Kievuz

Философский словарь – значение слова Миф И Религия

Миф и религия

– формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре М. и р. Религия как таковая предполагает наличие опр. мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего.

На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религ. взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифол. сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифол. системами.

Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, к-рая не обязательно обращена на последнюю реальность – непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами худож. фантазии. Миф – первая форма рац.

постижения мира, его образно-символич. воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, к-рая могла претворяться в магич. действие как средство покорения непостижимого.

Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, к-рые окрашивают бытие индивида в его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифол. образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символич.

воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности. Боги др.-греч. пантеона, напр., столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии. Мифол. образы в высшей степени символичны, являясь продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон – властитель морской стихии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Аполлон – бог света. Конкр.

мифол. персонаж соотносится с предельно широкой сферой феноменов, к-рые объединяются в единое целое посредством метафоры, созидающей символическое. Циклизм первонач. архаич. мифологии, до опр. степени преодолеваемый эсхатологически окрашенной иудеохристианской традицией, по Элиаде, объясним как средство преодоления страха перед безудержным потоком времени.

В любом случае, миф – средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Миф рождается на стадии господства архаич. сознания, но не уходит со сцены истории и с появлением изощренных рефлективных процедур, ибо антропоморфное видение реальности постоянно воспроизводится в культуре, апеллируя к массовому сознанию. Социально-мифол.

конструкции отвечают чаяниям массы и зачастую получают свое завершение в рефлективных усилиях профессиональных идеологов. Примерами могут служить нацистский миф крови или миф о советском человеке. Иногда архаич. миф оживает в рафинированных филос. конструкциях: учение Маркузе о противоборстве в культуре начал, заложенных Прометеем и Орфеем, или же попытки реанимации ин-доевроп.

мифологии в философии лидера “новых правых” де Бенуа. Мифол. конструкции – органич. звено творчества М. Булгакова, Х.Л. Борхеса, Г. Гессе, Дж. Джойса, Т. Манна, Г. Г. Маркеса, А. де Сент-Экзюпери и др. видных писателей 20 в., использовавших их для выражения собств. основополагающих идей. Религиозно-мифол.

представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию по отношению к любым теологич. аргументам. Вера сопряжена с экзистенциальной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование.

Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат ее продолжением. Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной. Мифол. представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих. Особый интерес вызывает сегодня анализ языка религии. Католич.

авторы от Аквината и Каэтана до Маритена почитают таковым язык аналогии. Среди протестантских авторов Тиллих одним из первых в нашем столетии заговорил о символизме и метафоричности языка религии, утверждая невозможность суждений об абсолюте вне обращения к индивидуальному и культурному опыту. Р.Б. Брейтвейт, Т.Р. Майлз, П.Ф. Шмидт и др. представители т.н.

некогнитивистского подхода, сложившегося в англо-амер. философии религии, полагают, что ре-лиг. дискурс в отличие от научного ориентирован на выработку нек-рых конвенциональных форм нравств. поведения, их утверждения как идеальных жизненных образцов. Возражая им, Д. Хик говорит, что нравств.

проповедь Христа неотрывна от творимой им картины мира, подтверждение к-рой принципиально возможно за границами человеч. жизни. Во вт. пол. 20 в. становится очевидным, что религиозно-мифол. представления понимаются и интерпретируются сквозь призму языкового горизонта современности. К этому заключению приходят К. Ранер, В. Панненберг, Э. Корет и др. католич.

и протестантские авторы, избирающие платформу герменевтики. Тезис о многообразии форм ре-лиг. дискурса, его зависимости от культурного окружения фактически прокладывает дорогу межконфессиональному диалогу, плюрализму и веротерпимости. В многообразии религ. картин мира проступает никогда не завершенный абрис непостижимого. Лит.: Фрейденберг О.М. Миф и лит-ра древности. М., 1978; Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990; Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М., 1994; Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. мифопоэтического. М., 1995; ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996. Б.Л. Губман

Смотреть значение Миф И Религия в других словарях

Религия — вераверования

Словарь синонимов

Миф — м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола……..
Толковый словарь Даля

Миф — мифа, м. (греч. mythos). 1. Древнее народное сказание о богах или героях (истор. лит.). ы классической древности. об Антее. о Прометее. ? Легенда, сказание, как составная часть……..
Толковый словарь Ушакова

Религия — ж. лат. вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере………
Толковый словарь Даля

Миф М. — 1. Древнее народное сказание о богах, легендарных героях, о происхождении мира и явлений природы. 2. перен. Недостоверный рассказ; вымысел.
Толковый словарь Ефремовой

