Kievuz

Ораторское искусство Древней Греции

Риторика и выдающиеся ораторы в древней Греции

Ораторское искусство Древней Греции

Для того чтобы иметь власть, человеку нужно, в первую очередь, быть хорошим оратором. Эта истина проста и вечна – мы можем наблюдать ее подтверждение и на современных примерах, и в биографии великих исторических личностей.

О том, как важно красноречие, знали и в Древней Греции – именно там и возникла риторика, как отдельный вид искусства.

Историческая справка – зарождение

На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.

причина возникновения ораторского искусства, как такового, – это развитие социальной жизни общества по мере появления новых потребностей у растущей цивилизации. У людей, находящихся у власти, возникала необходимость не только в доказательствах своей силы (чем умнее становился народ, тем меньше его можно было удерживать страхом).

В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей к зарождению риторики в Древней Греции.

Основоположники

Первые работы по риторической науке принадлежат софистам – особой категории мыслителей, которые первые познали силу ораторского искусства и стали применять его для достижения собственных целей (часто эти цели шли в разрез с политикой государства и позициями людей у власти).

Основоположник софистики – Горгий из Леонтин в Сицилии, он был первым, кто смог создать прозу в виде, приятном и интересном для восприятия его современниками. Позже к нему присоединялись и другие философы, чьи изречения, являясь смесью философской мысли и ораторского мастерства, доходят и до наших дней.

К времени греческого философа Аристотеля пути софистики и риторики разошлись – софисты использовали свои навыки в корыстных целях, в их учениях стали преобладать негативные тенденции.

Уже сам Аристотель говорил о трудах софистах, как о «ложной» мудрости – той, которая лишь кажется народу, в то время как оратор просто достигает своей цели за счет того, что к нему прислушиваются.

Риторика же у подлинных философов в Древней Греции использовалась для краткого изложения глубокой философской мысли, направленной не на достижение выгоды одного человека, а на познание мудрости бытия для целого народа.

Против софистики выступали выдающиеся ораторы в Древней Греции, развитие риторики для которых имело огромное значение:

  • Сократ;
  • Платон;
  • Демосфен.

Основы и особенности древнегреческой риторики

Риторика в Древней Греции развивалась стремительно – каждый выдающийся мыслитель презентовал народу свои труды, чтобы граждане государства могли овладевать искусством слова.

Обнародовались книги (труды Аристотеля о риторике были опубликованы в целых трех частях), проводились публичные выступления – у всякого свободного человека появилась возможность научиться выражать свои мысли так, чтобы они были интересны окружающим.

Все труды древнегреческих философов, направление на развитие риторики, в качестве базы имели единые постулаты:

  1. Красноречие человеку дано природой. Этот навык – такой же, как умение самостоятельно ходить или драться, он уже заложен в человеке, как часть его социальной природы. Для того чтобы уметь им пользоваться, нужно делать все то же – пытаться, тренироваться и учиться, тогда умение придет.
  2. Нельзя выступить перед народом, если не можешь грамотно и красиво донести свои идеи. Каждый свободный человек волен обнародовать свои мысли, но право на это в греческой цивилизации может дать только владение ораторским мастерством.
  3. Речь, произнесенная любым свободным человеком перед народом, должна относиться к одной из категорий: судебная, военная, учебная, деловая.
  4. Красноречие имеет три главных составляющие: логическую мысль, слово, как единицу речи, и нравственность, как направление мысли.

Древнегреческая риторика стала уже полноценной наукой, которой была возможность обучиться. Были и люди, которые проводили обучение, – ими являлись те мыслители, труды которых взывали к необходимости ораторского искусства в обществе их современников и в любом возможном будущем.

Обучение риторике было систематизированным и состояло из следующих этапов:

  • Развитие содержательности речи – умения подобрать нужные слова для того, чтобы обозначить те или иные явления. Слово воздвигалось в отдельную ценность, которой не следовало разбрасываться впустую.
  • Запоминание речи – для того, чтобы связно и красиво донести свою мысль, человек должен всегда помнить, что он уже успел сказать.
  • Развитие умения не только правильно произнести слова, но и расположить к себе людей, оттачивание навыков обаяния. Для того чтобы любая мысль получила отклик в народе, этому народу нужно было понравиться.

Дальнейшее развитие

Развитию греческой риторики способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для античного общества 5-2 вв до н. э.:

  1. в рабовладельческом обществе все еще сохранялось строгое деление на вольных и невольных людей, но свободный человек уже был выдвинут для общества, как отдельная, самостоятельная личность, имеющая энергию и умеющая мыслить (именно для верного выражения своих мыслей и идей и возникла необходимость в навыках красноречия);
  2. появились большие достижения в духовном развитии древнегреческого общества – новых высот достигла экономика, научная деятельность, искусство (для того, чтобы донести новшества до народа, нужно было правильно управлять силой слова);
  3. несмотря на сохранение рабовладельцев, в античной Греции преобладающей политической системой была демократия, что означало – власть, силу и могущество голоса народа. Голос народа должен был как-то выражаться – для того, чтобы гражданин смог быть членом народного собрания, совета пятисот или народного суда, он уже обязан был владеть не только грамотой, но и уметь управлять собственной речью.

