Kievuz

Общая характеристика педагогической деятельности

Общая характеристика педагогической деятельности

Общая характеристика педагогической деятельности

Для рассмотрения общей характеристики понятия «педагогическая деятельность» считаем необходимым уточнить сущность данного понятия.

Определение

В современной литературе педагогическая деятельность определяется как система воспитывающих и обучающих воздействий педагога на ребёнка с целью обеспечения личностного, интеллектуального, деятельностного развития, одновременно являющихся основой его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек-человек», поэтому объект педагогической профессии – человек, предмет – деятельность, направленная на его развитие, воспитание, обучение.

Компоненты педагогической деятельности

В педагогической деятельности могут быть выделены следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Конструктивный компонент педагогической деятельности является основным в деятельности педагога, раскрывается через проектирование учебного материала, создание планов.

Конструктивная педагогическая деятельность осуществляется с опорой на учебный план, программу, учебник, методические пособия, которые преобразовываются с учётом задач, поставленных педагогом перед собой.

Конструктивный компонент педагогической деятельности включает в себя планирование содержания будущей педагогической деятельности, системы и последовательности собственных действий учащихся.

Организаторский компонент педагогической деятельности взаимосвязан с конструктивным компонентом. Деятельность учителя характеризуется педагогическими действиями, которые носят организаторский характер. Основными направлениями организаторской деятельности учителя являются:

  • организация изложения (используются беседа или рассказ);
  • организация поведения и действий в условиях деятельности;
  • организация деятельности учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная).

Успешность организаторской деятельности определяется умением сочетать эти направления.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности представляет собой важный фактор в обеспечении успеха работы педагога, точность, конкретность объяснений, доступность и понятность изложения, использование запоминающихся примеров способствуют восприятию предмета учащимися через педагога, качество преподавания – через отношение к классу.

Изучение понятия «педагогическая деятельность» позволяет подойти к рассмотрению некоторых проблем, важными из которых являются:

  • Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
  • Проблема профессионализма учителя.
  • Проблема психологической подготовки учителя.
  • Проблема подготовке учителя к реализации системы развивающего обучения.
  • Проблема повышения квалификации учителя и др.

Структура педагогической деятельности

Как и любой вид деятельности, педагогическая деятельность имеет свою структуру. Структура педагогической деятельности может быть представлена следующим образом:

  • мотивация;
  • предмет педагогической деятельности;
  • педагогические средства и способы решения поставленных задач;
  • продукт и результат педагогической деятельности.

Мотивация занимает важное место в структуре любой, в том числе и педагогической, деятельности. Мотивы педагогической деятельности могут быть выделены в три большие группы:

  • мотивы долженствования;
  • мотивы заинтересованности и увлечённости преподаваемым предметом;
  • мотивы увлечённости общением с детьми («любовь к детям).

Характер доминирования данных мотивов позволяет выделить четыре группы учителей:

  • с преобладанием мотивов долженствования;
  • с доминированием интереса к преподаваемому предмету;
  • с доминированием потребности общения с детьми;
  • без ведущего мотива.

Педагоги, составляющие последнюю группу, имеют самую высокую квалификацию и авторитет.

Уточнение видов профессиональных мотивов учителя, обширная область факторов позволяет назвать следующие:

  • материальные стимулы;
  • побуждения, связанные с самоутверждением;
  • профессиональные мотивы;
  • мотивы личностной самореализации.

Предмет педагогической деятельности представляется в организации учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение учащимися предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
  • «носители» знаний – тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства – технические, компьютерные, графические и др.

Среди способов передачи социального опыта выделяются: объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающегося, тренинги и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение

Продуктом педагогической деятельности является формируемый у учащегося индивидуальный опыт, представленный совокупностью компонентов (аксиологический, нравственно-этический, эмоционально-смысловой, предметный, оценочный). Продукт педагогической деятельности может быть оценен во время проведения экзаменов, зачётов, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результат педагогической деятельности выражается в развитии обучающегося, его личностном и интеллектуальном совершенствовании, становлении его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Функции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность имеет разнообразные функции, классификация функций педагогической деятельности позволяет разделить их на две группы – целеполагающие функции и организационно-структурные функции.

К целеполагающим функциям относятся: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся), информационная.

В организационно-структурную группу входят: конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая.

Педагогическая деятельность обладает целенаправленностью, мотивированностью, предметностью.

Специфическая характеристика педагогической деятельности заключается в её продуктивности. Выделяются пять уровней продуктивности педагогической деятельности.

На первом, минимальном уровне педагог рассказывает учащимся то, что знает сам. Этот уровень называется репродуктивным, он непродуктивен.

На втором, низком уровне педагог приспосабливает своё сообщение под особенности учащихся, данный уровень называется адаптивным, он малопродуктивен.

На третьем, среднем уровне педагог осуществляет обучение учащихся, формулирует педагогическую цель, планирует результаты обучения, отбирает комплекс средств и продумывает последовательность включения учащихся в образовательно-воспитательную деятельность. Данный уровень называется локально-моделирующим, он среднепродуктивен.

