Kievuz

Общественные объединения и организации

Содержание

Общественные организации и объединения России: детские, молодежные, региональные, деятельность, права, создание, статус, роль, формы, цели общественных объединений граждан

Общественные объединения и организации

Общественным объединением называют некоммерческое образование, созданное на добровольной основе по инициативе граждан, имеющих общие интересы и цели, которые обязаны быть четко сформулированы и прописаны в уставе общественного объединения.

Основой правового статуса общественных объединений является фундамент нашего законодательства – Конституция Российской Федерации. По ней общественным объединениям гарантируется свобода деятельности.

При этом запрещено какое-либо принуждение к вступлению или пребыванию в том или ином общественном объединении граждан. Принуждением считаются не только какие-либо физические действия, побуждающие к вступлению в подобную организацию, но и моральное воздействие, введение в заблуждение, угрозы.

Удержание граждан подобными методами в рядах общественного объединения также противоречит Конституции РФ.

В нашей стране имеют право создаваться и действовать общероссийские, национальные, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Также это право предоставляется и международным общественным объединениям.

Количество подобных организаций растет из года в год. В рамках одной статьи невозможно перечислить общественные объединения, существующие в Москве, не говоря уже обо всей России.

Давайте рассмотрим существующие виды общественных объединений.

Виды общественных объединений

  • общественная организация (неправительственное объединение граждан по общим интересам и целям, созданное на добровольной основе);
  • общественное движение (организационно-правовая форма общественного объединения граждан, созданная для выражения ими своей социально-политической позиции);
  • общественный фонд (не имеющее членства общественное объединение России, целью которого является формирование имущества, используемого для общественно-полезных дел, на основании добровольных взносов и других не запрещенных законом материальных поступлений);
  • общественное учреждение (общественное объединение в РФ, не имеющее членства, идеей которого является оказание определенного вида конкретных услуг в соответствии с уставными целями и интересами участников);
  • орган общественной самодеятельности (цели данного общественного объединения, не имеющего членства, имеют социальный характер и направлены на решение различных проблем, возникающих по месту жительства, работы, учебы);
  • политическая партия (общественная организация (объединение), целью которой является получение политической власти в стране или участие в политике через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления).

На современном этапе общественные объединения в Российской Федерации можно охарактеризовать как вариативные по направленности деятельности (творческая, профессиональная, спортивная, реализация интересов, экологическая, благотворительная, гражданско-патриотическая и т.п.), по разнообразию форм и механизмов реализуемых проектов и программ. Деятельность более половины из существующих общественных объединений является разнонаправленной.

Создание общественных объединений

Создание общественного объединения происходит по решению учредителей, минимальное число которых составляет три. Среди них могут быть как физические лица, так и юридические. Они имеют равные права и обязанности. Если все учредители являются юридическими лицами, а именно, уже действующими общественными организациями и объединениями, то такой союз носит название «ассоциация».

В создании и дальнейшей деятельности общественных объединений не могут принимать участия органы государственной власти и местного самоуправления.

На общем собрании всех членов объединения (физические или юридические лица) принимаются следующие решения:

  • о создании общественного объединения в РФ;
  • об утверждении его устава;
  • о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Как только вышеизложенные решения принимаются, данное образование начинает свою деятельность в соответствии с утвержденным уставом, приобретает права общественных объединений, предусмотренные Конституцией РФ, и берет на себя обязанности, прописанные в действующем законодательстве.

Все права и обязанности общественных объединений прописаны в следующих федеральных законах:

  • «Об общественных объединениях»;
  • «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
  • «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • «О негосударственных пенсионных фондах».

Устав общественных объединений в РФ

Устав общественной организации и любого другого общественного объединения содержит:

  1. Структуру общественного объединения граждан;
  2. Его руководящие и контрольно-ревизионные органы, их компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий и место постоянного нахождения;
  3. Территорию, где проводится деятельность данного общественного объединения;
  4. Порядок вступления и отказа от членства;
  5. Права и обязанности всех участников, входящих в состав общественного объединения.

