1.4. Категориальный аппарат педагогики
Уделяяглавное внимание в анализе вопроса обобъекте педагогической науки определениюсамой изучаемой реальности, мы вовсене имели в виду, что понятийный составнашей науки не заслуживает специальногои основательного рассмотрения.
В этомразделе пришлось в ходе как раз такогоанализа привести характеристикиважнейших для понимания задач педагогикипонятий: «социализация», «воспитание»,«образование».
Теперь рассмотримкатегориальный аппарат педагогикив целом, выделяя в их взаимосвязите педагогические понятия, о которых впредыдущем разделе специально неговорилось.
Какимиже категориями и понятиями оперируетпедагогика? В понятиях, которымипользуется каждая наука, отражаютсянакопленные знания. Все научные понятияделятся, на две основные группы:философские и частно-научные, т.е.специфические для данной науки. Крометого, стало возможным выделение особойгруппы понятий — общенаучных. Педагогикапользуется понятиями, принадлежащимивсем этим группам.
Философские категории в педагогике
Слова,принадлежащие философии, отражаютнаиболее общие черты и связи, стороныи свойства действительности, помогаютпонять и отобразить закономерности итенденции развития самой педагогики итой части действительности, которуюона изучает.
Нельзя рассуждать об объектепедагогики, не пользуясь словом«социализация», или – о теории, обходясьбез понятий «сущность» и «явление»,«общее» и «единичное».
К числу такихкатегорий относятся также: «противоречие»,«причина и следствие», «возможность идействительность», «качество иколичество», «бытие», «сознание»,«практика» и др.
Собственные понятия педагогики
Кним относятся: «педагогика», «воспитание»,«педагогическая деятельность»,«педагогическая действительность»,«педагогическое взаимодействие»,«педагогическая система», «образовательныйпроцесс», «преподавание и учение»,«учебный предмет», «учебный материал»,«учебная ситуация», «метод обучения»,«прием обучения», «учитель», «ученик»,«урок» и др. Все эти понятия находятсяво взаимосвязи, они подвижны и гибки,как те явления действительности, которыев них отражаются. Их содержаниепереосмысливается, обогащается в ходенаучной и практической работы.
Руководствуясьопределением образования, приведеннымвыше и фиксированным в Законе РФ обобразовании, уточним представление овоспитании и обучении — двух главныхсоставляющих образовательного процесса.Будем исходить из определения объектапедагогики как целостности, объединяющейвоспитание и обучение.
Общая цель тогои другого — приобщение человеческихсуществ к жизни общества, то есть, какбыло показано выше, целенаправленнаясоциализация человека. Представим себе,что весь этот процесс состоит из двухсоставляющих частей, или этапов.
Перваячасть – обучение как деятельностьпо подготовке школьников (или любыхобучающихся) к жизнипутем передачиим социального опыта, авторая —воспитание как непосредственноевключение тех, кого мы обучаем ивоспитываем, в жизнь.
В реальности,в образовательном процессе, оба этивида деятельности объединяются,сливаются, однако не так и не настолько,чтобы отпал вопрос о необходимостиспециальной работы по обеспечению ихединства. Этим обусловлено различение,с одной стороны, методов обучения,готовящих ученика к жизни, а с другойстороны – методов воспитания, непосредственновводящих их в жизнь.
Приэтом оно развертывается на том участкеучебно-воспитательного процесса, гдедоминирует подготовка к жизни. В своюочередь воспитание – такое включение вжизнь, которое служит естественнымпродолжением подготовки к ней, но в этомслучае главной целью будет именновключение.
Таким образом, есть воспитаниев обучении и обучение в воспитании.
Такобстоит дело в действительности. Однакото, что в реальности едино, может в целяхнаучного анализа расчленяться наотносительно самостоятельные части,аспекты. Обучение как специальный объектизучения выделяет дидактика, котораяв процессе познания сущности данногоявления должна учитывать его происхождениеи развитие, а также разные аспекты егорассмотрения с позиций других учебныхдисциплин.
