Kievuz

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методология познавательного процесса в теории социальной работы

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее направлений и школ, поиском действенных моделей сотрудничеств с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением исследования и предмета познания.

Теоретические изучения диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе. Базу ее теоретических концептов составили социального бихевиоризма и идеи психоанализа. Они же послужили основанием для создания методов и процедур взаимодействия с клиентом. Но в 1930-е гг.

Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, создав концепцию функционального способа личной работы. В базе этого способа лежали ориентации и идеи экзистенцианализма. С 1940 г.

проходит последовательность дискуссий между диагностической и функциональной школами о эффективности и приоритетах научного познания в практической совокупности помощи клиентам.

Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы лишь отражают один из подходов к объяснению и помощи нуждающихся и не смогут урегулировать все вопросы клиента и удовлетворить все его запросы.

Серьёзным нюансом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, каковые предлагали собственные модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями психоанализа и бихевиоризма. Х.

Перлман предложила свой вариант личного подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В базе данной модели лежали концепции и процедуры ситуационной теории теории и взаимодействия конфликтов.

Сочетание теорий, имеющих неспециализированную мировоззренческую базу, содействовало появлению эклектических построений теоретических конструктов. Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Но, продемонстрировав, с одной стороны, направление вероятного поиска и правила модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, иначе, позволили осуществлять интервенции во время кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (Эпштейна и исследования Рида).

Социогенез теоретических моделей социальной работы распознал главной объект ее познания — практику как объективную действительность, существующую в ходе реализации помощи, помощи клиенту в разных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом).

Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого смогут изменяться в зависимости от уровня его реализации.

Интеракции — элементы практики, высказывающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, каковые обрисовывают, растолковывают и предвещают практические теории социальной работы.

Формы и виды практической реализации смогут быть разными, потому, что это «моделируемая» действительность, которая интегрируется в модели судьбы клиента в качестве некоего примера, нормы, разрешающей вернуть потерянные формы существования объекта помощи.

Практика социальной работы существует в способах интервенций, любой из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах личной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального трансформации среды, социальных взаимоотношений, ситуации клиента.

В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В главных видах собственных интервенций практику возможно представить как разные формы существования «конструктивной действительности», направленные на определенную жизненную совокупность, имеющую неприятности социального, ситуативного либо личного характера.

Таблица 9

Жизненная совокупность Социальные неприятности Ситуативные неприятности Личные неприятности
Индивид Личные способы социальной работы Консультирование, психотерапия, психоанализ
Семья Социальная личная работа Брачно-домашнее консультирование, домашняя терапия Консультирование, психотерапия
Несколько Социальная работа на улице Группы самопомощи, группы по заинтересованностям, группы социального окружения, клубная социальная работа Группы терапии, группы эмоциональной помощи, группы встреч
Организации Социальный обмен Т-группы (динамического и организационного развития ), организационной терапии
Сообщество Социальные акции, социальное планирование Развитие сообщества ___
Университеты социального обслуживания Социальные акции, социальное планирование, реформирование Социальное администрирование ____

Так, практика в социальной работе может выступать в следующих главных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, домашнее консультирование, домашнее и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.

Также читать:

Источник: http://kna-school4.ru/metodologija-poznavatelnogo-processa-v-teorii/

§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением предмета познания и исследования.

Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе.

Основу ее теоретических концептов составили идеи психоанализа и социального бихевиоризма. Они же послужили основанием для формирования методов и процедур взаимодействия с клиентом. Однако в 1930-е гг. Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, разработав концепцию функционального метода индивидуальной работы.

В основе этого метода лежали идеи и ориентации экзистенцианализма. С 1940 г. проходит ряд дискуссий между диагностической и функциональной школами о приоритетах и эффективности научного познания в практической системе помощи клиентам.

Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы только отражают один из подходов к объяснению и поддержки нуждающихся и не могут решить все проблемы клиента и удовлетворить все его запросы.

Важным аспектом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, которые предлагали свои модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями бихевиоризма и психоанализа. Х.

