Kievuz

Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений

Причины возникновения речевых нарушений

Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны.

Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было.

Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.
  • Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе. Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.
  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:
    • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
    • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
    • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
    • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

  • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
  • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

  • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
  • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
  • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
  • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1.

Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне.

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Источник: https://www.logopedprofi.ru/articles/item/75-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений

Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений

АНО ДПО Уральский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Диагностико-консультативная и коррекционно-педагогическая работа с лицами (детьми, подростками, взрослыми) с речевой патологией (1080)

Дисциплина:

Модуль1.

Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений

Выполнил:

Слушатель Левицкая О.А.

Преподаватель:

Елецкая Ольга Вячеславовна

г. Пермь

2012-2016 Уральский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки

2017

Задание 1.

Возможные причины дислексии у ребенка:

· Патологии внутриутробного развития.

· Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.

· Поражение ЦНС у малыша.

· Генетическая наследственность.

· Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга, шоковые ситуации в детском возрасте( напр.потеря родных).

· Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Задание 2.

Виды дисграфии и их характеристика

Вид дисграфии Чем обусловлена Ошибки Пути коррекции
1 Акустическая Нарушение фонемного распознавания (трудности слуховой дифференциации звуков речи) наВухли(набухли)холоНна(холодная)запиЧат(запищат)дИти(дети) Работа над дифференциацией звуков
2 Артикуляторно-акустическая Дефекты Звукопроизношения (прежде всего, полные звуковые замены) коЛа(кора)каСка (кашка)Шётки(щётки)Светы (цветы) «Постановка» звука, автоматизация, дифференциация от ранее заменяемого звука
3 На почве несформированности анализа и синтезаречевого потока Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове до м (дом)катн (картина)кги (книги)дикант (диктант) Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов
4 Оптическая Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза птиЩы (птицы) (недоучет кол-ва одинак. элементов букв) пиШа (пища)(недоучет доп. элемента) лИна (луна)(смешение надстрочных и подстрочных элементов) Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы
5 Аграмматическая Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования на столупод кроватейстуловон сделала Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования

Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил. Соотношение дисграфических и грамматических ошибок.

Патологической «подкладкой», играющей роль самой настоящей «базы» для появления огромного числа грамматических ошибок, являются, по сути, все виды дисграфии. Они как бы заранее программируют невозможность усвоения в дальнейшем большинства грамматических правил.

АКУСТИЧЕСКАЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.

Группы согласных Дисграфические ошибки Грамматические ошибки
Глухие – звонкие Бодберезовики(подберезовики)поГазались(показались)интереЗуют (интересуют)беспробуТная(беспробудная) мороС (мороз)береСка  (березка)ноШ (нож)ёЖ  (ёж)доШТь (дождь)
Мягкие – твердые потихоНку (потихоньку)тропиНЬка (тропинка)подберёзовОки(подбкрёзовики) одеваТся (одеваться)одеваеТЬся(одевается)
Свистящие – нипящие запиСат(запищат)яШики(ящики)
Р – Л – Й каЛтина (картина)

Вывод: на фоне акустической и артикуляторно-акустической дисграфии не усваиваются правила на правописание окончаний глаголов неопределенной формы и 3-го лица единственного и множественного числа, а также на правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА РЕЧЕВОГО ПОТОКА

Дисграфические ошибки Грамматические ошибки
веБРа (верба)карАТАтина (картина)Детииграли на лугу.мо локо Дети играли налугу.при летелана столе лежит тетрадь

Вывод: на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока дети испытывают трудности при усвоении правил: – слитное и раздельное написание приставок и предлогов; – перенос слов с одной строки на другую; – оформление границ предложения;

– раздельное написание слогов в слове.

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

При этой форме дисграфии разграничить эти два вида ошибок практически невозможно, поскольку они являются и грамматическими, и дисграфическими. Разница здесь только в самом подходе к ним, к их оценке.

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Трудности в усвоении смыслового значения пространственных предлогов и глагольных приставок с «пространственным значением. 
(Птица пролетают весной. Лодка уплывает к берегу.)

