Kievuz

Онтология античной философии

Антология мировой философии в 4-х томах (серия «Философское наследие»)

Онтология античной философии

Скачать бесплатно: АНТОЛОГИЯ мировой философии. В 4-х томах. М., «Мысль»,1969 – 1973. (АН СССР. Ин-т философии. Философ, наследие). Ред. коллегия: В. В. Соколов и др. с илл.

«Антология мировой философии» — это своего рода «путеводитель», помогающий разобраться в обширной литературе классиков философской мысли. Осуществляемая в «Антологии» подборка текстов при сравнительно небольшом объеме дает достаточно полное представление о крупнейших философах мира.

Первый том содержит извлечения из важнейших памятников древней и средневековой философии стран Востока и Запада.

Второй том содержит тексты европейских философов XV—XVIII вв.

Они распределены по трем разделам: философия эпохи Возрождения, которая представляла собой переход от феодального к раннебуржуазному обществу, философия XVII — начала XVIII в., т. е.

эпохи ранних буржуазных революции (в особенности английской), и философия эпохи Просвещения — более зрелого буржуазного общества эпохи французской и американской революции.

Третий том включает в себя тексты европейских философов конца XVIII — первых двух третей XIX в. Они распределены по следующим разделам: немецкая философия Просвещения, классический немецкий идеализм, философы кантовского и гегелевского направлений, немецкие материалисты 40—60-х годов XIX в., утопический социализм, позитивизм, «эмпирические метафизики», иррационализм.

Четвертый том включает в себя тексты мыслителей народов СССР XIX в. Основное внимание уделено передовой философской и социологической мысли домарксистского этапа, достигшей в России своего высшего развития.

первого тома

  • Первая книга:
  • В. Соколов. Философия древности и средневековья 8
  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 69
  • Философия ведического периода —
  • Самхиты —
  • Уланишады 75
  • Философия эпического периода 93
  • Бхагавад-гита 94
  • Мокшадхарма 107
  • Анугита 114
  • Ранний буддизм 116
  • Дхаммапада 129
  • Философия раннего средневековья (классический
  • период) 133
  • Артхашастра 137
  • Харибхадра 138
  • Негативная диалектика Нагарджуны 153
  • Веданта 157
  • Чарвака-локаята 164
  • Религиозная инквизиция и ее влияние на
  • науку 172
  • Религия создана для обмана народа 173
  • Бхартрихари 175
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 181
  • Лао-цзы —
  • Конфуций 190
  • Mо-цзы 196
  • Ян Чжу 205
  • Мон-цзы 206
  • Чжуан-цзы 210
  • Поздние монеты 217
  • Сюнь-цзы 223
  • Хань Фэй-цзы 235
  • Дун Чжун-шу 239
  • Ван Чун 243
  • Фань Чжэн 249
  • Чжан Цзай 251
  • Чжу Си 255
  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 262
  • Гомер и Гесиод —
  • Милетская школа 267
  • Фалес 268
  • Анаксимандр 270
  • Анаксимен 273
  • Гераклит 275
  • Пифагорейская школа 280
  • Пифагор 286
  • Алкмеон 288
  • Филолай —
  • Элейская школа 290
  • Ксенофан 292
  • Парменид 293
  • Зенон 296
  • Эмпедокл 299
  • Анаксагор 308
  • Софисты 315
  • Протагор 316
  • Горгий 318
  • Продик 319
  • Фразимах —
  • Гиппий 320
  • Антифонт —
  • Левкипп — Демокрит 321
  • Эпикур 346
  • Лукреций 360
  • Платон 370
  • Аристотель 407
  • «Метафизика» 408
  • «Категории» 428
  • «Аналитика вторая» 435
  • «Физика» 439
  • «О душе» 452
  • «Этика» 458
  • «Политика» 465
  • Стоики 475
  • Сенека 503
  • Марк Аврелий 519
  • Секст Эмпирик 525
  • Плотин 536
  • Прокл 554
  • Вторая книга:
  • РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 581
  • Августин —
  • Ареопагитики 606
  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 621
  • Иоанн Дамаскин —
  • Михаил Пселл 626
  • Иоанн Итал 627
  • АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 630
  • Езник Кохбаци 631
  • Давид Анахт 634
  • Аноним (VI в.) 639
  • Анания Ширакаци 641
  • Иоанн Саркаваг 644
  • Мхитар Гош 645
  • Иоанн Ерзынкаци 646
  • Ваграм Рабуни 649
  • Иоанн Воротнеци 651
  • Григор Татеваци 654
  • ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 660
  • Некресели —
  • «Мудрость Балавара» 661
  • Ефрем Мцире 662
  • Петрици 663
  • Руставели 669
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 684
  • РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И
  • СОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XI—XIV вв.) 694
  • Повесть временных лет —
  • Поучение Владимира Мономаха 699
  • Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху 701
  • Изборник Святослава 1076 г 702
  • Слово о законе и благодати —
  • Слово о полку Игореве 703
  • Слово Даниила Заточника 705
  • Кирилл Туровский 706
  • Памятники новгородско-псковских еретиков-стригольников 707
  • МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 709
  • Аль-Кинди —
  • Фараби 717
  • Ибн-Сина 730
  • Газали 744
  • Ибн-Рушд 751
  • ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 765
  • Ибн-Гебироль 765
  • Маймонид 781
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 787
  • Иоавн Скот Эриугена —
  • Абеляр 794
  • Давид Динанский 809
  • Сигер Брабантский 812
  • Фома Аквинский 823
  • Роджер Бэкон 862
  • Дунс Скот 877
  • Оккам 890
  • Примечания 909
  • Указатель имен 923
  • Предметный указатель 927

