Kievuz

Основы культуры речи

Культура речи — воспитание грамотного восприятия и произношения

Основы культуры речи

Красивая речь привлекает внимание и помогает донести мысль говорящего доступными словами. В коммуникативном процессе важное место отводится языковым нормам и этике общения. Человек, на деле знакомый с понятием культура речи, имеет изобильный словарный запас, его речь отличается чистотой, выразительностью, ясностью и правильностью.

О культуре речи нельзя говорить изолированно от культуры языка, хотя между ними и существует терминологическое разграничение.

Чем богаче и многограннее будет культура языка, тем лучше будет речевое воздействие. Появится больше вариантов для построения речевых структур. Внесём немного ясности в эти два понятия.

Рассмотрим, что является языком и речью, чтобы лучше разбираться в их взаимосвязи.

Культура речи и язык

Понятие культура речи довольно многостороннее и непосредственно связано с языком. Мы передаём свои мысли и чувства собеседнику с помощью знакомых обоим слов. В этом случае язык является знаковым механизмом для выражения сути передаваемой информации.

В другом смысле язык также выступает способом мышления. Если вы задумаетесь, то поймёте, что не бывает у человека других мыслей, кроме как сформированных с помощью знакомых ему слов одного или нескольких языков.

Реализация мыслительной деятельности осуществляется посредством речи, которая представляет собой язык в действии. Это может быть устное общение, запись на бумаге или другом носителе.

Два определения культуры речи

  1. Набор языковых средств и качеств, позволяющие эффективно воздействовать на адресата с целью решения коммуникативных задач.
  2. Умение наилучшим образом воздействовать на собеседника или группу людей в определённой ситуации, демонстрируя хорошее владение литературным языком.

Звуковая культура речи и её развитие

Звуковая составляющая речи во все времена была актуальной, её практическая значимость неоспорима и сегодня.

Изучение аспектов звуковой культуры речи на физическом, физиологическом и лингвистическом уровнях способствует раскрытию закономерных принципов её формирования и развития. Каждый язык отличается своим набором звуков и имеет ряд особенностей. К примеру, русский язык обладает следующими отличительными качествами:

  • певучесть гласных звуков;
  • согласные звуки имеют своеобразное произношение и зачастую произносятся мягко;
  • разнообразие интонации.

Звуковая культура речи предусматривает верный подбор и произношение звуков, тренировку чёткой дикции и выразительности. Она подчиняется всем фонетическим и орфоэпическим правилам. В её структуре выделяются такие основные разделы:

  1. Культура речевого произношения — грамотное воспроизведение звуков и чёткая артикуляция, которая формируется на основе поставленного речевого дыхания и тренировки ого аппарата;
  2. Речевой слух — это комплекс из фонематического, ритмического и звуковысотного слухов.

Исходя из этого, в звуковой культуре речи эффективная работа должна проводиться по 2-м направлениям: развитие восприятия речи и речевого двигательного аппарата. В воспитательном процессе особое внимание должно быть уделено постановке орфоэпически правильной речи, её отчетливости и выразительности. В целом культура речевого общения должна рассматриваться частью этикета.

Культура общения

Для нормального существования человеку необходимо общение. Оно пронизывает духовный мир, обеспечивает материальную деятельность и социальную адаптацию.

Проведение длительного времени в уединении или заточении — настоящее испытание. Общение — главная потребность человечества. Оно даёт истоки для воспроизводства, организации и выражения личности.

Коммуникативный голод смертельно вреден для младенцев.

Культура общения строится, исходя из следующих принципов:

  1. Инструментальный принцип — владение навыками, формами и приёмами общения для выражения мыслей и налаживания коммуникативного процесса;
  2. Принцип целесообразности — умение строить общение таким образом, чтобы достичь максимального эффекта в соответствии с личными и общественными целями;
  3. Этический принцип — умение разделять взгляды, уважать интересы собеседника, а не придерживаться лишь своего мнения и отстаивать исключительно свою позицию;
  4. Эстетический принцип — способность сосредоточения на общении, как на важном процессе, который нуждается в постоянном усовершенствовании и освоении новых форм.

Культура общения — это важный элемент общей культуры человека, которую нужно прививать с ранних лет, правильно воспитывать и всё время совершенствовать. У каждого человека в подсознании должен сформироваться идеальный образ, в соответствии с которым появится желание красиво изъясняться, правильно строить речь, культурно общаться.

Ключевые аспекты культуры речи

Культура речи имеет свои аспекты, которые помогают раскрыть её сущность. Основополагающими из них являются:

  1. Нормативный аспект;
  2. Этический аспект;
  3. Коммуникативный аспект.

