Kievuz

Налоговая система в рыночной экономике

Налоги в рыночной экономике

Налоговая система в рыночной экономике

Создание материальных благ – это сложный процесс. Он имеет длительную историю возникновения и развития. Изначально для удовлетворения своих потребностей человеку достаточно было собрать необходимые «дары природы». Этот процесс так и назывался – «собирательство».

По мере развития человека возрастали и его потребности. Примитивное собирательство уже не могло их удовлетворить. Закономерным стало усложнение трудовой деятельности человека. Она уже приобрела экономический характер.

Определение 1

Экономической деятельностью называется процесс производства и реализации материальных благ с использованием различного рода ресурсов.

В процессе производства человек вступал в целую систему отношений с природой, другими людьми, с обществом и государством. Производство стало системообразующей силой. Формировались экономические системы.

Определение 2

Экономическая система представляет собой совокупность отношений между отдельными лицами, предприятиями общественными организациями и государством, возникающих в процессе производства с использованием всех видов ресурсов на основе прав собственности, действующей нормативно-правовой базы, включая сферу управления производством и обществом и распределение материальных благ и произведенного продукта.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Физические и юридические лица, государства и межгосударственные объединения являются субъектами экономической системы. Все виды ресурсов – это объекты экономической системы.

А отношения на основе форм и прав собственности, инструментов управления и распределения составляют базовые экономические отношения.

Объекты, субъекты экономики и базовые отношения образуют структуру экономической системы.

В зависимости от проявления и сочетания того или иного структурного компонента формировались различные экономические системы. Их появление и развитие были объективно связаны с развитием человеческого общества и его производительных сил. Различают следующие типы возникших в разное время экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административно-командная или плановая;
  • смешанная.

Традиционная система появилась на основе общинной собственности. Управление и распределение осуществлялось согласно сложившимся обычаям и традициям. Административная экономика оформилась в условиях господства государственной собственности и строго государственного управления хозяйством.

Определение 3

Рыночная экономика представляет собой экономическую систему развивающуюся в условиях преобладания частной собственности и рыночных механизмов управления производством.

Она возникла еще в конце средневековья, в недрах феодального строя.

Основными двигателями рыночных отношений были взаимодействие спроса и предложения, частная инициатива, предпринимательство стремление к получению личной выгоды, конкуренция.

Именно рыночная экономика способствовала быстрому росту производительности труда, насыщению рынка продукцией. Развитие экономики стимулировало развитие общества.

Долгое время считалось, что рыночная экономика не нуждается в регулировании, что это саморегулирующаяся система. Но кризисные явления, приводящие к социальным конфликтам, доказали необходимость вмешательства государства в регулировочные и управленческие процессы.

Так возникли модели смешанной экономической системы. Они сочетали в себе основные черты рыночной экономики и отдельные черты плановой экономики.

Но некоторые экономисты рассматривают смешанную экономическую систему как усовершенствованную разновидность рыночной экономики, в которой государство принимает более активное участие в процессах управления.

Понятие налогов и их предназначение

Одной из важнейших характеристик влияния государства на экономику является соответствующая налоговая политика. Именно налоговая система представляет собой основу государственного бюджета, формирования государственных финансов.

Определение 4

Налогами называются обязательные платежи, производимые физическими и юридическими лицами в пользу государства.

Определение 5

Налоговая система – это совокупность всех налогов, пошлин, сборов и прочих уплат, методов и способов их начисления, сбора и контроля.

Налогами облагаются:

  • доходы граждан и предприятий;
  • стоимость отдельных видов товаров;
  • коммерческие операции;
  • имущество частных лиц и организаций;
  • добавленная стоимость производимой продукции и услуг.

История развития налогов

Возникновение налогов было вызвано необходимостью обеспечить финансами государство. Это касалось в первую очередь создание, вооружение и содержание войска и содержание государственного аппарата. Позже налоги приобрели фискальную регулирующую и контролирующую функции.