Таким образом, древнегреческую риторику нужно воспринимать не только, как возникшую необходимость для сохранения и развития цивилизации, но и как прямой двигатель этого развития. Без этой науки стала бы невозможна демократия (тем более в той форме, в которой мы привыкли видеть ее сейчас), не дожила бы до наших дней судебная система, не возникло бы даже намеков на дипломатию.

Несмотря на то, что риторика возникла в Древней Греции еще в 5 в. до н. э., она все еще остается незаменимым элементом для существования современного общества.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/ritorika-voznikla-v-drevnej-gretsii-kak-iskusstvo.html

Риторика в древней Греции

Ораторское искусство Древней Греции

Риторика – наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения.

Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Со временем, соседство Греции с Римом и постоянное соперничество философов этих государств, привело к примерно равным возможностям тех и других.

Что такое риторика?

Наука эта испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей в понятном для них виде.

Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово.

Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.

Зарождение риторики относят к 5 в. до н.э. Родиной красноречия стала Эллада. Ученые считают, что предпосылки для мощного толчка в развитии этой науки заложил общественно-политический строй этого государства.

Известно, что городами правили наиболее почитаемые жители из народа, а верховным органом было Народное собрание. Политики и рядовые граждане со своими вопросами обращались к «верхушке» на глазах сотен людей. Показательно проходили и суды.

Обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства подозреваемого зависела его жизнь.

Мыслители – основоположники риторики

Практически с первых лет более или менее устоявшегося положения риторики и ее популярности, в Греции появились учителя красноречия (софисты). Они за некоторую плату давали наставления и тренировали желающих получить уроки риторики. От этих мастеров позже получили распространение наиболее значимые законы ораторского искусства.

Первый учебник риторики был написан все в том же 5 в. до н.э. До нас дошли только лишь упоминания о том труде. Создал его грек Коракс, который открыл в свое время школу красноречия в Сиракузах. Известно, что в издании приведены основы мастерства ораторства.

Позже авторами своих трактатов о риторике стали известные в мире философы:

  1. Сократ.

  2. Платон.

  3. Цицерон.

  4. Демосфен.

  5. Перикл.

Примечателен опыт Демосфена. Изначально он настолько вяло и невыразительно говорил, что толпа всегда смеялась над его речью. Это заставило будущего непревзойденного оратора работать над собой. Он достиг в своём мастерстве таких высот, что люди слушали его, замирая, и буквально открыв рты.

Не менее ярким в своем красноречии был и Цицерон. Прославился он не только блестящим мастерством, но и трудами. Свет увидели трактаты:

  1. «Брут».

  2. «Об ораторе».

  3. «Оратор».

По идее мыслителя, оратором мог стать только хорошо образованный человек. При этом он должен бороться за справедливость и счастье людей.

Основы сочинений Цицерона – упражнения для оптимальной ритмики речи, работа над ее выразительностью, правильностью произношения, дикцией. Не меньшее внимание уделялось жестам и мимике.

Речь должна стать проще, но, в то же время, быть возвышенной и выразительной. «Наука убеждать мастерством слова», — говорил о риторике Цицерон.

Когда мир увидели труды Аристотеля, они стали актуальными. Это продолжалось во все времена. Остаются они таковыми и по сей день. Книга Аристотеля так и называлась – «Риторика». В ней 3 части: общие принципы (с видами текстов для выступлений, характеристиками и доводами), имена ораторов и правила обращений к людям (основы словесного формирования предложений).

Грек Квинтилиан произвел на свет 12 своих трудов. Цикл книг называется «Риторические наставления». Ученый изложил мысли о воспитании мастера ораторского искусства, чести, совести и благополучном слове. Уделено внимание и форме изложения речи.

Начинается все со вступления (приступ), далее излагается основная мысль (повествование), после – мысль доказывается (доказательство) и делается вывод (заключение). В процессе в речь могут вклиняться рассуждения автора, его умозаключения. По мнению Квинтилиана, оратор своим выступлением должен «цеплять» толпу, вызывая у людей смех или гнев.

Речь его должна быть ясной, правильной и украшенной всевозможными оборотами, с правильным произношением.

В целом, древнегреческие философы стали основоположниками следующих основ риторики, ставших аксиомами на долгие годы и дошедших до современников:

  1. Базой красноречия могут являться природные данные человека, которые необходимо развивать.

  2. Право на выступление дает образование, опыт оратора. Неученый человек не может доводить до людей свои идеи. Оратор должен учитывать все нюансы темы, о которой говорит.

  3. Речи классифицируются. Среди них есть военные, судебные, деловые, учебные.

  4. В основе красноречия лежит логическая мысль, нравственность и слово.

  5. Наука о красноречии подразделяется на несколько частей. Среди них: труд над содержанием речи, ее запоминание и правильное произнесение, использование возможностей расположения к себе людей.

Со временем наступившая эпоха христианства напрочь отвергла идеи древних греков, как язычников. Но из риторики было перенято искусство красноречия для успешного церковного богослужения. Основы ораторского мастерства преподавали в духовных семинариях, чтобы священники могли подготовиться к общению с людьми, донося до них основные божьи законы. Помогало искусство ораторства и в проповедях.

Мастерство речи и сегодня ценится не меньше чем во времена древней Греции. Принципы ораторства помогают современным грекам достигать вершин мастерства в своем деле и сохранять культурные традиции страны.

Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/ritorika-v-drevnej-grecii.html

ovdmitjb

Add comment