Роль общественных объединений в современной России

Основная роль всех общественных объединений заключается в выражении позиции той или иной группы лиц по социальным или политическим вопросам.

Например, общественные молодежные объединения отражают интересы подрастающего поколения граждан. В последнее время такие движения получили серьезную поддержку государственных органов власти, что подтолкнуло их развитие.

Пришло осознание, что воспитание нации следует начинать именно с молодежи.

Многие из существующих общественных молодежных объединений реализуют программы по созданию социальных молодежных групп, бирж труда, развитию спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, летнему отдыху и других.

Одновременно с этим широкое распространение получают и детские общественные организации и объединения. Проводится огромное количество различных конференций и собраний, направленных на выработку возможных решений различных проблем, связанных с подрастающим поколением.

Деятельность детских общественных объединений не заканчивается проведением съездов – создаются общественные фонды помощи, собираются средства для осуществления реальной поддержки, оказывается влияние на развитие детской социальной базы.

Работа, проводимая детскими общественными объединениями, становится заметнее год от года.

Растет и роль объединений, отражающих интересы части населения с ограничениями здоровья.

Благодаря их настойчивости появляются удобные спуски для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, светофоры со звуковым сопровождением для слабовидящих граждан, реабилитационные центры для пострадавших в той или иной чрезвычайной ситуации. Общественные объединения инвалидов помогают организовывать дополнительные рабочие места для людей с ослабленным здоровьем.

Деятельность общественных объединений не дает нам забыть о нуждах тех, кто не может сам громко и четко выразить свою позицию. В этом и заключается их основная роль.

Содействие детским и молодежным общественным объединениям России

На данный момент приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) является развитие социальной активности молодежи, ее гражданского самосознания. Одним из методов для реализации данной цели выбрано привлечение юного поколения к участию в деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В настоящее время обществом признается социальная значимость подобных организаций.

Благодаря существующим детским и молодежным общественным объединениям каждому юному гражданину нашей страны предоставляется возможность стать активным участником социальной или правовой деятельности, что разительно отличает подобные группы от неформальных сообществ (компаний, банд и т.п.). Воспитание гражданской позиции должно начинаться с юного возраста. Именно поэтому проблемам общественных объединений на данный момент уделяется особое внимание.

Активное содействие общественным молодежным и детским объединениям нашей страны оказывает созданный в 1992 году «Национальный совет молодежных и детских объединений России», основной целью которого является координация деятельности и реализация интересов, прав детских и молодежных общественных объединений. В его состав входят 72 коллективных члена.

С 2001-го года и по наши дни действует общероссийская ассоциация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации» (СОЮЗМОЛ), призванный оказывать всевозможную поддержку на всех уровнях существующим в нашей стране общественным молодежным объединениям.

В помощь студенческому профсоюзному движению в 1991 году было создано общероссийское общественное объединение «Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений» (РАПОС) и Студенческий координационный Совет ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Программы данных организаций заключаются в консолидации профсоюзных движений студентов России.

Функции общественных объединений

В какой-то степени мы их уже рассмотрели ранее, описывая роль подобных организаций. Но, все же, имеет смысл выделить основные из них отдельно:

  1. Выявление интересов и потребностей участников группы с дальнейшим их удовлетворением.

    Принципы деятельности общественных объединений и основаны как раз на выполнении данной функции;

  2. Социальная интеграция и мобилизация.

    Например, когда некоммерческое общественное объединение, занимающееся отражением интересов инвалидов, подняло вопрос о неподготовленности наших улиц к передвижению людей на инвалидных колясках и перенесло этот вопрос на общероссийский уровень;

  3. Социализация.

    Эта функция общественных объединений подразумевает выявление гражданской позиции участников объединения;

  4. Лоббирование интересов своих участников при общении с различными политическими и социальными институтами;
  5. Новый взгляд на социально-политическую структуру.

