Kievuz

НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

Берестяные грамоты Древней Руси

НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

В Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках, в Египте – на папирусе, в Европе – на пергаменте, а в Древней Руси – на коре березы. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу.

По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI–XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. В. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX–X веках.

Открытие берестяных грамот

Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле. Иосиф Волоцкий писал, что в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». До наших дней сохранилось много (правда, довольно поздних) документов и даже целых книг (в основном старообрядческих), написанных на расслоенной бересте.

Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.

В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. В. Арциховский. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века.

А.В. Арциховский

26 июля 1951 года на одном из раскопов была найдена берестяная грамота № 1. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок.

В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, – Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов.

Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением. Первые грамоты в Смоленске были найдены в 1952 году, в Пскове – в 1958-м, в Витебске – в 1959-м. В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери – в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади.

Количество берестяных грамот

Археологическая экспедиция в Великий Новгород – это уже традиция.  Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот.

На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом:

Великий Новгород 1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка
Старая Русса 48
Торжок 19
Смоленск 16
Псков 8
Тверь 5
Москва 4
Звенигород Галицкий (Украина) 3
Мстиславль (Белоруссия) 2
Витебск (Белоруссия) 1
Старая Рязань 1
Вологда 1

Общая характеристика грамот

Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века.

С распространением бумаги использование данного материала для письма сошло на нет. Бумага была дешевле, да и писать на бересте становилось не престижно.

Поэтому обнаруженные археологами грамоты – это не сложенные в архивах документы, а выброшенные и попавшие в землю в связи с ненадобностью.

При написании грамот очень редко использовались чернила, так как они были очень нестойкие, и авторы просто выцарапывали на бересте буквы, которые хорошо читались.

Бо́льшая часть найденных грамот – это бытовые частные письма на тему взыскания долгов, торговли и пр. Имеют место и черновики официальных актов на бересте: это завещания, расписки, купчие, судебные протоколы.

Были найдены и церковные тексты (молитвы), школьные шутки, заговоры, загадки. В 1956 году археологи обнаружили учебные записки новгородского мальчика Онфима, которые в дальнейшем получили широкую известность.

В большинстве своем грамоты лаконичны и прагматичны. В них сосредоточена только важная информация, а все, что и так известно адресату, не упоминается.

Характер берестяных грамот – послания незнатных людей – является ярким свидетельством распространения грамотности среди населения Древней Руси.

Горожане обучались азбуке с детства, сами писали свои письма, женщины также знали грамоту.

То, что в Новгороде была широко представлена семейная переписка, говорит о высоком положении женщины, которая посылала мужу наказы и самостоятельно вступала в денежные отношения.

Значение найденных берестяных грамот огромно как для изучения отечественной истории, так и для русского языкознания. Они – важнейший источник для изучения повседневной жизни наших предков, развития торговли, политической и общественной жизни Древней Руси.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/bieriestianyie-ghramoty

Берестяная грамота и день бересты. Спланируй поездку — Путеводитель по русским ремёслам

НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

В этот день все собираются у памятника, поставленного простой новгородской женщине Нине Акуловой. Приходят студенты исторических факультетов НовГУ и других университетов страны, школьники, новгородцы разных профессий, являющиеся постоянными участниками археологических сезонов.

Но этот праздник дорог не только археологам. Его всё больше отмечают все, кто так, или иначе связан с этим замечательным и незаменимым природным материалом.

О чём «говорят» грамоты

Находки на Неревском археологическом раскопе говорят не только о существовании письменности. Кора березы издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди последних находок археологов на территории Новгорода найдены также куски бересты с росписью, тиснением и фигурной резьбой, относящиеся к XI — XIV векам.

Почтовая марка СССР (1978) Leonid Dzhepko, CC BY-SA 3.0

Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен. Однако дошедшие до нас предания, письменные источники и вещи дают возможность составить далеко не полное представление о том, как развивалось это своеобразное искусство.

Материал раскопок на Белоозере, хранящийся в Вологодском краеведческом музее, свидетельствует о существовании тиснения бересты в XII-XIII веках. Можно предположить, что из новгородских земель, через ростово-суздальские, в силу ряда исторических причин Шемогодская резьба по бересте превратилась в промысел.

В Вологодском музее хранится иллюстрированная рукопись конца XVIII века, написанная в Спасо-Каменном монастыре. Иллюстрации этого любопытнейшего документа представляют собой соединения иконописных и фольклорных мотивов, с явным преобладанием последних.