Религия Ж. — 1. Одна из форм общественного сознания – совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом……..
Толковый словарь Ефремовой

Вера И Религия — Вера- неколебимое бездоказательное убеждение, иррациональная приверженность чему-то, надежда на кого-то. религия (от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа)……..
Политический словарь

Гражданская Религия — – формы ритуалов и верований, сходные с религиозными, но присущие мирской деятельности, например, парады и церемонии.
Политический словарь

Миф — – от греческого “muqhoz”, “молчание”, “тайное предание”. Изначально мифами назывались сказания о деяниях богов и подвигах героев, передавшиеся тайно из уст в уста. ы имели……..
Политический словарь

Миф Политический — ( гр. myth слово, сказание, предание) – статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение……..
Политический словарь

Политический Миф — – миф, используемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления политического господства
Политический словарь

Религия — – вера в сверхъестественные силы, управляющие миром. Это извращенное, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил………
Политический словарь

Миф — -а; м. [от греч. mythos – сказание, предание]1. Древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. Древнегреческие мифы………

Толковый словарь Кузнецова

Государственная Религия — – религия, церковь которой признается частью официальной организации государства. Такое положение проявляется в том, что государство, во-первых, финансирует……..

Экономический словарь

Религия — религии, ж. (латин. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. ……..
Толковый словарь Ушакова

Религия — -и; ж. [от лат. religio – набожность, святыня]1. Одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы……..

Толковый словарь Кузнецова

Государственная (официальная) Религия — – конституционно-правовой институт, означающий, что соответствующая церковь признается частью официальной организации государства. Это проявляется в том, что государство,……..
Юридический словарь

Государственная Религия — – религия, церковь которой признается частью официальной организации государства. Такое положение проявляется в том, что государство, во-первых, финансирует данную……..
Юридический словарь

Официальная Религия — – см. Государственная религия.
Юридический словарь

Религия — – см. Государственная религия.
Юридический словарь

Ведическая Религия — (ведийская религия) – ранняя стадия формированияиндийской религии индуизм. Носителями ведической религии были индоарийскиеплемена. Известна главным образом по ведам………
Большой энциклопедический словарь

Естественная Религия — в идеологии Просвещения 17-18 вв. сумма наиболееобщих и отвлеченных религиозных представлений (“религия разума”, “религиячувства”), выводимых из человеческой “природы”……..
Большой энциклопедический словарь

Иудейская Религия — см. Иудаизм.
Большой энциклопедический словарь

Миф — (от греч. mythos – предание – сказание), повествование о богах, духах,обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. Вмифах переплетены ранние элементы……..
Большой энциклопедический словарь

Религия — (от лат. religio – набожность – святыня, предмет культа),мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение испецифические действия (культ), основана на вере……..
Большой энциклопедический словарь

Ведическая Религия И Культура — Религия племен долины Ганга все ещё сохраняла близость с религией древних иранцев. Обеим были присущи культ огня, культ предков, использование при важнейших обрядах……..
Исторический словарь

Греческая Культура Vii-iv Вв. До Н.э. Религия И Мифология — Невозможно назвать область современной культуры — будь то география пли медицина, архитектура или театр, где бы греки не оставили глубокого следа, но особенно велик……..
Исторический словарь

Идеология И Культура Периода Среднего Царства. Религия — Письменность и научные знания.Язык, на котором говорили в период Среднего царства, был сравнительно близок к языку времён Древнего царства, но новое беглое письмо,……..

Исторический словарь

Культура Древнего Египта: Религия — В течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов,……..
Исторический словарь

Культура И Религия В Державе Ахеменидов — Письменность и языкиУправляя обширным государством, Ахемениды нуждались в развитой системе письменности. Наследники культурного богатства старых государств древнего……..

Исторический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Миф И Религия

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/7529

Мифология и религия

Миф и религия

Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.

Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами — такими как мифология, философия, искусство. Исторически первой формой духовной культуры является мифология.

В далекой древности мифология была общей почвой, на которой произрастали и религия, и философия, и искусство, которые первоначально еще не разграничивались в качестве особых, отдельных областей культуры. Миф — это наиболее ранний феномен духовной культуры, ее зародыш.

И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не просто первоначальный и давно пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре вплоть до нашего времени — рядом с другими ее формами.

Вопрос о соотношении Религии и Мифологии по-разному решался учёными разных направлений. Старая, т.е.