В данной статье мы рассмотрели понятие «общественное объединение». Перечислили все существующие на данном этапе развития формы общественных объединений России. Выделили их основные функции и правовую базу. Определили степень значимости и статус общественных объединений. Надеемся, что это помогло Вам разобраться в теоретической базе данного некоммерческого образования.

Все публикации

Источник: https://www.sbornet.ru/publics/detail/25

Общественные объединения, виды, структура, регистрация

Общественные объединения и организации

  1.  В общественной организации предполагается обязательное членство.
  2. В общественном движении, общественном фонде, общественном учреждении и органе общественной самодеятельности отсутствует членство.
  3. Возможность  функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

    Общественное объединение считается созданным не с момента государственной регистрации, как другие некоммерческие организации, а с момента принятия (и документального оформления) решений о его создании, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.

    С момента принятия указанных решений общественное объединение  осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица.

  4. Зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности.

    В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

    Общественное объединение  у которого в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно структурное подразделение, такое объединение признается международным общественным объединением.

  5. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  6. Структурные подразделения общероссийской общественной организации могут являться самостоятельными юридическими лицами.

Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Основным отличием общественного движения от политической партии является то, что целью такого объединения является не только политические цели.

Общественное движение фактически является  формой, которая позволяет гражданам реализовать свои политические права, не прибегая к сложному механизму создания политической партии.

Отличие участников от членов общественного объединения строится на том факте, что участники в отличие от членов не оформляют своего участия в общественном объединении соответствующими документами, что, по сути, означает отсутствие фиксированного членства. Примеры общественных движений: движение казачества, движение “зеленых”, движение за права женщин, движение ветеранов и т. д.

По общему правилу учредителями, членами и участниками общественных объединений (и организаций) могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских – достигшие 8 лет.

Недопустимо вовлекать в общественные объединения недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, в том числе малолетних и несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданская дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность наступает по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (статья 29 ГК РФ).

Ограниченно дееспособным является гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, и ограничен судом в дееспособности (статья 30 ГК РФ).

Участники (члены) общественных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

ИМУЩЕСТВО общественных объединений

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности: земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги,иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

Кроме того, в собственности общественных объединений (организаций) могут находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Таким образом, в собственности общественной организации могут находиться практически любые виды внеоборотных, оборотных материальных и финансовых активов и денежных средств, что обусловливает необходимость организации и ведения полноценного бухгалтерского учета.

Источники формирования имущества общественной организации перечислены в ст. 31 Закона N 82-ФЗ.

Такими источниками могут быть:

– вступительные и членские взносы;

– добровольные взносы и пожертвования;

– поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

– доходы от предпринимательской деятельности общественной организации;

– доходы от гражданско-правовых сделок;

– доходы от внешнеэкономической деятельности организации;

– другие, не запрещенные законом поступления.

Кроме того, ст.

17 Закона N 82-ФЗ предусмотрена возможность государственной поддержки общественных организаций, которая может выражаться не только в виде налоговых льгот, но и в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, установленном для государственного заказа.

Прием членских взносов общественными организациями, созданными для достижения уставных целей, не является приемом или выплатой денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и не требует применения ККТ.

 Взносы участников на достижение уставных целей общественного объединения, включая проведение его конкретных акций, в случае их соответствия требованиям Закона N 82-ФЗ, рассматриваются в качестве добровольной поддержки целям уставной деятельности этого общественного объединения.

Если взносы участников соответствуют требованиям Законов N 82-ФЗ и N 7-ФЗ и не являются доходами от ведения предпринимательской деятельности этой некоммерческой организацией, то в целях налогообложения прибыли такие взносы признаются целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и в соответствии со ст. 251 Кодекса не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации. Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ – 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения.
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ. Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение, деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта. Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов, зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения.

Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов – представителей данного региона.

Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей – не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Документы для государственной регистрации общественного объединения

Для государственной регистрации общественных объединений в органы юстиции подаются:

  1. заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  2. устав общественного объединения в трех экземплярах;
  3. выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
  4. сведения об учредителях;
  5. документ об уплате государственной пошлины;
  6. сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
  7. протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений – для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
  8. при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  9. заявление о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Документы подаются в течение 3-х месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Исключение 1 месяц профсоюзная организация. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации, не может превышать 28 дней с даты поступления документов на государственную регистрацию, политической партии (ее регионального отделения) – 20 дней, для иной некоммерческой организации – 14 рабочих дней.

При государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения – документы подаются в федеральный орган государственной регистрации.

При государственной регистрации межрегионального, регионального и местного общественного объединения – в территориальный федеральный орган государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Источник: https://nco77.ru/public-obedinenie.html

Зачем нужны общественные организации?

Общественные объединения и организации

Одна из отличительных особенностей постиндустриального этапа развития общества — усиление общественного движения.

Зародившееся еще в Древней Греции, широкое распространение оно получило только во второй половине XX века.

Сегодня общественные организации имеют огромный вес, и наравне с политическими партиями оказывают ощутимое влияние и на жизнь отдельных стран, и всего мирового сообщества.

Что такое общественная организация?

Общественные организации — это добровольные некоммерческие неправительственные объединения людей, имеющих схожие интересы и преследующих одинаковые цели. 

Следует различать понятия «общественная организация» и «общественное движение».  

Общественные организации имеют свою структуру, органы управления и устав, в соответствии с которым и выстраивают свою деятельность. Участники подобных формирований платят членские взносы и подчиняются выборному руководящему органу.

Общественное движение характеризуется отсутствием четкой организационной структуры, да и понятие членства здесь носит более формальный характер, поскольку не предполагает оплаты взносов.

Причины возникновения общественных организаций

Почему появляются общественные организации? Неужели недостаточно существования политических партий и органов государственной власти? Оказывается, они не всегда справляются с возложенной на них миссией, вот тогда и возникают неправительственные формирования, задающиеся целью обратить внимание общественности на существующую проблему и найти пути ее решения. Социологи выделяют несколько причин возникновения общественных организаций:

  • наличие нерешенных социальных проблем, например, ухудшение экологии, эпидемия ВИЧ, исчезновение редких видов животных;
  • дискредитация в глазах общественности органов государственной власти, политических партий и профсоюзов. Кризис доверия населения к данным структурам приводит к созданию общественных объединений из представителей этого самого населения. В качестве примера можем привести народный контроль, общество по защите прав потребителей, ассоциацию журналистов;
  • неудовлетворенность современной формой демократической системы, предполагающей опосредованное участие граждан в управлении государством и, как результат, создание альтернативной структуры, позволяющей напрямую влиять на решение государственных вопросов. Так появились на свет союзы предпринимателей, антикоррупционные ассоциации и фонды гражданских инициатив.

Функции общественных организаций

Будучи социальным формированием, общественные организации выполняют ряд социально значимых функций:

  • предоставляют возможность рядовым гражданам участвовать в принятии политических решений. Вспомним антивоенные американские общественные организации, сыгравшие решающую роль в прекращении вьетнамской войны;
  • представляют интересы определенных слоев населения. Примером могут служить объединения матерей-одиночек, союз чернобыльцев, общество обманутых вкладчиков;
  • осуществляют общественный контроль соблюдения прав и свобод человека. Эту функцию выполняют организации, защищающие права женщин, заключенных, беженцев и переселенцев;
  • влияют на формирование общественного мнения. Это задача всех общественных формирований, без исключения.

Виды и значение общественных организаций

Общественные объединения по территориальному признаку подразделяются на местные (городские, районные), региональные, общегосударственные и международные организации. По виду деятельности эти формирования делятся на политические и неполитические. Их классифицируют также по методам действий (насильственные и ненасильственные), социальному и половозрастному признаку.

Общественные организации не заменяют органы государственной власти и не могут диктовать им условия.

Например, общество по защите прав потребителей не может призвать к ответственности продавца, обманувшего потребителя, оно вправе лишь проконсультировать пострадавшего и подсказать, куда следует обратиться, чтобы защитить свои интересы.

