Kievuz

Образование древнейших государств в Восточной Азии

Сибирь до прихода русских. Древние государства Восточной Азии

Образование древнейших государств в Восточной Азии

К древним государствам Восточной Азии относятся государства кочевников сяньби (сяньбей), хунну (гуннов), жужаней и киданей.

Сяньби

Сяньби (кит. 鮮卑 (鲜卑) Xiānbēi) — племена кочевников, жили на территории Внутренней Монголии. Выделились из союза дунху в III веке до н. э.

В результате беспрерывных войн с древним Китаем и междоусобиц в 57-55 гг. до н.э. происходит разделение гуннов (хунну) — северных и южных. Последние целиком попадают под влияние Ханьской империи, часть северных ушла на запад, а другая часть вскоре была ассимилирована племенами сяньби.

Сяньби жили восточнее ослабевших земель гуннов. Разгромив и подчинив их, они организовали собственное государственное объединение. Их наибольшее усиление началось при предводителе Таньшихуае (141-181 гг. н.э.). При нем под властью сяньби оказалась почти все земли, бывшие под владением хунну. Орда (ставка) хана располагалась где-то в верховьях реки Орхон (Монголия).

Силу и мощь сяньбийцев испытало на себе Срединное китайское государство, находившееся на протяжении уже сотен лет в состоянии непрерывной войны со своими северными соседями-кочевниками.

Однако уже в середине 3 века сяньби перестали существовать как единое целое, распавшись в результате распрей на ряд самостоятельных княжеств, среди которых наиболее крупными были Тоба-Вэй (386-535 гг.

) и Муюн, существовавшие в пределах южной Монголии и Северного Китая.

Хунну

Хунну (гунны, сюнну) — кочевые племена, образовавшие в степях Центральной Азии мощный племенной союз. Наибольшего могущества они достигают при шаньюе (верховном правителе) Модэ (с 209 г. до н.э.)

Под властью хунну оказалась огромная территория от Хингана до Тянь-Шаня и от Байкала до пустыни Гоби. Вся территория делилась на уделы, число которых достигало 24.

Очень сложный, комплексный характер приобретает хозяйство хунну. Хотя скотоводство продолжало играть ведущую роль в их жизни, быт населения становится все более оседлым. Появляются целые поселения-городища. Большое развитие получают земледелие, обработка металла и ремесла.

Особое место в государстве занимало военное дело. На вооружении хунну имелись сложный лук, имевший семь костяных накладок, свистящие стрелы, копье, меч и панцирь.

Одним из культурно-хозяйственных центров хунну было Иволгинское городище близ г. Улан-Удэ. На территории Бурятии было ещё одно поселение, в то время как в Монголии их начитывается одиннадцать.

Это объясняется тем, что территория к югу от Байкала была периферией государства хуннов.

Тюркский каганат

После разгрома Жужаньского каганата тюркскими племенами было образовано новое политическое обьединение — Тюркский каганат. Уже к 580-ым годам его территория достигала огромных размеров, не уступая по величине предыдущим государствам. Центр каганата находился в бассейне реки Орхон, поэтому в литературе эта группа тюркских племен называется орхонскими.

Тюрко-язычные племена оказали большое влияние на предков бурят, влияние культуры тюрков на племена Предбайкалья очень значительны. Весь облик материальной культуры западных бурят (жилище, одежда, утварь и т.д.) особенности языка служат тому подтверждением. Один из главных тотоемов — бык, у бурят-булагатов и тюркских племен одинаков.

Будучи соседями курыкан, племена тюрков враждовали с ними, хотя на ранней стадии их отношений курыканы и тюрки считались добрыми соседями. Как и предыдущие государственные образования каганат распался под внешними ударами и междоусобицы.

Жужани

В письменных источниках 4 века н.э. впервые начинают упоминаться кочевые племена жужаней (жуань-жуаней) которые первоначально обитали южнее пустыни Гоби.

В то время они находились в зависимости от государства Тоба-Вэй. В последующем они обрели независимость и смогли образовать свое государство. Оно особенно усилилось при хане Шелуне, в 402 г. принявшем титул кагана.

