Kievuz

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Загрязнение атмосферы, воды, почвы, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.

Главной целью охраны окружающей среды является установление гармонии между развитием цивилизации и благоприятным состоянием окружающей среды. Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной сфере.

Понятие международно-правовой охраны окружающей среды

Определение 1

Международно-правовая охрана окружающей среды – это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предметом международного права окружающей среды является взаимодействие человечества с природой. В данном контексте деятельность мирового сообщества направлена на решение следующих задач:

  1. регулирование природопользования и воспроизводства природных ресурсов;
  2. охрана природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий;
  3. взаимные консультации по важнейшим экологическим вопросам;
  4. мониторинг природной среды и обмен экологически значимой информацией;
  5. надзор за состоянием природы;
  6. применение мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов:

  1. флора и фауна (живая среда);
  2. морские и пресноводные бассейны, атмосфера, почва, околоземное космическое пространство (природная среда);
  3. искусственная среда, созданная человеком в процессе его взаимодействия с природой.

В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную или национальную.

Рисунок 1.

Объекты и субъекты международных экологических правоотношений

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объект международно- правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования – это вся планета Земля и околоземное космическое пространство.

Одновременно такой охране подлежат отдельные компоненты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

В системе регулирования, охраны и использования выделяют несколько категорий объектов:

  1. международные природные ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
  2. природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки, озера, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);
  3. национальные природные объекты и ресурсы.

Принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Общепризнанные принципы международного права являются критериями регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая охрану окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы:

  1. уважения государственного суверенитета;
  2. равенства всех государств;
  3. взаимной выгоды;
  4. невмешательства во внутренние дела другого государства;
  5. мирного разрешения споров.

Замечание 1

Каждое государство, проводя в отношении национальной системы окружающей среды необходимую политику, при этом должно соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства большое значение приобретает соблюдение фундаментальных принципов международного права, так как из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Забота о благе нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды.

Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности, а также обеспечить рациональное управление природными ресурсами.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных данной проблеме, следует обратить внимание на принятую 18 декабря 1962 года. Она называется «Экономическое развитие и охрана природы», в этой резолюции одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО.

Данный международно-правовой акт определяет три важнейших момента:

  1. целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;
  2. интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»;
  3. концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.

В сентябре $1980$ года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Она призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.

В $1982$ году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всемирную хартию охраны природы. Этот документ рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа.

Замечание 2

По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться положений этого акта.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ekologicheskie_pravootnosheniya/mezhdunarodno-pravovye_mehanizmy_ohrany_okruzhayuschey_sredy/

База рефератов

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Введение

1. Объекты международной правовой охраны окружающей среды

2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства

3. Международно-правовая охрана Мирового океана

4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира

5. Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

6. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду

Заключение

Список литературы

Введение

Характер и динамика развития современных эколого-кризисных отношений настоятельно диктуют необходимость предпринятия совместных усилий всех государств для решения экологических проблем, требующих как межрегионального, так и глобального охвата.

Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает юридическую обязанность государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в том числе, экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического правопорядка.

Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты.

В зависимости от конкретных проблем природоохранное сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств.

При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.

1. Объекты международной правовой охраны окружающей среды

Проблема охраны окружающей среды не является проблемой отдельных стран или отдельного региона, а выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальный характер, что в свою очередь предопределяет активизацию международного сотрудничества при решении экологических проблем.

Именно, глобальные меры, которые принимаются и которые будут приниматься в целях смягчения и решения экологического кризиса, должны основываться на договоре заинтересованных государств, так как они реализуются в рамках отдельных государств. [1]

Объекты международной правовой охраны окружающей среды – это природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) формируются экологические отношения.

Например, в составе государственных природных заповедников выделяются биосферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО в качестве составных частей международной сети наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности.

Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее элементы и охраняемые объекты. В том числе Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхности земного шара.

Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся на земле океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Мировой океан содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико его транспортное значение. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Материки, которые составляют основное и непосредственное жизненное пространство для развития человечества. Традиционно этим понятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и животный мир.

Однако за последние годы происходит дифференциация природных объектов в сфере международно-правовой охраны, и постепенно получают самостоятельное признание в качестве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельные периоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам.

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959 г.

) провозглашена свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определен международно-правовой режим Антарктиды.

Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара, лежащая между поверхностью Земли и космическим пространством.

Состав газов атмосферного воздуха является относительно постоянным, содержит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивается одна из основных физиологических потребностей живых организмов — дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в природе.

Космос — все материальное пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфера влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам.

Поэтому при современном уровне развития производительных сил, который обусловливает процессы проникновения человека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, околоземное космическое пространство, естественный спутник Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли.

В этой связи рамки международно-правового урегулирования охраны окружающей среды тоже распространяется на космическое пространство, соответствующие объекты охватывает Землю, воздушное пространство и космическое пространство.

Независимо от приведенной классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств — внутригосударственные природные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля — международные, интернациональные природные объекты.

К объектам, находящимся под национальной юрисдикцией или контролем, принадлежат природные богатства материков на территории отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.

Правовой режим внутригосударственных природных объектов определяется внутренним правом каждой страны.

В соответствии с нормами внутреннего права решается вопрос о собственности на природные объекты: они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооперативным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования природными объектами.

В правовом регулировании использования и охраны внутригосударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права.

Здесь существует соотношение и взаимодействие норм внутреннего и международного права.

Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким путем проводятся в жизнь.

К числу природных объектов, находящихся вне национальной юрисдикции и контроля, за пределами сферы исключительного суверенитета отдельных государств, относятся в основном те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос.

Правовой режим международных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов.

Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных природных объектов.

и космического пространства

Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.

Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

, Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992).

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.

), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений).

Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов.

На основе Конвенции в структуре Европейской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений.

Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

Участники Конвенции будут принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему.

Вторым составляющим системы международной защиты природы является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г.

, дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии).

Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ.

Участниками Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ. В июне 1990 г. в Лондоне в Монреальский протокол внесли уточнения: к 1995 г. снизить производство фреонов вдвое, а к 2000 г. прекратить его совсем.

Третьим объектом защиты является космическое пространство. Международное космическое право является основным регулятором отношений между государствами по охране и использованию космической и окружающей среды, оно призвано играть решающую роль в регламентации природоохранной деятельности государств в своей космической деятельности.

Становление международно-правовой охраны космической и окружающей среды происходило и происходит в русле общего процесса прогрессивного развития международного космического права.

Поэтому международно-правовое регулирование в этой области складывалось под несомненным влиянием таких универсальных международных соглашений, как Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.

, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г. и т.д.

Источник: https://uchi.ucoz.ru/load/baza_referatov/ehkologija/obekty_mezhdunarodnoj_pravovoj_okhrany_okruzhajushhej_sredy/126-1-0-78915

Объекты международной правовой охраны окружающей среды (стр. 1 из 4)

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Введение

1. Объекты международной правовой охраны окружающей среды

2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства

3. Международно-правовая охрана Мирового океана

4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира

5. Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

6. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду

Заключение

Список литературы

ovdmitjb

Add comment