второго тома

  • От редакции 5
  • В. Соколов. Европейская философия нового времени 7
  • ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 53
  • Николай Кузанский —
  • Валла 77
  • Леонардо да Винчи 85
  • Помпонацци 89
  • Томас Мор 97
  • Мюнцер 112
  • Коперник 117
  • Телезио 122
  • Моджевский 129
  • Пересветов 135
  • Монтень 137
  • Боден 141
  • Патрици 147
  • Бруно 154
  • Бёме 176
  • Кампанелла 180
  • Бэкон 192
  • ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 223
  • Галилей —
  • Декарт 231
  • Гассенди 295
  • Паскаль 302
  • Гоббс 307
  • Спиноза 349
  • Вишоватый 408
  • Локк 412
  • Мальбранш 442
  • Лейбниц 449
  • Бейль 486
  • Толанд 491
  • Беркли 507
  • ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ФРАНЦУЗСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИИ 531
  • Мелье —
  • Монтескье 536
  • Вольтер 545
  • Руссо 558
  • Юм 574
  • Ламетри 609
  • Гельвеций 621
  • Кондильяк 635
  • Дидро 649
  • Гольбах 665
  • Кондорсе 685
  • Франклин 693
  • Джефферсон 698
  • Пейн 703
  • Коллонтай 709
  • Сташиц 714
  • Ломоносов 720
  • Сковорода 732
  • Державин 736
  • Радищев 738
  • Примечания 753
  • Указатель имен 763
  • Предметный указатель 767

третьего тома

  • Oт редакции 5
  • И.С. Нарский. Европейская домарксистская философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в. и начало кризиса буржуазной философии 7
  • НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 45
  • Кнутцен 46
  • Лессинг 48
  • Гердер 54
  • Гёте 64
  • Форстер 68
  • Эйнзидель 75
  • Фрелих 82
  • КЛАССИЧЕСКИЙ НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ 89
  • Кант
  • Фихте 197
  • Шеллинг 243
  • Гегель 282
  • ФИЛОСОФЫ КАНТОВСКОГО И ГЕГЕЛЕВСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 395
  • Немецкие кантианцы 397
  • Рейнгольд —
  • Маймон 400
  • Немецкие младогегельянцы 403
  • Штраус —
  • Бауэр 408
  • Руге 413
  • Штирнер 416
  • Гесс 419
  • Польские гегельянцы 422
  • Цешковский —
  • Каменьский 428
  • Дембовский 430
  • НЕМЕЦКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 40-Х — 60-Х ГОДОВ XIX В. 440
  • Фейербах —
  • Гумбольдт 490
  • Бюхнер 496
  • УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ 504
  • Сен-Симон 505
  • Фурье 514
  • Оуэн 525
  • Вейтлинг 534
  • Ворцель 537
  • Жуёвич 540
  • Ботев 543
  • Маркович 544
  • «ПЕРВЫЙ» ПОЗИТИВИЗМ 548
  • Конт 549
  • Бентам 586
  • Милль 593
  • Спенсер 606
  • «ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТАФИЗИКИ» 621
  • Гербарт 622
  • Тренделенбург 629
  • Лотце 632
  • Вундт 637
  • Брентано 643
  • Ренувье 648
  • Карлейль 655
  • Эмерсон 659
  • ИРРАЦИОНАЛИЗМ 666
  • Гаман 667
  • Якоби 670
  • Шопенгауэр 673
  • Гартман 704
  • Кьеркегор 708
  • Примечания 735
  • Указатель имен 742
  • Предметный указатель 745