Он провел ряд мер по укреплению своего государства.

Политический центр каганата находился около Хангайских гор (Монголия). В период расцвета в государство жужаней входили территории Монголии, Западной Мньчжурии и восточная часть современного Синьцзян уйгурского автономного района КНР.

На юге его владения доходили до Гоби, на севере — до Байкала. Основу хозяйства жужаней составляло кочевое скотоводство, занимались также охотой и земледелием. В 552 г.

государство жужаней было разгромлено объединенными силами алтайских тюркутов, находившихся доселе у них в подчинении.

Кидани

Кида́ни (китаи) (кит. 契丹 цидань) — кочевые племена монгольской группы, в древности населявшие территорию современной Южной Монголии и Республики Монголия.

Изначально происходят из района современных северо-восточных провинций КНР Ляонин и Цзилинь, откуда они перебрались в Монголию и смешались с местным населением. Известны примерно с IV – VI вв.

как племена, платившие дань правителю государства Северная Вэй.

В начале X века под влиянием соседнего высокоразвитого китайского государства консолидация киданей в единую общность усиливается.

В 907 один из вождей провозгласил себя императором киданей, подчинив себе несколько соседних племён, а в 926 расширил территорию за счёт соседнего царства Бохай (Бохайго), охватывавшего юг Приморья, юго-восток Маньчжурии и северо-восток Кореи.

Государство киданей, существовавшее по 1125, в 947 было названо Великим Ляо, в 983 — Великим государством киданей, в 1066 — снова Великим Ляо.

Активно укрепляясь на северных рубежах Китая, кидани отторгли часть его территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси).

Их государство, протянувшееся от Японского моря до Восточного Туркестана, было наиболее могущественной державой Восточной Азии.

Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля.

Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Сунская империя была вынуждена пойти на подписание в 1004 мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории.

С конца XI века государство Ляо приходит в упадок, а в 1125 его уничтожают чжурчжэни. Часть киданьской знати (каракидане, или каракитаи) уходит в Среднюю Азию, где в районе рек Талас и Чу сложилось небольшое государство каракитаев – Западное Ляо (1124 – 1211).

От названия киданей происходит русское наименование Китая.

Письменные памятники на киданьском языке почти не расшифрованы, так что трудно судить в каких-либо подробностях о перемещениях этого народа.

Однако по истории киданей имеется немало китайских источников. Первая обстоятельная информация о киданях имеется в летописи 北魏书 Бэйвэйшу (История династии Северная Вэй).

Литература

  1. Pelliot P. Tokharien et Koutcheen // Journal Asiatique — 1934, I. — С.35.
  2. Л.Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. — гл.3 — М., 1990.
  3. Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. — СПб.: СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. — С. 576. — ISBN 5-9503-0031-9
  4. Ганиев Р.Т.

Источник: http://irkipedia.ru/content/sibir_do_prihoda_russkih_drevnie_gosudarstva_vostochnoy_azii

Образование древнейших государств в восточной азии § 5 1 государственность в древней индии стр. 8 – стр. 8

Образование древнейших государств в Восточной Азии

Цивилизация Древней Индии представляет другой, в сравнении с Ближним Востоком, социальный и культурный мир. Однако формирование государственности следовало тем же историческим стадиям и только было более растянуто во времени.

Ранние государственные образования Древней Индии походили на острова в море догосударственного быта и дополитической социальной организации.

И в дальнейшем общинный уклад надолго сохранит свою роль в индийском обществе и свое особое влияние на всю государственно-политическую организацию.

Древнейшие государственно-политические объединения

В III – начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации.

Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро, Хараппа) и, очевидно, переживали время социального расслоения и формирования надобщинных властных структур. Процесс их дальнейшего развития прервался в средине II тыс. до н. э.

, и последующее государственное развитие Древней Индии будет проходить на другой культурной и даже этнической основе.

С середины II тыс. до н. э. на территорию Северной Индии началось вторжение индоарийских племен (из нагорий Ирана и Прикаспия); с ними в Индию приходит другая культура, названная по основному памятнику религии и фольклора индоариев «Ригведы» – ведийской.

