Риторика и выдающиеся ораторы в древней Греции
Для того чтобы иметь власть, человеку нужно, в первую очередь, быть хорошим оратором. Эта истина проста и вечна – мы можем наблюдать ее подтверждение и на современных примерах, и в биографии великих исторических личностей.
О том, как важно красноречие, знали и в Древней Греции – именно там и возникла риторика, как отдельный вид искусства.
Историческая справка – зарождение
На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.
причина возникновения ораторского искусства, как такового, – это развитие социальной жизни общества по мере появления новых потребностей у растущей цивилизации. У людей, находящихся у власти, возникала необходимость не только в доказательствах своей силы (чем умнее становился народ, тем меньше его можно было удерживать страхом).
В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей к зарождению риторики в Древней Греции.
Основоположники
Первые работы по риторической науке принадлежат софистам – особой категории мыслителей, которые первые познали силу ораторского искусства и стали применять его для достижения собственных целей (часто эти цели шли в разрез с политикой государства и позициями людей у власти).
Основоположник софистики – Горгий из Леонтин в Сицилии, он был первым, кто смог создать прозу в виде, приятном и интересном для восприятия его современниками. Позже к нему присоединялись и другие философы, чьи изречения, являясь смесью философской мысли и ораторского мастерства, доходят и до наших дней.
К времени греческого философа Аристотеля пути софистики и риторики разошлись – софисты использовали свои навыки в корыстных целях, в их учениях стали преобладать негативные тенденции.
Уже сам Аристотель говорил о трудах софистах, как о «ложной» мудрости – той, которая лишь кажется народу, в то время как оратор просто достигает своей цели за счет того, что к нему прислушиваются.
Риторика же у подлинных философов в Древней Греции использовалась для краткого изложения глубокой философской мысли, направленной не на достижение выгоды одного человека, а на познание мудрости бытия для целого народа.
Против софистики выступали выдающиеся ораторы в Древней Греции, развитие риторики для которых имело огромное значение:
- Сократ;
- Платон;
- Демосфен.
Основы и особенности древнегреческой риторики
Риторика в Древней Греции развивалась стремительно – каждый выдающийся мыслитель презентовал народу свои труды, чтобы граждане государства могли овладевать искусством слова.
Обнародовались книги (труды Аристотеля о риторике были опубликованы в целых трех частях), проводились публичные выступления – у всякого свободного человека появилась возможность научиться выражать свои мысли так, чтобы они были интересны окружающим.
Все труды древнегреческих философов, направление на развитие риторики, в качестве базы имели единые постулаты:
- Красноречие человеку дано природой. Этот навык – такой же, как умение самостоятельно ходить или драться, он уже заложен в человеке, как часть его социальной природы. Для того чтобы уметь им пользоваться, нужно делать все то же – пытаться, тренироваться и учиться, тогда умение придет.
- Нельзя выступить перед народом, если не можешь грамотно и красиво донести свои идеи. Каждый свободный человек волен обнародовать свои мысли, но право на это в греческой цивилизации может дать только владение ораторским мастерством.
- Речь, произнесенная любым свободным человеком перед народом, должна относиться к одной из категорий: судебная, военная, учебная, деловая.
- Красноречие имеет три главных составляющие: логическую мысль, слово, как единицу речи, и нравственность, как направление мысли.
Древнегреческая риторика стала уже полноценной наукой, которой была возможность обучиться. Были и люди, которые проводили обучение, – ими являлись те мыслители, труды которых взывали к необходимости ораторского искусства в обществе их современников и в любом возможном будущем.
Обучение риторике было систематизированным и состояло из следующих этапов:
- Развитие содержательности речи – умения подобрать нужные слова для того, чтобы обозначить те или иные явления. Слово воздвигалось в отдельную ценность, которой не следовало разбрасываться впустую.
- Запоминание речи – для того, чтобы связно и красиво донести свою мысль, человек должен всегда помнить, что он уже успел сказать.
- Развитие умения не только правильно произнести слова, но и расположить к себе людей, оттачивание навыков обаяния. Для того чтобы любая мысль получила отклик в народе, этому народу нужно было понравиться.
Дальнейшее развитие
Развитию греческой риторики способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для античного общества 5-2 вв до н. э.:
- в рабовладельческом обществе все еще сохранялось строгое деление на вольных и невольных людей, но свободный человек уже был выдвинут для общества, как отдельная, самостоятельная личность, имеющая энергию и умеющая мыслить (именно для верного выражения своих мыслей и идей и возникла необходимость в навыках красноречия);
- появились большие достижения в духовном развитии древнегреческого общества – новых высот достигла экономика, научная деятельность, искусство (для того, чтобы донести новшества до народа, нужно было правильно управлять силой слова);
- несмотря на сохранение рабовладельцев, в античной Греции преобладающей политической системой была демократия, что означало – власть, силу и могущество голоса народа. Голос народа должен был как-то выражаться – для того, чтобы гражданин смог быть членом народного собрания, совета пятисот или народного суда, он уже обязан был владеть не только грамотой, но и уметь управлять собственной речью.