Перлман предложила свой вариант индивидуального подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В основе этой модели лежали концепции и процедуры взаимодействия теории конфликтов и ситуационной теории. Сочетание теорий, имеющих общую мировоззренческую основу, способствовало появлению эклектических построений теоретических конструктов.

Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Однако, показав, с одной стороны, направление возможного поиска и принципы модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, с другой стороны, дали возможность осуществлять интервенции в период кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (исследования Рида и Эпштейна).

Социогенез теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания — практику как объективную реальность, существующую в процессе реализации поддержки, помощи клиенту в различных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом).

Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого могут меняться в зависимости от уровня его реализации.

Интеракции — элементы практики, выражающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и предсказывают практические теории социальной работы.

Формы и виды практической реализации могут быть различными, поскольку это «моделируемая» реальность, которая интегрируется в модели жизни клиента в качестве некоего образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи.

Практика социальной работы существует в методах интервенций, каждый из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах индивидуальной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента.

В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленные на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера.

Таблица 9

Жизненная система Социальные проблемы Ситуативные проблемы Индивидуальные проблемы
Индивид Индивидуальные методы социальной работы Консультирование, психотерапия, психоанализ
Семья Социальная индивидуальная работа Брачно-семейное консультирование, семейная терапия Консультирование, психотерапия
Группа Социальная работа на улице Группы самопомощи, группы по интересам, группы социального окружения, клубная социальная работа Группы терапии, группы эмоциональной поддержки, группы встреч
Организации Социальный обмен Т-группы (динамического и организационного развития ), организационной терапии
Сообщество Социальные акции, социальное планирование Развитие сообщества

___

Институты социального обслуживания Социальные акции, социальное планирование, реформирование Социальное администрирование

____

Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих основных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.

Специфика знания социальной работы

Эклектизм — основа знания социальной работы. Дисциплины гуманитарного цикла, практически ориентированные теории социальной работы, представляющие собой синтез различных интерпретационных схем, в своей совокупности определяют то специфическое пространство, которое передают своеобразие знания социальной работы.

При этом необходимо учесть, что гуманитарные дисциплины, выступающие в качестве необходимого условия реализации и существования практики как специфической моделируемой реальности, входят познавательными доминантами в континуум знаний социальной работы.

Помогающий процесс выдвигает перед социальным работником определенные требования, которые связаны со знанием достаточно большого и специфического круга сведений об обществе, социальных институтах, социальных связях и отношениях, о психологии человека в процессах его социализации и включения в культуру.

Социальный работник должен знать различные социальные системы, такие, как семья, группа, институты социального обеспечения, иметь четкие представления о их роли и возможностях в оказании соответствующей поддержки нуждающимся клиентам.

В этой связи спектр теорий и идей, «обслуживающих» социальную работу, связан с процессом помощи, и они создают специфический познавательный контекст, дающий возможность социальным работникам интерпретировать факты и явления в их связи с внутренней и внешней ситуацией клиента.

Знание окружающей среды во всех ее проявлениях от экономических и биологических до ментальных и социальных, знание онтогенеза и филогенеза человека, психосоциального развития, знание процесса помощи — все это составляет понятийное пространство социальной работы.

Знания, взятые из других научных дисциплин, используются, как правило, в прагматических целях, поскольку результатом деятельности социального работника является процесс эффективной помощи. Знания в различных областях как условие помощи клиенту некоторые исследователи рассматривают в следующей последовательности9:

1. Широкая и свободная база для творчества — знание социальных наук (социология, психология, антропология, история, политика и т.д.) дает объяснение природы и общества как условиям существования человека.

2. Знание о человеке, его взаимодействиях, социальных ситуациях, функционировании дает возможность осознать особенности личности: эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Эти знания позволяют социальному работнику взаимодействовать с клиентом на личностном, групповом, семейном и других уровнях, что необходимо для эффективного результата.

3. Практические теории; рассматривающие процесс помощи, соответствующую стратегию, способы вмешательства в ситуацию, способы, распределения, имеют разнообразие от ситуации до системы. Это уровень знаний от профессиональных до социетальных структур и институтов, обеспечивающих социальное обслуживание и индивидуальную поддержку.

4. Специальные знания деятельности, направленной на помощь особым группам и клиентам, находящимся в особых ситуациях. Специфические знания, необходимые в особых случаях практической работы.

