Методология познавательного процесса в теории социальной работы
Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее направлений и школ, поиском действенных моделей сотрудничеств с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением исследования и предмета познания.
Теоретические изучения диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе. Базу ее теоретических концептов составили социального бихевиоризма и идеи психоанализа. Они же послужили основанием для создания методов и процедур взаимодействия с клиентом. Но в 1930-е гг.
Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, создав концепцию функционального способа личной работы. В базе этого способа лежали ориентации и идеи экзистенцианализма. С 1940 г.
проходит последовательность дискуссий между диагностической и функциональной школами о эффективности и приоритетах научного познания в практической совокупности помощи клиентам.
Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы лишь отражают один из подходов к объяснению и помощи нуждающихся и не смогут урегулировать все вопросы клиента и удовлетворить все его запросы.
Серьёзным нюансом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, каковые предлагали собственные модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями психоанализа и бихевиоризма. Х.
Перлман предложила свой вариант личного подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В базе данной модели лежали концепции и процедуры ситуационной теории теории и взаимодействия конфликтов.
Сочетание теорий, имеющих неспециализированную мировоззренческую базу, содействовало появлению эклектических построений теоретических конструктов. Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Но, продемонстрировав, с одной стороны, направление вероятного поиска и правила модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, иначе, позволили осуществлять интервенции во время кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (Эпштейна и исследования Рида).
Социогенез теоретических моделей социальной работы распознал главной объект ее познания — практику как объективную действительность, существующую в ходе реализации помощи, помощи клиенту в разных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом).
Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого смогут изменяться в зависимости от уровня его реализации.
Интеракции — элементы практики, высказывающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, каковые обрисовывают, растолковывают и предвещают практические теории социальной работы.
Формы и виды практической реализации смогут быть разными, потому, что это «моделируемая» действительность, которая интегрируется в модели судьбы клиента в качестве некоего примера, нормы, разрешающей вернуть потерянные формы существования объекта помощи.
Практика социальной работы существует в способах интервенций, любой из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах личной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального трансформации среды, социальных взаимоотношений, ситуации клиента.
В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В главных видах собственных интервенций практику возможно представить как разные формы существования «конструктивной действительности», направленные на определенную жизненную совокупность, имеющую неприятности социального, ситуативного либо личного характера.
Таблица 9
Жизненная совокупность | Социальные неприятности | Ситуативные неприятности | Личные неприятности |
Индивид | Личные способы социальной работы | Консультирование, психотерапия, психоанализ | |
Семья | Социальная личная работа | Брачно-домашнее консультирование, домашняя терапия | Консультирование, психотерапия |
Несколько | Социальная работа на улице | Группы самопомощи, группы по заинтересованностям, группы социального окружения, клубная социальная работа | Группы терапии, группы эмоциональной помощи, группы встреч |
Организации | Социальный обмен | Т-группы (динамического и организационного развития ), организационной терапии | |
Сообщество | Социальные акции, социальное планирование | Развитие сообщества | ___ |
Университеты социального обслуживания | Социальные акции, социальное планирование, реформирование | Социальное администрирование | ____ |
Так, практика в социальной работе может выступать в следующих главных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, домашнее консультирование, домашнее и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.
Также читать:
Источник: http://kna-school4.ru/metodologija-poznavatelnogo-processa-v-teorii/
§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе.
Основу ее теоретических концептов составили идеи психоанализа и социального бихевиоризма. Они же послужили основанием для формирования методов и процедур взаимодействия с клиентом. Однако в 1930-е гг. Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, разработав концепцию функционального метода индивидуальной работы.
В основе этого метода лежали идеи и ориентации экзистенцианализма. С 1940 г. проходит ряд дискуссий между диагностической и функциональной школами о приоритетах и эффективности научного познания в практической системе помощи клиентам.
Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы только отражают один из подходов к объяснению и поддержки нуждающихся и не могут решить все проблемы клиента и удовлетворить все его запросы.
Важным аспектом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, которые предлагали свои модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями бихевиоризма и психоанализа. Х.