Экономисты-историки выделяют три этапа развития налоговой системы. На начальных этапах существования государств налоговая система как таковая отсутствовала. Представители органов власти сами определяли объем средств, взимаемых в качестве налога. Налоги вводились по усмотрению представителей власти и по необходимости (война, стихийное бедствие и пр.).

Следующий этап приходится на конец $XVII$ – начало $XVIII$ веков. В этот период уже завершаются процессы формирования государств. Налоги становятся постоянными, а их сбор – централизованным. Формируются специальные органы по контролю и сбору налогов (податей).

Окончательно оформилась налоговая система в $XIX$ веке. Налоговая система приводится в соответствие целям и задачам государства. формируется правовая регламентация сбора налогов и защиты налогоплательщиков. Происходит дифференциация и распределение системы налогообложения между различными уровнями государственной власти (общегосударственные федеральные налоги и муниципальные местные сборы).

Роль налогов в условиях рыночной экономики

Налоговая система выполняет в условиях рыночной экономики несколько важных функций. – формирование государственного бюджета. Именно благодаря налоговым поступлениям содержится государственный аппарат, обеспечивается обороноспособность страны, финансируются социальные программы.

Следующая функция налогов – регулирующая. Государство осуществляет регулирование товарно-денежных отношений и развития отдельных отраслей национальной экономики. Оперируя налогами и акцизами, государство влияет на рыночную ситуацию. Вводя льготное налогообложение, осуществляется стимулирование развития отдельных отраслей и предприятий.

Замечание 1

Высокие ставки налогов выполняют сдерживающую функцию и призваны защитить потребителей или внутренний рынок от отдельных производителей или отдельных видов продукции. С этой целью могут применяться инструменты дотаций государственных закупок и государственных инвестиций.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/modeli_rynochnoy_ekonomiki/nalogi_v_rynochnoy_ekonomike/

Налоговая экономика

Налоговая система в рыночной экономике

Налогами именуются платежи, обязательные к уплате. Они взимаются с организаций и физических лиц и перечисляются на государственные нужды. Налоги – это самая большая часть от всех доходов государства.

Именно налоговые сборы впоследствии идут на пенсии, оборонную сферу, стипендии, социальные выплаты.

Роль налогов в экономической системе государства очень велика, государство заинтересовано в увеличении процентов и в своевременном сборе.

Налоговая экономика изучает разные типы налогов вкупе с методами расчетов, формами, суммами и способами изъятия.

Главные составляющие налоговой экономики:

  • часть дохода, именуемая налоговой ставкой. Ее рассчитывают в процентах и взимают в пользу государственного бюджета;
  • налоговая база – это сумма доходов в зафиксированном состоянии. Она подлежит обязательному обложению налогами;
  • налоговые льготы – это снижение налогового процента или налоговой ставки. Льготы утверждаются на государственном уровне и устанавливаются, к примеру, для инвалидов, людей пенсионного возраста, социальных работников, медицинских учреждений, театров, детских учебных заведений и так далее.

Налоговая система, которая хорошо отлажена и четко действует, способствует повышению эффективности механизма хозяйствования. Страны рыночной экономики имеют налоговую систему, выполняющую множество функций.

Функции развитой налоговой экономики

 Первая функция, которую следует назвать – регулирующая. Для нее налоги – это рычаги, посредством которых можно управлять рыночной экономикой. Благодаря манипуляции налоговыми ставками и условиями налогообложения, государство создает быстро развивающиеся отрасли того или иного производства. Помимо этого, регулирующая функция помогает решить многие социальные задачи.

Вторая функция – стимулирующая. Государство освобождает сферы технического прогресса от налогов и сборов, либо предоставляет льготы для развития, тем самым способствуя увеличению рабочих мест и расширению производства. Цель такого стремления – развитие технического прогресса в стране.

Третья функция – распределительная. После изъятия налогов в государственном бюджете происходит концентрация средств, которые необходимо направить на нужды страны и общества. Что приоритетно, а что нет – решает государство и никто другой.

Четвёртая функция – фискальная – налогообложение граждан и предприятий с целью изъятия средств на оборону страны и содержание государственного аппарата.

