Kievuz

Основные понятия социологии личности

Социология личности, Предмет социологии личности и ее основные проблемы, Структурные элементы личности – Социология Библиотека русских учебников

Основные понятия социологии личности

•. Что изучает социология личности

•. Какие элементы входят в структуру личности

•. От каких факторов зависит процесс социализации личности

141 Предмет социологии личности и ее основные проблемы

Основным элементом общества, любой формы социальности является человек. Поскольку личность является продуктом социума, то особое место среди социально-психологических дисциплин занимает социология личности

Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как объект и субъект социальных отношений через призму общественно-исторического прогресса, ценностных общественных систем, взаимосвязей в личности и социальных совместно.

Объектом данной отрасли является социальный субъект, в том числе человек и личность, а предметом – социальная сущность человека и законы становления и изменений личности в процессе жизни

Личность является объектом изучения многих гуманитарных дисциплин – философии, психологии, антропологии, социологии и др..

Специфика социологического подхода к личности заключается в том, что социология на амагаеться исследовать человека как важнейший элемент общественной жизни, выделить ее социальные характеристики, определить весь спектр ее взаимодействия с обществом, с социальными сообществами, с другими инд ивидамы.

Иначе говоря, в социологии личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества.

Особое внимание в социологии личности уделяет ться исследованием взаимосвязей параметров социальных структур и личностных качеств людей в соответствующих социальных группах. Без исследования системы личности, без изучения процессов, охватывающих повседневные межличностные отношения, невозможно понять социальные процессы, которые управляют сложными структурами обществомств.

Можно выделить следующие основные аспекты социологического анализа личности и соответствующие им группы проблем

1. Человек изучается как элемент социальной системы, представитель различных социальных образований, социальных общностей, социальных институтов и организаций. В данном аспекте исследуются проблемы ин еграции личности в состав различных социальных общностей, процессы взаимосвязи личности и общества, личности и социальной группы или сообществти.

2. Будучи элементом социальных общностей, всех социальных систем, личность сама выступает как сложная система в совокупности всех своих многочисленных социальных качеств, которые выступают элементами структуры и личности. Актуальными проблемами в данном гоган и выступают проблемы типологии личности, анализа тех свойств, составляющих ее структурру.

3. Личность исследуется в социологической теории как объект воздействия со стороны общества и его структур. Исследуются проблемы формирования личности, развития ее потребностей под влиянием определенной культуры, ч через взаимосвязь с определенными социальными общностями, а также проблемы воспитания, образования, социализации личноститі.

4. Личность выступает не только объектом, но и субъектом общественных изменений, создателем социальных сообществу общественного развития, источником общественной жизни. В данном аспекте актуальными для социологического исследования оказываются проблемы социальной деятельности личности, процессы регуляции и саморегуляции деятельности личности, факторы и критерии социальной активноститі.

142 Структурные элементы личности

Начиная с. Демокрита, который сравнивал человека с малым миром, и до сегодняшних дней проблема личности является особенно актуальной. Понимание ее сущности – одно из самых сложных неоднозначных вопросов статистик ностиі.

Для раскрытия понятия личности нужно разграничить его с близкими по смыслу понятиями”человек”,”индивид”,”индивидуальность”

Термин”человек”употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду.

Это понятие указывает на качественное отличие людей от животных и служит для характеристики всеобщих, присущих них всем людям качеств и особенностей, что находит свое выражение в названии”homo sapiens”Термин”индивид”употребляется в значении”конкретный человек”, единичный представитель человеческого рода, когда необходимо во подчеркнуть, что речь идет не обо всем человечестве в целом”Индивидуальность”означает то особое и специфическое, что отличает одного человека от других, включая ее природными и социальными, физиологическими и пси хичнимы, унаследованными и приобретенными качествамчними і психічними, успадкованими і набутими якостями.

Личность – это целостная совокупность социальных свойств человека, которые формируются и видоизменяются в течение всей жизни человека в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов ее раз свитка и активного взаимодействия с социальным среду.

Личность человека в его деятельностных проявлениях оказывается для других людей как та или иная определенная совокупность социально значимых черт личности.

В этом аспекте личность – сравнительно стала совокупность человеческих как костей, согласно формирование которых в процессе возмужания индивид становится социально признанным и тем самым социально ответственным субъектом своего поведенияи.