Ведийское общество времени освоения Индии стояло накануне формирования в нем протогосударств. Население объединялось по большим патриархальным семьям.

Поселения-деревни руководились не только по общинному, но и по родовому принципу: вождь – ганапати представлял доминирующую клановую линию и, опираясь на нее, выделялся уже как правитель протогосударства.

Ганапати обеспечивал совместное принесение жертв богам, общий труд и распределение плодов этого труда. Главные вопросы жизни племени и общин решались на собраниях полноправных общинников (кроме женщин), которые назывались у разных племен по-разному: сабхе, самити и др.

Ведийское общество подошло и к стадии подчинения общему правителю нескольких племен. Его звали раджа. Главной функцией раджи была защита подданных, в т. ч. военная. Для этого, по ведийским легендам, и избирали первых царей.

Усиление власти царя постепенно приводило к сокращению влияния собраний, они превращаются в сходки знати и в судебные органы. Дружина племени становится постоянным войском во главе с сенапати (армия, особенно колесницы, играла особую роль в завоевании ариев).

При царе большое значение обретает царский жрец пурохита, который был первым советником и одновременно главным астрологом и предсказателем. Власть царей к расцвету ведийской культуры становится уже не избираемой, а наследственной.

В зависимости от соотношения влияния раджи и племенных собраний первые государства становились то монархиями, то республиками.

Государственная история Древней Индии с XIV по VI в. до н. э. скрыта за так называемой «ведийской ночью», когда о жизни индоариев нет никаких сведений, кроме культовых гимнов. В середине VI в. известно до 16 протогосударств – «великих стран», центром которых постепенно становится г. Магадха. К IV в. до н. э.

эти образования объединяются в подобие державы с организацией, типичной для раннего государства. С VI в. до н. э. в культуре индоариев распространяется буддизм, который много способствовал политической централизации и распространению новых представлений об отношении к власти и правителям.

В правление династии Нандов магадхская держава отразила поход на Индию Александра Македонского, выставив устрашающих размеров армию. С конца IV в. до н. э.

в Магадхе воцаряется новая династия Маурьев, которые распространяют свою власть на значительную часть Индостана и при которых – особенно при наиболее выдающемся правителе Ашоке (III в. до н. э.) – государство превращается в централизованную монархию, известную своим могуществом далеко за пределами Индии.

Но уже наследники Ашоки не смогли сохранить единство ранней державы, потеряли власть. Во II в. до н. э. Северная Индия пережила новое вторжение греко-бактрийцев – завоевание способствовало быстрой децентрализации. В конце I в. до н. э. прежняя держава Маурьев распалась – и надолго – на десятки небольших княжеств.

Государственная организация державы Маурьев

В эпоху Маурьев индийская государственность, сохранив общие ведические традиции, значительно продвинулась по пути усиления монархии; древние институты родоплеменного самоуправления или исчезли, или переродились в новые, государственные учреждения. Правитель и истекающая от него власть стали рассматриваться как главный элемент в державе: «Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники» («Артхашастра», 96).

Царская власть была строго наследственной – от отца к сыновьям; обычно при своей жизни отец-правитель назначал наследником одного из царевичей, хотя это и не исключало в дальнейшем борьбы за трон.

Традиция оставляла предпочтение одного из наследников на волю отца: в зависимости от отношений с сыном, оценки его «ума» и т. д.

Вступление на престол сопровождалось особой церемонией воцарения – абхишека.

Власть древнеиндийского правителя-раджи вела происхождение от арийских военных вождей, поэтому менее всего носила священный характер. Религиозные функции никогда не входили в обязанности царя. Зато достаточно рано сложилось представление о почти неограниченных полномочиях царя в делах управления.

Как верховный управитель, царь мог издавать указы по самым разным вопросам, и этими указами следовало строго руководствоваться не только государственным служащим, но и всем подданным: «Главное для царей – это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них» («Артхашастра», 28).

