Kievuz

ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Содержание

Статья

ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

УДК 364.4-053.2 ББК 74.66

Статья авторская. Любое копирование заперещено.

И.А. Куликова,

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям социальной работы в общеобразовательных учреждениях, проблемам, стоящим перед специалистами социально-психологической службы, и путям их решения.

Ключевые слова: школа, социальный педагог, цель социальной работы в школе, ученик, помощь, проблема, решение.

I. A. Kulikova,Arctic Murmanskstate University”Murmansk, Russia

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF SOCIAL WORK
IN HIGH SCHOOL

Abstract. This article deals with the peculiarities of social work in educational institutions, the challenges facing social-psychological services, and solutions.Key words: school, social worker, the purpose of social work in the school, the student, assistance, problem, solution.

Зная проблематику современной российской школы, можно выделить цели социальной работы именно в школе: устранение и преодоление специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей; помощь учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации; ознакомление учащихся с перспективами, общественными запросами, социальными ролями; обучение критическому восприятию; работа по профессиональной ориентации обучающихся; участие в педагогическом разрешении конфликтных ситуаций1. При этом эффективность социальной работы зависит от степени вовлечённости в социальную работу различных специалистов (социальные педагоги, психологи, классные воспитатели, заместители директоров по воспитательной работе, специалисты центров гражданского и патриотического воспитания и пр.)

Статья авторская. Любое копирование заперещено.

Какие же проблемы можно увидеть в «сфере детства»? К сожалению, мы констатируем негативную динамику: в демографических процессах прослеживаются неблагоприятные тенденции, детская смертность уменьшается малыми шагами; мы наблюдаем ухудшение питания детей (и, как следствие, их здоровья), досуга, бытовых условий. Увеличиваются показатели детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, жестокости, детского алкоголизма2

Школа же является главным центром, обеспечивающим социальную и духовную зрелость подрастающего поколения, и социальная работа в школе важная и актуальная как никогда, строится на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы.

В настоящее время у социального педагога существует профессиональная потребность как в умении создавать и обосновыватьсоциально-психологические и воспитательные технологии, способствующие становлению личности школьника, так и в знании базовых диагностических методик изучения личности и коллектива.

Воспитание и социальная работа в общеобразовательных учреждениях реализуется в трех взаимосвязанных (и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия) субъектах процесса: организация социального опыта обучающихся, их образование, оказание индивидуальной помощи.

Совершенствование личности подростка диктуется все большим возрастанием роли социальной значимости человека в современном обществе.

Многочисленные исследования образовательных потребностей, ценностных ориентиров, установок обучающихся, анализ удовлетворённости выпускников и родителей образовательными услугамивыявили основные проблемы социальной работы в школе: 12% выпускников социально не адаптированы,система воспитания нацелена на «среднего» ученика, мотивация учеников старших классов направлена на избегание неудач, 26% выпускников имеют неадекватную самооценку (16% – завышенную, 10% – заниженную), 33% выпускников на момент получения аттестата не имеют чёткой ориентированности на будущую профессию, 31% выпускников слабо представляют, что они будут делать во взрослой жизни (чем заниматься, как строить свой быт, досуг, отношения с друзьями и коллегами)3.

Статья авторская. Любое копирование заперещено.

Несмотря на довольно разнообразные формы и методы социальной работы, социально-психологической службе средней школы предстоит решить множество задач, направленных на достижение собственно цели социальной работы (гармонично развитая личность человека, который успешно социализирован: способен конструктивно общаться, жить и работать в обществе, принимать решения, развиваться), а именно:

  • решать задачи социальной адаптации выпускников школы;
  • стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого подростка в соответствие с его индивидуальностью;
  • разработать действенную систему формирования положительной самооценки;
  • формировать жизненное и профессиональное самоопределение подростка;
  • развивать и укреплять взаимодействие с семьёй обучающихся.

Необходима также трансляция социально-педагогического опыта, тесное сотрудничество всех субъектов, причастных к воспитанию человека. Нужно говорить о единстве педагогических требований, о единой направленности воспитания, а это возможно лишь тогда, когда родители, социальные заказчики образования, будут единомышленниками с учителями, а учителя станут друзьями ученикам.