Задание 3.

Виды дислексий и их характеристика.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каж­дая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. ( твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески).

В процессе формирования устной речи у детей опора на семанти­ку является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформи­рована). У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фоне­матического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематиче­ской системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Пер в а я ф о р м а — нарушение чтения, связанное с недораз­витием фонематического восприятия (дифференциации фонем), ко-трое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах шуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д т, с ш, ж ш и т. д.).

Втор а я ф о р м а — нарушение чтения, обусловленное недо­развитием функции фонематического анализа. При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: нобуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в про­пусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках глас­ных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в пере­становках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата—«лата», «лотапа»).

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. И после прочтения слова но слогам дети не могут показать соответ­ствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предло­жений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факто­рами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностыо представлений о синтаксических связях внут­ри предложения. Разделение слова на слоги в процессе чтения одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематическою и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезиро­вать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении сле­дующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложе­ния, предъявленные по слогам {де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения

Аграмматическая дислексия

обусловлена недоразвитием грам­матического строя речи, морфологических и синтаксических обоб­щений.

При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падеж­ных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у то­варищах», «кошка»—«кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка инте­ресное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все»— «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоиме­ний («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промча­лась»), а также формы времени и вида («влетел»—«влетал», «ви­дит»—«видел»). Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетиче­ской ступени формирования навыка чтения.

Мнестическая дислексия

проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.

Дети не могут воспроизвести в опре­деленной последовательности ряд из 3—5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

Нарушение ассоциации меж­ду зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквен-ными обозначениями.

Оптическая дислексия

проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Сме­шиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополни­тельными элементами, так и состоящие из одинако­вых элементов, но различно расположенные в пространстве.

Данная дислексия связана с нерасчленен­ностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-простран­ственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмеча­ются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются ли­нии по сравнению с образцом. Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другой, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы.

Для некоторых детей с оптической дислексией буква является ложным оптическим образованием, анализ которого на составляю­щие элементы затруднен. Отмечаются затруднения в определении пространственных соот­ношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена тема тела.

При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербаль­ной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

Тактильная дислексия
наблюдается у слепых детей В основе лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения иктильно сходных букв, состоящих из одинакового количества ючек, точек, расположенных зеркально и, ж х), располо­женных выше или ниже или отличающихся одной точкой — б, о л, л к). У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи. Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую Букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналитическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев.

Источник: http://kursak.net/narusheniya-pismennoj-rechi-opredeleniya-prichiny-vozniknoveniya-mexanizmy-narushenij/

Нарушение письменной речи: причины, симптомы, диагностика и лечение

Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений

Речь – незаменимая составляющая полноценной жизни человека. Первостепенно люди научились словесно выражать свои мысли, а затем письменно. Нарушение письменной речи или дисграфия – актуальная проблема детей школьного возраста. По статистике 53% учеников второго класса имеют расстройство письма.

Высокая распространенность представленного дефекта связана с гиподиагностикой речевой патологии у детей дошкольного возраста. Лучшим способом избежать проблемы является профилактика нарушений письменной речи. Наиболее часто такие сложности возникают при общем и фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

Строение и особенности развития письменного речевого аппарата

Процесс написания – это не просто движения пальцами кисти рук. Это целый механизм, в котором одновременно задействовано несколько систем.

В работе участвуют высшие центры регуляции, периферическая нервная система и связочно-мышечный аппарат.

При этом возбуждение в центральной нервной системе (ЦНС) передается через проводящую систему к двигательному аппарату, после чего графически воспроизводится информация. От точной работы каждого компонента зависит качество письма.

Важными элементами в создании устной и письменной речи являются центры Брока и Вернике, двигательный аппарат (предцентральная извилина), праксис (задняя теменная доля). Кроме того, существенную роль играют зрение, слух, мышление, внимание и память. Нарушение любого из них негативно сказывается на развитии письменной речи.

Периферическая нервная система и связочно-мышечный аппарат играют большую роль в образовании письма. С их помощью осуществляется двигательный процесс, при расстройстве которого страдают все связанные с ним функции.