Болееясно различие в подходах выступает,если учесть практическую направленностьпедагогической теории и необходимостьпроектирования педагогическойдеятельности. В связи с этим полезнообратиться к характеристике объектатеории воспитания, которую в свое времяпредложили в своей книге, посвященнойобщим основам педагогики, В.Е. Гмурмани Ф.Ф. Королев.
Этиученые отмечают, что главное в воспитании- приобретение воспитанникамиположительного личного опыта. Его нельзясвести к усвоению тех или иных нравственныхправил и выработке соответствующихпривычек, оно включает формированиепотребностей, интересов, мотивов, чувств.
Можно, скажем, объяснить ученику то илииное правило арифметики или грамматики,предложить ему соответствующие примерыи задачи; в результате он овладеет этимправилом. Но нельзя провести, допустим,беседу о доброте и отзывчивости, датьсоответствующие задания и надеятьсятаким путем воспитать доброго иотзывчивого человека.
При подобнойметодике легче всего вырастить ханжуи лицемера. Материал учебной программыможно расчленить на темы, уроки, занятия.Но программа нравственного воспитанияпо такой структуре (в сентябре воспитыватьчестность, в октябре — гуманизм) строитьсяне может. Уроки честности не похожи науроки физики.
Первые, как говорят, даетсама жизнь, они не могут иметь твердыхорганизационных рамок.
Какбыло сказано выше, предметом педагогикиявляется система отношений, возникающихв ее объекте. Это относится и кпедагогическим дисциплинам, составляющимсистему педагогических наук.
Воспитательноеже отношение, рассматриваемое теориейвоспитания,непосредственно связанос жизнью, а само воспитаниепредставляет собой незамкнутую систему,открытую для прямого и повседневноговнешнего воздействия.
,передаваемое с помощью методов воспитания,- особое. Можно так определить его: этообраз жизни как совокупность формдеятельности, которой занят человек,находящихся в единстве с условиями, вкоторых эта деятельность им реальноосуществляется. Иными словами, этопроцесс самореализации личности,отражающий динамику повседневной жизни.
Говоря ореальных условиях и динамикеповседневной жизни, мы имеем в видупротекающую в самой действительностижизнедеятельность конкретных людей, втом числе учеников и воспитанников.
Когда же речь шла о содержательнойстороне обучения, рассматриваласьдействительность уже осмысленная,отложенная,«выкристаллизованная» вформе социального опыта.
Такуюдействительность в отличие от той,которая протекает здесь и сегодня исоставляет содержаниевоспитания,можно определить как формализованную,или, выражаясь современным языком,«виртуальную». Усвоение социальногоопыта выступает как предпосылка включенияв жизнь и его непременное условие. Можносказать и так: условие воспитания —обучение.
Пониманиеупомянутых различий необходимо как дляправильного понимания этих категорийпедагогики, так и для эффективногоиспользования знаний, которые даеттеория воспитания, в практике обученияи в дидактических исследованиях.
Существуютеще такие очень важные для педагогикипонятия, как «самообразование» и«самовоспитание». И то, и другое выступаюткак особые виды деятельности, которымнадо научить учащихся и воспитанников,когда они еще находятся под руководствомпедагогов в системе образования ивоспитания.
Однако по-современномупостроенный педагогический процессстремится к тому, чтобы необходимостьв руководстве, а тем самым в нем самомотпала и выпускник школы в дальнейшемсам распоряжался собой, сам учился исовершенствовал себя. В этом состоитнастоятельное требование времени и наэто ориентирована система непрерывногообразования. Еще в начале 1980-х годовзамечательный отечественный педагогМ.Н.
Скаткин предложил в добавление куже имеющимся дидактический принципперехода обучения в самообразование.
Вопределенном смысле образование вообщеможно считать подготовкой к самообразованию,а воспитание — подготовкой к самовоспитанию.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5840900/page:8/
» Основные категории педагогики
В педагогике понятия, являющиеся научными обобщениями и отражающие сущность науки, называют педагогическими категориями. Знание педагогических категорий позволит составить представление о педагогике как о науке в целом, и о ее месте в ряде других наук.