Центральное место занимает нормативный аспект. Под нормой принято понимать совокупность правильных средств языка, которые выступают в качестве идеальных образцов. Она носит обязательный характер и затрагивает язык всесторонне. Ею предписываются правила, закреплённые системой языка в целом.

Этическая составляющая даёт обоснование слову в морально-нравственном разрезе. Речевой этикой устанавливаются правила общения в соответствии с моральными нормами и культурными традициями. К выражению мыслей предписываются такие требования, как ясность, чёткость и понятность.

Паритетность, являясь важнейшим этическим принципом, присутствует на разных стадиях разговора. При этом важное значение отводится взгляду, мимике, жестам и улыбке.

Сигналы внимания могут проявляться и через регулятивные реплики. Хороший собеседник может не только поддержать беседу, он способен предложить интересную тему и задать нужную тональность разговора.

Он умеет расположить к себе с первых минут общения.

Коммуникативный аспект, находясь в тесной связи с функцией языка, накладывает свои требования к качеству речевого взаимодействия. Высокая культура речи — это совокупность коммуникативных качеств, находящих отражение в сфере общения.

Следование языковым нормам является важным моментом, но не достаточным. Нужно уметь находить точные средства для выражения мыслей. При этом они должны быть выразительными, логичными и уместными для эффективного выполнения поставленных задач общения.

Коммуникативная целесообразность — важная теоретическая категория культуры речи.

Нормы культуры речи

Культура речи обязывает каждого индивида придерживаться определённых норм. Они нужны для того, чтобы сохранить целостность литературного языка и его понятность для всех носителей.

Главными нормами культуры речи являются:

  • Лексические нормы — правильное словоупотребление, не выходя за рамки литературного языка. Разницу между близкими по значению словами можно уяснить, обращаясь к словарям и справочникам. Соблюдение таких норм исключит лексические ошибки;
  • Грамматические нормы — словообразование, морфология и синтаксис. Они описаны в учебниках и грамматических справочниках;
  • Стилистические нормы — предписываются жанровыми законами и вытекают из особенностей функционального стиля. Эти нормы можно найти в толковом словаре, учебных пособиях по стилистике и речевой культуре. Примеры стилистических ошибок: лексическая недостаточность и избыточность, стилистическая неуместность, двусмысленность.

На письменную речь распространяются орфографические и пунктуационные нормы. Отдельно для устной речи устанавливаются нормы произношения, интонации и ударения. Соблюдение ключевых или второстепенных норм имеет большое влияние на качество культуры речи в целом. Малейшее их нарушение может сформировать неприятное впечатление у адресата. Слушатель легко отвлекается и речь «пролетает мимо ушей».

Культура письменной речи

Письмо можно рассматривать как самостоятельную систему коммуникативного процесса. Письменная речь охватывает статистическое пространство, а не временное. Это позволяет пишущему продумать свою речь, вернуться к написанному, исправить и перестроить текст, внести необходимые уточнения. На поиск формы подачи и эффективное выражение мысли может быть затрачено длительное время.

Культура письменной речи отражает мысли человека с помощью графических знаков. Изложение текста осуществляется посредством использования литературного языка. При необходимости могут быть задействованы технические термины, деловая лексика или разговорные обороты.

Как правило, такой культурой речи предусматривается высокий уровень образованности человека. Он должен умело использовать слова для:

  • построения сложных конструкций;
  • донесения тончайшего настроения;
  • воспроизведения интонации речи;
  • выражения эмоциональных оттенков передаваемой информации.

Обладая данными качествами и способностями, можно донести суть, передать нужное настроение и чувства любому слушателю. Мастерам этого дела под силу описать звучание музыки, отобразить оттенки красок, обрисовать природные явления и окунуть читателя в мир фантазии.

Культура речи современных детей

Культурный облик современного ребёнка далёк от идеала. Причиной нарушения речевой культуры детей является несоблюдение литературных норм и влияние со стороны искажённых языковых форм. Русский язык в информационном веке испытывает серьёзное давление, изменяясь до полной неузнаваемости.

В общении школьников или студентов преобладают жаргонизмы и слова-паразиты, повсеместно используются иностранные слова, даже если существует их конкретный аналог в русском языке. Речевой портрет ребёнка омрачён тёмными оттенками. Небрежность, усечённость и оскудение речи оказывают серьёзное влияние на деградацию целого поколения.

Культура речи современных детей представляет довольно пластичную среду, моментально реагирующую на все изменения, в том числе и неблагоприятные. Именно поэтому, состояние речевой культуры сегодня находится под пристальным вниманием. Предпринимаются меры против засорения речи, исходящей из уст детей. К сожалению, сейчас говорить на нормальном языке «не модно» среди молодёжи.