Однако первостепенной причиной нарушения письменной речи является патология высшей нервной деятельности, отвечающей за представленную способность. Графическим центром, или функцией письма является средняя лобная извилина, при патологии которой наблюдается дисграфия.

Лексический или письменный анализатор расположен в угловой извилине коры головного мозга, нарушение которого приведет к дислексии. Описанные структуры являются основными речевыми центрами мозга.

Речевое развитие у ребенка начинается сразу после рождения и состоит из определенных этапов.

Каждый из них имеет усредненную длительность, за которую происходит переход от одной формы общения к другой. Этот показатель зависит от внутренних нарушений и внешних причин.

Длительность перехода от одного периода к другому является одним из основных критериев в оценке психического развития ребенка.

Звуковой контакт начинает проявлять себя с первых месяцев жизни и заканчивается словесным к концу первого года. Следующим этапом идет постепенное пополнение словарного запаса, сначала пассивного, а затем активного. К концу 2-3-х лет, ребенок самостоятельно формулирует предложения из нескольких простых слов.

Письменная речь формируется к 5-6 годам, когда имеется достаточный словарный запас, представление о предметах и воображении. Однако первые проявления выражения мыслей на бумаге определяют намного раньше, когда ребенок рисует.

Определение нарушений письменной речи

Нарушения письменной речи бывают двух видов – дисграфии и дислексии. В первом случае речь идет о воспроизводительном дефекте письма при сохранном интеллекте и слухе.

У людей с дисграфией наблюдается большое количество грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Люди с таким расстройством не следуют разметке, прямолинейность нарушена, слова пишутся с пропусками и искривлением букв.

Кроме того, при аграфии способность писать полностью отсутствует. Дислексия характеризуется расстройством восприятия письменной речи, при условии, что присутствует способность к обучению.

При этом пациенты испытывают трудности в чтении и распознавании письма, а также полностью лишены этой возможности при алексии. Соотношение женщин и мужчин страдающих дислексией равно 4,5:1 соответственно.

В развитие нарушений письменной речи большое значение уделяется устной коммуникации, которая напрямую влияет на восприятие и интерпретацию полученной информации. Однако это не значит, что не существует отдельного нарушения письма.

Нарушения устной речи, такие как общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) и другие, являются провоцирующим фактором к дисграфии и дислексии. По статистике описанные расстройства письма встречаются в 3-4 раза чаще у людей с нарушениями общения.

Дисграфию практически всегда сопровождает дислексия, но возможно также полное отсутствие одной из функций при нормальной другой.

Нарушения письменной речи наиболее часто проявляется в возрасте 5-6 лет, когда происходит интенсивное развитие и формирование графического и лексического центров головного мозга.

Этот возраст является третьим критическим периодом, в котором ребенок больше всего подвержен нарушению письма.

Это связано с тем, что ребенок в школе или подготовке к ней получает повышенную умственную нагрузку на уже физиологически перегруженный мозг.

Кроме того, описанным нарушениям подвержены больше люди с ведущей левой рукой, у которых лучше развито правое полушарие. И наоборот правши раньше адаптируются к письму, потому как за него отвечает противоположная сторона мозга.

Классификация нарушений письменной речи

Классификация расстройств письма делится в зависимости от типа дефекта. Дисграфическое нарушение имеет 5 форм, описанных ниже, в зависимости от системы, которая не сформирована.

  • Артикулярная, при которой наблюдается нарушение речевого аппарата и фонематического восприятия слова.
  • Акустическая форма дисграфии связана с дефектом слухового анализатора и звукового распознавания.
  • Оптическая, при которой имеется нарушение со стороны зрительного аппарата.
  • Аграмматическая форма характеризуется нарушением лексических и грамматических структур речи.
  • Дисграфия на фоне измененного языкового анализа.

Современная классификация выделяет специфическую и неспецифическую дисграфию.

К первой относят нарушения связанные с дефектом звуковосприятия (фонематические и парапалические) и моторной функции языковых операций (диспраксические, метаязыковые).