Налоговая экономика и государство

Государство нацелено на интересы общества – своего народа. Это касается всех сфер жизнедеятельности. В целях улучшения качества жизни общества вырабатывается и осуществляется соответствующая политика, причем, в разных областях: в демографии, экологии экономике и социологии.

Регулирование экономической сферы происходит за счет ценового, кредитного, бюджетно-финансового механизмов. Все эти механизмы – средства, помогающие объектам и субъектам вступать во взаимодействия.

Бюджетно-финансовая система регулирует формирование и использование финансовой сферы государственного аппарата. Она обеспечивает наиболее эффективное развитие экономики, помогает реализовать социальные и прочие государственные функции. Налоги здесь сопоставимы с жизненно важной кровеносной артерией. Без них невозможен нормальный «финансовый кровоток».

Еще карл Маркс отмечал, что налоги являются стопроцентным порождением государства. И самое интересное, налоги могут существовать и без так называемых товарно-денежных отношений.

Приведем пример: до капитализма государство имело главные доходы со сборов натуральных повинностей.

В те времена государством устанавливались налоговые сборы, исходя из специализации той местности, которая облагалась налогами.

Современное государство изымает в качестве налоговых сборов энную долю валового внутреннего продукта. Налоги взимаются непосредственно с участников производства: работников, владельцев капиталов, хозяйствующих обособленных субъектов.

Налоговая экономика помогает формированию финансовых ресурсов государства, помогает аккумуляции полученных от сборов средств в различные государственные фонды, причем, как бюджетные, так и внебюджетные.

Исследование налоговой экономики Адама Смита

Экономист и политолог Адам Смит в своем сочинении о причинах народного богатства излагал теорию основных принципов налогообложения, основанную на «удобности», всеобщности, определенности и справедливости.

По его словам, подданные граждане должны обеспечивать свое государство денежными средствами, которые пойдут на достижение общих благих целей. Размер такого обеспечения прямо пропорционален доходам, взимается по установленному образцу.

Способ оплаты налогов имеет свои сроки и правила, удобные для плательщика.

По прошествии времени Адам Смит дополнил свое сочинение принципами обеспечения достаточности, ввел такое понятие, как подвижность налогов – речь шла о возможном увеличении или сокращении налогов, исходя их объективности и возможностей государства.

Объекты налоговой экономики

Объектами налоговой экономики считаются установленные законодательством имущественно-юридические объекты:

  • доход, получаемый от производства товаров,
  • прибыль от оказания услуг;
  • цена на определенный перечень товаров;
  • частное имущество как физического лица, так и юридической организации;
  • добавленная стоимость на товар;
  • операции, проводимые с ЦБ (акциями, облигациями, ваучерами, чеками);
  • дарение, вступление в права наследования, купля-продажа имущества.
  • несколько обособленных законодательством видов деятельности.

 На один и тот же объект накладывается налогообложение единожды, с установлением периода налогообложения – 1, 3,6,12 месяцев.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11655-nalogovaya-ekonomika

Роль налоговой системы в рыночной экономике государства

Налоговая система в рыночной экономике

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1Сущность налогов……………………………………………………..6

1.2Функции налогов………………………………………………………7

1.3Прямые и косвенные налоги…………………………………………11

2.Налоговая политика государства………………………………………22

3.Налоговая система в рыночнойэкономике…………………………..31

3.1Сущность, структура и основные принципыналогообложения…..31

Введение

Налоги являются необходимымзвеном экономических отношении вобществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение формгосударственного устройства всегдасопровождаются преобразованием налоговойсистемы.

В современном цивилизованномобществе налоги — основная форма доходовгосударства.

Помимо этой сугубо финансовойфункции налоговый механизм используетсядля экономического воздействиягосударства на общественное производство,его динамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса.

Встранах с развитой рыночной экономикойналоги, кроме выполнения фискальнойфункций, налоги становятся все болееактивным инструментом государственнойсоциальной и экономической политики.Они оказывают существенное влияние наденежное обращение, ценообразование,формирование фондов потребления инакопления, осуществление инвестиционнойполитики, распределение прибыли,социальное положение населения.