четвертого тома

  • От редакции
  • В. В. Богатов и Ш. Ф. Мамедов. Философская и социологическая
  • мысль пародов СССР XIX в 7
  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ 57
  • ДЕКАБРИСТЫ —
  • Пестель —
  • Якушкин 65
  • Борисов 71
  • Барятинский 74
  • ПРОСВЕТИТЕЛИ 77
  • Пнин —
  • Лубкин 80
  • Станкевич 88
  • Чаадаев 92
  • СЛАВЯНОФИЛЫ И ТЕИСТЫ 107
  • Аксаков —
  • Хомяков ИЗ
  • Сидонский 122
  • Гогоцкий 124
  • Юркевич 129
  • РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ 132
  • Белинский —
  • Петрашевский 151
  • Спешнев 162
  • Герцен 170
  • Огарёв 196
  • Чернышевский 217
  • Добролюбов 265
  • Писарев 284
  • Шелгунов 310
  • Антонович 313
  • Серно-Соловьёвич 318
  • НАРОДНИЧЕСТВО 325
  • Лавров —
  • Бакунин 348
  • Ткачёв 365
  • Кропоткин 375
  • Михайловский 380
  • Мечников 389
  • ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ 397
  • Сеченов —
  • Менделеев 412
  • Тимирязев 425
  • ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО 438
  • Достоевский —
  • Толстой 445
  • БУРЖУАЗНО-ПОМЕЩИЧЬЯ ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в 465
  • Соловьёв —
  • Лесевич 475
  • Чичерин 479
  • УКРАИНА 488
  • Шевченко —
  • Подолииский 493
  • Франко 495
  • Потебня 504
  • Леся Украинка 511
  • МОЛДАВИЯ 517
  • Хаждеу —
  • Яновский 522
  • БЕЛОРУССИЯ 524
  • Калиновский —
  • Богушевич 527
  • Гуринович 530
  • Рытов 534
  • ЛИТВА 540
  • Снядецкий —
  • Юндзила 542
  • Пошка 543
  • Даукантас 545
  • Сераковский 548
  • ЛАТВИЯ 550
  • Алунан —
  • Биезбардис 552
  • Райнис 556
  • ЭСТОНИЯ 559
  • Якобсон —
  • АЗЕРБАЙДЖАН 561
  • Ахундов
  • АРМЕНИЯ 585
  • Налбандян —
  • ГРУЗИЯ 606
  • Додашвили —
  • Чавчавадзе 609
  • КАЗАХСТАН 625
  • Абай Кунанбаев —
  • Валиханов 636
  • КИРГИЗИЯ 654
  • Токтогул Сатылганов
  • ТАДЖИКИСТАН 660
  • Дониш —
  • ТУРКМЕНИЯ 665
  • Кемине —
  • Зелили 669
  • Молланепес 671
  • УЗБЕКИСТАН 673
  • Бердах —
  • Фуркат 677
  • Мукими 680
  • Примечания 685
  • Указатель имен 693
  • Предметный указатель 698

Источник: http://socioline.ru/book/antologiya-mirovoj-filosofii-v-4-h-tomah-seriya-%C2%ABfilosofskoe-nasledie%C2%BB

Становление онтологии в античной философии (стр. 1 из 3)

Онтология античной философии

Реферат по философии

Становление онтологии в античной философии

план

Поиски субстанциального начала бытия.

Проблема бытия и мышления.

Вступление.

1. Вступление

В период античности философия развивается прежде всего как метафизическое знание. Она начинается не как этика, эстетика, социальная философия или логика, а прежде всего как метафизическое усилие мысли, силящейся заглянуть в глубины бытия.

В свою очередь, термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает уровень этого проникновения в тайны бытия, который связан с познанием сущности. Онтология – это «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия.

В большинстве философских традиций учение о бытии хотя и включает в себя рефлексию над природным бытием, тем не менее несводимо только к нему.