мифологическая (астрально-мифологическая, натуристическая) школа, которая впервые начала систематически исследовать мифологический материал главным образом индоевропейских, но отчасти и других народов, не ставила этого вопроса в прямой форме, потому что религией в то время считались лишь сложные вероучения – христианство, ислам, иудаизм и др. Мифология же рассматривалась как древняя поэзия. При этом сторонники мифологической школы не разграничивали мифологию в этом понимании от народных религиозных верований.

Хорошо известны исторически сравнительно поздние примеры культовых мифов: в Древней Греции элевсинские мистерии сопровождались рассказыванием священных мифов (о Деметре и ее дочери Коре, о похищении Коры владыкой подземного мира Плутоном, ее возвращении на землю), как бы разъяснявших совершаемые драматические действия.

Есть основания полагать, что культовые мифы распространены широко, что они есть везде, где совершаются религиозные обряды. Религиозный обряд и миф тесно между собой связаны. Связь эта давно признана в науке.

Но разногласия вызывает вопрос: что здесь является первичным, а что производным? Создавался ли обряд на основе мифа, или миф сочинился в обоснование обряда? Этот вопрос имеет разные решения в научной литературе. Очень часто, например, отмечаются случаи, когда один и тот же обряд истолковывается его участниками по-разному.

Обряд всегда составляет самую устойчивую часть религии, связанные же с ним мифологические представления изменчивы, нестойки, нередко вовсе забываются, на смену им сочиняются новые, долженствующие объяснить все тот же об ряд, первоначальный смысл которого давно утрачен.

Конечно, в известных случаях религиозные действа складывались на основе того или иного религиозного предания, т. е. в конечном счете на основе мифа, как бы в качестве его инсценировки. Безусловно, что соотношение двух членов этой пары – “обряд – миф” – нельзя понимать как взаимодействие двух посторонних друг другу явлений.

Миф и обряд в древних культурах в принципе составляют известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являют как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, “теоретический” и “практический”. Такое рассмотрение проблемы вносит в наше представление о мифологии как историческом типе мировоззрения еще одно уточнение.

Хотя миф (в точном смысле этого слова) – это повествование, совокупность фантастически изображающих действительность “рассказов”, но это не жанр словесности, а определенное представление о мире, которое лишь чаще всего принимает форму повествования; мифологическое же мироощущение выражается и в иных формах — действа(обряда), песни, танца.

Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей.

Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников.

Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

Эпос (др.-греч. ?рпт — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса, прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ послужил, видимо, исходным материалом, из которого впоследствии были “вылеплены” модели эпических героев.

В архаических формах герои ческого эпоса (карело-финские руны, нартовский эпос народов Кавказа, грузинские сказания об Амирани, армянские – о сасунских витязях, якутский, бурятский, алтайский, киргизский, шумеро-аккадский эпосы) еще хорошо видны его мифологические элементы, архаический эпос обобщает историческое прошлое посредством языка и концепций первобытных мифов. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем “классическом” эпосе (“Рамаяна”, “Махабхарата”, “Илиада”, германо-скандинавском эпос, “Шахнаме”, сказания о Гесере, об Алпамыше. русские былины), хотя формы этого эпоса, развившиеся в условиях отчетливой государственной консолидации, совершают важные шаги на пути демифологизации.

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

Самые ранние философские воззрения можно отнести к зарождению общества на Востоке.

Философия восточного общества тесно переплетена с его спецификой, в основе которого лежит особый способ производства – «азиатский», отличительными особенностями которого являются «восточная община» и азиатские формы собственности…Процесс классообразования осложнялся наличием разнообразных кланов, сект, землячеств и прочих объединений, которые жестко определяли место человека в обществе. Эта система всегда играла заметную роль в жизни самого человека. Во-первых, она защищала человека от произвола государства, во-вторых, позволяла чиновнику автономно распоряжаться доходами своей корпорации.

Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освещены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры. Причем ее консервативность способствовала политическому деспотизму восточного государства.

В результате, взаимозависимость государства и социальной структуры возникла необходимая стабильность, характерная для стран Востока: гибели государства, но общественная структура сохранялась без изменений.

Все это обусловило и особенности духовной культуры, в частности, философии.

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала и рассмотрения его как проявление исторического типа мировоззрения, решения проблемы отношения рационального знания к мифологическому повествованию предпринимались уже в античности (с этого, собственно, и началось развитие античной философии).

Господствующим было аллегорическое толкование мифов (у софистов, у стоиков, видевших в богах персонификацию их функций, у эпикурейцев, считавших, что мифы, созданные на основе естественных фактов, предназначались для откровенной поддержки жрецов и правителей, и др. ).

Платон противопоставил народной мифологии философско-символическую интерпретацию мифов. Древнегреческий философ Эгемер (3 в. до н. э.