Перлман предложила свой вариант индивидуального подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В основе этой модели лежали концепции и процедуры взаимодействия теории конфликтов и ситуационной теории. Сочетание теорий, имеющих общую мировоззренческую основу, способствовало появлению эклектических построений теоретических конструктов.
Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Однако, показав, с одной стороны, направление возможного поиска и принципы модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, с другой стороны, дали возможность осуществлять интервенции в период кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (исследования Рида и Эпштейна).
Социогенез теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания — практику как объективную реальность, существующую в процессе реализации поддержки, помощи клиенту в различных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом).
Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого могут меняться в зависимости от уровня его реализации.
Интеракции — элементы практики, выражающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и предсказывают практические теории социальной работы.
Формы и виды практической реализации могут быть различными, поскольку это «моделируемая» реальность, которая интегрируется в модели жизни клиента в качестве некоего образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи.
Практика социальной работы существует в методах интервенций, каждый из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах индивидуальной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента.
В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленные на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера.
Таблица 9
Жизненная система | Социальные проблемы | Ситуативные проблемы | Индивидуальные проблемы |
Индивид | Индивидуальные методы социальной работы | Консультирование, психотерапия, психоанализ | |
Семья | Социальная индивидуальная работа | Брачно-семейное консультирование, семейная терапия | Консультирование, психотерапия |
Группа | Социальная работа на улице | Группы самопомощи, группы по интересам, группы социального окружения, клубная социальная работа | Группы терапии, группы эмоциональной поддержки, группы встреч |
Организации | Социальный обмен | Т-группы (динамического и организационного развития ), организационной терапии | |
Сообщество | Социальные акции, социальное планирование | Развитие сообщества |
___ |
Институты социального обслуживания | Социальные акции, социальное планирование, реформирование | Социальное администрирование |
____ |
Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих основных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.
Специфика знания социальной работы
Эклектизм — основа знания социальной работы. Дисциплины гуманитарного цикла, практически ориентированные теории социальной работы, представляющие собой синтез различных интерпретационных схем, в своей совокупности определяют то специфическое пространство, которое передают своеобразие знания социальной работы.
При этом необходимо учесть, что гуманитарные дисциплины, выступающие в качестве необходимого условия реализации и существования практики как специфической моделируемой реальности, входят познавательными доминантами в континуум знаний социальной работы.
Помогающий процесс выдвигает перед социальным работником определенные требования, которые связаны со знанием достаточно большого и специфического круга сведений об обществе, социальных институтах, социальных связях и отношениях, о психологии человека в процессах его социализации и включения в культуру.
Социальный работник должен знать различные социальные системы, такие, как семья, группа, институты социального обеспечения, иметь четкие представления о их роли и возможностях в оказании соответствующей поддержки нуждающимся клиентам.
В этой связи спектр теорий и идей, «обслуживающих» социальную работу, связан с процессом помощи, и они создают специфический познавательный контекст, дающий возможность социальным работникам интерпретировать факты и явления в их связи с внутренней и внешней ситуацией клиента.
Знание окружающей среды во всех ее проявлениях от экономических и биологических до ментальных и социальных, знание онтогенеза и филогенеза человека, психосоциального развития, знание процесса помощи — все это составляет понятийное пространство социальной работы.
Знания, взятые из других научных дисциплин, используются, как правило, в прагматических целях, поскольку результатом деятельности социального работника является процесс эффективной помощи. Знания в различных областях как условие помощи клиенту некоторые исследователи рассматривают в следующей последовательности9:
1. Широкая и свободная база для творчества — знание социальных наук (социология, психология, антропология, история, политика и т.д.) дает объяснение природы и общества как условиям существования человека.
2. Знание о человеке, его взаимодействиях, социальных ситуациях, функционировании дает возможность осознать особенности личности: эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Эти знания позволяют социальному работнику взаимодействовать с клиентом на личностном, групповом, семейном и других уровнях, что необходимо для эффективного результата.
3. Практические теории; рассматривающие процесс помощи, соответствующую стратегию, способы вмешательства в ситуацию, способы, распределения, имеют разнообразие от ситуации до системы. Это уровень знаний от профессиональных до социетальных структур и институтов, обеспечивающих социальное обслуживание и индивидуальную поддержку.