Кроме того специфическая форма включает в себя морфологические и синтаксические расстройства орфографии. Неспецифическая форма включает нарушения письма связанные с запущенностью в воспитании, задержка психоречевого развития (ЗПРР) и т.д.

Дислексия, в свою очередь, делится на литеральную и вербальную. Первая проявляется трудностями в распознании отдельных письменных букв. Для вербальной характерно нарушенное восприятие целых слов.

Классификация дислексии и дисграфии имеют сходства, так как разделены по одному основному принципу. Расстройство чтения в зависимости от пораженной системы бывает 6-ти видов.

  • Оптическая форма, возникает как следствие патологии зрительного аппарата и пространственной ориентации.
  • Мнестическая включает в себя нарушение запоминания предметов, букв, слов и др.
  • Тактильная дислексия. Представленная форма наблюдается у слабовидящих людей, вынужденных с помощью прикосновений учиться письму.
  • Аграмматическая дислексия, при которой возникают грамматические, морфологические и другие виды речевых ошибок.
  • Семантическая, характеризуется бедным словарным запасом, трудностями в понимании синтаксических связей.
  • Фонетическая дислексия, связанная с недоразвитием звукового распознавания.

Причины и патогенез письменных нарушений

Письменная речь, так же как и устная осуществляется с помощью высшей регуляции, периферической нервной системы и двигательного аппарата. Исходя из этого, причина возникновения письменных расстройств скрывается в нарушении одной из представленных систем. Патология высшей нервной деятельности может быть органической и функциональной. Наиболее часто причинами таких расстройств являются:

  • Травма во время родов, вызвавшая органическое повреждение мозга (кровоизлияния в вещество, деструкция). Возникают описанные нарушения при несоответствии размеров таза и ребенка, неправильном предлежании плаценты, большой массы плода и других патологиях.
  • Патология беременности – это все факторы способные оказывать негативное влияние на плод. К ним относятся вредные привычки (алкоголь, курение), TORCH-инфекции, прием медикаментов с тератогенными свойствами. Особенно негативно описанные факторы сказываются в период с 4-х недель до 4-х месяцев, когда активно закладываются все органы, в том числе и нервная трубка.
  • Аллогенная несовместимость возникает при несоответствии групп крови и/или резус-фактором между матерью и плодом. В результате разрушаются эритроциты, и образуется непрямой билирубин, который в большом количестве токсичен для мозга.
  • Нейроинфекции или заболевания, осложняющиеся поражением нервной системы. К вирусным относят простой герпес, ветряная оспа, цитомегаловирус, корь, краснуха. Для бактериальных возбудителей вызывающих энцефалиты и менингиты характерным является менингококковая, стрептококковая, сальмонеллёзная инфекции.
  • Онкологическая патология головного мозга может формироваться и пагубно влиять непосредственно в графической зоне или сдавливать речевые отделы других областей.
  • Травмы, заболевания периферической нервной системы и связочно-мышечного аппарата нарушающие двигательный компонент письма.

Кроме того, ключевую роль в развитии дисграфии играет окружение и воспитание ребенка. В семье, где родители говорят между собой на нескольких языках, нарушение письма развивается чаще, чем в одноязычных семьях. Также нарушения устной речи (невнятная, тихая), переучивание левшей в правшей, постоянные замечания способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Симптомы дисграфии и дислексии

Парень с дисграфией (фото: www.vishiradugi.ru)

Дисграфией считается нарушение каллиграфии написания предложений, слов, букв. Однако все дети, допускают подобные ошибки в письме. О дисграфии можно говорить, когда симптомы имеют систематический характер у грамотных людей. Тоже самое характеризует дислексию. Диагноз ставится детям старше 8 лет, которые обученные письмом и правилам родного языка.