общем, сегодня насчитывается около 50 определений понятия”личность”зависимости от ориентации ученых понятие”личность”раскрывается в 3 основных аспектах:

1 – как нечто целое, заключение или единство отдельных идей, ощущений, поездов, целей, мотивов и других признаков

2 – как образование, которое предопределяет реакцию на множество внешних раздражителей и воздействий, гарантируя существу адаптацию и выживание

3 – как нечто уникальное, неповторимое, самое высокое в природе и социальном бытии

Личность в социологических исследованиях предстает в единстве социальных качеств, свойств и черт, приобретенных под влиянием культуры, конкретной социальной среды, в котором живет индивид. Основными чертам мы личности является:

• определенная степень независимости, автономности от общества;

• наличие самосознания, самооценки, самоконтроля;

• наличие внутренней духовной структуры, т.е. потребностей, интересов, ценностей, мотивов, социальных норм, убеждений

Факторами, детерминирующих активность личности являются потребности и интересы

Потребность – это движущее источник активности человека, направленной на ее удовлетворение, которое сопровождается субъективным поездом до ощущения удовольствия или, наоборот, отстранения от ощущения неприятности, потому оль. Потребность – это внутреннее психологическое состояние человека, ощущение нехватки чего-то. Это состояние регулирует активность, стимулирует деятельность, направленную на получение того, чего не хватитає.

Наиболее известная классификация потребностей американского психолога. А. Маслоу. Он разделил потребности на базовые и производные. Базовые являются постоянными, а производные – изменяются.

Последние ценностно равны друг другу и поэтому в не имеют иерархии.

Базовые потребности можно расположить иерархически, от”низших”(физиологические потребности) до”высших”(духовные потребности)” (духовні потреби):

• физиологические, сексуальные потребности – продолжение рода, в пище одежде, жизни и т.д.;

• экзистенциальные потребности – безопасности существования, стабильности, гарантированной занятости и т.п.;

• социальные потребности – в общении, принадлежности к коллективу, совместной деятельности и т.п.;

• престижные потребности – в уважении со стороны, служебном продвижении, престиже и т.п.;

• духовные потребности – потребность в самовыражении через творчество. Физиологические и экзистенциальные потребности с первичными и

врожденными, другие – приобретенными, т.е. социальными. Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы

Конкретной формой осознанной потребности, реальной причиной деятельности личности, направленной на удовлетворение этой потребности есть интересы.

Интерес – это направленность действий индивида в зависимости от возможности и удовлетворения той или иной потребности. Он выступает как мотив, мобилизует человека за сохранение или изменение условий жизнедеятельности.

Это результат осознания потребности и выбор путей и способов ее реализации в конкретных условиевах.

Потребности, превращены в интересы становятся ценностями. Ценности личности – это относительно устойчивое и социально обусловленное отношение личности к объектам духовного и материального мира, представление человека о наиболее значимых, важные цели жизни и деятельности, а также средства их достиженияя.

Совокупность индивидуальных и общих, личных, групповых ценностей формирует систему ценностных ориентаций личности, которыми она руководствуется в жизни. Ценностные ориентации – это личностные ориентации горах овно ценностей тех или иных социальных общностей или групп.

Они регулируют общую направленность деятельности человека.

Высшим уровнем ценностных ориентаций является ориентации мировоззренческие, определяющие наиболее общую ценностную направленность познавательной, духовно-практической и практической деятельности человека, ее высшие цели жизненноття.

Ценностные ориентации действуют как определенные социальные установки – общие ориентации личности, отражающие ее возможности действовать в соответствии с объекта действия.

Установка – это форма преобразования деятельности в реальные, конкретные действия по отношению к социально значимых объектов. Они регулируют поведение, определяют общую направленность личности.

Руководство также отражают отношение действующего др. индивида к другим людям и объектов окружающей средыища.

Взаимодействие потребностей, интересов и ценностных ориентаций составляют механизм мотивации социальной деятельности. Мотивы – это внутренние побуждения к действию, представляют собой отражение в сознании людей их объекты ивних потребностей и интересов.

Мотивация – это процесс актуализации какого-либо мотива и его функционирования – внутреннего влечения к деятельности определенной направленности.

В целом мотивация осуществляется как о цесс обеспечения приоритетности деятельности, является одной из возможных при данных внешних и внутренних обстановкивин.

Специфика личности определяется ее социальным качеством, т.е. совокупностью взаимосвязанных элементов, обусловленных типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Ц. Эта совокупность состоит из таких элементов как социальный статус и социальная ролль.

Социальный статус – это положение индивида или группы в социальном пространстве относительно других индивидов и групп, определяемое по социально значимыми для данной общественной системы критериям (экономическим мы, политическими, социально-правовыми и т.д.).

Согласно тому, приобретает ли человек свой статус благодаря унаследованным признакам (социальное, происхождения, пол, раса), или благодаря собственным усилиям (образование, специальность), различают социальный статус унаследованный (аскриптивная) и получитьй.

Социальная роль – это определенные способы поведения индивида или группы, соответствующие принятым в обществе нормам и осуществляются в соответствии с социального статуса индивида или группы.

