батист Руссо, Вольтер и Парни.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3400-litsejskij-period-pushkina

ovdmitjb

Add comment