Проявление в зависимости от формы дисграфии:

  • Артикулярно-акустическая. Характеризуется тем, что одни и те же ошибки в устной речи повторяются и в письменной. Человек с артикулярно-акустической формой, пишет слова, точно так же, как и слышит. Фонетическое восприятие у него нередко нарушено. Описанный вид дисграфии зачастую встречается среди страдающих дизартрией, дислалией, и др.
  • Акустическая дисграфия возникает на фоне сохраненного фонетического восприятия. Представленная форма проявляется заменой похожих звуков на письме, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие ( ж-ш, д-т, б-п, з-с, дж-дз и т.д.).
  • Дисграфия на почве нарушенного анализа и синтеза чаще всего возникает у школьников. Проявляется описанная форма тем, что ребенок не дописывает, или наоборот пишет в слове букв больше, чем надо. Также, школьник путает и меняет слоги и слова в предложении местами.
  • Аграмматическая дисграфия может быть изолированной и на фоне ОНР, дизартрии, дислалии. Описанная форма характеризуется множественными грамматическими ошибками, нарушениями в предложной и смысловой части. Таким образом, неправильно используются падежи, род и числа.
  • Оптическая форма проявляется смешиванием при написании визуально схожих букв и бывает двух видов: литеральной и вербальной. В первой нарушается восприятие отдельных букв, а во второй в структуре слова.

Дислексия проявляется трудностями и в чтении (восприятии) и в воспроизведении письменной речи. Представленная патология за исключением симптомов нарушенного восприятия практически идентична с диграфией.

Кроме описанных выше симптомов людям с нарушенной письменной речью характерны особенности поведения. Они эмоционально лабильны, вспыльчивы и импульсивны.

Важно! Если движения у ребенка дискоординированы, неуклюжи, приборы в руке ребенок держит неправильно и не переучивается, следует как можно быстрее обратиться к врачу. Письменные нарушения на ранних этапах устраняются намного быстрее, проще и без последствий

Диагностика, лечение и профилактика письменных нарушений

Занятие логопеда с ребенком, страдающим дислексией (фото: www.vishiradugi.ru)

С первыми проявлениями дислексии и дисграфии сталкиваются родители и учителя в школе. При подозрении письменных расстройств следует как можно раньше обратиться к логопеду. Специальные тесты и задания помогут окончательно определиться с представленным диагнозом.

Диагностика нарушений письменной речи и их преодоление у младших дошкольников проводятся поэтапно:

  • Сначала исключается органическая патология головного мозга, которая чаще всего вызывает подобные нарушения. Для этого используются инструментальные методы диагностики. Такими как магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ), электроэнцефалография (ЭЭГ) и дуплексное сканирование сосудов мозга. Представленные методы позволяют точно определить причину и ее локализацию. Наиболее достоверным в функциональной оценке корковых структур мозга является ЭЭГ. Этот метод основан на измерении биологических потенциалов в определенном участке высшей нервной системы.
  • Проводится консультация смежных специалистов (детского офтальмолога и невролога).
  • Обследование психолога и психотерапевта, которое включает прохождение специальных тестов. Последние направлены на определение возможной стрессовой ситуации в прошлом, или в настоящем, которую пациенты хотят скрыть.

Коррекция нарушений письменной речи начинается с устранения причины – например, заболевания физиологического поражения головного мозга или хронического психологического раздражителя. Предотвращение дисграфии и дислексии невозможно без обозначенного условия.

Для этого используют хирургические вмешательства, реабилитационные упражнения, лечебную физкультуру, массаж. Восстановление нервной деятельности также достигается при помощи ноотропов (препараты, улучшающие мозговое кровообращение и когнитивные способности).

Устранение непосредственно письменных расстройств осуществляется логопедом. В его арсенале находится большой перечень упражнений улучшающих устную речь, письмо, память и внимание. Однако лучшим методом лечения дисграфии является предупреждение его развития.

Профилактика заключается в создании комфортных условий, постоянном общении с ребенком, развитии в нем воображения и навыков письма.

Кроме того, существенную роль в этом играет своевременное устранение ЛОР патологии, а также рациональное питание, сбалансированный режим отдыха и труда.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/35-narushenie-pismennoj-rechi.html

ovdmitjb

Add comment