Kievuz

Механизмы внимания

Физиологические основы вниманияФизиология и нейропсихология внимания

Механизмы внимания

Если хорошо поразмыслить, то любое живое существо станет внимательнее к тому, что может грозить опасностью или неожиданностью.

Затем оно оценит важность поступившей информации, и стоит ли прервать свою деятельность, и уделить внимание настораживающему явлению, прислушаться, присмотреться.

Далее, оценив, либо возвращается к прерванной деятельности, либо тревожный сигнал будет передан в соответствующие мозговые центры и последует соответствующая реакция. Особенно хорошо это прослеживается на животных.

У нас нет возможности в повседневной жизни наблюдать за дикими животными, но вот домашние собаки и кошки в нашем распоряжении.

Обратите внимание, как, например собака, даже глодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум, мгновенно оставляет свое приятное занятие.

Она поднимает мордочку, настораживается, прислушивается, и, если не происходит ничего опасного, продолжает свое занятие. Но, вдруг раздастся стук в дверь или другой резкий звук, и она, бросив свою кость, бросится на шум, бурно реагируя громким лаем.

Внимание — физиологический многоуровневый фильтр

Получается, что внимание — это физиологический многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает.

Вообще вопрос о физиологических основах внимания вызывал много споров. На протяжении долгого времени больше всего привлекала исследователей органическая интерпретация процессов внимания. Делались попытки представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилием, возникающим в процессе припоминания.

Теории внимания

Т. Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Благодаря их избирательной и целенаправленной активизации концентрируется и усиливается внимание на предмете, а также поддерживается внимание на данном предмете в течение определенного времени.

Аналогично о физиологическом механизме внимания высказывался А. А. Ухтомский, считающий физиологической основой внимания доминантный очаг возбуждения, и представление И.П. Павлова тоже неплохо сочетается с этими представлениями.

Нервные процессы возбуждения и торможения

Психическая деятельность концентрируется в нужном направлении и одновременно отвлекается от всего остального, что достигается вследствие закона взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Очаг возбуждения в коре больших полушарий, появившийся при воздействии внешнего сигнала, вызывает торможение в других участках коры. Так создаются наилучшие условия для восприятия того, на что направлено внимание. И. П.

Павлов описывал этот процесс так:

“Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью”.

По мнению физиолога А.А. Ухтомского в нервной системе человека под влиянием внешних или внутренних причин появляется очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. В этом проявляется диалектика психической жизни человека, его увлеченности, вдохновения, интуиции, неожиданных открытий.

Нейропсихология внимания

Благодаря развитию нейронауки мы можем изучать процессы, происходящие в головном мозге во время его работы.

На животных, например, на кошках, проводят эксперименты, вживляя им в мозг электроды, в ту часть, которую собираются исследовать, наблюдая затем за их поведением.

Человеческий мозг исследуют при помощи снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга в разных состояниях организма (сон, бодрствование).

Но если говорить именно о физиологических механизмах активного внимания, то естественно, отбор информации возможен только при общем бодрствовании организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Уровни бодрствования определяются и по внешним признакам, и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Можно выделить 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.

Самое эффективное внимание будет происходить на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь какие либо отдельные функции.

Так, в состоянии дремоты может произойти реакция лишь на 1-2 раздражителя, а на другие реакции может не быть. Приведу классический пример, мать спокойно спит при любом шуме, но мгновенно проснется при малейшем движении ребенка.

Физиологические основы внимания

Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.

Установлено, что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер.

При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание.

Если же человек невнимателен в своей деятельности, значит, его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее, не связанное с родом его деятельности.

Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия “нейронов внимания”. Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.

Установлено, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.

Скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий.

Мозг активизируется неспецифической системой, которая включает ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.

Ретикулярная формация

При раздражении восходящей ретикулярной формации появляются быстрые электроколебания в коре головного мозга (происходит десинхронизация), растет подвижность нервных процессов, снижаются пороги чувствительности, что имеет сходство с общим состоянием внимания организма.

Благодаря ретикулярной формации, связанной с явлениями внимания, находящейся на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде, то есть это нервное образование является механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.

Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

А одним из механизмов запускающих ретикулярную формацию можно считать ориентировочный рефлекс. Это врожденная реакция организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, кто-то входит в комнату, вы, несмотря на занятость, мгновенно поворачиваетесь к двери. И. П. Павлов назвал этот рефлекс — “что такое?”.