Как член общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя присущие этим позициям функции, индивид тем самым осуществляет соответствующие социальные роли: отца, предпринимателя, ученого т.д..

Совокупность ролей, которые соответствуют данному статуса, называется ролевым наборомом.

Значение социальной роли как регулятора социального поведения заключается в том, что, приступая к выполнению определенных социальных функций, индивид, как правило, знает права и обязанности, соответствующие его в тановищу, и санкции, которые могут быть применены в случае их нарушения.

Так, от родителей ожидают заботы о своих детях, от друзей мы рассчитываем на помощь или поддержку в случае необходимости. Таким чино м, социальная роль – это всегда ожидаемое поведение, связана с реализацией определенных прав и обязанностей.

Если поведение индивида соответствует ролевым ожиданиям, то она социально поощряется (похвала, ма материально вознаграждение), в случае отклонения поведения от ролевых требований и ожиданий она негативно санкционируется (осуждение, наказаниеня).

Т. Парсонс осуществил систематизацию социальных ролей, исходя из следующих основных характеристик:

1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие позволяют откровенное выражение чувств;

2) некоторые роли приписаны, а другие бывают достигнуты;

3) некоторые роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;

5) различные виды ролей связаны с разной мотивацией

Поскольку один и тот же индивид выполняет много ролей, то между ними возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии. Дисгармонии проявляются в так называемых внутренних или мижрольових конфликтах, вине икають преимущественно на почве противоречий между различными ролевыми требованиями и ожиданиями (хороший семьянин – плохой специалист, способный инженер – неудачный предприниматель).

Выделяют следующие пути решения внутренних конфликтов

1. Изоляция – отрицательные эмоции блокируются, связь между источником конфликта и вызванными им эмоциями не осознается

2. Рационализация – выполняя роль, которая не соответствует ориентациям человека, индивид убеждает себя и всех остальных, выполняет ее по собственному желанию

3. Проекция – приписывание другим участникам ролевого взаимодействия собственных желаний

4. Идентификация – самоотождествление индивида с ролью, выполнение которой у него вызывает большие трудности

5. Реактивное образование – обеспечивает изменение стремление выполнять недоступную роль на доступную. Например, отсутствие родительской любви заменяется постоянной опекой, подарками [15, с 118]

Таким образом, система личности образуют:

1 – положение в системе социальных отношений;

2 – совокупность социальных ролей и функций, которые выполняют люди;

3 – направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, выступающих мотивами индивидуального поведения

Таким образом социология личности исследует личность в системе социальных связей. Последние являются совокупностью факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях для достижения конк конкретные целоей.

Источник: http://uchebnikirus.com/soziologia/sotsiologiya_-_verbets_vv/sotsiologiya_osobistosti-1.htm

Основные понятия социологии личности

Основные понятия социологии личности

Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?

Если философию интересует человек с точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как целостность психических процессов, качеств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо.

Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения иррациональны.

Социолог исследует человека, прежде всего, как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир.

Социологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социальной общности, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

То есть специфика социологического подхода к изучению человека состоит в выявлении его социальных характеристик.

Разграничим термины, которые употребляются по отношению к человеку.

Термин «человек» употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду. То есть понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных, на человека – продукт природы, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей.

Термин «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», единичный представитель человеческого рода.

Термин «индивидуальность» означает то особенное и специфичное, что отличает одного человека от других, включая его природные и социальные, физиологические и психические, наследуемые и приобретаемые качества.

Термин «личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

Исходные социологические принципы анализа личности.

Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида.

Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.

Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.

Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя потребности, интересы, ценности, мотивы, убеждения, мировоззренческие принципы.

Исходная ступень в анализе личности – потребности, то есть формы его взаимодействия с миром, необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической и социальной определенности.

Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:

  • 1. Физиологические потребности (потребности в пище, воздухе, движении и пр.);
  • 2. Экзистенциальные потребности (потребности в самосохранении, в уверенности в завтрашнем дне);
  • 3. Социальные потребности (потребности в принадлежности к коллективу, в общении);
  • 4. Потребности престижа (потребность в уважении, признании, служебном росте);
  • 5. Духовные (самовыражение через творчество).

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

Следующий компонент структуры личности – интерес – представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Ценности – объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.

Мотив – внутренний побудитель к действию, в отличие от стимула, выступающего внешним побудителем к действию.

Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус человека – его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения человека в обществе, включающая в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.

Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:

  • 1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.
  • 2. Объемом власти и авторитета.
  • 3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
  • 4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
  • 5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.

Выделяют несколько видов социальных статусов.

