Kievuz

Место и роль России в мировой культуре

Специфика российской культуры и место России в мировой культуре

Место и роль России в мировой культуре

Вопрос о меcте России в мире — история проблемы

Восток, Запад и Россия считаются важнейшими социокультурными образованиями в истории. С шумерской, египетской, китайской, индской и средневековой исламской цивилизациями связывают такое понятие, как Восток – особое образование, традиционно противопоставленное Западу.

Данные представления унаследованы из философии истории, которая не брала в расчет, что Запад и Восток – не изначальные и не универсальные формы существования цивилизаций. Поэтому в новейших цивилизационных теориях, изучающих локальные образования, довольно часто встречается критика не только оппозиции «Восток-Запад», но и самих этих понятий.

Однако после изучения трудов А. Вебера, Р. Генона и М. Петрова становится очевидным, что полный отказ от реальности Востока и Запада вряд ли целесообразен. Скорее, требуется существенная поправка к классическим представлениям.

Европейская цивилизация зародилась из зерна исторической аномалии – общества, которое развилось из «традиционной» критско-микенской цивилизации, потерпевшей историческую катастрофу, и которое ставило во главу угла целостную и яркую личность наподобие героев эпоса. Отсюда – вся культурно-историческая традиция Запада с демократией, капитализмом, либерализмом, философией и наукой. В связи с этим понятие «Восток» можно приложить к любым обществам и культурам, сохранившим свою традиционность.

Поэтому вопрос о месте России в истории и в мировой культуре решить прямо достаточно сложно. Являясь самой молодой христианской цивилизацией, Россия отличается от восточных культур, поскольку ее духовно-культурная традиция является христианской, а этнос принадлежит к европейскому типу. Но православие и геополитическое положение отличает Россию от стран Западной Европы.

Специфика российской культуры

Принято рассматривать два подхода в определении понятия «культура России», и оба подхода объясняются особенностями развития самой русской культуры и другими историческими условиями:

  • обособительный (основан на противопоставлении Руси и Украины);
  • расширительный (основан на включении в культуру России множества национальных культур).

Культура русского народа сложилась примерно в VIII–XIII веках на основе культуры древнерусской народности.

Примерно до XI-XII века русская культура складывалась в условиях оформления восточных славянских племен в единое государство. Большое влияние на языческую Киевскую Русь оказывала высокоразвитая в культурном отношении Византия. Крещение Руси, произошедшее при Владимире I Святом, послужило основой для оформления древнерусской культуры с ее культурными артефактами.

В XIV веке древнерусская культура распадается на три основные культуры – украинскую, белорусскую, великорусскую.

На нее большое влияние оказывает степной Восток (Золотая Орда) и католический Запад (Ливонский орден, Польша, Литва). Эпоха Московского царства (XIV-XVI века), являющая собой расцвет русской культуры, прерывается Смутой.

Однако Смута дала резкий толчок общекультурному национальному самосознанию россиян.

С XVII и до настоящего времени русская культура характеризуется «европеизацией» и «универсализацией», имеет место одновременный процесс секуляризма и возврата к православной духовности.

Культура России неразрывно связана с православием. Православие – один из важнейших аспектов развития русской культуры.

Духовная преемственность православной Византии, отделение от католичества и протестантизма – все это сформировало в народном самосознании образ «Святой Руси», оказавший большое влияние и на народ, и на творцов русской культуры. Ф.М.

Достоевский потрясающе выразил мысль о хранении русским народом подлинных сокровищ православной духовности в знаменитой речи на открытии памятника А.С. Пушкину в 1880 году.

Место России в мировой культуре

Русскую культуру и иные культуры возможно сопоставить на трех уровнях:

В любом случае цель сопоставления – установление общих признаков между культурами, возможностей взаимопроникновения, преодоление локального характера замкнутости культур.

Особенность русской культуры в ряду национальных европейских культур:

  • громадная территория,
  • целостное государство,
  • единство нации и цивилизации.

Благодаря своему христианству и связью с греческой общеевропейской культурной основой Россия не схожа с Востоком. От Запада русскую цивилизацию отличает православие и геополитическое положение.

Как геополитическая сила Россия дважды спасала западную цивилизацию: сначала от монгольского нашествия в средние века, затем от собственного европейского фашизма в Новое время. Однако возникает вопрос – сможет ли Россия стать духовным «мостом», объединившим Европу и Азию, и, более того, проложить путь от исконного христианства к будущей духовности человечества.

Современную российскую культуру характеризуют две особенности

Это:

  • «вестернизация», т.е. принятие западных ценностей и идеалов с одновременной универсализацией культуры;
  • борьба за независимость культуры.