Периферические механизмы внимания

Для того чтобы объяснить избирательный характер внимания необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Две основные группы механизмов осуществляют фильтрацию раздражений из среды – это периферические и центральные.

Периферические механизмы — это как бы настройка органов чувств. Человек, прислушиваясь, поворачивает голову в сторону звука, и соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая при этом ее чувствительность. Если звук очень сильный, то натяжение барабанной перепонки ослабевает, и колебания хуже передаются во внутреннее ухо.

Обострению слуха в моменты наивысшего внимания также способствуют остановка или задержка дыхания. Д. Бродбент предположил, что внимание — это фильтр, производящий отбор информации как раз на входах, т.е.

на периферии.

По его мнению, если человеку подавать информацию одновременно в оба уха, но, однако по инструкции, он должен воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся в правое ухо другая информация игнорируется.

Позже было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Найсер назвал эти механизмы пред-вниманием, когда происходит сравнительно грубая обработка информации (выделение объекта из общего фона, наблюдение за неожиданными изменениями во внешнем поле).

Состояние сосредоточенности связано с повышением возбудимости и соотносится с активностью отдельных частей ретикулярной формации. Те ее отделы, которые своей деятельностью порождают общий эффект возбуждения, входят в структуры, связанные с ориентировочным рефлексом, автоматически возникающим при любых неожиданных и заметных изменениях стимулов, воздействующих на организм.

А те отделы ретикулярной формации, которые вызывают специфический эффект возбуждения, функционируют, вероятно, в рамках анатомо-физиологической системы доминанты. С ней же, скорее всего, соотносим в своем действии и избирательный механизм регуляции внимания через актуализацию потребностей, а также механизм волевого управления вниманием через кортикально-подкорковые связи.

Модель Е.Н. Соколова

Важной моделью в психологии внимания можно считать модель Е.Н. Соколова. Он использовал ЭЭГ для исследования привыкания — того момента, который наступает при неоднократном повторении стимула, после чего человек перестает на этот стимул реагировать. Паттерны возбуждения исчезали на ЭЭГ при многократном повторении стимула.

По модели Соколова, мозг — администратор, решающий противоречит или нет внешняя информация внутренней и необходимо ли возбуждение. Согласно этой модели ослабление внимания можно объяснить привыканием, и когнитивная энергия сберегается при отключении повторяющихся или непрерывных стимулах.

В результате мы можем сказать, что любой психический процесс, состояние или свойство человека специфически связаны с работой мозга и всей центральной нервной системы. Пусть к настоящему времени нам не так уж много известно о характере связей, существующих между психическими явлениями и работой отдельных участков и структур мозга, но все же, кое какая информация об этом есть.

Эксклюзивный материал сайта “www.effecton.ru – психологические тесты и коррекционные программы”. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Источник: http://www.effecton.ru/145.html

Основные виды и механизмы внимания

Механизмы внимания

По происхождению и способам осуществления специалисты выделяют такие виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Направленность и сосредоточенность психической деятельности в зависимости от участия воли, может носить непроизвольный или произвольный характер.

Наиболее простое и генетически исходное непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, потому что возникает оно независимо от целей, стоящих перед человеком.

Направленность и сосредоточенность психических процессов будет носить произвольный характер, если человек знает, что ему необходимо выполнить определенную работу в соответствии с поставленной целью и принятым решением.

Непроизвольное внимание является наиболее древним видом внимания. Его возникновение связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые тоже между собой тесно связаны, но их для удобства разделили на категории:

Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным.

Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием.

Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания. Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние.

Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет. Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля.

Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное.

Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития.

Послепроизвольное внимание

Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.

Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь. Произвольное внимание стало как бы непроизвольным.

Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием.

Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.

Виды внимания показаны на схеме.

Механизмы внимания

В результате исследований советских и зарубежных ученых было получено много новых данных, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Сущность внимания заключается в селективном отборе воздействий. Согласно полученным данным это возможно на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

В состоянии бодрствования человека можно выделить целый ряд стадий. Например, постепенно глубокий сон может смениться дремотным состоянием, которое перейдет в состояние спокойного бодрствования. Это состояние называют расслабленным или сенсорным покоем.

На смену расслабленному состоянию может прийти высокий уровень бодрствования – активное бодрствование или бодрствование внимания, которое переходит в состояние резкого эмоционального возбуждения, страха, беспокойства – это так называемое чрезмерное бодрствование.