), рассматривая мифологию как один из типов мировоззрения, видел в мифических образах обожествленных исторических деятелей (такое толкование мифов, получившее название эвгемерического, было распространено и позднее).

Средневековые христианские теологи, толкуя Ветхий и Новый заветы буквально и аллегорически, дискредитировали античную мифологию, либо ссылаясь на эпикурейскую и эвгемеристическую интерпретацию, либо “низводя” античных богов до бесов. Новый интерес к античной мифологии как к типу мировоззрения пробудился в эпоху Возрождения.

Обращаясь к античной мифологии, гуманисты эпохи Возрождения видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности, свойственных той эпохе. Также античная мифология трактовалась в качестве моральных поэтических аллегорий. Аллегорическое толкование мифов оставалось преобладающим (трактат Бокаччо, позднее сочинения Ф. Бэкона и др. ). Для развития знаний о мифологии большое значение имело открытие Америки и знакомство с культурой американских индейцев.

Появляются первые попытки сравнительной мифологии (“Нравы американских индей цев в сравнении с нравами древних времен” Ж. Ф. Лафито, 1724, сопос тавившего культуру североамериканских индейцев с древнегреческой).

Глубокую философию мифа, пытаясь рассматривать его как отпечаток исторических взглядов его создателей, создал итальянский ученый Дж. Вико, автор сочинения “Основания новой науки” (1725).

Древнейшая эпоха представляется Вико как поэтическая и во всех аспектах коренящаяся в мифе, что указывает на понимание им первобытного идеологического синкретизма.

Вико называет мифологию “божественной поэзией” (из которой возникает затем героическая поэзия гомеровского типа) и связывает ее своеобразие с неразвитыми и специфическими формами мышления, сравнимыми с детской психологией.

Вико имеет ввиду чувственную конкретность и телесность, эмоциональность и богатство воображения при отсутствии рассудочности, перенесение человеком на предметы окружающего мира своих собственных свойств, неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта, замену сути “эпизодами”, т. е. повествовательность, и др. Его философия мира содержала в зародыше почти все основные последующие направления в изучении мифологии как типа мировосприятия.

Page 3

Подводя итог изучению мифологии как исторического типа мировоззрения в западной (а также русской дореволюционной) науке, следует отметить, что если позитивистская этнология 2-й половины 19 в. видела в мифах лишь “пережитки” и наивный донаучный способ объяснения непознанных сил природы, то этнология 20 в.

доказала, что во-первых мифы в примитивных обществах тесно связаны с магией и обрядом и функционируют как средство поддержания природного и социального порядка и социального контроля; во-вторых, мифологическое мышление обладает известным логическим и психологическим свеобразием; в-третьих, мифотворчество является древнейшей формой, своего рода символическим “языком”, в терминах которого человек моделировал, классифицировал и интерпретировал мир, общество и самого себя; но что в-четвертых – своеобразные черты мифологического мышления имеют известные аналогии в продуктах фантазии человека не только глубокой древности, но и других исторических эпох и, таким образом, миф как тотальный или доминирующий способ мышления специфичен для культур архаических, но в качестве некоего “уровня” или “фрагмента” может присутствовать в самых разных культурах, особенно в литературе и искусстве, обязанных многим мифу генетически и отчасти имеющих с ним общие черты (“метафоризм” и т. п. ). Эти новые позитивные представления практически, однако, трудноотделимы от целого ряда крайних и часто противоречащих друг другу преувеличений и идеалистических представлений, ведущих к отрицанию познавательного момента, гипертрофии ритуалистичности мифов или подсознательного аспекта в них, к игнорированию историзма, к недооценке социальных и гносеологических корней мифологии и т. п., или наоборот, к излишней интеллектуализации мифов, переоценке их “социологической” функции.

мифология мировоззрений символизм

Page 4

Перейти к загрузке файла

  • 1. М. И. Стеблин-Каменский, “Миф”, Ленинград 1976 г.
  • 2. С. А. Токарев, “Что такое мифология? “, Москва 1983 г.
  • 3. С. А. Токарев, “Ранние формы религии и их развитие”, Москва 1985 г.
  • 4. К. Леви-Строс, “Структура мифа”, Санкт-Петербург 1992 г.
  • 5. М. И. Шахнович, “Первобытная мифология и философия”, Москва 1984 г.
  • 6. А. М. Золотарев “Родовой строй и первобытная мифология”, Киев 1991 г.
  • 7. Энциклопедия “Мифы народов мира”, Москва/Минск/Смоленск 1994 г.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1036509/filosofiya/mifologiya_religiya

ovdmitjb

Add comment