К педагогическим категориям причисляют — образование, обучение, воспитание, социализацию, педагогическую деятельность, педагогический процесс самовоспитание, педагогическое взаимодействие, а также общенаучные категории формирование и развитие.
Главными и связующими среди них являются воспитание, образование и обучение. Рассмотрим все вышеперечисленное подробнее.
Воспитание подразумевает постепенное и целенаправленное формирование личности человека через формирование его мировоззрения и поведения и усвоение общественно-исторического опыта, которое подготовит человека к культурной и общественной жизни. Также под воспитанием понимают решение конкретной воспитательной задачи и передачу накопленного опыта последующим поколениям.
Воспитание невозможно без развития и формирования.
Развитие являет собой процесс количественных и качественных изменений психических, духовных, физических и социальных начал человека, подразумевающий непрерывные переходы из одного состояния в другое.
Формирование – это происходящий под действием различных факторов процесс социального становления человека. Отличие формирования от развития заключается в том, что формирование подразумевает законченность личности и достижение некоего уровня.
Главной функцией воспитания является передача накопленного опыта из поколения в поколение. Эта функция осуществляется через другую категорию педагогики – образование. Образование в широком смысле представляет собой систему культурных и научных ценностей, передаваемых в специально созданных образовательных учреждениях.
Исходя из объемов знаний и заданного уровня самостоятельности мышления, образование делится на начальное, среднее и высшее, а направленность и характер определяют общее, профессиональное и политехническое образование.
Обучение
Категории педагогики
Процесс, обозначающий непосредственно передачу и усвоение опыта, называют обучением.
Это целенаправленный и организованный акт взаимодействия учителей и учащихся, в результате которого учащиеся осваивают ЗУН, раскрывают потенциал умственных возможностей и приобретают собственное мировоззрение.
Ведущую роль в процессе обучения имеет педагог, именно он придает направленность знаниям и формирует социальные, нравственные, мировоззренческие и идеологические установки.
Социализация
Процесс, при котором происходит полная интеграция человека в обществе, его приспособление к социологическим, культурным и психологическим факторам, называется социализацией.
Это непрерывный процесс адаптации, саморазвития, самореализации и интеграции человека в окружающей среде, в обществе, происходящий в течение всей жизни. Поскольку социализация неотрывно связана с факторами окружающей среды, логично будет назвать их. Согласно систематизации А.В.
Мудрика, факторы социализации делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, мир, планета, страна, государство и общество. Мезофакторы включают в себя место и тип поселения, этнос, региональные условия и средства массовой информации (СМИ).
И, наконец, микрофакторы – это институты воспитания, семья, микросоциум и религиозные организации. Управляет процессами социализации воспитание.
Педагогическая деятельность – это деятельность, в процессе которой происходит образование, то есть передача и усвоение ЗУН и формирование многих социальных, нравственных и других взглядов.
Педагогическая деятельность бывает двух направлений: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность имеет целью приобретение новых знаний о педагогических взаимоотношениях детей и взрослых и их развитие. В свою очередь, научная педагогическая деятельность делится на теоретическую и экспериментальную.
Именно благодаря научной педагогической деятельности совершенствуются педагогические процессы взаимодействия учителей и учащихся. Практическая педагогическая деятельность есть непосредственно процесс, цель которого – передача культуры и опыта от старшего поколения младшему.
Самовоспитание — это акт работы над собственной личностью, выработкой физических, моральных и эстетических качеств, а также привычек поведения в соответствии со стандартами, обусловленными социумом. В то же время это не есть совершенствование.
Подавление в себе отрицательных, по мнению общества, черт и привычек и формирование положительных – это самовоспитание. Переход на новый уровень в мышлении за счет развития новых положительных черт – это самосовершенствование. Самовоспитание – не совершенствование, но первый шаг к нему.
Источник: https://paidagogos.com/osnovnyie-kategorii-pedagogiki.html
Уровни методологии педагогики
Наука развивается только при условии, что она постоянно пополняется новыми фактами. Для накопления и интерпретации этих фактов требуются научно обоснованные методы исследований, которые зависят от совокупности теоретических принципов, названных методологией.