При состоянии повышенного бодрствования активное избирательное внимание возможно, а вот трудности сосредоточения возникают и на фоне расслабленного и на фоне чрезмерного бодрствования.

Подобные изменения бодрствования непрерывны и являются функцией уровней активности нервных процессов.

Любая нервная активация выражается в усилении бодрствования, а её показателем является изменение электрической активности мозга.

В различных ориентировочных реакциях проявляется переход от спокойного бодрствования к бодрствованию внимания. Реакции эти очень сложны и связаны с активностью значительной части организма. В этот ориентировочный комплекс входят:

  • Внешние движения;
  • Изменение чувствительности определенных анализаторов;
  • Изменение характера обмена веществ;
  • Изменение сердечных, сосудистых и кожно-гальванических реакций;
  • Изменение электрической активности мозга.

Физиологической основой внимания, таким образом, является общая активация деятельности мозга, но она не объясняет особенностей избирательного протекания процессов внимания.

Для выяснения физиологических основ внимания большое значение имеет принцип доминанты А.А. Ухтомского, согласно которому в мозге всегда есть доминирующий очаг возбуждения. Все возбуждения, которые идут в мозг, он привлекает к себе и доминирует над ними.

Такой очаг возникает не только в результате силы данного раздражителя, но и внутреннего состояния всей нервной системы.

В регуляции высших произвольных форм внимания, как считают многие исследователи, большую роль играют и лобные доли мозга.

Согласно современным данным, таким образом, процессы внимания связаны как с корой, так и подкорковыми образованиями, только роль их в регуляции разных форм внимания различна.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/osnovnye_vidy_i_mehanizmy_vnimaniya/

Каковы физиологические механизмы внимания?

Механизмы внимания

Когда возбуждаются одни нервные центры, а в других происходит торможение, включаются физиологические механизмы внимания. Процессы протекают в заданном направлении благодаря определенным явлениям при воздействии на организм раздражителя, вызывающего активизацию мозга.

При этом происходит ретикулярная формация, и физиологические механизмы внимания создают в коре головного мозга электрические колебания для повышения подвижности нервных процессов и снижения порогов чувствительности.

Также задействуются в активизации мозга гипоталамические структуры, таламическая диффузная система и многое другое.

Доминанта

Запуск физиологических механизмов внимания – это ориентировочный рефлекс. Организм имеет врожденную способность реагировать на любое изменение в окружающей среде. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс крепко связаны между собой.

Доминанту характеризует инертность, то есть способность поддерживать знание и повторяться, если меняется внешняя среда, а прежние раздражители уже не действуют на ЦНС (центральная нервная система).

Инертность может нарушать нормальное поведение и выступать как организующее начало для интеллектуальной активности.

Физиологические механизмы внимания объясняют довольно широкий круг психических явлений, а также их характеристик.

Это направленность внимания на определенные объекты, избирательность и сосредоточенность на них, предметность мышления, то есть вычленение отдельных комплексов из многочисленных раздражителей окружающей среды, где каждый из этих отдельных комплексов организмом воспринимается как определенный реальный объект, отличающийся от других. Такое разделение среды на предметы трактуется как процесс из трех стадий, отсюда происходят и физиологические механизмы.

Психологические теории

Три стадии разделения среды на предметы знаменитым физиологом А.А. Ухтомским поясняются следующим образом:

  1. Первое касается укрепления наличной доминанты. Физиологические механизмы внимания в психологии накрепко связываются с этим понятием. Доминанта – господствующий, преобладающий момент поведения над остальными.
  2. Вторая стадия выделяет только те раздражители, которые организм счел наиболее биологически значимыми.
  3. Третья устанавливает адекватную связь между внутренним состоянием (доминантой) и внешними раздражителями.

Таким образом, научные изыскания А.А. Ухтомского до сих пор служат основой для создания современных теорий в области физиологии внимания.

Центр и периферия

Однако одним только ориентировочным рефлексом внимание объяснено быть не может. Физиологические механизмы внимания в психологии предстают гораздо более сложными, а потому их поделили на две основные группы.

Фильтрация раздражителей происходит с помощью механизмов периферических и центральных.

Периферические занимаются настройкой органов чувств. Внимание служит фильтром для информации, словно контролер на входе, то есть работает на периферии. По теории У. Нейсера, это даже и не внимание еще, а предвнимание, грубая обработка информации, выделение из фона определенной фигуры, слежение за внешним полем и изменениями его.

А какие физиологические механизмы лежат в основе внимания? Разумеется, центральные. Они возбуждают нужные нервные центры и тормозят ненужные.

