Основы социальной информатики (стр. 1 из 14)
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Социальная информатика: предмет и задачи курса
Человечествонеотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и еедоля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
– если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
– если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1].
Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз.
Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
– быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
– превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
– возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) [2].
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].
Занятость
в ведущей отрасли
50% 1 2 3 4
…
время
1- материальном производстве (индустриальное общество),
2- сфере услуг (постиндустриальное общество),
3- сфере информационных услуг (информационное общество),
4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже.
Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам – “социалистическое”, ”коммунистическое” общество.
Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.
Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.
Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”[4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
– медиатизацию[1] – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
– компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
– интеллектуализацию – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Специалистами отмечается[5], что , к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники.
Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие , качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и процессов.
Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль – дело не столько в концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация – спутник демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И. Ракитова[6] общество считается информационным, если:
– любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
– в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
– имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
– происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
– происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
– технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
– гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий “информатизация” и“компьютеризация” носят как объективный, так и субъективный характер.
Объективно развитие новой техники вообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет “агрессивный” характер.
Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденты.
Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики – знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами – фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения.
Если вы берете что-то у природы – вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа – порождаются конфликты и войны.
Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания – порождают знания”).
Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:
– создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;
Источник: https://mirznanii.com/a/308551/osnovy-sotsialnoy-informatiki
Основы социальной информатики (2 часа)
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Требования к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия информация.
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
Уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | Сроки |
Компьютерные технологии представленияинформации (7 часов) | ||||
Инструктажпо ТБ. Двоичное представление информации (числовой). Системы счисления. | Устный опрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Тестирование | |||
Записьчисел в различных системах счисления. | ||||
Переводчисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. | ||||
Компьютерноепредставление целых и вещественных чисел. | ||||
П/рПредставление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. | ||||
Двоичноепредставление информации (графическая и звуковая информация). | ||||
Решениезадач и выполнение практических заданий на кодирование информации. | ||||
Средства и технологии создания ипреобразования информационных объектов (12 часов) | ||||
П/рТекст как информационный объект. | Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Тестирование | |||
Автоматизированныесредства и технологии организации текста. | ||||
П/рОсновные приемы преобразования текстов | ||||
П/рГипертекстовое представление информации. | ||||
Динамические(электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологииработы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. | ||||
П/рОсновные способы представления математических зависимостей между данными. | ||||
П/рИспользование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примерезадач из различных предметных областей). | ||||
Графическиеинформационные объекты. | ||||
Средстваи технологии работы с графикой. | ||||
П/рСоздание и редактирование графических информационных объектов средствамиграфических редакторов. | ||||
П/рСоздание и редактирование графических информационных объектов средствамисистем презентационной и анимационной графики. | ||||
Созданиеи редактирование графических информационных объектов средствами системпрезентационной и анимационной графики. | ||||
Средства и технологии обменаинформацией с помощью компьютерных сетей(сетевые технологии) (10 часов) | ||||
Локальныеи глобальные компьютерные сети. | Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Тестирование | |||
Аппаратныеи программные средства организации компьютерных сетей. | ||||
П/рАппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. | ||||
П/рИнформационные услуги Интернета. | ||||
П/рПоисковые информационные системы. | ||||
П/рОрганизация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. | ||||
Знакомствос инструментальными средствами создания веб-сайтов. Этапы разработки сайта. | ||||
П/рФорматирование текста и размещение графики. | ||||
П/рСтруктура и дизайн сайта. | ||||
Тестированиеи публикация сайта. | ||||
Основы социальной информатики (2 часа) | ||||
Основныеэтапы становления информационного общества. | Устныйопрос Самостоятельнаяработа | |||
Этическиеи правовые нормы информационной деятельности человека. | ||||
Повторение изученного в 10-11классах | ||||
Повторение.Информационные технологии. | Устныйопрос Самостоятельнаяработа | |||
Повторение.Телекоммуникации | ||||
Итоговоетестирование за курс 10-11 класса. | Тестирование |
:
Источник: http://csaa.ru/osnovy-socialnoj-informatiki-2-chasa/
Основы социальной информатики
| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Основы социальной информатики
1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.
2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.
3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.
4. Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.
5. Приведите примеры, которые отражают процесс информатизации.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.
3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.
4. Что определяет индустриальное общество?
5. Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?
6. Как вы представляете информационное общество?
7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.
8. В чем состоит суть процесса информатизации?
9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?
10. Что определяет пятую информационную революцию?
Задания
1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Контрольные вопросы
1. Что такое информационная среда?
2. Как проявляется информационная безопасность: а) человека; б) страны; в) компьютера;
г) локальной сети?
3. Каким объектам следует обеспечить информационную безопасность?
4. Что такое информационная угроза?
5. Какие внешние информационные угрозы следует учесть при разработке мер информационной безопасности в России?
6. Какие внутренние информационные угрозы следует учесть при разработке мер информационной безопасности в России?
7. Какие вы знаете преднамеренные информационные угрозы? Приведите примеры.
8. Какие вы знаете случайные информационные угрозы? Приведите примеры.
10. В чем состоит основная цель информационной безопасности при решении управленческих задач?
11. В чем состоит основная цель информационной безопасности компании, специализирующейся на оказании информационных услуг?
12. В чем состоит основная цель информационной безопасности в коммерческой деятельности?
13. В чем состоит основная цель информационной безопасности в банковской деятельности?
14. Что такое политика безопасности?
15. Какие методы защиты информации от преднамеренных информационных угроз вы знаете?
16. Какие методы защиты информации от случайных информационных угроз вы знаете?
Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_11/informatika_materialy_zanytii_11_09.html
Реферат: Основы социальной информатики
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Add comment