Таким образом, древнегреческую риторику нужно воспринимать не только, как возникшую необходимость для сохранения и развития цивилизации, но и как прямой двигатель этого развития. Без этой науки стала бы невозможна демократия (тем более в той форме, в которой мы привыкли видеть ее сейчас), не дожила бы до наших дней судебная система, не возникло бы даже намеков на дипломатию.
Несмотря на то, что риторика возникла в Древней Греции еще в 5 в. до н. э., она все еще остается незаменимым элементом для существования современного общества.
Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/ritorika-voznikla-v-drevnej-gretsii-kak-iskusstvo.html
Риторика в древней Греции
Риторика – наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения.
Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Со временем, соседство Греции с Римом и постоянное соперничество философов этих государств, привело к примерно равным возможностям тех и других.
Что такое риторика?
Наука эта испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей в понятном для них виде.
Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово.
Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.
Зарождение риторики относят к 5 в. до н.э. Родиной красноречия стала Эллада. Ученые считают, что предпосылки для мощного толчка в развитии этой науки заложил общественно-политический строй этого государства.
Известно, что городами правили наиболее почитаемые жители из народа, а верховным органом было Народное собрание. Политики и рядовые граждане со своими вопросами обращались к «верхушке» на глазах сотен людей. Показательно проходили и суды.
Обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства подозреваемого зависела его жизнь.
Мыслители – основоположники риторики
Практически с первых лет более или менее устоявшегося положения риторики и ее популярности, в Греции появились учителя красноречия (софисты). Они за некоторую плату давали наставления и тренировали желающих получить уроки риторики. От этих мастеров позже получили распространение наиболее значимые законы ораторского искусства.
Первый учебник риторики был написан все в том же 5 в. до н.э. До нас дошли только лишь упоминания о том труде. Создал его грек Коракс, который открыл в свое время школу красноречия в Сиракузах. Известно, что в издании приведены основы мастерства ораторства.
Позже авторами своих трактатов о риторике стали известные в мире философы:
-
Сократ.
-
Платон.
-
Цицерон.
-
Демосфен.
-
Перикл.
Примечателен опыт Демосфена. Изначально он настолько вяло и невыразительно говорил, что толпа всегда смеялась над его речью. Это заставило будущего непревзойденного оратора работать над собой. Он достиг в своём мастерстве таких высот, что люди слушали его, замирая, и буквально открыв рты.
Не менее ярким в своем красноречии был и Цицерон. Прославился он не только блестящим мастерством, но и трудами. Свет увидели трактаты:
-
«Брут».
-
«Об ораторе».
-
«Оратор».
По идее мыслителя, оратором мог стать только хорошо образованный человек. При этом он должен бороться за справедливость и счастье людей.
Основы сочинений Цицерона – упражнения для оптимальной ритмики речи, работа над ее выразительностью, правильностью произношения, дикцией. Не меньшее внимание уделялось жестам и мимике.
Речь должна стать проще, но, в то же время, быть возвышенной и выразительной. «Наука убеждать мастерством слова», — говорил о риторике Цицерон.
Когда мир увидели труды Аристотеля, они стали актуальными. Это продолжалось во все времена. Остаются они таковыми и по сей день. Книга Аристотеля так и называлась – «Риторика». В ней 3 части: общие принципы (с видами текстов для выступлений, характеристиками и доводами), имена ораторов и правила обращений к людям (основы словесного формирования предложений).
Грек Квинтилиан произвел на свет 12 своих трудов. Цикл книг называется «Риторические наставления». Ученый изложил мысли о воспитании мастера ораторского искусства, чести, совести и благополучном слове. Уделено внимание и форме изложения речи.
Начинается все со вступления (приступ), далее излагается основная мысль (повествование), после – мысль доказывается (доказательство) и делается вывод (заключение). В процессе в речь могут вклиняться рассуждения автора, его умозаключения. По мнению Квинтилиана, оратор своим выступлением должен «цеплять» толпу, вызывая у людей смех или гнев.
Речь его должна быть ясной, правильной и украшенной всевозможными оборотами, с правильным произношением.
В целом, древнегреческие философы стали основоположниками следующих основ риторики, ставших аксиомами на долгие годы и дошедших до современников:
-
Базой красноречия могут являться природные данные человека, которые необходимо развивать.
-
Право на выступление дает образование, опыт оратора. Неученый человек не может доводить до людей свои идеи. Оратор должен учитывать все нюансы темы, о которой говорит.
-
Речи классифицируются. Среди них есть военные, судебные, деловые, учебные.
-
В основе красноречия лежит логическая мысль, нравственность и слово.
-
Наука о красноречии подразделяется на несколько частей. Среди них: труд над содержанием речи, ее запоминание и правильное произнесение, использование возможностей расположения к себе людей.
Со временем наступившая эпоха христианства напрочь отвергла идеи древних греков, как язычников. Но из риторики было перенято искусство красноречия для успешного церковного богослужения. Основы ораторского мастерства преподавали в духовных семинариях, чтобы священники могли подготовиться к общению с людьми, донося до них основные божьи законы. Помогало искусство ораторства и в проповедях.
Мастерство речи и сегодня ценится не меньше чем во времена древней Греции. Принципы ораторства помогают современным грекам достигать вершин мастерства в своем деле и сохранять культурные традиции страны.
Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/ritorika-v-drevnej-grecii.html
Add comment