В критических случаях царская правительственная деятельность могла даже иметь значение священных законов, охраняющих целостность традиции: «Когда все законы нарушаются, царь сам является проводником закона, охраняя нравы и обычаи народа в пределах четырех каст и четырех ступеней жизни» («Артхашастра», 57-58).

Царь был и главнокомандующим армией, мог принимать участие в судебной деятельности.

Главными фигурами царской администрации были министры. Их назначал сам раджа по своему усмотрению.

Следовать, выбирая министров, традиции, знатности считалось неправильным: главное заключалось в пригодности к делу и почтительном отношении к правителю. Министры должны были только выполнять волю царя.

Кроме них, были советники, не занятые непосредственно управлением. Главный из них был и домашним жрецом правителя, чтобы «уметь противостоять бедствиям, происходящим от богов и людей».

Второй уровень администрации составляли самые разные чиновники, деятельность которых строго специализировалась.

Несколько смотрителей ведали финансами, другие – царскими мастерскими, земельным хозяйством, были особые надсмотрщики за судоходством, за торговлей.

Особую часть управителей составляли военные: надзиратель за слонами, начальники пехоты и колесниц, главный военачальник, которые должны были руководить и военным снаряжением, и обучением войска, и были командирами на поле боя.

Важную роль в государственном управлении играл совет при царе – паришад. В него входила военная и жреческая знать, а также главные администраторы. Совет был политическим органом игнорировать который в решении государственных дел не полагалось.

Кроме паришада, раджа мог опираться и на узкий административный совет приближенных лиц по собственному выбору – главным был сам факт совещания. От прежней эпохи сохранилась и сабха – собрание представителей знати, а также сельского и городского населения.

Теперь оно созывалось только по воле царя, было произвольным по составу, но оставалось существенным рычагом влияния областей и общин на политику власти.

Держава Маурьев разделялась на провинции со значительной автономией. Четыре провинции считались главными – их давали в управление царевичам. Деятельность местной администрации явно и тайно контролировалась инспекторами из центра.

Помимо провинций, были области, затем округа; низшей единицей территориального управления считалась деревня-община (грама). Города сохраняли прежнее городское самоуправление в виде советов. Чиновники из центра и различные писцы выполняли главным образом землеустроительные и финансовые функции.

Основная масса вопросов на местах решалась в традициях самоуправления, подчиняясь принципам общинного строя.

Социально-правовой строй

Особый характер древнеиндийской патриархальной общины сделал ее не только важнейшей ячейкой экономического и социального строя эпохи Маурьев, но и частью государственно-политической организации.

В общины было объединено почти все население государства, в некоторых случаях условная грама насчитывала до 1000 семей, т.е. это было объединение десятков поселков. В общем владении грамы были земля и общественные постройки. Земля делилась на общую и на ту, что выделялась по долям членам общины.

С этих земель платились индивидуальные и общеобщинные налоги царю. Деревенские ремесленники также делились на тех, кто работал сам, и тех, кто работал в общинных мастерских или нанимались на работу.

Взаимное обслуживание членами общины друг друга создало беспримерную в истории многовековую замкнутость индийской грамы. Община защищала своих членов, но она же могла понудить их к общественным работам штрафами. Управлялась община сходкой полноправных своих членов.

Но все большее место в управлении стал занимать выборный глава – староста; со временем его начинает утверждать территориальное начальство, и он превратился в государственного представителя в общине. На общинную систему накладывалась система сословий – варн и каст.

Еще в ведийскую эпоху социальные слои общества обособились серией взаимных запретов и разной профессионально-культурной деятельностью. Так сложились четыре варны: «Закон для брахмана – учение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение.

Закон для кшатриев – учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи – учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дважды рожденных, ремесло и актерство» («Артхашастра», 3).

В эпоху Маурьев древние социально-культовые различия дополнились правовыми разграничениями: земли брахманов освобождались от налогов, им давались транспортные и торговые привилегии, наказания за преступления для членов варн были разными по типу. Военными и правителями могли стать только члены варны кшатриев.

