Kievuz

Основы биогеографии (Часть 2)

Читать онлайн Основы биогеографии страница 2. Большая и бесплатная библиотека

Основы биогеографии (Часть 2)

Ленточный ареал морской горчицы

Важным параметром ареала выступает его конфигурация. По этому критерию обычно выделяют сплошные, ленточные, мозаичные (пятнистые) и дизъюнктивные ареалы.

Сплошной ареал характеризуется сплошным, без пропусков покрытием видом всей населяемой площади, на которой заняты все пригодные для жизни вида местообитания. Примером сплошных ареалов служат области распространения бурого медведя, соболя, бабочки-крапивницы, ели сибирской, линнеи северной и т. д.

Ленточный ареал – это разновидность сплошного ареала. Ленточные ареалы приурочены к геоморфологическим структурам, имеющим вытянутую в одном направлении форму. В частности, ленточными ареалами обладают многие обитатели литорали – моллюск-литорина, краб-привидение, прибрежные растения морская горчица и пырей ситниковый.

Мозаичные (пятнистые) ареалы характеризуются незначительной (не более 100 км) прерывистостью и наличием множества незаселенных видом пятен. Мозаичность обычно возникает вследствие расчленения сплошного ареала под воздействием каких-либо внешних факторов, в качестве которых могут выступать, например фрагментация местообитаний.

Ареал, состоящий из двух или нескольких частей, разобщенных друг с другом называется дизъюнктивным (разорванным). Дизъюнктивные ареалы образуются из некогда сплошных или мозаичных ареалов.

Дизъюнктивные ареалы могут возникать, когда живые организмы сумели преодолеть ту или иную преграду. Так например, обыкновенная белка в 20-х годах XX столетия сумела преодолеть безлесный Парапольский дол, заселить леса Камчатки и таким образом ее современный ареал можно считать разорванным.

Аналогичные дизъюнктивные ареалы возникают и в случае умышленного или неумышленного завоза растений и животных человеком. Так в Подмосковье в 1948 г. была акклиматизирована дальневосточная рыбка ротан-головешка, дальневосточный моллюск рапана был случайно завезен в Черное море морскими судами.

В другом случае первоначально сплошной ареал разделяется на несколько частей.

В частности зубр в ранее послеледниковое время был широко распространен не только в Западной Европе, но встречался так же и на территории современной Сирии. В начале XX века под воздействием антропогенных факторов (охота, сведение лесов) ареал этого вида состоял только из двух разобщенных участков: Главный Кавказский хребет и Беловежская пуща.

Еще одна причина возникновения дизъюнктивных ареалов – расхождение некогда единых участков суши (дрейфа материков). Так случилось с распадом Гондваны в мезозое. В результате чего возникли в частности дизъюнктивные ареалы тапировых, двоякодышащих рыб, аллигаторов и т. п.

Кроме того дизъюнкции ареала объясняются историей четвертичного оледенения. Спасаясь от надвигавшихся широким фронтом покровных ледников, многие виды отступали на юг, где нашли себе подходящие условия в высоких поясах гор. Когда ледник отступил обратно к северу, вслед за ним вернулись и многие виды, сохранившие участки ареала и в горах.

В промежутках между горными и тундровыми частями ареала сформировались условия, исключающие возможность существования этих видов, что и привело к появлению обширных разрывов (тундряная куропатка, хрустан, заяц-беляк, ястребиная сова, кедровка, шиверекия подольская, клаусия солнцепечная).

Северная часть современного ареала – это новый ареал, возникший в результате активного расселения, а южная (горная) – реликтовая.

Дизъюнктивный ареал двоякодышащих рыб

Дизъюнктивный ареал голубой сороки

Различают несколько типов дизъюнктивных ареалов. При материковой дизъюнкции все части ареала располагаются на одном материке. Один из примеров такого типа разорванного ареала – это европейско-восточноазиатская дизъюнкция, когда одна часть ареала располагается в Европе, другая – в восточной Азии (голубая сорока).

Другой пример материковой дизъюнкции – это арктоальпийские разорванные ареалы. В этом случае одна часть ареала располагается в зоне тундр, а другая – на юге, в горах, в аналогичных ландшафтах (горная чечетка).

В том случае, когда части ареала расположены на разных материках говорят об океанических дизъюнкциях. В частности примером азиатско-американской дизъюнкции служит ареал рода аллигаторов. В некоторых случаях возникают так называемые биполярные ареалы, когда площади обитания животных имеются только в высоких широтах обоих полушарий (сельдевая акула и представители семейства Поморники).