Именно на этом уровне выбираются внешние воздействия, и это напрямую связано с силой внешнего раздражения. Возбуждение более сильное подавляет слабых и направляет психическую деятельность в нужном направлении.

Примерно так действует физиологический механизм внимания и памяти.

Закон индукции нервных процессов

Но бывает и так, что несколько воздействующих одновременно раздражителей сливаются воедино и только усиливают друг друга. Такое взаимодействие характеризует физиологические механизмы внимания и ориентировочную деятельность. В этом случае работает сама основа избирательности внешних воздействий для более быстрого течения процессов в нужном направлении.

Говоря о том, каковы физиологические механизмы внимания, нельзя не сказать и о другом важнейшем явлении.

Динамика процессов, которые обеспечивают внимание, объясняется законом индукции, который установил Ч. Шеррингтон.

Возбуждение возникает в одной области мозга и либо тормозит возбуждение в других областях (это одновременная индукция), либо затормаживается там, где возникло (последовательная индукция).

Иррадиация

Еще один механизм, включающий внимание – это иррадиация, являющаяся способностью нервного процесса к распространению в центральной нервной системе. Она играет огромную роль в работе больших полушарий мозга. Участок, где возникает иррадиация, имеет оптимальные условия для возбуждения, а потому дифференцирование происходит легко, и условные связи успешно появляются.

Интенсивность внимания обеспечивает принцип доминанты, который выдвинул А.А. Ухтомский. Мозг всегда имеет очаг возбуждения, который временно господствует, обеспечивая деятельность нервных центров в текущий момент.

Это и придает поведению определенную направленность.

Именно доминанта суммирует и накапливает импульсы, которые в нервную систему поступают, одновременно подавляя активность других центров для усиления доминантного возбуждения, что и поддерживает интенсивность внимания.

Нейрофизиология и психология

Современная наука интенсивно развивается, и это привело к возникновению длинного ряда концепций, которые пытаются объяснить физиологические основы внимания. Ученые очень многое связывают здесь с изучением нейрофизиологических процессов. Так, удалось установить, что у здорового человека при напряженном внимании изменяется биоэлектрическая активность в лобных долях.

Она связана с деятельностью особых нейронов нескольких типов. Это нейроны – детекторы новизны, которые активизируются при появлении новых стимулов и прибирают активности, когда привыкают к ним.

Другой тип – нейроны ожидания, которые могут возбудиться только при появлении актуального объекта.

Эти клетки содержат закодированную информацию о разных свойствах предметов, а потому могут сосредоточить внимание на той стороне, которая удовлетворяет возникающую потребность.

Теория Н.Н. Ланге

Физиологические механизмы и психологические теории внимания – наверное, именно так должен быть озаглавлен этот раздел.

Физологические механизмы сложны по структуре, взгляды на их природу даже среди ученых весьма противоречивы, а потому в данной статье будут приведены основные психологические теории, касающиеся данного предмета.

Начинает список этой классификации теория Н.Н. Ланге, объединившего существующие концепции в несколько групп.

  1. Внимание является результатом двигательного приспособления. Поскольку мышечные движения работают на приспособление к условиям лучшего восприятия всеми органами чувств.
  2. Внимание является результатом ограниченности объема сознания. Поскольку менее интенсивные представления вытесняются в подсознание, а в сознании остаются самые сильные, которые и привлекают внимание.
  3. Внимание является результатом эмоции (англичане любят эту теорию). Эмоциональная окраска очень привлекает внимание.
  4. Внимание является результатом апперцепции (жизненного опыта).
  5. Внимание является особой активностью духа, где происхождение активной способности необъяснимо.
  6. Внимание является усилением нервной раздражительности.
  7. Внимание – концентрация сознания (в теории нервного подавления выше уже говорилось об этом).

Теория Т. Рибо

Выдающийся французский психолог Теодюль Рибо считал, что внимание не может быть не связанным с эмоциями, даже вызывается оно именно ими. Насколько интенсивны эмоциональные состояния, ассоциирующиеся с объектом, настолько будет продолжительно и интенсивно произвольное внимание, и состояние организма в физическом и физиологическом плане здесь очень важно.

Физиология внимания является своеобразным состоянием, которое включает в себя комплекс дыхательных, сосудистых, двигательных и прочих непроизвольных и произвольных реакций. Особая роль – движение.