Для формирования социально активной и законопослушной личности необходимо решить следующие задачи:

  • воспитывать потребность здорового образа жизни (это сделать непросто, так как данные аспект воспитывается, в основном, личным примером, а в школах повсеместно мы видим нездоровых учителей);
  • привлекать к социально значимой деятельности;
  • разнообразить формы работы по профориентации.

Подводя итоги, можно сказать, что при правильной организации социальной работы в школе (целеполагание, инструментарий, сотрудничество со школьной администрацией, учениками и родителями, грамотные кадры) педагоги способны оказатьреальную, квалифицированную, всестороннюю и своевременную помощь детям в различных аспектах их развития и сохранности их здоровья

Литература:

  1. Казаков, Ю.Н. Инструментарий социальных технологий (психологические аспекты): Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998. – 100 с.

  2. Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 208 с.

  3. Основы социальной работы: Учебник для вузов /Авт. П.Д. Павленок, А.А. Акмалова, В.П. Алферов и др.; Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 393 с.

  4. Социальная политика: Учебник /Под общ.ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 736с.

  5. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб.пособие / под ред. А.А.Козлова. – М. : КНОРУС, 2005. – 368 с.

  6. Тетерский,   С. В. Введение в социальную работу : учеб. пособие / С. В. Тетерский . – М. : Академический Проект, 2006. – 496 с.

  7. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе : учеб.пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. – М. : Дашков и К°, 2009. – 236 с.

1Основы социальной работы: Учебник для вузов /Авт. П.Д. Павленок, А.А. Акмалова, В.П. Алферов и др.; Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2002. –С. 393

2Социальная политика: Учебник /Под общ.ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – С. 73

3Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе : учеб.пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. – М. : Дашков и К°, 2009. –С. 23

4Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб.пособие / под ред. А.А.Козлова. – М. : КНОРУС, 2005. – С. 68

Источник: https://infourok.ru/statya-problemi-organizacii-socialnoy-raboti-v-sredney-shkole-1648525.html

3700 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – Страница 3

ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Страница 3 из 6

Социальная работа в сфере образования определяется целым рядом нормативно-правовых документов и прежде всего Законом РФ

” Об обра­зовании” (1992 г.) и Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (новая редакция Закона от 13 января 1996 г.) в разделе 2 “Право на образо­вание” (ст. “Государственные гарантии прав граждан Российской Фе­дерации в области образования”) записано:

“…

государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплат­ность начального, общего, основного общего, среднего (полного) об­щего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые…” (п. 3);

“…

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет рас­ходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и ис­точники устанавливаются федеральным законом…” (п.5);

“…

Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе пос­редством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются правительством РФ…” (п.6).

Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом обра­зовательном уровне: при получении индивидом основного общего об­разования (1-9 кл.); среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском профессиональном образо­вании.

“Федеральный закон “О высшем и послевузовском образовании” (1996 г.) предоставляет специалистам по социальной работе возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий обра­зовательный уровень.

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, специалист по социальной работе должен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная по­мощь носит адресный характер); в какой именно части право человека оказалось ущемленным.

Специалисту по социальной работе приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не нахо­дят законной реализации и при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.

Социальная работа в сфере образования сводится в основном к решению задачи наиболее полного удовлетворения потребностей на­селения в разнообразных образовательных услугах. Деятельность спе­циалиста по социальной работе заключается в последовательном про­ведении человека, испытывающего нужду, через все этапы процесса оказания ему социальной помощи.

Этот совместно проделанный путь от нужды к самообеспечению становится для клиента конструктивной частью жизненного опыта.

В обязанности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, школьного учителя, преподавателя вуза такая деятельность не входит, даже если они и осведомлены о нуждах своих учеников, заниматься разрешением их житейских проблем назван­ные работники сферы образования не обязаны.

Следовательно, без ин­теграции целей и задач образования и социальной работы; а также без координации усилий специалистов обоих социальных институтов вряд ли возможно достижение социального благополучия в России. Другими словами, одним из путей достижения социального благополу­чия в России является интеграция целей и задач социальной работы и современного образования.