Надо отметить, что российская культура обнаружила большую восприимчивость к культурной экспансии Запада и «модернизму», однако это уже не единожды приводило к национальной культурно-политической трагедии и краху государственности.

Западные мыслители пытаются разрешить внутренние противоречия своей сциентистски-материалистически ориентированной цивилизации, обращаясь к базовым ценностям христианства. Их поиск совпадает с идеями тех православных философов, художников и политических деятелей, которые отстаивают идею самобытности России ввиду ее принципиальной духовности.

Именно эта духовность может помочь тем напряженным исканиям и самоанализу, которые ведет западная цивилизация.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/spetsifika-rossiyskoy-kulturyi-i-mesto-rossii-v-mirovoy-kulture

Место и роль России в мировой культуре

Место и роль России в мировой культуре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБО УВПО

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)

Университет машиностроения

Кафедра «История и политология»

Дисциплина: «Культурология»

Студент Ярыгин С.Ю.

             Индекс группы – 482

ТЕМА РЕФЕРАТА

«Место и роль России в мировой культуре»

Научный руководитель: Рыбина М.В.,

к.и.н., доцент

Москва – 2013

Введение……………………………………………………………………………..3

Место и роль России в мировой культуре……………………………………………4-7

  1. Характерные черты русской культуры………………………….……..……4
  2. Два периода: религиозная и светская культура………………….….……5-6
  3. Культура России в условиях глобализации…………………………..……..6

Заключение………………………………………………………………………..….7

Список источников  литературы, Интернет-ресурсов……………………..………9

                                                            ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на продолжительные споры о прошлом, настоящем и будущем русской культуры, все ее исследователи сходятся в том, что русская культура – органическая часть мировой культуры. Ее пограничное положение между Западом и Востоком определило ее евразийский характер, наличие в ней различных культурно-этнических компонентов.

Русская культура при своем возникновении и развитии испытала воздействие культур других народов, многое заимствовала у них и, в свою очередь, делилась с ними своими достижениями.

Вместе с тем, русская культура, как и всякая другая национальная культура, отличается этническим своеобразием.

К установкам русской культуры, по мнению многих авторов, относятся: коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, экстремизм, гиперболизм, фетишизация государственной власти, патриотизм.

В истории русской культуры выделяются два больших периода: религиозная культура русского средневековья и светская культура нового и новейшего времени. Характерной чертой развития современного мира является противоборство двух тенденций: универсализации, глобализации, формирование единой мировой культурной общности, которой противостоит тенденция к культурному обособлению.

Процессы глобализации отражаются на русской культуре как части мировой. В ней происходит ломка традиционных стереотипов, формируется демократическая модель культуры с издержками рыночного механизма, коммерциализации. Выход из кризиса мировой культуры ученые связывают с концепцией гуманизма и антропоцентризма.

Целями данной работы являются:

– выявить место России в мировой культуре;

– раскрыть характерные черты русской культуры;

– сопоставить религиозный и светский период культурного развития;

– определить взаимовлияние русской и мировой культуры в условиях глобализации.

Для характеристики основных черт и духовных ориентиров русской культуры были проанализированы учебные пособия по культурологии Т.Г. Грушевицкой, А.П. Садохина, Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.

Главное внимание в данных публикациях уделено особенностям развития русской культуры в период религиозного средневековья и светской культуры XVIII-XX веков.

Культура в эпоху глобализации и современная социокультурная ситуация в России обоснованы в учебнике А.В.Костиной.

Кроме того, были использованы материалы энциклопедий, справочников и статьи из Интернета.

Место и роль России в мировой культуре

1. Характерные черты русской культуры

 
          Зарождение русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешенной проблемой. Реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежавшие к группе индоевропейских народов.

Индоевропейцы – это земледельческие племена с яркой и интересной культурой, сформировавшиеся к VI тыс. до н. э. в районе среднего и нижнего Дуная и  Балканский полуострова.

  Постепенно расселяясь по территории Европы, индоевропейцы вступали во взаимодействие с коренным населением, частично ассимилировали его, в результате возникали новые культуры, одной из которых стала восточнославянская.

В становлении русского этноса принимали непосредственное участие соседствующие с восточными славянами на севере племена балтов, германцев, кельтов, финно-угров  на юге, иранцев и скифо-сарматов и др. Таким образом, к моменту складывания древнерусская народность, т. е.

те древнерусские летописные племена, о которых писал в «Повести временных лет» Нестор, представляла собой результат взаимного смешивания нескольких этнических компонентов: индоевропейского, тюркского, балтского, финно-угорского, скифо-сарматского и в некоторой степени германского.