Четвёртый уровень – высокий – характеризуется владением педагогом стратегиями формирования планируемой системы знаний, умений и навыков учеников по предмету в целом, этот уровень называется системно-моделирующим знания, данный уровень продуктивен.

Пятый уровень – высокий – характеризуется владением педагогом стратегией превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребности в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Этот уровень – моделирующий деятельность и поведение учащегося, высокопродуктивен.

Итак, была представлена общая характеристика педагогической деятельности, что даёт основание подойти к рассмотрению вопросов определения целей, средств, видов и специфики педагогической деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vvedenie_v_pedagogicheskuyu_professiyu/obschaya_harakteristika_pedagogicheskoy_deyatelnosti/

1.1 Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

“Учителю, – подчёркивал Я.А. Коменский, – вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем”. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей.

К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, – одно из величайших дел в истории.

“Если учитель, – полагал Л.Н. Толстой, – имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем.

Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель”. С данным высказыванием, конечно нельзя не согласиться.

Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль.

“Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств.

В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни.

Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся”.

Очевидно, что педагогическая деятельность (ПД) является одним из видов человеческой деятельности, поэтому в ее характеристике необходимо исходить из более общего (философского) понятия деятельности.

Философия определяет категорию “деятельность”, как “специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры” и, стало быть, преобразование, развитие самого человека.

По предмету деятельности и ее результату различают виды деятельности. Так, деятельность, направленную на создание, получение материального продукта принято называть практической; а деятельность, направленную на изменение в сфере сознания, принято называть духовной. Это относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные формы деятельности.

Обратимся теперь к самой трактовке понятия “педагогическая деятельность”. Анализ содержания любого вида деятельности указывает на наличие психологического ее фундамента, т.к.

основными характеристиками деятельности принято считать предметность – то, с чем она непосредственно имеет дело (какой-либо материальный или идеальный объект), и субъективность, поскольку она выполняется конкретным человеком. (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)

Понятие деятельности – одно из ключевых в современной психологии и педагогике. Психология исследует субъективный аспект деятельности.

Очевидно, что педагогическая деятельность является одним из видов деятельности.

Педагогическую деятельность разделяют на профессиональную и непрофессиональную (Н.В. Кузьмина, Е.М. Иванова и др.). Примером непрофессиональной ПД может служить деятельность по воспитанию детей в семье или деятельность, которую осуществляют руководители предприятий. Непрофессиональной ПД считают обучение ремеслу.

Таким образом, непрофессиональной ПД является та ПД, которой занимается большинство людей в своей повседневной жизни, не обязательно имеющих специальное педагогическое образование и педагогическую квалификацию.

Профессиональная ПД осуществляется в государственных или частных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях и требует профессиональной компетентности лиц, ее осуществляющих, определенного уровня специального их образования.

Рассмотрим несколько подходов к трактовке понятия ПД.

А.И. Щербаков характеризует работу учителя как “искусство, требующее от него глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания ПД, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащейся молодежи”. А.И.

Щербаков выделяет 8 функций ПД, располагая их в порядке значимости следующим образом: информационную, мобилизационную, развивающую, ориентационную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую. Причем, четыре последние, по мнению автора, “не являются специфически педагогическими, т.к.

они имеют место во всех видах современного квалифицированного труда”.

В.А.

Сластенин считает, что “деятельность учителя – воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней.

Однако при всем богатстве и разнообразии педагогические задачи являются задачами социального управления”. По мнению В.А. Сластенина, “готовность к решению педагогических задач на высоком уровне мастерства определяется рядом профессионально-педагогических умений”.

Система соответствующих умений рассматривается им как основа формирования профессионального мастерства учителя-воспитателя.

Н.В.

Кузьмина дает такую характеристику ПД: “Ее объект – личность другого человека; ее цель – развитие и воспитание этой личности в определенном направлении; ее содержание – приобщение личности к опыту человечества; ее средства – организация соответствующей деятельности объекта воспитания; ее специфика в том, что ее объект одновременно является субъектом ПД”. Как видим, в этой характеристике понятия ПД преобладает структурный подход.

В.А.

Кан-Калик определяет ПД как творческий процесс, в котором создается ситуация творческого взаимодействия с детьми и творческое формирование их личности: “Для того, чтобы воспитывать ребенка, необходимо вызвать у него положительное отношение к тому качеству, которое мы хотим сформировать. А отношение всегда формируется в деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения с детьми… Именно через живое и непосредственное общение педагога с ребенком осуществляется самое главное в педагогической работе – воздействие личности на личность”.

Ю.Н. Кулюткин профессию педагога относит к группе профессий типа “человек-человек”, для которых характерно межличностное взаимодействие. Неотъемлемой характеристикой последней являются рефлексивные процессы.