Для брахманов были открыты почти все профессии, связанные с учением, ремеслом, искусством. Сохранность варн закреплялась запретами на взаимные браки низших с высшими.

К концу I тыс. до н. э. древняя система варн видоизменилась, они стали дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы – со своими интересами, правилами поведения, даже со своей администрацией, действовавшей по принципу цеховой.

Таких наследственно замкнутых групп стало насчитываться несколько сот – они получили название каст. Касты сложились в особую иерархию в зависимости от почетности или малопочтенности занятий, приобретаемого богатства и т. д.

Существование этих сословий стало едва ли не важнейшей особенностью индийского общества вплоть до Нового времени.

Принципы государственного правления

Создать прочное государство в обществе столь разных социальных интересов было непростой задачей. Индийская монархия Маурьев пыталась решить ее через особую политику дхармы – социального благочестия, которому должны следовать подданные. Стойкому в следовании дхарме обещались милость раджи и благоволение небес.

В указах Маурьев неоднократно проводились начала дхармы, которые были этическими идеями, общими разным религиозным направлениям Индии.

Для соблюдения народом дхармы назначались даже особые смотрители – махатмы, которые должны были согласовывать интересы власти с тем, что было традиционно и привычно для разных культурных и религиозных направлений.

Особая роль правильной государственной идеи вообще весьма занимала умы древних индийских монархов. Этой идее был посвящен специальный трактат «Артхашастра», приписываемый советнику первого из Маурьев Каутилье (III в. до н. э.).

Государь должен быть деятельным, внимательным к делам, заботящимся о счастье подданных – перечислялись в трактате обязанности царя. («Польза для царя не то, что ему приятно, но что приятно подданным».) Он должен совещаться о делах со своими советниками и постоянно быть в курсе всех тайных и явных дел и замыслов в государстве.

Деятельность агентов и разного рода доносчиков была возведена вообще в ряд важной государственной функции. Трактат содержал специальные должностные инструкции всем администраторам и хозяйственным смотрителям, рекомендации по военному делу. Огромное внимание уделялось правильной внешней политике, разного рода международным хитростям.

Согласно одной из главных идей трактата, польза для государства – вот важнейший руководитель действий царя, а не закон, не традиция.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/3504783-p8.html

Островные государства юго-восточной Азии в древности

Образование древнейших государств в Восточной Азии

Островной мир Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины), как и близкий к нему географически и в историко-культурном плане полуостров Малакка (Малайя), — это особая часть юго-восточноазиатского региона, во многом отличная от континентальной. Здесь преобладает иной язык (индонезийская ветвь малайско-полинезийской семьи), обитают по преимуществу другие этнические группы, не говоря уже о более заметном, нежели на континенте, негро-австралоидной расовой компоненте.

Вначале близкий к континентальному субрегиону в историко-культурном плане (господство индуизма и буддизма в религиозных представлениях, преобладание индийского влияния в социально-политической системе раннегосударственных образований), с начала II тысячелетия островной мир стал сильно отличаться от него, ибо именно здесь быстрые темпы исламизации привели к почти полной победе ислама, что сказалось на культуре и образе жизни населения.

Наконец, именно островной субрегион с его субтропическими и тропическими продуктами, прежде всего пряностями, столь желанными для европейцев, оказался одним из первых объектов колонизаторских устремлений раннего европейского капитализма.

Этот островной мир и был той своеобразной Индией, удобный путь в которую так стремились найти, в поисках которой предприимчивые европейцы совершили свои самые известные географические открытия, включая открытие Америки. И далеко не случайно долгие века эти земли именовали Голландской Индией, так же не случайно в этом плане и современное название Индонезии. Но это все случится потом. Посмотрим, с чего это начиналось.

Данные антропологии, археологии и палеолингвистики свидетельствуют о том, что на древнейший негроидный и аустро-меланезоидный расово-этнический субстрат в III — I тысячелетиях до н.э. наложился этнокультурный слой мигрировавших в Малайю из Юго-Западного Китая малайских племен, принесших с собой культуру неолита и бронзы.