Московская берестяная грамота № 3, сохранившаяся в виде нескольких полосок бересты Secretary of Turabey, CC BY-SA 3.0

Три листа рукописи имеют изображения берестяных предметов, украшенных резьбой и тиснением. На одном из них — смерть с косой, за ее плечами — короб со стрелами. Короб берестяной, судя по рисунку, украшенный тиснением.

Тоже ремесло

Писать на берестяных грамотах — особое умение, которое пожалуй можно причислить к ремеслу. 

Конечно нужно знать грамоту, но этого не достаточно. Буквы выдавливались (выцарапывались) на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента — писала (стилоса). Лишь немногие грамоты написаны чернилами.

Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века). Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород. B222, CC BY-SA 3.0

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы.

Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20×16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Открытие берестяных грамот

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий).

Памятный знак на месте находки 1-й берестяной грамоты в Великом Новгороде (Неревский раскоп) Дмитрий Никишин, CC BY-SA 3.0

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры.

Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

Значимая находка

26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1. Она содержала перечень феодальных повинностей — «позёма» и «дара», в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей.

Прорись берестяной грамоты №1. Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз: «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», поэтому легко восстанавливается неизвестен, CC BY-SA 3.0

Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время декретного отпуска. Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину.

Поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году. Поначалу открытие берестяных грамот не получило должного освещения в прессе, что было связано с идеологическим контролем в советской науке.

Рисунки 6—7-летнего мальчика Онфима (середина XIII века), автора нескольких берестяных грамот Mitrius, CC BY-SA 3.0

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались чернила: при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним. Текст был просто процарапан на коре и без труда читался.

В ходе раскопок находят также пустые листы бересты — заготовки для письма, показывающие возможность находки в будущем берестяных грамот с текстом.

В разных городах

С 1951 года берестяные грамоты обнаруживаются археологическими экспедициями в Новгороде, а затем и в ряде других древнерусских городов.

Крупнейшая экспедиция — новгородская — работает ежегодно, но количество грамот в разные сезоны сильно варьирует — от сотни с лишним до нуля, в зависимости от того, какие слои раскапываются. 

грамот

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер. К этой категории тесно примыкают долговые списки, которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода, например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу, свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

 

Источник: https://ru.russianarts.online/79815-berestyanaya-gramota-i-den-beresty/

Новгородские берестяные грамоты

НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника — берестяных грамот.

Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907).  Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой.

Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги. Новгородские берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших».

Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали «письмена предков» каракулями безграмотных крестьян.

Словом, разыскания «русского Шлимана» относили к разряду чудачеств.

В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.

Опять нашли!

Сенсация пришла с полувековым опозданием.

Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло… При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.

Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков.

Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы.

И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»
В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» — к середине XV-го.

Как писали на бересте

Буквы на грамотах процарапывали заостренным писалом.

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса простых новгородцев. Основная масса грамот — это деловая переписка. Но среди грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд — испытание водой…

Примеры новгородских берестяных грамот

Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.

Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это — первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…

А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо.

Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».

Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка…

Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): «От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат…» (№377). Вот так буднично, зато без обиняков.

Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой — е… (№35, XII в.)., б… (№ 531, начало XIII в.), п…(№ 955, XII в.) и т. д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны монголо-татарам.

Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).

Из личного опыта: когда мы с женой студентами работали сезон 1986 г. на Троицком раскопе, была найдена грамота, начинавшаяся с оборванного «…янину». Много было смеха над этим посланием академику через тысячелетие.

Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина «Я послал тебе бересту» — «Я послал тебе ведёрко осетрины», ей-Богу, звучит лучше, заманчивее))…

Вот такая безграмотная Русь! Письменность была, а Русь безграмотная — так не бывает….

источник

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/novgorodskie-berestyanye-gramoty.html

Берестяные грамоты

НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

Берестяные грамоты — кусочки бересты с надписями, обнаруживаемые археологами при раскопках преимущественно в Новгороде на Волхове и в его окрестностях.

Первая грамота с документированным происхождением была обнаружена экспедицией А.В. Арциховского 26 июля 1951 года и была ошибочно датирована концом XIV века.

В настоящее время таким образом найдено более 1000грамот

«у вигаря:к:локото хери безо локоти у валита в кюлолакши:iд:локти хери у ваиваса у ваякшина:iв:локти водмолу и полотретиянацате локти хери у мелита в куроле:д:локти хери» (грамота №130)

История берестяных грамот

Береста в северной и центральной России издавна являлась материалом для промысла — из неё делали посуду, обувь, но особенно она использовалась для изготовления берёзового дёгтя, который использовался для выделки и пропитки кож, а также и в медицине, как противовоспалительное и дезинфицирующее лекарство.