Однако разнообразные теории, обосновывающие практику поддержки и знание проблем клиентов, имеют не только сугубо утилитарную цель «понимания» социального контекста клиента и его ситуации.

Задачи превентивного характера, моделирования, проектирования на различных общественных уровнях и отношений подключают к решению этих задач иной класс теорий, что расширяет систему знания социальной работы.

М.Сипорин в подходах к природе знания социальной работы предлагает классификацию основных теорий, составляющих парадигму знания социальной работы:

1. Теории личности.

2. Социальные теории групп, общества, институтов.

3. Теории социального обслуживания.

4. Теории практической социальной работы10. Таким образом, теории личности и групповые теории, теории организации, сообществ и общественные теории, теории социального обеспечения, теории культуры и экономики, экосистемы и политической системы являются той базой знания, позволяющей социальному работнику осуществлять свою деятельность на всех уровнях.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям. Деятельность добровольных помощников современного западного мира позволяет формулировать новые принципы помощи нуждающимся, формировать методы поддержки и защиты на различных уровнях.

Сегодня наблюдается особенно сильная тенденция к расширению методов и техник, а также теоретических подходов в области теории социальной работы. Это расширение границ осуществляется за счет включения концептуальных разработок смежных областей знания и адаптации их к нуждам и потребностям социальной работы.

При этом часто берется не целиком весь метод с его общей структурой и системой принципов, а лишь та его часть, которая способствует решению предметных задач социальной работы. В зависимости от потребностей решения задач социальной помощи возможно выделение различных аспектов базовых теорий и их сочетание.

Теоретические подходы той или иной школы могут использоваться в социальной работе ив своей целостности.

В этом случае сама практика вырабатывает те или иные принципы присвоения, если парадигма того или иного теоретического подхода состоит из нескольких базовых концепций.

Таким образом, теория социальной работы, пройдя определенный социально-исторический путь развития сегодня представляет собой самостоятельную разновидность научного знания, имеющего общезначимую ценность.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

Философия социальной работы — это идеология профессиональной деятельности. Ее основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.

Философия социальной работы — это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующиеся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями.

Как писал М.

Сипорин: «Каждая профессия характеризуется через ее перспективу и совокупность убеждений, а также коллективную совесть, которые являются ее основой. Мы называем это профессиональной философией. Она обеспечивает определенные сущностные модели и стандарты для использования их при описании и измерении действительности, для формирования морально-этических суждений.

Последние мы называем нормами, указаниями, или моральными, или этическими, принципами. Такая философия является центральной частью профессиональной субкультуры, которая формирует культуру обучающихся и вновь пришедших в профессию и в рамках которой осуществляется социализация. Таким образом, философия становится частью профессионализма»1.

Философские ценности становятся неотъемлемой частью социальной работы во второй половине XIX в. Именно в это период намечается отход от практики добровольных помощников и филантропической деятельности, основанной на индивидуальных способах поддержки, и переход к решению этих проблем как коллективных.

Концепции коллективной ответственности за социальное благополучие общества в целом смещают акценты в деятельности добровольных помощников. Патерналистский морализм, при котором понимание бедности связывалось с «индивидуальными дефектами личности», заменяется концепциями гражданских и политических прав человека.

Социальных реформаторов привлекают проблемы последствий промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, нищета рабочего класса.

В середине XX в. в практике социальной работы начинают преобладать подходы защиты прав человека от различных форм дискриминации. И в этой связи проблемы, рассматриваемые социальными работниками в различных областях человеческой жизнедеятельности, начинают осмысляться не только на микро- и мезоуровнях, но и на макроуровне, т. е.

на принципах глобальной солидарности. Такой контекст осмысления потребовал понимания не только психологических и социально-экономических процессов, но и осознания глобальных ценностных структур и процессов.

Это потребовало обоснования профессиональных представлений о реальном мире, об идеалах и ориентирах социальной работы, вызвало к жизни философию социальной работы.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://znate.ru/m-v-firsov-e-g-studenova-teoriya-socialenoj-raboti.html?page=22

ovdmitjb

Add comment