Kievuz

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание

Содержание

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Согласно ст.

29 ФЗ “О прокуратуре РФ” предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение

    1. прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние.

При осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Например, ограничение права гражданина на тайну перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).

УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц.

Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях

Является одним из элементов предмета прокурорско­го надзора. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудеб­ного производства по уголовным делам прокурор уполномо­чен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья 145 УПК РФ предусматривает при­нятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах:

    • устные и письменные заявления;
    • явки с по­винной, сделанные как в устном, так и в письменном виде;
    • сообщениях о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отка­зов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на порядок приема и регистрации сообщений.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном.

При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

    • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);
    • каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);
    • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
    • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50);
    • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51);
    • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия.

При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

    1. компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст.

      40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);

    2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.

      );

    3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
    4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
    5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).

Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

    1. о возбуждении уго­ловного дела,
    2. об отказе в возбуждении дела,
    3. о передаче сооб­щения по подследственности.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина):

    • о задержании подозреваемого;
    • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
    • о привлечении в качестве обви­няемого;
    • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
    • о временном отстранении обвиняемого от должности;
    • о розыске обвиняемого;
    • о производстве выемки;
    • о производстве обыска;
    • о наложении ареста на имущество;
    • о на­значении экспертизы;
    • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

    1. служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан;
    2. осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование (так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения).

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизвод­ства.

К ним относятся:

    1. принятие мер, направленных на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требова­ний закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
    2. принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необосно­ванного обвинения, ограничении ее прав и свобод;
    3. контроль исполнения требований закона при приеме, регистра­ции и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
    4. контроль соблюдения установленного законом порядка возбуж­дения уголовных дел;
    5. контроль соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в со­вершении преступления;
    6. контроль соответствия требованиям закона решений, прини­маемых в процессе досудебного производства по уголовным делам;
    7. контроль соблюдения условий и порядка проведения след­ственных и иных процессуальных действий, а в предусмот­ренных законом случаях — оснований для их проведения;
    8. контроль соблюдения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроиз­водства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-organami-doznaniya-i-predvaritelnogo-sledstviya

надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Тема 8

Прокурор принимает меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК.

Прокурор обеспечивает незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Важнейший этап надзорной деятельности — поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановления о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Глава 2

Важнейший этап надзорной деятельности — поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановления о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.

146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: а) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; б) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных выше, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; в) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Осуществляя надзор за исполнением законов в этой стадии досудебного производства, прокурор руководствуется положениями, регламентированными гл. 19 и 20 УПК РФ, Приказами Генерального прокурора РФ и другими нормативными актами.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и процессуальное положение прокурора

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

14) Возвращать расследованные уголовные дела следователю и дознавателю со своими письменными указаниями о проведении дополнительного расследования или об изменении объема обвинения, либо квалификации деяния, а так же для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и выявленных в ходе расследования недостатков.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия Текст научной статьи по специальности — Государство и право

При решении данного вопроса следует исходить из предназначения прокуратуры — обеспечения строгого и точного исполнения законов, т. е. борьба с правонарушениями. Естественно, они и являются предметом прокурорского надзора вообще и надзора за законностью расследования преступлений в частности. Но предмет надзора нельзя ограничивать только правонарушениями.

Чтобы выявить их, необходимо проверить исполнение норм права, которое выражается в правовом поведении (под которым понимается социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия).

Различают следующие виды правового поведения: 1) правомерное, или социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям; 2) социально вредное поведение, нарушающее требования норм права; 3) социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм, или злоупотребление правом; 4) объективно противоправное, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений. Сюда же можно отнести противоправное поведение недееспособного лица [10, с. 401—402].

Глава 18 НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований Закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

Источник: https://russianjurist.ru/pensiya/nadzor-prokurora-za-ispolneniem-zakonov-organami-doznaniya-i-predvaritelnogo-sledstviya

ovdmitjb

Add comment