Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства и решать другие предусмотренные законом задачи.
Деятельность, осуществляемая этими органами, неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их интересов. Причем в процессе оперативно-розыскной деятельности может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляется в соответствии с требованиями закона.
В связи с этим надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности имеет большое значение.
Специфика оперативно-розыскной деятельности, заключающаяся, прежде всего, в ее негласном осуществлении, привлечении к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий лиц, конфиденциально сотрудничающих с органами, осуществляющими эту деятельность, а также в широком применении специальных технических средств требует от прокуроров осуществления надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в соответствии с потребностями общества, действительного обеспечения прав и свобод личности.
Ст. 29 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” определяет, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение:
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
-
- прав и свобод человека и гражданина;
- установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
- законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Целью надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является обеспечение соблюдения:
-
- прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности;
- прав и законных интересов юридических лиц;
- установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.
Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.
2011 N 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности” проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:
-
- по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
- по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
- в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
- в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
Задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.
2011 N 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности” к задачам данной подотрасли надзора можно отнести:
- проверку соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
- проверку соблюдения законности, обоснованности и установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законности принимаемых по ним решений;
- проверку соблюдения законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;
- проверку соблюдения законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных;
- проверку соблюдения законности представления результатов оперативно-розыскной деятельности;;
- проверку наличия полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения в процессе оперативно-розыскных мероприятий;
- проверку соблюдения определенного Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” перечня оперативно-розыскных мероприятий;
- проверку соблюдения установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов;
- проверку соответствия оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдения требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
- проверку своевременности уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища); наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.
Пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности” устанавливает следующие пределы надзора.
Проверки по обращениям о нарушениях ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся уполномоченными прокурорами той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.
Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.
В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Таким образом, в предмет прокурорского надзора не входят:
-
- сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
- проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (напр., прослушивание телефонных переговоров);
- сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе (только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности);
- сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности;
- исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций,указаний).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zadachi-i-predeli-prokurorskogo-nadzora-za-sobliudeniem-zakonov-organami-osuschestvlyaiuschimi-operativno-rozisknuiu-deyatelnost
Тема. Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД Вопрос 1
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Правовые основы:
- КРФ – определяет основные права и свободы человека, которые могут быть ограничены в ходе проведения ОРД. + Международные НПА, касающиеся прав и свобод человека и гражданина (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и иных жестоких видов обращения наказания)
- ФКЗ
- ФЗ «Об ОРД», а также ФЗ, регулирующие организацию и деятельность органов, наделенных правом осуществления ОРД (О полиции, О ФСБ)
- Указы Президента РФ. По вопросам ОРД существуют например, УкПр-та «Об упорядочении организации и проведения ОРД с использованием технических средств»
- Постановления Правительства
- Приказы Генерального прокурора РФ. От 15.02.2011 г. № 33
- межведомственные НПА ведомственные НПА
- Решения КС и ПП ВС
Вопрос 2. Сущность прокурорского надзора за ОРД. Предмет и объект
Прок надзор за исполнением закона за органами ОРД тесно связан с надзором за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Прокуроры, осуществляющие эти виды надзора связаны общностью задач, решаемых поднадзорными органами необходимостью тесного взаимодействия поднадзорных органов, постоянным обменом информации поднадзорными органами. Кроме того, органы осуществляющие ОРД и органы дознания и следствия в большинстве случаев действуют в рамках единых ведомств. Это и министерство внутренних дел. ФСБ, ФСКН.
Вместе с тем надзор за ОРД имеет и свою специфику, связанную с особенностями законодательной регламентации ОРД и характером самой ОРД.
В отличие от предварительного расследования, ОРД опирается на сочетание гласных и не гласных начал, широко использует конфиденциальные источники информации, а также использует скрытые ограничения основных прав и свобод человека и гражданина.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость наличия и эффективного функционирования инструментов контроля за деятельностью ОРД.
