Органы государства: понятие, признаки, виды, функции и полномочия
Каждый человек является маленькой частичкой всего государства. Для того чтобы сохранить порядок и умиротворение в мире, люди придумали закон. После этого появились организации, которые следили за его исполнением.
Современный человек не может представить свою жизнь без каких-либо ограничений. Но это служит только пользой для него.
Ведь если все спокойно начнут делать все, что хотят, на мир обрушится хаос, паника и нескончаемые преступления.
В данной статье мы рассмотрим понятия, признаки и виды органов государства.
Так как государство – это социальный институт, у него есть несколько очень важных принципов: суверенитет, налоги и пошлины, разделение населения по территориальному принципу, а также исключительное право принимать нормативные правовые акты и законы.
Но за этим должен кто-то пристально следить и наказывать нарушителей порядка. Органы государственной власти разделяются на высшие, низшие, федеративные, центральные, местные, региональные и так далее. Именно об этом и не только мы сегодня расскажем.
Понятие орган государства
Государственный орган является отдельной частью госаппарата. Обладает собственными полномочиями. Другими словами, является самым главным в тех предметах, в которых государственный орган выступает от имени государств, а также реализует его функции. Признаки:
- поступление финансов из бюджета;
- наделен публично-правовой компетенцией;
- включен в систему госаппарата;
- организационная самостоятельность при выполнении возложенных на орган функций и задач;
- внутренне единство.
Государственный аппарат – это система госорганов (учреждений и организаций), которые осуществляют регулирование в обществе при помощи ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная), а также различные методы и формы государственного воздействия. Государственный аппарат отличается следующими принципами функционирования: законность, централизм, демократизм, взаимная ответственности государства и общества и профессионализм.
Классификация органов государства
Классификация также является главным объектом для изучения, как и понятие, признаки и виды органа государства. Классифицироваться орган государства может:
- По порядку образования органа, непосредственно избираемые народом (Президент Российской Федерации, Государственная Дума, законодательные органы субъектов Федерации).
- По форме реализации деятельности.
- По принципу разделения властей.
- По иерархии (местные, республиканские и на центральные).
- По характеру подчинения.
- По срокам полномочий.
- По правовым формам деятельности (правоохранительные, правотворческие и правоприменительные).
- По характеру компетенции.
- Осуществление компетенции (делятся на единоличные и коллегиальные).
Данные перечисления – это установленные правила и нормы, которые в работе руководствуются положениями и определяют основные подходы к функционированию и формированию органов.
Особенность законодательных госорганов заключается в следующих отличительных характеристиках:
- представительный орган;
- орган суверенности народа;
- законодательный орган (единственный, издающий законы);
- первичный орган (создается обществом, которое проживает в государстве);
- коллегиальный орган;
- орган с верховными финансовыми полномочиями (утверждает госбюджет, принимает отчеты по его исполнению и так далее);
- орган, устанавливающий свою компетенцию самостоятельно.
Вертикальную иерархическую систему подчинения не имеют законодательные органы. Деятельность органов государства в этом случае направлена на утверждение законов.
Представительные органы и их виды
В федеративном государстве существует три вида представительных органов. А именно:
- Высшие органы государства (например, парламент).
- Органы власти и управления субъектов.
- Органы местного самоуправления.
Функции парламента заключаются в направлении его деятельности:
- представительная (выражает суверенитет народа);
- законодательная (парламент принимает законы);
- контрольная (полностью держит под контролем состав и деятельность Правительства, а также Центральный банк);
- финансовая (утверждение и контроль государственного бюджета).
Какие особенности у органов исполнительной власти?
Правоохранительные органы государства являются исполнительной властью. Данная власть отличается от других тем, что:
- Имеет управленческий характер.
- Ее деятельность имеет силовой характер.
- Исполнительная власть имеет ограниченную компетенцию, и поэтому характер формирования – производный.
- Построение иерархического принципа.
- Характер субординационный.
- Охватывает все сферы общественной жизни.
- Имеет специфический характер функций.
Государственный орган исполнительной власти имеет три формы:
- Монократическую (это когда власть в руках у главы государства, формирует правительство).