4. Специальные знания деятельности, направленной на помощь особым группам и клиентам, находящимся в особых ситуациях. Специфические знания, необходимые в особых случаях практической работы.
Однако разнообразные теории, обосновывающие практику поддержки и знание проблем клиентов, имеют не только сугубо утилитарную цель «понимания» социального контекста клиента и его ситуации.
Задачи превентивного характера, моделирования, проектирования на различных общественных уровнях и отношений подключают к решению этих задач иной класс теорий, что расширяет систему знания социальной работы.
М.Сипорин в подходах к природе знания социальной работы предлагает классификацию основных теорий, составляющих парадигму знания социальной работы:
1. Теории личности.
2. Социальные теории групп, общества, институтов.
3. Теории социального обслуживания.
4. Теории практической социальной работы10. Таким образом, теории личности и групповые теории, теории организации, сообществ и общественные теории, теории социального обеспечения, теории культуры и экономики, экосистемы и политической системы являются той базой знания, позволяющей социальному работнику осуществлять свою деятельность на всех уровнях.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Сегодня наблюдается особенно сильная тенденция к расширению методов и техник, а также теоретических подходов в области теории социальной работы. Это расширение границ осуществляется за счет включения концептуальных разработок смежных областей знания и адаптации их к нуждам и потребностям социальной работы.
При этом часто берется не целиком весь метод с его общей структурой и системой принципов, а лишь та его часть, которая способствует решению предметных задач социальной работы. В зависимости от потребностей решения задач социальной помощи возможно выделение различных аспектов базовых теорий и их сочетание.
Теоретические подходы той или иной школы могут использоваться в социальной работе ив своей целостности.
В этом случае сама практика вырабатывает те или иные принципы присвоения, если парадигма того или иного теоретического подхода состоит из нескольких базовых концепций.
Таким образом, теория социальной работы, пройдя определенный социально-исторический путь развития сегодня представляет собой самостоятельную разновидность научного знания, имеющего общезначимую ценность.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Page 3
Философия социальной работы — это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующиеся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями.
Как писал М.
Сипорин: «Каждая профессия характеризуется через ее перспективу и совокупность убеждений, а также коллективную совесть, которые являются ее основой. Мы называем это профессиональной философией. Она обеспечивает определенные сущностные модели и стандарты для использования их при описании и измерении действительности, для формирования морально-этических суждений.
Последние мы называем нормами, указаниями, или моральными, или этическими, принципами. Такая философия является центральной частью профессиональной субкультуры, которая формирует культуру обучающихся и вновь пришедших в профессию и в рамках которой осуществляется социализация. Таким образом, философия становится частью профессионализма»1.
Философские ценности становятся неотъемлемой частью социальной работы во второй половине XIX в. Именно в это период намечается отход от практики добровольных помощников и филантропической деятельности, основанной на индивидуальных способах поддержки, и переход к решению этих проблем как коллективных.
Концепции коллективной ответственности за социальное благополучие общества в целом смещают акценты в деятельности добровольных помощников. Патерналистский морализм, при котором понимание бедности связывалось с «индивидуальными дефектами личности», заменяется концепциями гражданских и политических прав человека.
Социальных реформаторов привлекают проблемы последствий промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, нищета рабочего класса.
В середине XX в. в практике социальной работы начинают преобладать подходы защиты прав человека от различных форм дискриминации. И в этой связи проблемы, рассматриваемые социальными работниками в различных областях человеческой жизнедеятельности, начинают осмысляться не только на микро- и мезоуровнях, но и на макроуровне, т. е.
на принципах глобальной солидарности. Такой контекст осмысления потребовал понимания не только психологических и социально-экономических процессов, но и осознания глобальных ценностных структур и процессов.
Это потребовало обоснования профессиональных представлений о реальном мире, об идеалах и ориентирах социальной работы, вызвало к жизни философию социальной работы.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: http://znate.ru/m-v-firsov-e-g-studenova-teoriya-socialenoj-raboti.html?page=22
Add comment