Действующий закон об ОРД предусматривает следующие институты обеспечения законности в данной сфере.
- Контроль Президента РФ, Правительства РФ, ФС РФ.
- Ведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов, осуществляющих ОРД
Основным недостатком данного вида контроля является его закрытость от общественности.
- Судебный контроль.
- Прокурорский надзор. Ст. 21 ФЗ об ОРД. Плюсы:
- Прокуроры более объективны, чем руководители правоохранительных органов, и напрямую не связаны результатами ОРД.
- В отличии от судебного контроля прокурорский надзор носит более постоянный характер, и осуществляется вне зависимости от поступления к прокурору обращений граждан или ЮЛ.
Предмет прокурорского надзора за органами осуществляющим ОРД определен в статье 29 ФЗ «О прокуратуре»:
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- Соблюдение порядка выполнения ОР мероприятий
- Законность решений, принимаемых органами ОРД.
Объекты прокурорского надзора:
- Деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями:
- Органов ВД
- ФСБ
- Федеральной охраны
- Таможенных органов
- Иные
Специфика деятельности органов, за которой осуществляется прокурорский надзор определила существование следующих пределов прокурорского надзора:
- П
- Предмет прокурорского надзора не входит в вопросы организации и тактики …
- Предмет прокурорского надзора не входит проверка законности судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан, но входит проверка исполнения решений
- Законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфидециальной основе, в том числе принципов добровольного сотрудничества, может проверяться прокурорами только при наличии жалоб граждан.
- Оперативно-служ док-ты о ….
- В ходе надзорных мероприятий в службе внешней разведки РФ и в органе внешней разведки МИНОБР прокуроры должны проверять только те материалы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
Вопрос 3. Задачи и основные направления надзора
При осуществлении надзора в данной сфере прокуроры должны:
- Обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства РФ, при осуществлении ОРД
- Своевременно проверять издаваемые оперативно-розыскными органами НПА
- Прокуроры должны обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД.
- Полно и своевременно реализовывать полномочия по устранению выявленных нарушений в данной сфере
Основные направления прокурорского надзора:
- Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
- Надзор за законностью и обоснованностью заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативных материалов, а также за соблюдением порядка и сроков их ведения.
- За законностью и обоснованностью проведения самих оперативно-розыскных мероприятий (проверка наличия оснований и условий их проведения)
- За законностью представления результатов ОРД.
- Надзор за законностью проведения ОР мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятие решений по вопросам государственной службы.
- Прокурорский надзор за соблюдением регистрационной дисциплины и законностью ведения оперативных учетов.
- Иное.
Вопрос 4. Полномочия прокурора
Методы выявления нарушений действующего законодательства:
- Право прокурора на проведение прокурорских проверок. Они проводятся при наличии следующих оснований:
- По обращения граждан Юл или ДЛ
- По результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях либо при поступлении информации по ненадлежащему реагированию на поручение следователя, дознавателя или решение суда.
- В плановом порядке либо по поручению вышестоящего прокурора.
- В иных случаях
- Право прокурора знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами:
- Дела оперативного учета
- Материалы о проведении оперативно розыскных мероприятий с использованием оперативно технических средств
- Учетно-регистрационная документация
- Ведомственные НПА
- Право прокурора требовать письменные объяснения от ДЛ и сотрудников оперативно-розыскных органов, допустивших нарушение.
Средства реагирования:
- Право прокурора требовать исполнения закона по делам оперативного учета и иным нормативно-правовым материалам.
- Право прокурора опротестовывать не соответствующие законы правовые акты поднадзорных органов
- Право прокурора вносить представления
- Право прокурора своим постановлением направлять материал в органы дознания или следствия для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, если нарушено уголовное законодательство.
- Право требовать привлечения виновных лиц к ответственности.
Тема. Прокурорский надзор за следствием и дознанием
Главным инструктивным письмом являются:
- Приказ Генпрокурора № 162 от 02.07.2011 г.