Структура ареала

Ареалов, сплошь и равномерно заселенных тем или иным видом не существует. Внутри ареала можно выделить условные зоны оптимума и пессимума.

На благоприятные условия в зоне оптимума, обычно расположенной в центре ареала популяции вида реагируют высокой и устойчивой во времени численностью. На удалении от зоны оптимума, ближе к периферии, находится зона пессимума, в которой численность популяций неустойчива.

Наконец на самом периферии ареала особи данного вида встречаются редко и спорадично и численность здесь поддерживается главным образом за счет постоянного притока особей из центральных частей ареала.

Динамика ареалов

Ареалы не являются стабильными структурами и их границы изменяются во времени. Для некоторых видов растений и животных отмечается расширение ареалов.

Стимулом к расширению ареала служит как правило исчезновение какой-либо географической преграды. Возникновение Панамского перешейка, к примеру, открыло дорогу многим южноамериканским видам растений и животных на север и наоборот.

В ряде случаев расширению ареалов некоторых видов живых организмов способствовал человек. Так сведение лесов на огромных площадях северного полушария привело к тому, что многие степные и лесостепные виды (обыкновенный хомяк, заяц-русак, серая куропатки муравьиный лев) расширили свои ареалы в северном направлении.

С другой стороны у некоторых видов животных и растений наоборот, наблюдается сужение ареалов.

Когда-то распространенный по всему миру род Гинкго теперь представлен одним видом с небольшим ареалом в Китае, имевшие вплоть до раннего карбона обширные ареалы кистеперые рыбы в настоящее время представлены одним видом – латимерией, занимающим весьма небольшой ареал. Такие остаточные, очень ограниченные по площади ареалы древних, вымирающих видов, называются реликтовыми.

Сужению ареалов способствуют и антропогенные факторы.

С вырубкой лесов сократились ареалы бурого медведя, росомахи, глухаря, грушанок, линнеи северной и др.

Усиленный сбор туристами эдельвейса в Альпах поставил под угрозу выживание этого вида. Многие виды птиц и млекопитающих (в частности соболь) сократили свои ареалы из-за перепромысла.

Для многих видов животных характерны перемещения особей внутри ареала. Миграции – это периодические регулярные перемещения животных обычно связанные с изменением условий существования или с прохождением цикла развития.

Сезонные миграции хорошо известны у птиц (большинство видом мелких воробьиных насекомоядных птиц Европейской части России мигрирует на зимовку в Африку или страны Средиземноморья).

Миграции известны и для млекопитающих. Так регулярные перемещения к местам зимовок совершают летучие мыши. Регулярные миграции совершают и копытные животные – северные олени, зебры, некоторые виды антилоп. Из морских млекопитающих можно отметить серых китов, так же совершающих регулярные миграции.

Миграции известны так же для рыб. Катадромными миграциями у рыб называются такие перемещения, при которых нагул происходит в реках, а икромет – в море (европейский угорь). Анадромные миграции совершают рыбы, которые размножаются в реках, а большую часть времени проводят в море.

Мигрируют и некоторые виды насекомых (в частности бабочки, такие как монарх и бражник мертвая голова).

Многие обитающие в горах виды птиц и млекопитающих совершают регулярные вертикальные миграции. Осенью, когда в горах выпадает снег горные козлы и бараны опускаются в нижние пояса гор. Так же поступают и горные индейки – улары. И многие воробьиные птицы, летом населяющие высокогорья на зиму откочевывают в долины горных рек.

3. Флора. Флористическое районирование. Основные флористические царства и подцарства

Вся совокупность видов разных родов, семейств, порядков и прочих таксонов более высокого ранга, произрастающих в каком-либо регионе составляет его флору. Для выявления флоры ни обилие, ни встречаемость, которые можно установить только с пересчетом на площадь, ни ценотические связи видов практически не имеют значения.

Важен лишь факт присутствия их на территории данного региона.

Отсюда понятно, что флора может быть выявлена на любой по размеру территории от окрестностей населенного пункта (как например Окская степная флора уникального участка с сообществом степных растений, произрастающих значительно севернее своего основного ареала, получившая по названию близлежащей деревни Лужки второе название “Лужковская флора”) до материка.

Источник: https://dom-knig.com/read_172131-2

Основы биогеографии

Основы биогеографии (Часть 2)

Основы биогеографии

Министерствообразования Республики Беларусь

Учреждениеобразования «Витебский государственный

университет им.П.М. Машерова »

Курс лекций длястудентов

специальности1-02 04 05-01 «География.Биология»

Витебск

Издательство УО« ВГУ им. П.М.Машерова»

2008

УДК: 574 (075.8)

ББК 28.085 я.73

О 75

Печатается порешению научно-методического совета

учрежденияобразования «Витебского государственногоуниверситета им. П.М.Машерова». Протокол № ____от _____2008 г.