Выгодное географическое положение — через Малаккский пролив пролегают наиболее удобные торговые пути — способствовало превращению южной части полуострова в торговый перекресток, где на протяжении веков скрещивались пути индийских, арабских, затем китайских купцов и где, по этой причине, уже с начала нашей эры возникали портовые города, служившие и первоначальной базой, и рынком, и носителем быстро распространяющихся культурных влияний.

Особо заметную роль играли здесь индийские купцы и вообще выходцы из Индии, включая представителей брахманских каст и буддийских монахов. Именно они создали в городских и портовых поселениях Малайи первоначальную социально-политическую и культурно-религиозную основу.

Индийская первооснова была ощутима долгие века и вплоть до исламизации явственно преобладала, так что далеко не случайно регион в целом воспринимался иностранцами (европейцами) как нечто связанное с Индией, что и нашло свое отражение в упоминавшихся уже наименованиях.

Первые государства на территории Малайи, возникшие на рубеже нашей эры, были, таким образом, скорее иноземными анклавами, нежели результатом спонтанного развития местных этнических общностей. Однако со временем индо-буддийское религиозно-политическое ядро городских поселенцев обрастало тяготевшей к нему местной сельской периферией.

Возникали протогосударственные образования типа городов-государств, значительная часть которых вначале находилась в вассальной зависимости от кхмерской Фунани, позднее — от суматранской Шривиджайи, затем от государства Чолов и т. д.

Картина, в общем, достаточно ясна: малайские княжества, располагавшиеся в стратегически важном районе Юго-Восточной Азии и контролировавшие судоходство по Малаккскому проливу, были слишком лакомым куском, чтобы долго сохранять полную независимость. Слабость же этих небольших государственных образований способствовала тому, что они то и дело попадали в вассальную зависимость от сильного соседа.

Островные государства юго-восточной Азии

Первые поселенцы Индонезии

Далекое прошлое Индонезии представляет для ученых загадку. Изучение ее древнейшей истории осложняется тем, что самые ранние из местных письменных памятников восходят лишь к V в. н. э., а от предыдущего периода имеются лишь народные предания.Малайя была всегда тесно связана со всем островным миром Юго-Восточной Азии.

Достаточно вспомнить, что его подчас называют Малайским архипелагом. Похоже на то, что в глубокой древности именно через Малайю на архипелаг проникли многие составляющие населения Индонезии, и прежде всего основной малайский компонент.

Вся достоверная информация о древнейшем населении Индонезии зиждется на сообщениях иноземных авторов, антропологических и археологических находках. Индонезия была очагом древнего антропогенеза. Об этом свидетельствуют находки на острове Ява тринильского, моджокертского и сангиранского питекантропов и нгандонгского неандертальца.

Находясь в неблагоприятных естественных условиях, первоначальные обитатели Индонезии развивались медленно и в течение всего периода древней истории пребывали на стадии первобытнообщинного строя.

Охота и собирание естественных съедобных продуктов были, по-видимому, основой их существования.

Земледелие если и существовало, то, скорее всего, в самой примитивной формеДовольно богато представлен в Индонезии палеолит и нижний неолит.

В IV — Ш тысячелетиях до н. э. происходит переселение в Индонезию племен Юго-Восточной Азии, получивших название протоиндонезийских. Через Суматру, Малакку и Яву индонезийцы двигались на восток, занимая побережья и оттесняя коренное население в центральные горные районы.

Общественный строй Индонезии в древности

Наряду с земледелием важное значение имело рыболовство.

В процессе расселения по островам огромных водных пространств Индийского и западной части Тихого океанов индонезийцы усовершенствовали свою знаменитую лодку — каноэ с противовесами, нередко снабженную парусами.

На таких лодках, не боящихся штормов, индонезийские моряки, рыбаки и торговцы избороздили все окрестные моря и рано стали торговать с соседними странами.

Предметом вывоза служили поделки из дерева и полудрагоценных камней, покрытые, судя по археологическим находкам, необыкновенно искусной резьбой, а также местное сырье (ценные породы деревьев, пряности, позднее — металлы).