Источник: http://samzan.ru/90459
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Статья 29 Закона о прокуратуре предусматривает, что предметом надзора в рассматриваемой сфере является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, выполнения ОРД, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее – Закон об ОРД) соответствующие органы издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Им предоставлено также право на ведомственном и межведомственном уровнях регулировать перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и другие вопросы, многие из которых отражены в закрытых актах.
Соответствие законам таких правовых актов необходимо также относить к предмету надзора.
Организация оперативно-розыскных мероприятий как разновидность управленческого труда не входит в предмет надзора. Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в ОРД приемов и методов, если они не приводят к нарушениям установленных законом требований.
Законодатель предусматривает определенные ограничения при осуществлении надзора.
Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД).
Закон устанавливает, что рассматриваемые органы для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы (ч. 1 ст.
10), которые представляют определенный объем сведений: о лицах; фактах и событиях; предметах и вещах, систематизируемых в автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых системах, картотеках, фото-, кино-, видеотеках, коллекциях и следотеках.
Организация информационных систем, порядок их ведения и использования определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, и не должны входить в предмет прокурорского надзора. Также не входит в предмет прокурорского надзора порядок применения технических средств в ОРД.
Но прокурор должен убедиться, что использование технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий не причиняет вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Это требование вытекает из ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД.
Прокурором также проверяется, имеет ли место нанесение ущерба жизни и здоровью людей, причинение вреда окружающей среде, поскольку Закон об ОРД (ч. 9 ст. 5) обязывает его принимать соответствующие меры. Приказ Генпрокурора РФ от 15.02.
В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.
7.1.2. Общие вопросы организации работы уполномоченных прокуроров
Уровень надзора за исполнением законов в ОРД в известной степени зависит от правильной организации работы. В ст. 21 Закона об ОРД указано, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Понятие “уполномоченный прокурор” предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор в рассматриваемой сфере.
Указанное ограничение обусловлено, прежде всего, спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну.
В приказе Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 определено, что уполномоченные прокуроры назначаются заместителем Генпрокурора РФ – Главным военным прокурором, заместителями Генпрокурора РФ в федеральных округах, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур.
Специального подразделения по осуществлению надзора в рассматриваемой сфере в Генпрокуратуре РФ не имеется.
Надзор за исполнением законов в ОРД, проводимой сотрудниками оперативных подразделений аппаратов государственных органов, уполномоченных на то законом, осуществляют прокуроры, старшие прокуроры нескольких управлений, наряду с руководителями этих управлений.
Так, надзор за исполнением законов в ОРД в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (за исключением ФТС России и ФСБ России) возложен на управление по надзору за производством дознания и ОРД; надзор за исполнением законов в ОРД, осуществляемой сотрудниками подразделений аппарата ФСБ России, – на управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму; надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД в ФТС России, органах внутренних дел на транспорте и подразделениях собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте – на управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере и т.д. Подразделения Генпрокуратуры РФ в федеральных округах осуществляют надзор за исполнением законов в ОРД, проводимой уполномоченными органами в соответствующем федеральном округе. военная прокуратура в пределах своей компетенции надзирает за исполнением законов сотрудниками оперативных подразделений ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны России. Генпрокуратура РФ и военная прокуратура осуществляют также контроль за состоянием надзора в нижестоящих прокуратурах. Кроме того, Генпрокуратура РФ осуществляет непосредственно контроль за состоянием надзора в прокуратурах закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Межгорье и комплекса “Байконур”.
В зависимости от структуры аппарата таких прокуратур надзор осуществляют работники управлений по надзору за расследованием преступлений, отделов по надзору за следствием, дознанием и ОРД, отделов по надзору за расследованием особо важных дел и ОРД или (и) работниками других подразделений.
В отдельных прокуратурах созданы самостоятельные отделы по надзору за исполнением законов в рассматриваемой сфере.