Народный контроль не наделен полномочиями наказывать недобросовестных производителей или реализаторов, его представители могут лишь выявлять такие случаи и сообщать о них в полицию.

Однако недооценивать роль подобных союзов и объединений нельзя. Влияя на общественное мнение, они часто вынуждают правительства принимать нужные им решения. Ярким примером может служить деятельность ООН, вот уже на протяжении 60 лет выступающей в роли мирового судьи при разрешении военных конфликтов. 

К сожалению, общественные организации иногда используются как прикрытие для преступной деятельности. Так, идея создания благотворительных фондов, имеющих своей целью сбор средств на поддержание социально незащищенных категорий населения, была использована для отмывания средств.

Поскольку общественные организации считаются некоммерческими (неприбыльными) структурами, существующими за счет членских взносов, добровольных пожертвований и спонсорской помощи, их доходы не облагаются налогами. Этим пользуются коммерсанты, уводящие свои доходы от налогов. 

Есть еще один способ использовать общественную организацию «не по назначению»: это лоббирование интересов определенной группы граждан. Рассмотрим ситуацию. Крупный предприниматель построил на территории района базу отдыха, спустя несколько лет неподалеку от нее были найдены залежи циркониевых руд.

Понимая, что соседство с промышленным предприятием отпугнет отдыхающих, владелец пансионата разворачивает PR-кампанию и создает общественную организацию, требующую запрета разработки месторождения под предлогом нанесения непоправимого урона окружающей среде. 

Добыча циркония действительно сопряжена с опасностью для природы и здоровья людей, однако у нас на лицо манипулирование общественным мнением во имя получения материальной выгоды. Случаи использования «втемную» общественных организаций не единичны. Поэтому будьте внимательны, вступая в такое объединение, ведь вам вряд ли захочется быть обманутым.

Источник: http://megapoisk.com/obschestvennye-organizatsii-zadachi-i-funktsii

22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые

Общественные объединения и организации

Подобщественным объединением понимаетсядобровольное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, созданноепо инициативе граждан, объединившихсяна основе общности интересов дляреализации общих целей, указанных вуставе общественного объединения.

Различают следующие виды общественных объединений:

  • Общественная организация;
  • Общественный фонд;
  • Общественное учреждение;
  • Орган общественной самодеятельности;
  • Политическая партия.

Общественная организация

Общественнаяорганизация — это основанное на членствеобщественное объединение, созданноена основе совместной деятельности длязащиты общих интересов и достиженияуставных целей объединившихся граждан.

Членамиобщественной организации в соответствиис ее уставом могут быть физические лицаи юридические лица — общественныеобъединения. Высшим руководящим органомобщественной организации являетсясъезд (конференция) или общее собрание.Постоянно действующим руководящиморганом общественной организацииявляется выборный коллегиальный орган,подотчетный съезду или общему собранию.

Сутьчленства заключается в документальномоформлении участия в организации(заявления, членские билеты и пр.

), наличииопределенных прав (избирать и бытьизбранными в руководящие органы),обязанностей (уплачивать взносы и т.п.)и ответственности за несоблюдениеустава организации вплоть до исключенияиз ее рядов.

Этим общественные организациии партии отличаются от других видовобщественных объединений, основанныхна участии.

Участники— это физические и юридические лица(общественные объединения), выражающиеподдержку целям объединения или егоконкретным акциям, принимающие участиев его деятельности без обязательногооформления условий своего участия.Общественноедвижением является состоящее изучастников и не имеющее членства массовоеобщественное объединение, преследующеесоциальные, политические и иныеобщественное полезные цели.

Общественный фонд

Общественныйфонд — это один из видов некоммерческихфондов, представляет собой не имеющеечленства общественное объединение,цель которого заключается в формированииимущества на основе добровольныхвзносов, иных не запрещенных закономпоступлений и использовании данногоимущества на общественно полезные цели.Учредители и управляющие имуществомобщественного фонда не вправе использоватьуказанное имущество в собственныхинтересах.

Общественноеучреждение

Общественноеучреждение — это не имеющее членстваобщественное объединение, ставящеесвоей целью оказание конкретного видауслуг.