Онтология с самого начала выступает таким типом знания, которое не имеет природных критериальных основ, в отличие, например, от эмпирических наук. Она должна была отстаивать свое право на построение картины мира путем рационально-рефлексивного размышления.

Поиски философами сущности истины как таковой, добра как такового неизбежно наталкивались на проблему выявления первоначала, которое выступает критерием истинности, моральности и т.д.

Достоверность получаемого мыслительным путем знания не могла быть обоснована без внешнего, не зависимого ни отчего критерия. И этим критерием могло выступать лишь само бытие, т.е.

то, что есть на самом деле, в отличие от иллюзорных явлений и вещей.

Но здесь перед онтологической мыслью возникал главный вопрос: а что, собственно, понимать под бытием, какой смысл мы должны вкладывать в это наиболее абстрактное и универсальное среди всех понятий? В свою очередь, попытки ответа на данный вопрос поднимали два больших проблемных пласта:

• поиски устойчивых структур бытия, сущности вещей (или субстанции в латинской терминологии);

•исследование фундаментального отношения между вещью и мысли об этой вещи, или иначе соотношение бытия и мышления.

2. Поиски субстанциального начала бытия

Вопрос о том, что такое субстанция, по существу, выступает как вопрос о том, какое реальное начало лежит в основе мира. Ответ может быть дан, исходя из материалистического подхода к пониманию бытия, сводящего последнее к природным субстанциям и – как одному из вариантов – к материи в качестве единственной объективной реальности, лежащей в основе сущего.

В ранней греческой философии вопрос о сущности бытия интерпретировался как решение проблемы «из чего все состоит». В сущности, это сведение понятия субстанции к вещественному субстрату. В основу природного бытия здесь кладутся простые и понятные начала или группа начал, взятые из окружающего материального мира.

Из этих субстратных базовых элементов в дальнейшем строится его общая картина. Правда, следует отметить, что такая внешне бросающаяся в глаза материальность не просто отождествляется с материальными предметами, а представляет собой особый вид философской «спекуляции».

Конкретные вещественные элементы здесь лишь дают смысловой импульс дальнейшим метафизическим рассуждениям. Наиболее полно подобного рода взгляды были выражены представителями милетской школы, которые объявляли субстанцией ту или иную стихию или группу стихий. Так, Фалес «началом всех вещей… полагал воду».

Истоком такого предположения, сделавшего Фалеса основателем материалистической традиции, как считал Аристотель, было наблюдение того факта, что все возникает из воды и «все ею живет», «а то, из чего все возникает, – это и есть начало всего»1.

Материальная субстанция сама по себе пассивна, и требуется некоторая сила, которая приводит это начало в движение, поэтому мир у Фалеса одушевлен и полон божественных энергий2. Такая онтологическая предпосылка (поиск первоначала) вела к соответствующей гносеологической установке, когда все знание необходимо было сводить к одной основе.

В этот же период появляются более абстрактные представления о субстанциальной основе мира, не связанные с чувственным его восприятием. Так, Анаксимандр (ученик Фалеса) говорит об апейроне, который не определяется через другие элементы, представляя собой некое универсальное и неделимое целое. Меняются части, элементы предмета, а целое остается неизменным.

Точно определить, что же такое апейрон, невозможно. Одни считали, что это нечто среднее между огнем и воздухом, другие, – что это смесь земли, воды, воздуха и огня, третьи склонялись к мысли о принципиальной неопределенности апейрона. Апейрон был безразличен к стихиям, а значит, и несводим к ним.

Это наделяло его свойствами бесконечности и беспредельности, что, в свою очередь, придавало ему качество именно субстанциального, а не субстратного начала всех стихий и природных качеств.

Здесь мы впервые сталкиваемся с теоретическим истолкованием субстанции, с тем, что все порождает из себя, все формы сущего, но само остается неизменным и несводимым ни к одному из своих конкретных проявлений. При желании здесь можно увидеть зачатки спинозовского понимания субстанции.

Анаксагор выступает против сведения первоначал мира к каким-либо стихиям. Начало не одно или несколько, их бесконечное множество. Они представляют собой мельчайшие частицы (гомеомерии, или семена вещей) тех предметов и явлений, которые нас окружают.

Эти частицы нельзя познать чувственно, но можно мыслить. Гомеомерий бесконечно много, и они бесконечно делимы, возникают и уничтожаются путем соединения или разъединения, содержат в себе всё, но в мельчайших количествах.