Налоги являются главной статьёйбюджетных доходов государства. Огромныесредства, взимаемые в виде налогов иперераспределяемые через бюджет,составляют главную экономическую силугосударства. Проблемам налогов исовременной налоговой системы РоссийскойФедерации уделяется сегодня стольпристальное внимание, так как именноони определяют жизнь современногообщества.

Налоговой системе налогообложениясегодня уделяется довольно пристальноевнимание, так как, успешно решая их,государство через налоги сможет успешнорешать экономические, социальные имногие другие общественные проблемы.

В даннойконтрольной работе я на примере налоговойполитики РФ буду рассматривать сущностьналогов в условиях рыночной экономики.

1. Налоги в рыночной экономике государства

В настоящее время теория налоговкак важнейшая составляющая экономическойнауки в России начала возрождаться.

Исходя из теории налогов и функцийналогов, определяется налоговая политикагосударства. На практике можно выделитьтри основные формы налоговой политики.Они встречают не в чистом виде, а вопределенных соотношениях друг с другом.

Во-первых, это выраженнаяфискальная политика, или политикамаксимальных налогов. Здесь мы имеемтот случай, ког­да государство стремитсяметодом высоких налогов на подоходнуючасть бюджета и обеспечить превышениедоходов над расходами. Подобная политика,как убедительно показал А. Лэффер, чащевсего не достигает поставленных целей.

Вместе с тем она имеет и еще болеесерьезные последствия. Происходитзамедление расширенного воспроизводстваили вообще возврат к простомувоспроизводству. Население оказываетпас­сивное сопротивление данномукурсу, и начинается массовое уклонениеот уплаты налогов.

Уклонение отналогообложения приводит в свою очередьк росту теневой экономики.

В подобной ситуации мы имеемдело с преувеличением роли фискальнойфункции налогов по сравнению с остaлънымифункциями.

Во-вторых, это налоговая политикаэкономического развития. При этомгосударство стремится всемерно снижатьналоги, оставляя большую часть финансовыхресурсов в распоряжении хозяйствующихсубъектов.

На первый взгляд можетпоказаться, что именно к такой политикеследует стремиться.

Однако она можетиметь не менее тяжкие последствия, аименно: сокращение социальных программиз-за нехватки средств у правительства,снижение, уровня жизни работниковбюджетных организаций, включая врачей,учителей и т. д.

Третьей формой следует признатьоптимальную налоговую политику.

Вотее-то проведение требует детальногонаучного анализа и осмысления экономическойситуации, прогнозирования последствийлюбых налоговых изменений, комплексностипринятия решений.

Для успеха налоговойполитики необходимо исследовать прошлое,знать опыт зарубежных развитых стран,применять его, не слепо копируя, асоотнося со специфическими особенностяминациональной экономики.

При проведении налоговой политикимогут разойтись фискальные интересыгосударственных органов и налогоплательщиков.Налоговая поли­тика должна учитыватькак интересы бюджета, так и интересы,широких масс населения. Примирить ихвполне возможно.

Все заинтересованы вустойчивом развитии экономики высокимитемпами, в развитии расширенноговоспроизводства на основе передовыхтехнологий. Также все заинтересованыв решении социальных проблем.

Вопрос -в оптимальных соотношениях финансированиянароднохозяйственных отраслей, в”прозрачности” доходов и расходовбюджета.

Сформулируем, что представляетсобой рыночная система хозяйства.Рыночная экономика – это системаорганизации хо­зяйства страны, основанана товарно-денежных отношениях,многообразии форм собственности; насредства производства, экономическойсвободе граждан как собственников своейрабо­чей силы их конкуренции в сферепроизводства и обращения товаров иуслуг.

В рыночной экономике функционируюти активно взаимодействуют друг с другомтри основных специфических рынка. Эторынок товаров и услуг, или товарныйрынок; рынок труда и рынок финансовыхресурсов, включающий в себя рынок ценныхбумаг. Цену на рынке формирует соотношениеспроса и предложения. На рынке трудаценой является заработная плата наемногоработника.