Органобщественной самодеятельности

Органобщественной самодеятельности — этоне имеющее членства общественноеобъединение, целью которого являетсясовместное решение различных социальныхпроблем, возникающих у граждан по местужительства, работы или учебы, направленноена удовлетворение потребностейнеограниченного круга лиц.

Политическаяпартия

Политическаяпартия — это общественное объединение,созданное в целях участия гражданРоссийской Федерации в политическойжизни общества посредством формированияи выражения их политической воли, участияв общественных и политических акциях,в выборах и референдумах, а также в целяхпредставления интересов граждан ворганах государственной власти и органахместного самоуправления.

23.Политические партии: понятие, порядоксоздания, права и

обязанности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯСИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУСПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

СубъектыПС – граждане, обладающие политическимиправами, общественные объединения(прежде всего политические партии),государство.

Конституционнозакреплены такие принципы регулированияПС, как идеологическое многообразие(ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политическийплюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ),равенство общественных объединенийперед законом (ч. 4 ст. 13 КонституцииРФ), запрет на создание и деятельностьопасных для общества и государстваобщественных объединений (ч. 5 ст. 13Конституции РФ).

Болееподробно правовой статус политическихпартий определяется ФЗ «О политическихпартиях».

Отдельносреди общественных объединений выделяютсяполитические партии, создаваемые вцелях участия граждан РФ в политическойжизни общества посредством формированияи выражения их политической воли, участияв общественных и политических акциях,выборах и референдумах, представленияинтересов граждан в органах государственнойвласти и местного самоуправления.Основныетребования, предъявляемые к политическойпартии: региональные отделения более чем вполовине субъектов РФ; не менее 50 тыс.членов. Запрет на создание региональныхпартий и ограничение минимальнойчисленности членов партии были признанысоответствующими Конституции РФпостановлением Конституционного СудаРФ от 1 февраля 2005 г.

Деятельностьполитических партий строится на принципахдобровольности, равноправия, самоуправления,законности и гласности.

Политическаяпартия создается свободно, подлежитгосударственной регистрации в качествеюридического лица (общественногообъединения). Помимо устава политическаяпартия должна иметь программу, определяющуюпринципы деятельности политическойпартии, ее цели и задачи, методы реализациицелей и решения задач.

Членамиполитической партии могут быть толькодееспособные граждане РФ, достигшие18-летнего возраста.

Вслучае успешного выступления политическойпартии на выборах (набрали не менее 3 %на выборах депутатов ГосударственнойДумы по общефедеральному избирательномуокругу, либо избрано не менее 12 депутатовпо одномандатным округам в ГосударственнуюДуму, либо выдвинутый партией кандидатв Президенты РФ набрал не менее 3 %) политическая партия имеетправо на получение государственнойфинансовой поддержки (из федеральногобюджета).

Толькополитическая партия (из всех видовобщественных объединений) вправесамостоятельно выдвигать кандидатов(списки кандидатов) в депутаты и на иныевыборные должности в органах государственнойвласти (эта норма вступила в силу с лета2003 г.).

Политическаяпартия может быть ликвидирована порешению высшего руководящего органалибо (в некоторых случаях) по решениюВерховного Суда РФ.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5638977/page:10/

Общественная организация – это некоммерческая организация?

Общественные объединения и организации

Цели создания общественной организации

Процедура создания общественной организации

Устав некоммерческой общественной организации

Деятельность общественных организаций

Членство в общественных организациях

Управление в общественной организации

Имущество общественной организации

Ассоциации и союзы общественных организаций

Преобразование и ликвидация общественной организации

Цели создания общественной организации 

При создании общественной организации (далее — ОО) необходимо ориентироваться на нормы закона № 82-ФЗ, так как в п. 3 ст. 6 закона № 7-ФЗ общественная организация хотя и признается одной из форм некоммерческих организаций, но за уточнением особенностей ее статуса делается отсылка к закону № 82-ФЗ.