Формирование и воспитание культуры речи

Важнейшим интеллектуальным показателем человека и его культуры является речь. В целом для общества ценно, чтобы каждая личность стремилась к её усовершенствованию. Чем богаче и образнее речь, тем значительнее выглядит и ощущает себя человек.

Увы, далеко не во всех семьях уделяют достаточное внимание культурному общению. Каждому ребёнку необходимо донести, что речевая культура — это отражение духовной культуры человека. Красота и величие родного слова облагораживают чувства и приводят в порядок мысли.

Работа воспитателей и логопедов в детском саду и школе сосредоточена на исправлении произношения звуков и правильного словесного ударения. Этого недостаточно для формирования красивой и правильной речи.

Звуковая культура является лишь частью общей культуры речи. Занятия по звукопроизношению важны, но это лишь малая часть обширной науки. Школьная программа является продолжением формирования культуры речи у детей.

Здесь большое количество часов отводится как устной речи, так и письменной.

Воспитательный процесс всегда наиболее плодотворный, когда с детьми занимаются не только в школе, но и дома.

Родители на собственном примере должны показывать, что культура речевого общения украшает межличностные отношения и облегчает взаимопонимание.

Драгоценности богатейшей сокровищницы русского языка можно обрести с помощью живого слова, которое дети должны слышать от взрослых повседневно.

Источник: http://homeclass.ru/gramota/kultura-rechi.html

Основы культуры и украинской речи, Язык и культура речи в жизни профессионального коммуникатора, Коммуникативные признаки культуры речи – украинский язык профессиональной направленности библиотеки эка украинские учебникиів

Основы культуры речи

. План

121. Язык и культура речи в жизни профессионального коммуникатора

122. Коммуникативные признаки культуры речи

123 Коммуникативная профессиограмма специалиста

124. Словари в профессиональном речи. Роль словарей в повышении речевой культуры

125 Речевой этикет

1251. Понятие этикета

1252. Языковой, речевой и спилкувальний этикет

1253. Стандартные этикетные ситуации. Парадигма речевых формул

. Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры

. В. Сухомлинский

121 Язык и культура речи в жизни профессионального коммуникатора

Слово, язык – показатели общей культуры человека, его интеллекта, языковой культуры. По. В. Радчук,”слово – визитная карточка возраста, профессии, социального положения”человека.

Языковая культура шлифуется и совер юеться в процессе общения, в частности во время выполнения профессиональных обязанностей.

Она проявляется во владении профессиональным языком, умении выражаться правильно, точно, логично, искусно пользоваться я коммуникативно оправданными языковыми средствами в зависимости от цели и ситуации общения. Все эти критерии регламентирует лингвистическая наука – культура как- культура мови.

К какой бы сфере не относилось понятие”культура речи”, оно всегда представляет три основных аспекта: ортологических, коммуникативный и этический

Итак, культура речи – это отрасль языкознания, кодифицирующий нормы, стандарты репрезентации языковой системы. Она не только утверждает нормы литературного языка, но и пропагандирует их, обеспечивая стабильность и ре ивновагу каки.

Правильность речи – это базовое требование культуры речи, ее основа

Важно знать нормы украинского литературного языка лице, ежедневной практикой которого является деловое общение? ры, не умеет выражать свои мысли, допускает ошибки во время общения, обречена на коммуникативные неудачи. Особенно важно для всех специалистов овладеть нормами языка документов и устного делового общенияя.

Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Можно, не нарушая нормы украинского литературного языка, произвести негативное впечатление на собеседника

Язык имеет огромный запас языковых средств, которыми нужно пользоваться, учитывая ситуацию, сферу общения, статусные признаки собеседников. Все эти средства должны быть мобилизованы на достижение коммуне икативнои цели. Эти вопросы прежде составляют коммуникативный аспект культуры какви.

Этический аспект культуры речи изучает лингвистическая дисциплина – речевой этикет: типичные формулы приветствия, пожелания, приглашения, прощание. Немалое значение имеют и тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему.

Итак, высокую культуру речи специалиста определяет совершенное владение литературным языком, ее нормами в процессе речевой деятельности.

Важное значение для совершенствования культуры речи должна систематически не и целенаправленное практикования в речи – родного языка с сотрудниками, коллегами, знакомыми, приятелями, поскольку умения и навыки вырабатываются лишь в процессе речевой деятельностиі.