В прокуратурах субъектов РФ осуществляется собственными силами надзор за исполнением законов в ОРД управлений уголовного розыска, оперативно-поисковых управлений, управлений по борьбе с экономическими преступлениями и других подразделений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в прокуратурах этого уровня осуществляется контроль за состоянием надзорной деятельности в подчиненных прокуратурах.
Уполномоченные прокуроры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры надзирают за исполнением законов в рассматриваемой сфере органами внутренних дел (по делам об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершаемых на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершаемых по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов, совершаемых в бассейне реки Волги).
Прокуроры ЗАТО г. Межгорье и комплекса “Байконур” (на правах прокуроров субъектов РФ) осуществляют надзор за исполнением законов оперативными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на территории соответствующих образований.
В городских и районных прокуратурах надзор осуществляет, как правило, лично прокурор либо уполномоченный прокурором субъекта РФ его заместитель или старший помощник (помощник). Как правило, работники таких прокуратур осуществляют надзор в территориальных органах внутренних дел, а в установленных случаях – в органах ФСБ России.
Уполномоченные прокурор и приравненных к городским специализированных прокуратур осуществляют надзор за ОРД поднадзорных им субъектов.
Речь, соответственно, идет о подразделениях органов исполнительной власти на объектах оборонно-промышленного комплекса и в ЗАТО, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, органов ФСИН России в учреждениях исполнения наказаний.
Природоохранные прокуроры надзирают за исполнением законов органами внутренних дел (по делам об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершаемых на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершаемых по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов). Военные прокуроры проверяют законность выявления и раскрытия преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходившими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, пои неких формирований и органов, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими. Они также надзирают за деятельностью оперативных органов в связи с уголовными делами и материалами о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения – до их установления.
При организации надзора требуется: 1) в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск уполномоченным прокурорам; 2) издать приказ, в котором определить прокуроров, уполномоченных осуществлять надзор за исполнением законов, и лиц, на которых возлагается ведение секретного делопроизводства; 3) в письменном виде проинформировать соответствующие оперативные органы об уполномоченных прокурорах и лицах, ведущих секретное делопроизводство; 4) распределить обязанности между уполномоченными прокурорами (когда в органе, подразделении их несколько); 5) обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации; 6) обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации.
– переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за исполнением законов в ОРД;
– переписку о состоянии надзора за исполнением законов в ОРД, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах;
– представления, протесты, постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях и переписку по ним;
– статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов в ОРД.
При ведении делопроизводства необходимо принимать меры, обеспечивающие неразглашение секретных сведений.
7.1.3. Задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В ч. 2 п. 4 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.
2011 N 33 установлено, что деятельность уполномоченных прокуроров в равной степени должна способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, так и выполнению задач ОРД: по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; по установлению имущества, подлежащего конфискации.
При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам, находящимся в их производстве, основываясь на положениях ст. 21 УПК, в каждом отдельном случае следует рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц (п. 7).
В соответствии с п.
8 приказа уполномоченным прокурорам предписывается в ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов в обязательном порядке проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).
Традиционно от прокуроров требуется, чтобы они, используя предоставленные им полномочия, пресекали нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении ОРД, принимали своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц и сотрудников к установленной законом ответственности. Прокурорам в случаях незаконного отказа от выполнения их требований при наличии оснований предписывается принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Кроме того, руководители прокуратур должны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах ОРД.
Необходимо учитывать, что вопросы организации и осуществления надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере регламентируются также рядом других организационно-распорядительных актов Генпрокурора РФ. Так, в соответствии с п. 1.4 приказа от 30.01.
2007 N 19 прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за исполнением законов в ОРД в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обязаны добиваться исключения фактов осуществления ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных Законом об ОРД и УИК.
Источник: http://kursak.net/nadzor-za-ispolneniem-zakonov-organami-osushhestvlyayushhimi-operativno-rozysknuyu-deyatelnost/
Add comment