Юридические лица (хозяйствующиесубъекты) выступают в одно и то же времяв качестве потребителей и производителей- на товарном рынке, эмитентов и инвесторов– на финансовом рынке, работодателей– на рынке труда. Граждане выступают вкачестве продавцов своей рабочей силына рынке труда (трудоспособная частьнаселения), потребителей – на товарномрынке, инвесторов -:на финансовом рынке.

Рыночные модели разных странзначительно отличаются друг от друга.Можно выделить две основные моделирыночной экономики: либеральная модельи модель социально ориентированногорынка.

Социально ориентированная модельотличается более вы­сокой степеньюгосударственного регулированияэкономики.

3десь значителен государственныйсектор, предприниматель­скаядеятельность подвержена регламентации,государство га­рантирует определенныйуровень удовлетворения потребностейнаселения (а не только его низших слоев)в жилье, услугах здра­воохранения,образования и культуры, заботится озанятости трудоспособной его части.Подобная модель функционирует в Германии,Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии.Близка к ней и система Японии.

Вполне понятно, что либеральнаяи социально ориентированная моделирынка требуют наличия угосударства различныхфинансовых ресурсов. И налоги в странахсо второй моделью, конечно, должны бытьвыше. Так что понятие «Высокие» или«низкие» налоги – это не абсолютное, аотносительное представление. Величинаналогов должна соответствоватьпоставленным государством перед собойзадачами.

1.1 Сущность налогов

Налоги являются одним из основныхфинансовых инструментов рыночнойэкономики, финансовой основой бюджетовразных уровней. Они оказывают существенноевлияние на денежное обращение,ценообразование, формирование фондовпотребления и накопления, осуществлениеинвестиционной политики, распределениеприбыли, социальное положение населения.

Источником налогов являетсясозданная в процессе производствастоимость – национальный доход. Первичноераспределение национального доходадополняется вторичным распределением,или перераспределением, где налогампринадлежит важное место.

Участвуя в процессе перераспределенияновой стоимости, налоги выступают частьюединого процесса воспроизводства,специфической формой производственныхотношений, которая формирует ихобщественное содержание.

Кроме общественного содержания,налоги имеют материальную основу,представляют собой часть денежныхдоходов, национального дохода, отчужденнуюгосударством.

Налоги составляют значительнуюдолю в доходной части бюджетов различныхуровней. Зачисление налоговых поступленийв бюджеты разного уровня и во внебюджетныефонды осуществляется в порядке и наусловиях, определяемых системойзаконодательства РФ о налогах и сборах,а также законодательства о налогах исборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономикиналоги выполняют четыре основныефункции, каждая из которых проявляетвнутреннее свойство, признаки и чертыданной финансовой категории.

1.2 Функции налогов

1.Фискальная функция (фиск -казна), т.е. обеспечение государстванеобходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуютсягосударственные денежные фонды исоздаются материальные условия дляфункционирования государства в условияхрыночной экономики. В рыночных условияхналоги стали основным источником доходовгосударственного бюджета РоссийскойФедерации. Фискальная функция усиливаетсяво всех странах в связи с расширениемрегулирующей роли государства в обществе.

2. Распределительная функция

С помощью налогов происходитраспределение и перераспределениенационального дохода и создаются условиядля эффективного государственногоуправления.

Налоги как активный участникперераспределительных процессовоказывают серьезное влияние навоспроизводство, стимулируя или сдерживаяего темпы, расширяя или уменьшаяплатежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системыналогообложения может достичь поставленнойцели в случае создания равных экономическихусловий для всех предприятий независимоот их организационно-правовых форм иформ собственности.

Он должен обеспечиватьзаинтересованность предприятий вполучении большего дохода черезиспользование таких элементов налога,как ставки, льготы, сроки уплаты, что всвою очередь позволит решить задачинасыщения товарами и услугамипотребительского рынка, ускорениенаучно-технического прогресса, обеспечениянасущных социальных потребностейнаселения.