Берестяные грамоты появились в поле зрения историков в самом конце XIX века.

До того времени имелось несколько сообщений о том, что береста использовалась для записей в XV—XVI веках, но никаких образцов этого письма не сохранилось, как считалось — из–за крайней непрочности материала.

Имелось несколько книжек и грамот на бересте XVII—XVIII веков, принадлежащих северным народам,— так, по сообщению А.И. Соболевского в его книге о палеографии 1901 года, Академия Наук владеет берестяною «книгою ясачного сбора Камчатского народа» 1715 года.

Сохранились канцелярские отношения верхнекамчатской приказной избы, написанные казачьим сотником Архипом Шелковниковым в 1767 и в 1768 годах чернилами на березовой коре (хранятся в галлерее разных рукописных редкостей парижской национальной библиотеки).

Б.А. Колчин, А.В. Арциховский и В.Л. Янин в Новгороде, 1963

Новгородские берестяные грамоты обнаружил археолог–любитель и коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907), приобретя их либо у местных крестьян, либо в результате собственных раскопок.

Передольский опубликовал книгу «Новгородские древности» (1898), в которой утверждал, что Новгород возник ещё до Рождества Христова и что эти плохо читаемые надписи на бересте столь же древние. В 1902 году Передольский выставил коллекцию древностей на первом этаже своего дома в собственном музее, открытом для экскурсий.

За несколько лет его посетили более трёх тысяч человек, взрослых и детей, но историки не доверяли ему, считая археолога–самоучку чудаком, а найденные им грамоты — либо подделками, либо писаниной безграмотных крестьян XIX века.

В 20–ых годах музей В.С. Передольского был национализирован, затем закрыт, а его экспозиция частично поступила в государственный Новгородский музей. Берестяные грамоты при этом были выброшены, как «не представляющие музейной ценности». О бересте забыли до конца 40–ых годов.

Послевоенное восстановление Новгорода власти решили совместить с археологическими раскопками, которые начались в 1947 году.

26 июля 1951 года экспедиция, возглавляемая доктором исторических наук (1940), членом–корреспондентом Академии наук СССР (1960) Артемием Владимировичем Арциховским (13 декабря 1902, Петербург — 17 февраля 1978, Москва) обнаружила первую берестяную грамоту, которую датировали методом стратиграфии 1380–1400 годами н.э. По воспоминаниям В.Л. Янина (родился 6 февраля 1929 г. в Вятке, академик РАН с 1990), участвовавшего в той экспедиции в качестве выпускника исторического факультета МГУ, бересту обнаружила шабашница Нина Федоровна Акулова, 30–летняя работница Новгородского мебельного комбината, которая в то время находилась в отпуске по беременности. А.В. Арциховский приравнивал открытие берестяных грамот к открытию папирусов. Акуловой выписали премию.

Вскоре были обнаружены и другие грамоты, в 1951 году — 10 штук. Эти находки попали на благодатную почву, совпав по времени со всемирной шумихой вокруг «кумранских свитков», обнаруженных в Палестине и Сирии.

Находки берестяных грамот были истолкованы советскими историками в том смысле, что новгородцы уже с XI века обладали поголовной грамотностью. Это был сильный научный аргумент в борьбе с «безродными космополитами», развернувшейся в те годы.

Впрочем, никаких возражений со стороны зарубежных учёных не последовало — экспозиции грамот в европейских музеях пользовались их благосклонностью.

В.Л. Янин и В.В. Путин, 2004

Позднее, в 80–ых, филолог А.А. Зализняк доказывал, что несмотря на отсутствие русской грамматики (первая из которых была создана в XVII веке), большинство древних грамот написано без грамматических ошибок. Этому абсурдному мнению тоже никто не возражал.

И даже напротив — раскопки в Новгороде традиционно рассматриваются как богоугодное и патриотическое мероприятие. В 2004 году перед зрачком телекамеры место раскопок осмотрел президент В.В. Путин и о чём–то побеседовал с академиком В.Л.

 Яниным, который возглавляет новгородскую археологическую экспедицию МГУ с 1962 года.

В 1965 году В.Л. Янин написал научно–популярную книгу «Я послал тебе бересту…» за которую в 1966 году получил премию им. М.В.

 Ломоносова первой степени, позднее за работу в новгородской экспедиции он получил множество иных премий, орденов и наград, и в настоящее время его частенько именуют «первооткрывателем Новгородских Помпей», хотя сам он указывает, что является учеником А.В. Арциховского.