Составитель: доценткафедры географии УО «ВГУ им. П.М.Машерова»,кандидат биологических наук З.С.Гаврильчик.

Рецензенты: кандидатгеолого-минералогических наук, доценткафедры географии УО « ВГУ им П.М.Машерова»И.А. Красовская;

кандидат биологическихнаук, доцент кафедры формакогнозии иботаники с курсом ФПК и ПК УО «Витебского государственного ордена Дружбы народовмедицинского университета» Н.П. Кузнецова.

«Основыбиогеографии»: курс лекций / сост.З.С.Гаврильчик. – Витебск: Изд-во УО «ВГУим П.М.Машерова», 2008 – с.

Курс лекций«Геоэкология» предназначен для студентовспециальности:

1-02 04 05-01 «География.Биология». Рассматриваются основныевопросы биогеографии: биомы суши,флористическое, фаунистическое и биотическое районирование суши;районирование мирового океана. Работа включает всю информацию, необходимую для изучения данной дисциплины.

УДК: 574 (075.8)

ББК 28.085 я.73

О 75

Издательство УО«ВГУ им П.М. Машерова» 2008 г.

ВВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1. Предмет и история развития биогеографии

ЛЕКЦИЯ 2.Ареалогия

ЛЕКЦИЯ 3. Учение Н.И.Вавилова о происхождении культурных растений

ЛЕКЦИЯ 4. Флористические регионы суши

ЛЕКЦИЯ 5. Фаунистические регионы суши

ЛЕКЦИЯ 6. Биотические регионы суши

Лекция7. Типы биомов суши: тундра

ЛЕКЦИЯ 8. Типы биомов суши: хвойные и широколиственные леса

ЛЕКЦИЯ 9. Типы биомов суши: степи и пустыни

ЛЕКЦИЯ 10. Типы биомов суши: саванны и субтропические леса

ЛЕКЦИЯ 11. Типы биомов суши: влажные тропические и экваториальные леса

ЛЕКЦИЯ 12. Биогеография океанов и морей

ЛЕКЦИЯ 13. Биомы островов

ЛИТЕРАТУРА

4

5

11

17

24

31

39

45

52

59

65

70

75

83

89

Введение

Биогеография это наука огеографическом распространении иразмещении на Земле организмов и ихсообществ. Она опирается на целый рядбиологических и географических дисциплин.В последние годы происходит обобщениебиогеографического материала в сфереэкологических знаний, что является общей тенденцией эпохи техническогопрогресса.

Возникает необходимость нетолько оценивать ареалы распространения отдельных таксонов флоры и фауны, но и учитывать тесную взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений окружающей среды.

Многоплановостьвопросов, решаемых биогеографиейрасширяется в связи с усилением антропогенного воздействия на природныезоны, необходимостью рассматривать все процессы на планете в динамике.

Основными задачамикурса «Основы биогеографии» являетсяпознание этапов развития жизни наЗемле, ее организации, географическихзакономерностей распространенияорганизмов и их сообществ, строения ифункционирования биосферы, основныхположений экологии и современных проблемизменения среды и охраны природы.

Курс лекций «Основыбиогеографии» предлагается длястудентов третьего курса специальности 1-02 04 05 -01 «География. Биология» и включает два раздела, позволяющих получить полное представление о размещенииорганизмов на территории суши и океана.

Первый разделзнакомитстудентов с основными терминами ипонятиями биогеографии, историейстановления данной науки, развитиеморганического мира, проблемами ареалогиии учением Н.И.Вавилова.

Во втором разделедаетсябиогеографическое районирование суши и Мирового океана, характеризуютсябиотические регионы суши. В данном разделе рассматриваются такжеосновные биомы суши: леса умеренногопояса, степи, пустыни, саванны, вечнозеленыежестколистные леса и кустарники,тропические редколесья, колючиекустарники и листопадные сезонно-влажныелеса, влажные тропические и экваториальныелеса.

Предлагаемый курс состоит из 26 часов лекционного материала, вопросов для повторения, а также списка литературы по данной дисциплине. Изложенный теоретическийматериал дополняется лабораторнымизанятиями, позволяющими закрепить полученную информацию самостоятельнойработой студентов.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6454803/

ovdmitjb

Add comment