Приобретенный статус – статус, достигнутый при помощи усилий самого человека (например, менеджер, профессор, банкир).

Предписанный статус – статус, данный человеку от рождения (например, горожанин, мужчина, украинец).

Главный статус – статус, оказывающий существенное влияние на выполнение всех социальных ролей, как правило, он связан с профессиональной деятельностью человека.

Социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Одному статусу соответствует несколько социальных ролей. Так, социальному статусу студента соответствуют роли: слушателя лекций, экспериментатора в лаборатории, старосты, участника студенческих конференций, неформального лидера, практиканта и т.д.

Совокупность социальных ролей, соответствующих социальному статуту, называется ролевым набором. Роли могут закрепляться формально или носить неформальный характер.

Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, называют ролевым конфликтом.

Выделяют два вида ролевых конфликтов:

  • 1. Внутриролевые (например, абитуриент поступает в НТУ «ХПИ», а вскоре обнаруживает отсутствие инженерные способностей).
  • 2. Межролевые (например, роли менеджера компании и отца семейства предъявляют противоречивые требования к индивиду).

Как уже отмечалось, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:

  • 1. Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.
  • 2. Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего употребления).
  • 3. Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частей – демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Можно выделить три разновидности амбивалентного типа личности:
    • – конформно-амбивалентный тип личности характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержка решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;
    • – нигилистски-амбивалентный тип склонен к отрицанию каких-либо альтернатив общественного развития, к негативизму в отношении к любым организованным политическим силам;
    • – мозаично-амбивалентный тип характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.

Если конформно-амбивалентное сознание приводит общество к авторитарной формы правления, нигилистски-амбивалентное – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократичных норм. социализация личность индивид девиантный

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социализация происходит под воздействием следующих факторов:

  • 1. Совокупность ролей и статусов, которую предлагает общество человеку;
  • 2. Социальные общности, в рамках которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести конкретный статус;
  • 3. Система социальных ценностей и норм, доминирующих в обществе;
  • 4. Социальные институты, обеспечивающие производство и воспроизводство культурных образцов, норм и ценностей;

Общая ситуация в стране.

Социализация невозможна без индивидуализации – формирования «Я-образа», формирования мировоззрения, интересов, ценностей, способностей и т.д.

Виды социализации:

  • 1. Первичная социализация (усвоение норм ребенком).
  • 2. Вторичная (усвоение норм и ролей взрослым человеком).

Структура социализации:

  • 1. Адаптация – приспособление к новым условиям, ролям, нормам.
  • 2. Интериоризация – принятие норм, ценностей, включение их во внутренний мир человека.

Социальная активность – продуцирование новых норм, ценностей, превращение человека в субъекта социальных отношений.

Механизмы социализации:

  • 1. Имитация – осознанные попытки ребенка копировать поведение взрослых.
  • 2. Идентификация – отождествление себя с личностью одного из родителей.
  • 3. Чувство вины и стыда – негативные механизмы, которые запрещают некоторые модели поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

Теории, объясняющие причины возникновения девиаций:

Биологические теории.

Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к такому поведению.

В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.

Психологические теории – конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.

Социологические теории:

  • 1. Теория аномии Дюркгейма – Девиация, в частности самоубийства, происходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм;
  • 2. Теория аномии Р. Мертона – девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.
  • 3. Культурологические теории – причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.
  • 4. Теория стигмации (клеймения) – девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.
  • 5. Конфликтология – девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

Виды девиантного поведения – одобряемые цели и одобряемые средства (по Р. Мертону):

  • 1. Конформизм + +
  • 2. Инновация + –
  • 3. Ритуализм – +
  • 4. Ретритизм – –
  • 5. Бунт – –

Конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и продвигаются по служебной лестнице – олицетворение конформизма. Конформизм представляет собой единственный вид недевиантного поведения.

Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Инноватор будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства.

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Например, бюрократ, фанатично преданный своему делу, становится жертвой бюрократической системы и спивается от отчаяния.

Ретритизм (бегство от действительности) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Например, бродяги, алкоголики, наркоманы и т.д.

Бунт тоже отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология.

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита/ ПЕР СЭ, 2003.
  • 2. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Издание третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.
  • 3. Кравченко Е.П. Социология. – М.: Мысль, 1999.
  • 4. Курс лекций по социологии. – М.: Март, 2001.
  • 5. Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.
  • 6. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996.
  • 7. Общая психология: Учеб. Пособ. / Под ред. В.В. Богословского. – М.: Просвещение, 2002.
  • 8. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000.
  • 9. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  • 10. Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Дело, 2000.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/632997/sotsiologiya/osnovnye_ponyatiya_sotsiologii_lichnosti

ovdmitjb

Add comment