В ст. 123.4 Гражданского кодекса дается такое определение: ОО — это объединение граждан, создаваемое на добровольной основе и на почве единых интересов. Цель создания ОО — удовлетворение нематериальных и духовных потребностей, представление и защита тех интересов, которые являются общими, и реализация иных целей, не противоречащих законодательству.

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ ОО является одной из форм общественных объединений и создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединенных граждан. При сравнении с нормами ГК РФ видно, что в законе № 82-ФЗ не рассматриваются такие цели создания, как:

  • представление интересов;
  • удовлетворение нематериальных потребностей;
  • реализация целей, не являющихся уставными. 

Согласно принципу «Lexspecialisderogatgenerali» («специальное право отменяет общее»), подтвержденному постановлением Конституционного суда от 08.11.2005 № 439, говорящему о том, что в случае коллизии между законами приоритет должен отдаваться более позднему закону и специальному закону, в этом случае действует закон № 82-ФЗ.

Таким образом, ОО не вправе в своей деятельности ставить перед собой цели, не являющиеся уставными. Аналогично необходимо действовать при выявлении иных несовпадений в тексте ГК и закона № 82-ФЗ. 

Процедура создания общественной организации 

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ при создании ОО количество ее учредителей не может быть менее 3. Ст. 18 закона № 82-ФЗ конкретизирует, что должно быть не менее 3 физических лиц, остальными учредителями могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Для создания новой некоммерческой организации учредителям придется созвать съезд, конференцию или общее собрание, где они будут обязаны:

  • принять решение о создании;
  • утвердить устав;
  • создать органы управления и контрольно-ревизионные органы. 

ОО считается созданным и будет вправе осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, то есть защищать интересы членов и действовать для достижения общих целей с момента принятия всех этих решений. Права юридического лица она получает только после государственной регистрации (ст. 18 закона № 82-ФЗ) в Министерстве юстиции РФ (ст. 13.1 закона № 7-ФЗ).

Документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев с момента утверждения устава, если учредители приняли решение о регистрации и дальнейшей работе в качестве юридического лица (см. п. 9 ст. 21 закона № 82-ФЗ). С момента принятия решения учредители приобретают статус членов.

При создании также должен быть решен вопрос о территориальной сфере деятельности ОО. В соответствии со ст. 14 закона № 82-ФЗ она может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • межрегиональной;
  • общероссийской. 

Если ОО создается в качестве общероссийской, она может использовать в своем названии слова «РФ» или «Россия» без соответствующего разрешения Правительства РФ, как, например, общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов». 

Устав некоммерческой общественной организации 

Устав является единственным учредительным документом общественной организации, учредительный договор ее члены не заключают. В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав некоммерческой общественной организации в обязательном порядке включает в себя:

  • наименование;
  • местонахождение (город или иной населенный пункт);
  • цели создания и деятельности;
  • условия членства;
  • данные о порядке управления;
  • сведения о правах ее членов, связанных с имуществом;
  • информацию о процедуре распределения активов ОО после ее ликвидации. 

Аналогичные нормы содержит ст. 29 закона № 82-ФЗ, дополняя перечень сведениями о территории и структуре общественной организации. Устав может, помимо основных, включать любые пункты по усмотрению ее членов, не противоречащие действующему законодательству.

Если ОО использует в своей деятельности какую-либо символику, ее описание должно быть включено в устав, возможно в виде приложения. Устав вместе с приложениями оформляется в виде единого документа, если организация имеет территориальные подразделения, они обязаны принять устав головной ОО.

О порядке подготовки устава можно прочитать в статье «Устав некоммерческой организации – образец 2017-2018 года». Изменения в устав вносятся в том же порядке, в котором происходит его принятие, решением высшего органа управления (ст. 8 закона № 82-ФЗ). 

Деятельность общественных организаций 

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом. 

Источник: https://rusjurist.ru/yuridicheskie_lica/nekommercheskie_organizacii/obshchestvennaya_organizaciya_ehto_nekommercheskaya_organizaciya/

ovdmitjb

Add comment