Kievuz

Органы государства: понятие, признаки, виды

Органы государства: понятие, признаки, виды, функции и полномочия

Органы государства: понятие, признаки, виды

Каждый человек является маленькой частичкой всего государства. Для того чтобы сохранить порядок и умиротворение в мире, люди придумали закон. После этого появились организации, которые следили за его исполнением.

Современный человек не может представить свою жизнь без каких-либо ограничений. Но это служит только пользой для него.

Ведь если все спокойно начнут делать все, что хотят, на мир обрушится хаос, паника и нескончаемые преступления.

В данной статье мы рассмотрим понятия, признаки и виды органов государства.

Так как государство – это социальный институт, у него есть несколько очень важных принципов: суверенитет, налоги и пошлины, разделение населения по территориальному принципу, а также исключительное право принимать нормативные правовые акты и законы.

Но за этим должен кто-то пристально следить и наказывать нарушителей порядка. Органы государственной власти разделяются на высшие, низшие, федеративные, центральные, местные, региональные и так далее. Именно об этом и не только мы сегодня расскажем.

Понятие орган государства

Государственный орган является отдельной частью госаппарата. Обладает собственными полномочиями. Другими словами, является самым главным в тех предметах, в которых государственный орган выступает от имени государств, а также реализует его функции. Признаки:

  • поступление финансов из бюджета;
  • наделен публично-правовой компетенцией;
  • включен в систему госаппарата;
  • организационная самостоятельность при выполнении возложенных на орган функций и задач;
  • внутренне единство.

Государственный аппарат – это система госорганов (учреждений и организаций), которые осуществляют регулирование в обществе при помощи ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная), а также различные методы и формы государственного воздействия. Государственный аппарат отличается следующими принципами функционирования: законность, централизм, демократизм, взаимная ответственности государства и общества и профессионализм.

Классификация органов государства

Классификация также является главным объектом для изучения, как и понятие, признаки и виды органа государства. Классифицироваться орган государства может:

  1. По порядку образования органа, непосредственно избираемые народом (Президент Российской Федерации, Государственная Дума, законодательные органы субъектов Федерации).
  2. По форме реализации деятельности.
  3. По принципу разделения властей.
  4. По иерархии (местные, республиканские и на центральные).
  5. По характеру подчинения.
  6. По срокам полномочий.
  7. По правовым формам деятельности (правоохранительные, правотворческие и правоприменительные).
  8. По характеру компетенции.
  9. Осуществление компетенции (делятся на единоличные и коллегиальные).

Данные перечисления – это установленные правила и нормы, которые в работе руководствуются положениями и определяют основные подходы к функционированию и формированию органов.

Особенность законодательных госорганов заключается в следующих отличительных характеристиках:

  • представительный орган;
  • орган суверенности народа;
  • законодательный орган (единственный, издающий законы);
  • первичный орган (создается обществом, которое проживает в государстве);
  • коллегиальный орган;
  • орган с верховными финансовыми полномочиями (утверждает госбюджет, принимает отчеты по его исполнению и так далее);
  • орган, устанавливающий свою компетенцию самостоятельно.

Вертикальную иерархическую систему подчинения не имеют законодательные органы. Деятельность органов государства в этом случае направлена на утверждение законов.

Представительные органы и их виды

В федеративном государстве существует три вида представительных органов. А именно:

  1. Высшие органы государства (например, парламент).
  2. Органы власти и управления субъектов.
  3. Органы местного самоуправления.

Функции парламента заключаются в направлении его деятельности:

  • представительная (выражает суверенитет народа);
  • законодательная (парламент принимает законы);
  • контрольная (полностью держит под контролем состав и деятельность Правительства, а также Центральный банк);
  • финансовая (утверждение и контроль государственного бюджета).

Какие особенности у органов исполнительной власти?

Правоохранительные органы государства являются исполнительной властью. Данная власть отличается от других тем, что:

  1. Имеет управленческий характер.
  2. Ее деятельность имеет силовой характер.
  3. Исполнительная власть имеет ограниченную компетенцию, и поэтому характер формирования – производный.
  4. Построение иерархического принципа.
  5. Характер субординационный.
  6. Охватывает все сферы общественной жизни.
  7. Имеет специфический характер функций.