При этом “учитель стремится к тому, чтобы сформировать у ученика те “внутренние основания” (знания, убеждения, методы, действия), которые позволили бы ученику в дальнейшем самостоятельно управлять своей будущей деятельностью. Между тем важно ставить…

более крупную цель – развитие личности ученика, учитывая при этом сферы его личности и разные типы эффектов его продвижения”. ПД выступает в этой теории как рефлексивное управление учителем деятельностью ученика с целью развития личности последнего.

А.К. Маркова рассматривает ПД как один из основополагающих компонентов профессиональной компетентности учителя и определяет ее как профессиональную “активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания”.

Стремление осмыслить специфику педагогической профессии мы находим у Б.Г. Ананьева, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинского, А.И. Кочетова, В.А. Крутецкого, Л.Н. Куликовой, Ю.В. Сенько, В.В. Серикова, В.Я. Синенко и др.

Ограничимся указанными выше взглядами на характеристику ПД. Естественно возникает вопрос: одинаковы ли по своей сути данные характеристики ПД? Очевидно, нет. Все они являются лишь определенными “проекциями” рассматриваемого понятия.

В описанных характеристиках можно выделить 2 подхода к определению понятия ПД.

Для первого характерно признание ведущей роли педагога, который является реализатором конкретной учебно-воспитательной, общеобразовательной программы, который выполняет свои функциональные обязанности и должен соответствовать требованиям профессии. Ученик при таком подходе есть объект инициативного влияния и воздействия учителя.

При втором подходе учитель является посредником между ученикам и окружающим миром, он – равноправный партнер диалогового взаимодействия с учеником.

Основанием данной классификации является тип коммуникации – монолог или диалог.

Следует отметить, что во всех характеристиках ПД монологического типа форма ориентации на вид коммуникации скрыта: на словах обучающийся провозглашается активным субъектом деятельности, но формы взаимодействия, которые предлагаются, на самом деле являются односторонним воздействием педагога. Этот подход совершенно однозначно делает “акцент” на процесс преподавания. Во втором типе ПД наполнена подлинно человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве.

Теперь, обратимся к учебнику педагогики Б.Т. Лихачева: ПД – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Т. е. Лихачев считает, что ПД есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.

Целью этого вмешательства К. Маркс считает преобразование человеческой природы в “развитую специфическую рабочую силу”, подготовка члена общества.

ПД организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:

  • педагогической теорией (теоретическими знаниями);
  • педагогическим опытом (практическим опытом);
  • системой специальных учреждений.

Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в ПД. ПД опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:

  • законов воспитания;
  • воспитательного влияния жизненных условий;
  • их требований к человеку.

Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Б.Т. Лихачев центральным звеном всякой педагогической деятельности считает цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями.

Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью учащихся.

При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

1.2 Структура педагогической деятельности

Для определения исследуемого понятия снова обратимся к учебнику педагогики Б.Т. Лихачева: “Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство”.

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).

Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.

Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Зимняя И.А. Говорит о том, что, как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

  • Мотивация.
  • Педагогические цели и задачи.
  • Предмет педагогической деятельности.
  • Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
  • Продукт и результат педагогической деятельности.

Профессор Н.В. Кузьмина в структуру ПД включает следующие компоненты, рассматривая ПД как цикл этапов педагогического управления:

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/448257_3313161_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Общая характеристика педагогической деятельности

Курсовая работа

Тема Психологическая характеристика педагогической деятельности

Введение

1. Сущность педагогической деятельности

2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога

3. Психологическая характеристика педагогической деятельности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.

Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве.

Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно.

Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель.

Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.

Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

Под “способами педагогического воздействия” понимаются прежде всего выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.

Особенность труда педагога состоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого.

Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств.

Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля.

Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

– По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;

– По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;

– По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:

– разобрать сущность педагогической деятельности;

– выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;

– психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.

1. Сущность педагогической деятельности

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

1. Мотивация;

2. Педагогические цели и задачи;

3. Предмет педагогической деятельности;

4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;

5. Продукт и результат педагогической деятельности. [1]

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

– научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

– “носители” знаний – тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

– вспомогательные средства – технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

– объяснение;

– показ (иллюстрация);

– совместная работа;

– непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

– тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности – формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

– его личностное совершенствование;

– интеллектуальное совершенствование;

– становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. [2]

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций – целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

– ориентационная;

– развивающая;

– мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

– информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

– конструктивная;

– организаторская;

– коммуникативная;

– гностическая.

Так, конструктивная функция обеспечивает:

– отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

– проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

– проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

– информации в процессе сообщения ее учащимся;

– различных видов деятельности учащихся;

– собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

– установление правильных взаимоотношений с учащимися;

– нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

– содержания и способов воздействия на других людей;

– возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

– особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. [3]

Сфера профессионального труда преподавателя – это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:

– динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;

– динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;

– личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;

– растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;

– потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;

– уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;

– возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп – и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др. [4]

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:

– целенаправленность;

– мотивированность;

– предметность.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I уровень – (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II уровень – (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

Источник: https://mirznanii.com/a/201497/psikhologicheskaya-kharakteristika-pedagogicheskoy-deyatelnosti

ovdmitjb

Add comment