3. Регулирующая функция

Регулирующая функция налоговреализуется путем:

– регулирования дохода и прибылиюридических и физических лиц;

– стимулирования роста производстватоваров или сдерживания их, стимулированияинвестиций, проведения мероприятий вобласти экологии, выпуска продукциидля государственных нужд, деятельностипредприятий малого бизнеса и т.д.Стимулирующее воздействие налоговобеспечивается через систему материальныхи финансовых санкций.

4.Контрольная функция

При помощи налогов контролируетсясвоевременное поступление части выручки,прибыли и дохода организаций и физическихлиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируетсяна ряде принципов налогообложения,основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенствоналогообложения – каждое юридическоеи физическое лицо должно платить налоги,установленные законодательством.

Недопускается предоставление индивидуальныхльгот и привилегий в уплате налога, необоснованные с позиции конституционнозначимых целей.

Равенство в налогообложениитребует учета фактической способностик уплате налога на основе сравненияэкономических потенциалов.

Источник: https://works.doklad.ru/view/cfSCYLMJ8oM.html

Налоговая система в рыночной экономике

Налоговая система в рыночной экономике

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того источника или объекта двумя или несколькими налогами.

Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Для того чтобы не противоречить данному принципу был отменен налог с продаж  который дублировал несколько налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными.

Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

Поэтому исключительно в законе должны  быть определены перечень налогов, порядок их установления, изменения и отмены, основные элементы налога, а также порядок его исчисления и уплаты.

 Реализация данного принципа обеспечивает детальную структурированность и целостность национальной налоговой системы, а также жесткую централизацию управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства.

С указанным принципом тесно связан принцип равенства и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминаций одной из них.

Важным является принцип приоритетности законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

С учетом всех перечисленных принципов формируется и реализуется налоговая политика современной России, определяемая: Конституцией Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации; Программами социально-экономического развития страны и регионов на соответствующем историческом этапе; международными договорами и соглашениями;  Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию; сводом законов, указов, постановлений.

1.2. Принципы построения налоговой системы России

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Принципы российской налоговой системы можно представить следующим образом.[7; с.67]

1. Налоги и сборы, носящие налоговый характер, в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.

2. Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься: на рынке товаров или факторов производства; с продавцов товара или покупателей; с домашних хозяйств или компаний; с источника дохода или со статьи расходов.

3. Налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

4. При использовании налоговой политики для достижения социально- экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения.

5. Налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны.

6. Налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

Общие принципы построения налоговых систем в различных странах находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения принципов налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям.

  2.1. Налоговая система в рыночной экономике

          В рыночной экономике налоговая система играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.   

            Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Невозможно представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

          Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.[8; с.117-123]

          Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя один и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

          Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п.  Средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

         Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций и т.п. Неопределенность – враг предпринимательства [13; с.78-89].

          Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

          Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может.

Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие.

По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения [12; с.112-118].

          Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета  требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.

2.2. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы

Государство оказывает воздействие на различные стороны деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику.

Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами.

Без этой основополагающей функции немыслимо функционирование государства.

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходности населения. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе.

Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов оказывает экономическое воздействие на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.

Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке [6, с. 78-79].

Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм ускоренной амортизации.

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных, отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности предприятий.

Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары, а также может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры [14; с.66-69].

Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

  1. Финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
  2. Малых форм предпринимательства;
  3. Занятости инвалидов и пенсионеров;
  4. Благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной сфер [12; с.174].

Чрезмерный налоговый пресс (повышение налоговых ставок) снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

А.

Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства, установил зависимость между ходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение лотовых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по двум причинам:

1) снижается активность производителей;

2) у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от налогообложения [4; с. 121] .

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера»  (Приложение 1).

По оси ординат отложены налоговые ставки R, а по оси абсцисс – поступления в бюджет У. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет У*.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_75/nalogovaya-sistema-v-rynochnoj-jekonomike/374374.2606098.page2.html

1.1. Налоги: понятие, сущность, виды

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Налоги одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе.