На старинных настенных рисунках изображались небольшие свайные поселки, стилизованные очертания сумпитана (духового стреломета). Наконец, встречаются датируемые первыми веками до н. э. бронзовые изделия, что говорит о значительном росте производительных сил.Более успешно начали осваивать орудия труда к началу нашей эры индонезийцы.

Во II — I вв. до н. э. они начинают применять бронзовые орудия, что ускорило развитие земледелия и ремесла.

Основой их хозяйства было мотыжное земледелие, сначала подсечно-огневое, а затем поливное. Культивировались рис и просо, трубчатые корнеплоды (яме, батат).

Широко использовались естественные богатства тропических лесов, особенно кокосовая пальма, арековая, из семян которой делают бетель, и аренговая, шедшая на изготовление хлебного саго.

Разводили индонезийцы кур и свиней, из других домашних животных им с древнейших времен была известна собака.

Для тогдашнего индонезийского общества были характерны пережитки матриархата. Легенды сохраняют следы матрилинейной системы родства. Идеология так же была еще довольно примитивной, господствовал анимизм и культ предков. К рассматриваемому периоду относятся мегалитические памятники Южной Суматры. На плато Пасемах находят многочисленные менгиры и каменные изображения людей и животных.

Основной областью расселения индонезийцев была территория, охватывавшая Суматру, Яву и Малакку, носившая в древности название Явака. Отсюда индонезийцы распространились по всему архипелагу, образовав Великую Нусантару, как именовали они сами индонезийский островной мир.

Наиболее передовой и экономически развитой из всех областей Индонезии была Западная Суматра, где жило племя пинангкабу (“начальные люди”, позднейшие минангкабау).

Пинангкабу начали использовать буйвола, умели приручать и заставлять работать диких слонов, рано освоили выплавку бронзы, а в первые века нашей эры — производство железа.Широкую известность получают рудные богатства Яваки: золото, серебро, олово.

Драгоценные металлы Индонезии имеют хождение по всему Востоку, вплоть до Средиземноморья.

Одна из редакций индийской поэмы “Рамаяна” говорит о Яваке как о стране золота с семью царствами, которые граничат с горами Холодными, переходящими на краю света в небо.

Слухи о далекой Явадвипе и ее богатствах дошли даже до Рима. О ней упоминает Птоломей в своей “Географии”.

Античные авторы начала нашей эры называют Малакку “Золотым полуостровом” (Херсонесос Хрисэ) и указывают, что южнее лежит местность с “серебряным городом” (Аргирэ).

На рубеже нашей эры в индонезийском обществе уже существовало рабство. Главным источником развития рабства было порабощение военнопленных, рабов поставляли также пираты. Начиная со II в. н. э.

индокитайские и китайские источники сообщают о беспрестанных набегах индонезийцев на южное побережье Азии, об уводе ими в плен большого количества населения. На этой основе расцветает работорговля.

Появление рабства и деление общества на различные имущественные сословия приводят к процессу ускорения образования государства. Отдельные племенные вожди Яваки постепенно превращаются в царей.

Внутренние части острова были освоены неразвитыми племенами. Это обусловило то, что правители индонезийцев покорили их и вынудили платить дань.

Неизвестно, как бы развивалась история Индонезии, если бы не прямое участие в формировании местных государств выходцев из Индии.

Индийская иммиграция и первые индонезийские государства в Полинезии

В наиболее тесных связях с Индией находилась Восточная Суматра. Индийская иммиграция, последовательно захватывавшая идущие к востоку острова, длилась почти беспрерывно по VI в. н. э. В I — III в. н. э. складываются индианизированные государства на Суварнадвипе (“Золотом острове”), т. е. в Малакке, и Явадвипе (“Просяном острове”), т. е. на Суматре.

В IV в. в северо-западных областях Явы сложилось государство Тарума. Одна из надписей сообщает, что в 415 г. местный царь Пурнаварман строил ирригационные сооружения.

Тогда же возникает государство на Южном Борнео. В Индонезии в это время под индийским влиянием появляется деление общества на варны, но здесь оно не получает значительного развития.