К концу 2006 года обнаружено 962 грамоты в Новгороде; 40 — в Старой Руссе; 19 — в Торжке; 15 — в Смоленске; 8 — в Пскове; 5 — в Твери; 3 — в Звенигороде Галицком; по 1 — в Витебске, Москве, Мстиславле и Старой Рязани: итого 1056 штук. Историки датируют их периодом с XI по XV века, считая, что позднее бересту полностью вытеснила бумага.

По арифметическим подсчётам В.Л. Янина, своего открытия ждут ещё 20 тысяч грамот.

Реконструкция

Согласно Новой Хронологии берестяные грамоты, в основном, не являются подделками, а всего лишь — неправильно датированными артефактами. Традиционная оценка их возраста XI–XV веками наталкивается на серьёзные вопросы, на которые предлагаются сказочные ответы:

  • каким образом в болотистой местности Новгорода, со значительными колебаниями климата, могли сохраниться деревянные и берестяные изделия чуть ли не тысячелетнего возраста, причём иногда сохранились даже чернильные записи на них? — это происходит, якобы, из-за чудесных свойств болотистой жижи, которая сохраняет органику в этом месте;
  • почему в Новгороде отсутствует культурный слой XVI–XIX веков? — это, якобы, произошло от того, что в конце XVIII века в Новгороде наконец провели дренажные работы, которые лишили город целебной жижи и весь культурный слой этого периода и соседние с ним разрушились.
  • отчего при значительном количестве письменных находок, сообщения на них нисколько не перекликаются с летописными сведениями о Великом Новгороде? — это объясняется тем, что раскопана незначительная площадь и найдено слишком мало берестяных грамот;
  • отчего грамоту №915-И с отчётливой датой 7282 (1774 год н.э.) историки датируют XI веком? — эта дата получается стратиграфически, причём путём изощрённых ухищрений, когда часть даты читается по–латински, а часть — по–славянски, сочиняется дата 6537, то есть — то есть 1029 год н.э.:

Официальная расшифровка берестяной грамоты №915-И, данная академиком А.А. Зализняком.

Традиционные новгородские датировки опираются на несколько ошибочных выводов:

  1. на неправильную дендрохронологию новгородской мостовой, произведённую в начале 70–ых годов и высоко оценённую Государственной Премией СССР, несмотря на отсутствие научных обоснований этого результата;
  2. на неправильную локализацию Великого Новгорода, который с середины XVIII века стал отождествляться с Новгородом на Волхове, вместо правильного положения на Волге.

Новгородские находки принадлежат периоду XVII–XIX веков и не имеют отношения к летописному Великому Новгороду, который надо искать в другом месте — в Ярославле, где никаких археологических исследований не проводится, а культурный исторический слой бесконтрольно разрушается.

Новости

  • Успехи российских археологов вдохновили на поиски британских учёных.

    В 1973 при раскопках древнеримского форта Виндоланда на границе Англии и Шотландии они обнаружили большое количество деревянных табличек из берёзы и дуба с частными письмами римских солдат, якобы I–II вв. н.э..

    Первое большое исследование этих древнейших письменных памятников Великобритании опубликовано Британским музеем в 2010.

Литература

  • Соболевский А.И. «Славяно–русская палеография»,— СПб, 1908, 136 с.
  • Арциховский А.В. «Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1952 года»,— М.: Изд–во Академии наук СССР, 1954, 200 с.
  • Арциховский А.В., Борковский В.И. «Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1953–1954 года»,— М.

    : Изд–во Академии наук СССР, 1958, 158 с.

  • Арциховский А.В., Борковский В.И. «Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1955 года»,— М.: Изд–во Академии наук СССР, 1958, 200 с.
  • Арциховский А.В. «Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1958–1961 года»,— М.: Изд–во Академии наук СССР, 1963, 118 с.
  • Арциховский А.В.

    , Борковский В.И. «Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1962–1976 годов»,— М.: Наука, 1978, 192 с.

  • Янин В.Л. «Я послал тебе бересту…»,— М.: Изд–во Московского университета, 1965, 238 с.
  • Битвинскас Т.Т. «Дендроклиматические исследования»,— Л.: Гидрометеоиздат, 1974
  • Носовский Г.В., Фоменко А.Т.

    «Реконструкция всеобщей истории. Исследования 1999-2000 годов. (Новая хронология)»,— М.: Деловой экспресс, 2000, 616 с. (Глава I. Фальсификация истории и археологии Новгорода на Волхове)

  • Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «К вопросу о «Новгородских датировках» А.А. Зализняка и В.Л. Янина» // Вестник Российской Академии Наук,— т.

     72,— №2,— 2002,— с. 134–140

Ссылки

Источник: http://chronology.org.ru/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%8B

ovdmitjb

Add comment