В процессе этногенеза славяне познавали окружающий их мир, составляли представление о нем, которое ярко и образно переводили в систему религиозных верований, в цикл аграрно-магических обрядов, а также обрядов, связанных с культом предков. Таким образом, сложилась славянская языческая картина мира.

Языческие верования, требовавшие наглядного символического воплощения религиозных представлений,  способствовали развитию древнерусского искусства. 

Таким образом, в результате синтеза и частичной ассимиляции различных культур, складывания первоначальных основ государственности и религиозных представлений на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество – Древняя Русь, положившая начало формированию русского этноса и Российского государства.

Население, которое объединяла Киевская Русь, было оседлым, т. е. земледельческим, хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, поэтому экономической тяги племена и племенные союзы славян друг к другу в тот период не испытывали.

Существенную роль сыграл фактор общности языка, который внутренне цементировал земли Киевской Руси. Представители всех восточнославянских племен понимали друг друга, а значит бессознательно чувствовали родство.

2.  Два периода: религиозная и светская культура

С Х в. доминантной формой интеграции средневековой культуры Руси стало христианство, которое пришло из Византии. Христианство сформулировало новую и единую для всего государства христианскую картину мира.

На Руси был введен с XI в. единый архитектурный стиль храма: крестово-купольный. В пору расцвета Киевской Руси были построены великолепные соборные храмы, прославляющие ее величие. Бог, по христианскому учению, предстает абсолютной красотой.

В динамике исторического процесса на разных его уровнях наблюдается циклическая смена доминирования религиозной и светской культуры.

 “Светская” культура в России, как и в Западной Европе, есть явление распада предшествовавшей ей церковной культуры.

Христианство, оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек – на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией

Таким образом, на формирование единства культуры России оказали влияние и религиозная и светская культура, в частности форма материального производства, единство языка и письменности, язычество и христианство, форма общественных, а позднее государственных отношений. Доминантной формой интеграции культуры явилось православие, поэтому культура России, как и культура европейских государств, рассматривается через призму христианства, т. к. оно определяет все стороны жизни в прошлый и настоящий период времени.

  1. Культура России в условиях глобализации

Глобализация это процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х г.г. ХХ века, 10 лет назад.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру.

С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные.

Это можно расценивать как утрату национальных культурных ценностей и в связи с этим возникает необходимость борьбы за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Так же, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Сегодня на подавляющем большинстве российских рынков мы видим одно лишь иностранное. Дед Мороз подменяется Санта-Клаусом, русский квас – кока-колой, пирожки – гамбургерами, простокваша – йогуртом и так далее. Даже на российские товары, которые с успехом производятся в РФ, производители помещают брэнды и лейблы, тяготеющие к зарубежным аналогиям.

Засилье зарубежной культуры заметно невооруженным глазом во всех сферах отечественной общественной жизни.

На прилавках музыкальных магазинов вместо классики, в которой русскоязычные композиторы особенно сильны, огромное место занимают произведения зарубежной «попсы» или «металла», содержание которых не только малопонятно для русского слушателя, но часто и значительно хуже по качеству нормальных русских песен.

К сожалению, именно молодежь и дети, являясь основными потребителями популярной музыки, и к тому же обладая интеллектом, который более подвержен влияниям извне, навсегда впитывают иностранную музыкальную культуру, которая может быть не только хорошей, но и плохой.

Однако, результаты исследования World Values Survey, в котором были проанализированы 65 стран и 75 % мирового населения, показали, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Более того, традиционные ценности, изменённые под влиянием глобализации и модернизации, могут восстанавливаться.

Это внушает оптимизм в то, что наша традиционная российская культура не будет окончательно заменена на каноны мировой культуры, в частности на американскую, которая захватила многие сферы культуры большинства стран мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор источников, литературы, Интернет-сайтов позволяет сделать следующие выводы:

– Являясь частью мировой культуры Россия занимает срединное положение между Западом и Востоком. Н. Бердяев определял ее как огромный «Востоко-Запад». В. Соловьев отмечал, что Россия примиряет Запад и Восток, стремясь отринуть «бесчеловечного бога»  и «безбожного человека» Запада. Отсюда бинарное строение русской культуры, ее противоречивость и неустойчивость как типологическая черта.

На формирование национального характера, культурного архетипа в значительной мере оказали влияние географическая среда, социальная структура и система ценностей.

Географическая среда, суровость природы, необъятность просторов, непредсказуемость внешних воздействий привели к формированию интуитивизма, а не рационализма, неприязни к размеренному постоянному труду.

Социоцентричность русского общества предопределила в русском характере коллективистские представления, негативно сказалась на развитии личностного потенциала.

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE_%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9/247748_2584412_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

ovdmitjb

Add comment