- Дуалистическую (глава страны входит в представленную власть и Правительство отчитывается перед парламентом).
- Коллегиальную (это когда глава государства образует коллегиальный орган и решения принимают путем большинства).
Функции органов государства:
- Исполнительная деятельность.
- Распорядительная деятельность.
Первый осуществляет все решения, которые были приняты представительными органами. За счет подзаконных актов последний осуществляет управление.
Виды органов государства
Виды, признаки и понятия органа государства взаимосвязаны друг с другом. Различаются они основаниями, а именно:
- Первичные и производные.
- Специальная и общая компетенция.
- Принцип разделения властей.
- Законодательный орган.
- Глава государства.
- Исполнительные органы.
- Органы правосудия.
- Силовые ведомства.
- Местное самоуправление.
Многие выше перечисленные виды мы рассмотрели выше. Но стоит учесть тот факт, что в унитарном государстве образуется только одно правительство. А в федеративном существуют:
- Правительство.
- Общефедеральные.
- Правительства членов федерации.
Структура правосудия (правовые органы государства) – это сложная система, которая состоит из судов:
- Гражданских.
- Военно-полевых.
- Административных.
- Уголовных.
А также других видов судов.
На верху данной системы стоят Конституционные и Верховные суды. Силовые ведомства составляют основу властной силы государства – это полиция, вооруженные силы и органы безопасности. Три основных государственной ветви власти (законодательная, судебная и исполнительная) являются едиными и суверенными. И у них единый источник – это народ.
Правоохранительные органы
ПД (правоохранительная деятельность) – это вид государственной деятельности с целью осуществления охраны права. Специальными уполномоченными органами с применением юридических мер воздействия. В строгом соответствии с законом. Законодательство Российской Федерации гласит о том, что в целях пресечения правонарушений уполномоченному лицу разрешено ограничивать права и свободы.
Правоохранительные органы делятся на государственные и негосударственные. Государственные включают в себя:
- Прокуратуру.
- Суд.
- Полицию.
- ФСБ (Федеральную службу безопасности).
- Таможню.
В свою очередь они включают в себя: адвокатуру, нотариат, детективные агентства и другие ветви.
Итоги
В данной статье мы подробно изучили понятие, признаки и виды органа государства. Необходимо правильно и точно классифицировать органы. Особенности законодательного органа выражается в том, что он является не только представительным, но устанавливает свою компетенцию самостоятельно и является органом суверенитета общества.
В законодательные полномочия также входят: принятие Конституции Российской Федерации, установление налогов и сборов, проводит законный референдум и выбирает руководителей для исполнительной ветви власти. Исполнительная власть следит за исполнением закона в стране. Судебная система направлена на осуществление правосудия. Она конституционно обособленная и самостоятельная ветвь.
Источник: https://FB.ru/article/444663/organyi-gosudarstva-ponyatie-priznaki-vidyi-funktsii-i-polnomochiya
Государственный орган: понятие, признаки, виды
Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п.
В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е.
явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.
Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.
Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Признаки государственного органа:
-
- представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
- действует от имени государства и по его поручению;
- образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип “разрешено все, что не запрещено законом”);
- выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
- имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
- состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
- имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
- обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
- в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
- действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.
Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:
-
- принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
- принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
- конкретно-организационной деятельностью;
Виды государственных органов
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
1) по порядку образования:
-
- избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
- формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).
2) по форме реализации государственной деятельности:
-
- на законодательные (представительные);
- исполнительно-распорядительные;
- судебные;
- контрольно-надзорные органы.
3) по принципу разделения властей:
-
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
4) по иерархии:
-
- центральные;
- республиканские;
- местные;
5) по характеру подчиненности:
-
- исключительно “вертикального” подчинения (прокуратура, суд и т.п.);
- “двойного”, или “вертикально-горизонтального”, подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);
6) по срокам полномочий:
-
- постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
- временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7) по порядку осуществления компетенции:
-
- коллегиальные;
- единоначальные;
8) по правовым формам деятельности:
-
- правотворческие;
- правоприменительные;
- правоохранительные;
9) по характеру компетенции:
-
- органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);
- органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvenniy-organ-ponyatie-priznaki-vidi
Add comment