К концу периода древней истории граница индийского влияния достигла острова Целебес.

Следы этого влияния хорошо заметны в пределах Больших и Малых Зондских островов: язык надписей V — VI вв.

смешанный, санскрито-малайский, алфавит — древнепаллавский, местные святилища построены в стиле индийских храмов с уступчатым перекрытием. Не все области Индонезии развивались одинаково быстро.

В Восточной Индонезии, лежавшей вдали от главных центров древней цивилизации, сохранились значительно более примитивные общественные отношения.

Западная Индонезия, тесно связанная с другими южноазиатскими странами, шла впереди. Явака стала сначала временным, а затем и постоянным пристанищем индийских моряков и торговцев уже за несколько веков до нашей эры. В основном они прибывали с Коромандельского берега (Юго-Восточная Индия).

Затем колонизационный поток расширяется. Индийцы оседают в Северной Яваке, названной ими Самудра (“Морская страна”), отсюда они продвигаются далее на юго-восток.

В местное общество проникают индийские обычаи, религия и культура, к которой особенно быстро приобщаются высшие слои индонезийской знати.

Индонезийцы были не только торговыми посредниками. Из Индонезии вывозились в большом количестве пряности, особенно перец и гвоздика. Постоянный характер носили связи между Явакой и восточным побережьем Южной Индии. Местные товары достигали и более отдаленных районов, например, Средней Азии.

Ее экономическим центром был город в проливе Банка, стоявший на месте современного Палембанга. Здесь сходились главные торговые пути.

Один из них шел через моря Бали и Флорес к Молуккам, другой по Малаккскому проливу и Андаманскому морю — в Индию, третий огибал острова Анамбас и шел вдоль восточного побережья Индокитая в Китай.

Из Китая сюда текли два потока грузов: для Индонезии и для западных стран. В Яваке, судя по археологическим находкам, сбывались китайские керамические изделия, а также шелковые ткани.

Буддийские миссионеры сообщают, что рядовые индонезийцы одеваются в платье из пестрой бумажной ткани местного производства, знать же носит шелковые одежды.

Основная масса вывозившегося из Китая шелка, сначала в виде тканей, а затем в виде сырца, шла через Суварнадвипу на Средний и Ближний Восток.

Путь от Индии до Яваки был хорошо известен западным купцам, ежегодно приплывавшим сюда с попутными муссонами. Птоломей указывает точную длину этого пути в греческих стадиях.

Удивительна способность индонезийцев к дальним мореплаваниям. Так, в эти века отважные моряки-индонезийцы предприняли довольно массовое по тем временам переселение на Мадагаскар. Там сформировалась близкая к малайцам по этническим признакам мальгашская народность.

Филиппины в древности

Население Филиппин в принципе комплектовалось из тех же компонентов, что и остальной островной мир: на древний негро-австралоидный субстрат во II — I тысячелетиях до н. э. волнами наслаивались аустронерийцы южномонголоидного типа.

Но набегали эти волны не сушей через Малайю, как это было на Западе, а морем, порой через Тайвань, причем, все из того же Южного Китая. С начала нашей эры, когда Малайя и Индонезия в ее западной части были уже индианизированы, индо-буддийская культура стала проникать и на Восток, в том числе и на Филиппины.

Культурные контакты, однако, шли крайне медленными темпами. Связи с буддийской Шривиджайей, а позже с индуистской культурой Манджапахита сыграли определенную роль в развитии местного населения, но больших результатов не дали.Географически Филиппины — это часть все того же островного мира Юго-Восточной Азии.

Но, будучи восточной и исторически периферийной его частью, Филиппинский архипелаг развивался более замедленными темпами, что не преминуло сказаться на результатах: к моменту вторжения испанцев на Филиппины в XVI в. только небольшая часть населения острова начала переходить от первобытности к ранним государственным образованиям.

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/kak-zhili-v-byilyie-vremena-v-azii/ostrovnyie-gosudarstva-yugo-vostochnoy-azii-v-drevnosti

ovdmitjb

Add comment