Государственный орган исполнительной власти имеет три формы:

  1. Монократическую (это когда власть в руках у главы государства, формирует правительство).
  2. Дуалистическую (глава страны входит в представленную власть и Правительство отчитывается перед парламентом).
  3. Коллегиальную (это когда глава государства образует коллегиальный орган и решения принимают путем большинства).

Функции органов государства:

  1. Исполнительная деятельность.
  2. Распорядительная деятельность.

Первый осуществляет все решения, которые были приняты представительными органами. За счет подзаконных актов последний осуществляет управление.

Виды органов государства

Виды, признаки и понятия органа государства взаимосвязаны друг с другом. Различаются они основаниями, а именно:

  1. Первичные и производные.
  2. Специальная и общая компетенция.
  3. Принцип разделения властей.
  4. Законодательный орган.
  5. Глава государства.
  6. Исполнительные органы.
  7. Органы правосудия.
  8. Силовые ведомства.
  9. Местное самоуправление.

Многие выше перечисленные виды мы рассмотрели выше. Но стоит учесть тот факт, что в унитарном государстве образуется только одно правительство. А в федеративном существуют:

  • Правительство.
  • Общефедеральные.
  • Правительства членов федерации.

Структура правосудия (правовые органы государства) – это сложная система, которая состоит из судов:

  • Гражданских.
  • Военно-полевых.
  • Административных.
  • Уголовных.

А также других видов судов.

На верху данной системы стоят Конституционные и Верховные суды. Силовые ведомства составляют основу властной силы государства – это полиция, вооруженные силы и органы безопасности. Три основных государственной ветви власти (законодательная, судебная и исполнительная) являются едиными и суверенными. И у них единый источник – это народ.

Правоохранительные органы

ПД (правоохранительная деятельность) – это вид государственной деятельности с целью осуществления охраны права. Специальными уполномоченными органами с применением юридических мер воздействия. В строгом соответствии с законом. Законодательство Российской Федерации гласит о том, что в целях пресечения правонарушений уполномоченному лицу разрешено ограничивать права и свободы.

Правоохранительные органы делятся на государственные и негосударственные. Государственные включают в себя:

  • Прокуратуру.
  • Суд.
  • Полицию.
  • ФСБ (Федеральную службу безопасности).
  • Таможню.

В свою очередь они включают в себя: адвокатуру, нотариат, детективные агентства и другие ветви.

Итоги

В данной статье мы подробно изучили понятие, признаки и виды органа государства. Необходимо правильно и точно классифицировать органы. Особенности законодательного органа выражается в том, что он является не только представительным, но устанавливает свою компетенцию самостоятельно и является органом суверенитета общества.

В законодательные полномочия также входят: принятие Конституции Российской Федерации, установление налогов и сборов, проводит законный референдум и выбирает руководителей для исполнительной ветви власти. Исполнительная власть следит за исполнением закона в стране. Судебная система направлена на осуществление правосудия. Она конституционно обособленная и самостоятельная ветвь.

Источник: https://FB.ru/article/444663/organyi-gosudarstva-ponyatie-priznaki-vidyi-funktsii-i-polnomochiya

Государственный орган: понятие, признаки, виды

Органы государства: понятие, признаки, виды

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п.

В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е.

явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Признаки государственного органа:

    1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
    2. действует от имени государства и по его поручению;
    3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип “разрешено все, что не запрещено законом”);
    4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
    5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
    6. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
    7. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
    8. обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
    9. в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
    10. действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

    • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
    • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
    • конкретно-организационной деятельностью;

Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

1) по порядку образования:

    • избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
    • формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

2) по форме реализации государственной деятельности:

    • на законодательные (представительные);
    • исполнительно-распорядительные;
    • судебные;
    • контрольно-надзорные органы.

3) по принципу разделения властей:

    • законодательные;
    • исполнительные;
    • судебные;

4) по иерархии:

    • центральные;
    • республиканские;
    • местные;

5) по характеру подчиненности:

    • исключительно “вертикального” подчинения (прокуратура, суд и т.п.);
    • “двойного”, или “вертикально-горизонтального”, подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);

6) по срокам полномочий:

    • постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
    • временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7) по порядку осуществления компетенции:

    • коллегиальные;
    • единоначальные;

8) по правовым формам деятельности:

    • правотворческие;
    • правоприменительные;
    • правоохранительные;

9) по характеру компетенции:

    • органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);
    • органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvenniy-organ-ponyatie-priznaki-vidi

ovdmitjb

Add comment