Гомеомерий материальны, они как бы беспорядочно рассыпаны в мире. В этом плане они пассивны и для их упорядочивания необходим Ум (Нус), в качестве творящей причины. «Все вещи были вперемежку, а ум пришел и упорядочил».

Анаксагор, таким образом, один из первых последовательных плюралистов в онтологии, когда в основу мира кладется не одно, а много самостоятельных начал.

Своеобразной вершиной в поисках субстанциальной основы мира в исследуемой традиции выступает атомизм Демокрита и Ледкиппа.

Их атомистическая концепция возникла как материалистическая традиция, но опирающаяся на более глубокое понимание, чем это было в изложенных выше концепциях.

Признавая в основе всего материальные начала (атомы), она отходит от возможности их описания на основе чувственно-конкретных представлений.

В основе онтологии атомистов лежит решение проблемы о соотношении бытия и небытия, которая была поставлена элеатами. Но здесь данная проблема переосмысливается материалистическим образом. Категории бытия и небытия становятся не просто рациональными конструкциями (результатом только рефлексивной «спекуляции»), а истолковываются физически.

Атомы (бытие) противопоставляются своему антиподу – пустоте (небытию). Соответственно, признается существование небытия как физической пустоты, пустого пространства Пустота – это своеобразное условие всех процессов, некое вместилище событий и явлений.

Возникновение вещей есть определенная комбинация атомов, а уничтожение вещей есть их распад на части, а в предельной форме – на атомы. Атомы имеют внутренние, или бытийные (неделимость, плотность, вечность, неизменность и т.д.), и внешние свойства, которые выступают формой атомов.

Здесь последовательно проведен материалистический плюрализм, ибо число этих форм бесконечно, что и определяет бесконечное разнообразие явлений.

Перед нами раскрывается грандиозная и последовательно продуманная картина мира, в которой «возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей.

Принципы, сформулированные атомистами, должны носить всеобщий характер, а потому объяснять все явления, в том числе и не имеющие непосредственно физической природы. Так, например, душа – это также совокупность определенных атомов.

Исходя из атомистической концепции, объясняются и биологические, социальные и моральные явления1. Значение атомизма было огромным. На этой философской основе впоследствии базировалась физика Ньютона.

Подводя итог изложенной линии развития философии в античности, можно сказать, что все философы данной традиции выступают как натуралисты или физики, поскольку их подход к объяснению мира не является в собственном смысле слова метафизическим – он еще слишком физичен и лишен рефлексивного философского измерения.

Это позволяет данную традицию иногда упрощенно трактовать как чисто материалистическую. Последнее не совсем верно, так как вода, огонь или другие стихии, которые рассматривались в качестве первоначал, конечно, не были физическими стихиями как таковыми, а лишь особыми философскими образами.

Развитая и последовательная онтология (и, соответственно, метафизика) обязательно включает в себя философию природы (или космологию в самом широком смысле).

3. Проблема бытия и мышления

Другая линия ранней греческой философии связана не с натурфилософским поиском вещественных первооснов бытия, а с размышлением над соотношением бытия и мышления.

Вариантов точек «пересечения» бытия и мышления, как и воззрений отрицающих их взаимосвязь, было достаточно много2, но наиболее значительное из них – учение о бытии древнегреческого философа Парме-uuda.

Философия Парменида – это некий принципиальный переход от физичности и конкретности рассуждений философов о природе к построению чистой метафизики, которая рефлексивно обращается к стихии самого творческого мышления.

Здесь впервые мысль делает саму себя предметом систематического исследования с введением соответствующего метафизического инструментария.

Парменид вводит в философский обиход саму категорию «бытие», переведя метафизические рассуждения из плоскости рассмотрения физической сущности вещей в плоскость исследования их идеальной сущности. Тем самым философии придается характер предельного знания, которое может быть лишь самопознанием и самообоснованием человеческого разума.

Бытие всегда есть, всегда существует, оно неделимо и неподвижно, оно завершено. Это не Бог и не материя и уж тем более не какой-нибудь конкретный физический субстрат. Это – нечто, становящееся доступным нашему мышлению лишь в результате умственных усилий, т.е. собственно философствования.

Именно с этого момента и начинает свой отсчет философия как абстрактное метафизическое мышление.

Источник: https://mirznanii.com/a/231117/stanovlenie-ontologii-v-antichnoy-filosofii

ovdmitjb

Add comment