Определение 1
Методология – учение о принципах построения, способы и формы научно-познавательной деятельности. Научная методология характеризует компоненты исследования: задачи, объект, предмет, совокупность средств, а также формирует понятие о структуре и последовательности решения различных исследовательских задач.
Определение 2
Методология в педагогике – это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Данное определение объединяет две большие группы научного инструментария. Первая группа включает в себя систему методов познания педагогической реальности и представляет комплекс средств, условий, предписаний и ориентиров исследования. Вторая группа содержит принципы, средства, методы, процедуры, которые являются технологией преобразования и регуляцией педагогической деятельности.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Уровни педагогической методологии
Структура методологии представлена четырьмя уровнями:
- философским,
- общенаучным,
- конкретно-научным,
- технологическим.
Философский уровень
Определение 3
методологии высшего философского уровня методологии – общие принципы познания и научные категории в целом.
Фактически вся система философских знаний выполняет методологические функции. Философские направления, которые чаще всего выбираются исследователями:
- экзистенциализм;
- прагматизм;
- бихевиоризм;
- диалектический материализм;
- идеализм.
Экзистенциализм или философия существования. В рамках этого направления считается, что в человеке все способности заложены изначально и только от него зависит их развитие, а не от внешних воздействий. Воспитание представлено самовоспитанием. Объектом познания является внутренний мир человека.
Ведущая роль в обучении данная философия отводит гуманитарным предметам, а в воспитании – самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию. Экзистенциальный подход обращается к изучению внутреннего мира индивида, его ценностей и смыслов, проявления внутренне обусловленной активности.
На данном подходе основываются педагогические концепции, разрабатываемые в рамках образовательной гуманитарной парадигмы.
Основная идея прагматизма заключается в том, что школа должна не учить, а готовить ребёнка к общественной жизни. Соответственно приоритетными являются практические методы обучения. Важной идеей данного направления является уникальность каждого человека, что привело к возникновению педоцентризма, при котором ребёнок является центром образовательного процесса.
Бихевиоризм преследует цель улучшать поведение человека. Задача образования при этом состоит в приобщении человека к общественным нормам посредством создания условий, стимулирующих необходимое поведение, и его закрепление при помощи поощрений. На идеях бихевиоризма основываются некоторые теории организации воспитывающей среды и программированного обучения.
Диалектический материализм считает, что личность развивается в деятельности, цели образования задаются государством и обществом, все обладает причинно-следственной взаимообусловленностью. Воспитание последователи данного направления видят в целенаправленном формировании заданных качеств.
Религиозная или идеалистическая философия видит в воспитании подготовку к вечной жизни. Смысл духовной жизни человека в поиске смысла жизни и своего места в этом мире, а задача педагога заключается в том, чтобы научить различать зло и добро, делать правильный выбор. Особое значение здесь придаётся нравственному воспитанию.
Ярко выражен приоритет воспитания над обучением.
Общенаучный уровень
Второй уровень представлен общенаучной методологией, которая включает теоретические концепции, используемые в большинстве научных областей.
Конкретный научный уровень
Определение 4
Третий уровень – это конкретно-научная методология, являющаяся совокупностью принципов, методов исследования, процедур, которые используются в определенной научной дисциплине.
Методология определенной науки включает одновременно проблемы специфического характера для научного знания в данной конкретной области и, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, моделирование в педагогических исследованиях или проблемы системного подхода.
Технологический уровень
Определение 5
Технологическая методология представляет собой методику и технику исследования, то есть определенный набор процедур, которые обеспечивают получение эмпирического достоверного материала и его обработку для последующего включения в массив научных знаний.
На данном уровне методология имеет ярко выраженный нормативный характер.
Уровни методологии образуют систему, в рамках которой они подчиняются друг другу. Философский уровень при этом является содержательной базой любого методологического знания и определяет мировоззренческие взгляды на процесс познания и преобразования действительности.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/urovni_metodologii_pedagogiki/
Add comment