Kievuz

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Основы социальной информатики (стр. 1 из 14)

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Социальная информатика: предмет и задачи курса

Человечествонеотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и еедоля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.

Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

– если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

– если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.

Закон экспоненциального роста объема знаний.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1].

Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз.

Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

– быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;

– превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

– возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) [2].

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].

Занятость

в ведущей отрасли

50% 1 2 3 4

время

1- материальном производстве (индустриальное общество),

2- сфере услуг (постиндустриальное общество),

3- сфере информационных услуг (информационное общество),

4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.

Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже.

Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам – “социалистическое”, ”коммунистическое” общество.

Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”[4].

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

– медиатизацию[1] – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

– компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также

– интеллектуализацию – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Специалистами отмечается[5], что , к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники.

Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие , качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и процессов.

Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль – дело не столько в концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация – спутник демократизации и невозможна без нее.

Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.

Что же такое информационное общество? Каков его образ?

Например, по мнению А.И. Ракитова[6] общество считается информационным, если:

– любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

– в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

– имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

– происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

– происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

– технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

– гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий “информатизация” и“компьютеризация” носят как объективный, так и субъективный характер.

Объективно развитие новой техники вообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет “агрессивный” характер.

Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденты.

Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики – знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами – фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения.

Если вы берете что-то у природы – вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа – порождаются конфликты и войны.

Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания – порождают знания”).

Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:

– создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

Источник: https://mirznanii.com/a/308551/osnovy-sotsialnoy-informatiki

Основы социальной информатики (2 часа)

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия информация.

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

Уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№ урока Тема урока Кол-во часов Формы контроля Сроки
Компьютерные технологии представленияинформации (7 часов)
Инструктажпо ТБ. Двоичное представление информации (числовой). Системы счисления. Устный опрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Тестирование
Записьчисел в различных системах счисления.
Переводчисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.
Компьютерноепредставление целых и вещественных чисел.
П/рПредставление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Двоичноепредставление информации (графическая и звуковая информация).
Решениезадач и выполнение практических заданий на кодирование информации.
Средства и технологии создания ипреобразования информационных объектов (12 часов)
П/рТекст как информационный объект. Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Тестирование
Автоматизированныесредства и технологии организации текста.
П/рОсновные приемы преобразования текстов
П/рГипертекстовое представление информации.
Динамические(электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологииработы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.
П/рОсновные способы представления математических зависимостей между данными.
П/рИспользование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примерезадач из различных предметных областей).
Графическиеинформационные объекты.
Средстваи технологии работы с графикой.
П/рСоздание и редактирование графических информационных объектов средствамиграфических редакторов.
П/рСоздание и редактирование графических информационных объектов средствамисистем презентационной и анимационной графики.
Созданиеи редактирование графических информационных объектов средствами системпрезентационной и анимационной графики.
Средства и технологии обменаинформацией с помощью компьютерных сетей(сетевые технологии) (10 часов)
Локальныеи глобальные компьютерные сети. Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Тестирование
Аппаратныеи программные средства организации компьютерных сетей.
П/рАппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
П/рИнформационные услуги Интернета.
П/рПоисковые информационные системы.
П/рОрганизация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Знакомствос инструментальными средствами создания веб-сайтов. Этапы разработки сайта.
П/рФорматирование текста и размещение графики.
П/рСтруктура и дизайн сайта.
Тестированиеи публикация сайта.
Основы социальной информатики (2 часа)
Основныеэтапы становления информационного общества. Устныйопрос Самостоятельнаяработа
Этическиеи правовые нормы информационной деятельности человека.
Повторение изученного в 10-11классах
Повторение.Информационные технологии. Устныйопрос Самостоятельнаяработа
Повторение.Телекоммуникации
Итоговоетестирование за курс 10-11 класса. Тестирование

:

Источник: http://csaa.ru/osnovy-socialnoj-informatiki-2-chasa/

Основы социальной информатики

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Основы социальной информатики

1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.

4. Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.

5. Приведите примеры, которые отражают процесс информатизации.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?

6. Как вы представляете информационное общество?

7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

8. В чем состоит суть процесса информатизации?

9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

10. Что определяет пятую информационную революцию?

Задания

1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.

2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».

3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Контрольные вопросы

1. Что такое информационная среда?

2. Как проявляется информационная безопасность: а) человека; б) страны; в) компьютера;

г) локальной сети?

3. Каким объектам следует обеспечить информационную безопасность?

4. Что такое информационная угроза?

5. Какие внешние информационные угрозы следует учесть при разработке мер информационной безопасности в России?

6. Какие внутренние информационные угрозы следует учесть при разработке мер информационной безопасности в России?

7. Какие вы знаете преднамеренные информационные угрозы? Приведите примеры.

8. Какие вы знаете случайные информационные угрозы? Приведите примеры.

9. В чем состоит основная цель информационной безопасности при решении прикладных задач пользователя?

10. В чем состоит основная цель информационной безопасности при решении управленческих задач?

11. В чем состоит основная цель информационной безопасности компании, специализирующейся на оказании информационных услуг?

12. В чем состоит основная цель информационной безопасности в коммерческой деятельности?

13. В чем состоит основная цель информационной безопасности в банковской деятельности?

14. Что такое политика безопасности?

15. Какие методы защиты информации от преднамеренных информационных угроз вы знаете?

16. Какие методы защиты информации от случайных информационных угроз вы знаете?

Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_11/informatika_materialy_zanytii_11_09.html

Реферат: Основы социальной информатики

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

ovdmitjb

Add comment