Культура речи – неотъемлемая составляющая общей культуры личности. Знание культурой речи – важное условие профессионального успеха и профессионального роста

122 Коммуникативные признаки культуры речи

Речевая культура личности во многом зависит от ее ориентированности на основные черты безупречного, образцового речи. Главными коммуникативными признаками (критериями) культуры речи являются: правильность, содержательность, логичность, богатство, точность, выразительность, уместность и целесообразность

Правильность – определяющий признак культуры речи, состоящая в соответствии его литературным нормам, действующим в языковой системе (орфоэпические, орфографические, лексическим, морфологическим, синтаксическим м, стилистическим, пунктуационным, словообразовательное.

Содержательность предполагает глубокое осознание темы и главной мысли высказывания, подробное ознакомление с имеющейся информацией по этой теме, разностороннее и полное раскрытие темы, избежание излишнего содержательной тивность тесно связана с таким признаком, как лаконичность, которую представляет крылатое выражение:”Говорите так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторносторо”.

Важным критерием безупречности речи является его последовательность, то есть логичность. Чтобы изложение мыслей был последовательным (логическим), прежде всего надо составить план или тезисы высказывания, в которых была бы внутр ние закономерность, последовательность, мотивированность, соответствующие законам логики.

Причины логических ошибок:

o тавтология: моя автобиография, защитный иммунитет, высказать свое мнение;

o сочетание логически несовместимых слов: убийственно щедрый, страшно красивый;

o нарушение порядка слов в предложении:. Гнев приводит боль (или. Боль приводит гнев);

o неправильное употребление производных союзов украинского языка: не столько, сколько (надо не так, как) чем, тем (надо что то), в то время как (надо тогда как):

1. Страшные не столько процессы, сколько провокации (правильно:. Не так страшны протесты, как провокации)

2. Чем дальше, тем хуже (правильно:. Чем дальше, тем хуже)

3. Правительство Украины пытается преодолеть кризис, в то время как его оппоненты усложняют эту проблему (правильно:. Правительство Украины пытается преодолеть кризис, тогда как оппоненты усложняют эту проблему);

o ошибочное сочетание глагольных связь украинского языка составляет и представляет собой образуя связи представляет собой вместо являются [составляет):. Реформа представляет собой часть государственного процесса (правильно:. Реформа является частью государственного процесса. Реформа составляет часть государственного проц процесса).

o употребление пассивных конструкций, в состав которых входят глаголы на-ся, вместо активных конструкций:. Президент избирается народом (правильно:. Народ избирает. Президента)

Можно продолжать перечень логических ошибок, возникающих вследствие нарушения хронологической точности, не разграничением конкретного и абстрактного понятий, расширением и сужением понятий, неуместным выб бором синтаксических конструкций и т.п.. Большинство таких ошибок имеют логическое основание, поэтому язык надо изучать на протяжении всей жизни Логичность речи находится в тесной связи с точностьютю.

Точность во многом зависит от глубины знаний и эрудиции личности, а также от активного словарного запаса. Выражая свои мысли, следует подбирать слова, которые наиболее соответствуют содержанию, с частности следует пользоваться словарем синонимов, толковый словарь тощо.

Следовательно, точность -“это внимательное отношение к языку, правильный выбор слова, знание оттенков значений слов-синонимов, правильное употребление фразеологизмов, крылатых выражений, четкость синтаксически. Смыслов вых связей между членами предложенийчень” 11.

Богатство речи предполагает послуговування самыми языковыми средствами выражения мнения в рамках соответствующего стиля.

Лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические, стилистические ресурсы как вы являетесь источником богатства, разнообразия речи.

Как можно полнее надо использовать эмоционально-образную лексику, устойчивые выражения, разнообразить свою речь синонимами, фразеологизмамми.

Выраженность речи достигается выделением важнейших мест своего высказывания, раскрытием собственного отношения к предмету речи. С этой целью следует применять выразительные средства звукового м речи: логическое ударение, паузы, дикцию, интонационную выразительность и технические факторы выразительности: дыхание, темп, мимику, жести.

Уместность и целесообразность зависит прежде всего от того, насколько полно и глубоко человек оценивает ситуацию общения, интересы, состояние, настроение адресата. А еще нужно избегать того, что могло бы поразить, вызы икаты раздражение у собеседника, указывать на ошибки собеседника в тактичной формі.

Все названные коммуникативные признаки (критерии”) культуры речи тесно связаны между собой, и усваивать их надо в целом. Высокая культура речи – существенный показатель общей культуры и ее большая пер рспектива. С нее начинается карьерный рост личностиистості.

Источник: http://uchebnikirus.com/documentovedenie/ukrayinska_mova_za_profesiynim_spryamuvannyam_-_shevchuk_sv/osnovi_kulturi_iukrayinskoyi_movi.htm

ovdmitjb

Add comment