Лицо, туловище, конечности всегда сопровождают движениями любое состояние сосредоточенности, часто выступая условием сохранения внимания. Отвлечение внимания – это мышечная усталость, как считал этот психолог XIX века.

Данная работа получила и другое название – моторной теории внимания.

Концепция установки

Психолог Д.Н. Узнадзе увидел прямую связь между установкой и вниманием. Установка – это бессознательное, недифференцированное и целостное состояние субъекта перед началом деятельности. Оно является соединительным звеном между физическим состоянием и психическим, и возникает, когда сталкиваются потребности субъекта и объективная ситуация удовлетворения.

Установка всегда определяет внимание, под ее влиянием выделяются определенные впечатления или образы, полученные при восприятии действительности. Данный образ или данные впечатления попадают в сферу внимания, становятся его объектом. Именно поэтому процесс, рассмотренный в данной концепции, был назван объективизацией.

Концепция П.Я. Гальперина

Эта концепция внимания содержит следующие основные положения:

  1. Внимание – один из моментов деятельности ориентировочно-исследовательской, потому представляет собой некое психологическое действие, которое направлено на содержание мысли, образа или другого феномена, появившегося в психике человека.
  2. Главной функцией внимания является контроль над содержанием данного действия или образа. А каждое человеческое действие состоит из ориентировочной, исполнительной и контрольной частей. Вот контрольная и есть внимание.
  3. Внимание как такового отдельного результата иметь не может.
  4. Внимание становится самостоятельным актом только при умственном и сокращенном действии.
  5. Конкретный акт внимания – результат формирования нового умственного действия.
  6. Произвольное внимание переходит в планомерно осуществляемое, затем следует форма контроля, который выполняется по образцу или составленному плану.

Внимание и его виды

В психологии внимание рассматривается в трех видах: непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Непроизвольному вниманию не нужно специального намерения человека, какой-то цели, заранее поставленной, или приложения волевых усилий. Оно осуществляется непреднамеренно.

Поддержкой непроизвольного внимания могут служить контрастность или новизна раздражителей. Складывается оно стихийно, сосредоточенность и направленность диктуются и самим объектом, и текущее состояние субъекта тоже имеет значение.

Причины появления непроизвольного внимания делятся на две группы. Первая – особенности раздражителей:

  • степень интенсивности, сила (яркий свет, резкий запах, громкий звук);
  • контраст (крупный предмет среди мелких);
  • новизна относительная и абсолютная (раздражители в необычных сочетаниях – это относительная новизна);
  • прекращение или ослабление действия, периодичность раздражителя (мерцание, паузы).

Вторая группа – фиксация соответствия потребностей личности и внешних раздражителей.

Произвольное внимание

Когда субъект сознательно сосредоточен на объекте и может это состояние регулировать, это произвольное внимание. Необходимы поставленная цель и приложение волевых усилий для поддержания внимания. Зависит оно не от особенностей, а от задач и цели.

Человеком руководит не интерес, а долг. То есть, произвольное внимание является продуктом социального развития. Физиологические механизмы произвольного внимания содержат навыки, формирующиеся при обучении. Например, сосредоточенность.

Направляется такое внимание чаще всего речевой системой.

Условия возникновения произвольного внимания:

  • сознание обязанности и долга;
  • понимание конкретики задач;
  • привычка к условиям работы;
  • косвенные интересы – не только к процессу, но и к результату деятельности;
  • умственная деятельность подкрепляется практикой;
  • нормальное психическое состояние;
  • благоприятные условия и отсутствие посторонних раздражителей (однако слабые посторонние раздражители повышают, а не снижают эффективность).

Послепроизвольное внимание

На основе произвольного возникает послепроизвольное внимание, не требующее волевых усилий для поддержания.

Психологические характеристики близки к характеристикам непроизвольного внимания – интерес к предмету. Но возникает этот интерес к результату деятельности.

Например, поначалу работа человека не увлекала, он заставлял себя ее выполнять, прилагал усилия, но постепенно увлекся, втянулся и тогда обрел интерес.

Кроме вышеперечисленных видов внимания и их физиологических механизмов, существует внимание сенсорное, которое связано с восприятием тех или иных раздражителей зрительных или слуховых. Также сюда можно отнести вид внимания, для которого объектами служат воспоминания или мысли. Выделяют в отдельные виды внимание коллективное и индивидуальное.

Источник: https://FB.ru/article/363977/kakovyi-fiziologicheskie-mehanizmyi-vnimaniya

ovdmitjb

Add comment