Вместе с тем проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства».

Налоги являются экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они меняются вместе с развитием государства.

В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных. [2 ст.13].Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога – это имущество или доход,  подлежащие   обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога –доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог);
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

Налоги в зависимости от порядка взимания подразделяются на:

  • прямые – налоги, которые взимаются непосредственно с прибыли или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, имущество, госпошлина, подоходный налог);
  • косвенные – налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов.

Прямые налоги подразделяются на:

  • реальные – налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);
  • личные – налоги на доход или прибыль плательщика (налог на прибыль, НДФЛ).

Косвенные налоги подразделяются на:

  • налог на добавленную стоимость – это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
  • фискальная монополия – (взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления – алкогольная, табачная продукция и т.д.). Уплачивается при получении лицензии, сертификата на данный вид деятельности;
  • таможенная пошлина – налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров;
  • акцизы – это косвенный налог на отдельные товары,  устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по Налоговому кодексу РФ (вступил в силу с 01.01.2005 г.) на целый ряд товаров широкого потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

По принадлежности к уровню власти и управления налоги подразделяются на:

  • федеральные, которые представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом  законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
  • налоги субъектов РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право, устанавливать которые в соответствии с Конституцией  РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
  • местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

По полноте прав налоги подразделяются на:

  • закрепленный налог, представляющий собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен;
  • регулирующий – это налог, используемый для регулирования поступлений в бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на:

  • прогрессивные;
  • регрессивные;
  • пропорциональные;
  • линейные;
  • дифференциальные;
  • ступенчатые;
  • твердые.

В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки.

По способу обложения налоги подразделяются на:

  • кадастровые;
  • декларационные;
  • налично-денежные;
  • безналичные.

В основе классификации заложен признак взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика.

По назначению налоги подразделяются на:

  • общие налоги, которые обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования;
  • целевые налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.

Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды существующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группы. [1,ст. 3].

1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы

В теоретическом плане принципам организации налогов уделяли значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А.Смит, А.Вагнер, М.Такер и др.

Адам Смит сформировал четыре основополагающих принципа налогообложения: поданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно своему доходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.

А.Вагнер считал, что налогообложение должно базироваться на принципах: достаточности и подвижности, учете финансово – технических и народно-хозяйственных условий, справедливости или всеобщности и равнонапряженности. Он выделял следующие из принципов:

    • финансовые: достаточность обложения и подвижность;
    • народно-хозяйственные: выбор источника обложения, действие налога на налогоплательщика, кто действительно облагается налогом;
    • справедливости: общность обложения и равномерность;
    • налогового управления: определенность обложения, удобство платежа и минимум издержек при взимании налога.

М.Такер выделял принципы: уровня доходности; однократности обложения; обязательности уплаты; простоты, понятности и удобства системы налогообложения; гибкости системы; возможности системы по перераспределению ВВП.

В настоящее время основные принципы российской налоговой системы, вобравшей в себя мировой опыт, закреплены в Конституции РФ и в ч. I НК РФ.

Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.

Принципы, лежащие в основе налогообложения, можно разделить на две группы:

  • принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;
  • принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.

Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие:

  • однократность обложения объектов налоговыми платежами;
  • всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;
  • безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;
  • добровольность уплаты и исчисления налога;
  • установление минимума, свободного от обложения налогом;
  • возвратность налога субъекту налога;
  • территориальность налогообложения;
  • умеренность распределения налогов;
  • равномерность распределения налогов;
  • справедливость налогообложения;
  • социальная справедливость налогообложения;
  • пропорциональность взимания налога;
  • прогрессивность взимания налога;
  • дифференцированность взимания налога;
  • регрессивность взимания налога;
  • самообложение налогом;
  • резидентство или территориальность проживания субъекта налога;
  • сбалансировать финансовые интересы государства и налогоплательщика;
  • минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период.

В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается.

В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время налог с продаж не существует.

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%B2_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5/82893_1527897_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

ovdmitjb

Add comment