Основными функциями специалиста по социальной работе в отличие от учителя и социального педагога являются следующие:

–        диагностическая (постановка социального диагноза “заболевания” клиента, семьи или группы);

–        терапевтическая (определение возможных средств “лечения”: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.);

–        диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);

–        информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативно­сти социального «вмешательства» и вместе с тем обеспечение клиен­тов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  1. Роль и место специалиста по социальной работе в образовании.
  2. Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования, среднего специального образования, в высших учебных заведениях.
  3. Особенности, формы и методы социальной работы в общеобразовательной школе.
  4. Социальная работа в специальных образовательных учреждениях.
  5. Зарубежный опыт организации социальной работы в сфере образования.

Дополнительные вопросы и задания к семинарским занятиям

  1. В чем заключается специфика социальной работы в системе образования?
  2. Каковы функции социального работника в школе?
  3. Каковы функции социального работника в вузах?
  4. Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков.

  5. В чем состоит социальная значимость социального образования?
  6. Каковы специфически явные функции специального образования?
  7. Специфика учебных занятий с детьми, находящимися на лечении в больничных стационарах.

    В чем суть лечебной педагогики?

  8. Каковы социальные задачи домов детского творчества?
  9. Постройте структурно-логическую схему взаимосвязей дома детского творчества и других учреждений и предприятий среднего по населению города.

  10. Разработайте сценарий внеурочной беседы с ребенком, находящимся на лечении в туберкулезном отделении больницы.
  11. Изучите опыт работы центров творческого воспитания (например, Центров эстетического воспитания и т.п.).
  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.М.,1998.

  2. Образование в мире на пороге XXI века. М.,1991.
  3. Саймон Б. Общество и образование. М.,1994.
  4. Социальная политика и проблемы подготовки кадров: Материалы межвузовской конференции, 26-27 февраля 1998 г. М.,1999.

  5. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М.,1992.
  6. Теория и практика социальной работы: Методические материалы // Отв.ред. А.М. Панова, Е.И. Холостова. М., 1997.
  7. Философско-психологические проблемы развития образования // Под ред. В.В. Давыдова. М.,1994.

Тема 5. Социальная работа в системе здравоохранения

СР в системе здравоохранения во многом определяется социальной политикой в области здравоохранения. Последняя определяется сос­тоянием здоровья населения России, которое в последние 5 лет пос­тоянно ухудшается. Это обусловлено следующими причинами [2]:

–     ростом в 3,5 раза насильственных и неестественных причин смерти (убийства, самоубийства, дорожно-транспортных происшествий и др.) в основном за счет трудоспособного населения;

–     значительным уровнем социально опасных и социально значимых заболеваний, как то: инфекционные болезни, туберкулез, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, венерические болезни (заболеваемость сифилисом возросла в 35 раз, СПИДом в 15 раз, туберкулезом в 1,5 раза, уровень наркомании вырос в 5 раз);

–     ростом числа хронических заболеваний (болезни органов кровообращения выросли в 2 раза);

–     недостаточным уровнем охраны материнства и детства (заболеваемость новорожденных возросла в 1,6 раза, ухудшилось общее состояние здоровья детей).

Практически здоровые люди составляют в России лишь 20 % населе­ния, больные в состоянии компенсации 30 %, а в состоянии декомпен­сации 50 %. Эти показатели свидетельствуют об относительно невысо­кой эффективности системы профилактики и актуальности ее реструк­туризации. Переходный период 90-х гг.

вызвал серьезные трудности в осуществлении профилактики заболеваний, особенно в укреплении здоровья населения. Здравоохранение в Российской Федерации тради­ционно ориентировано не на профилактику, а на лечение заболеваний: от 70 до 80 % выделяемых ресурсов в здравоохранении идет на стацио­нарный (госпитальный) сектор.

Существующая система первичного здравоохранения не поддерживает развития профилактики и укрепления здоровья.

Отсюда следует вывод о необходимости развития профилактической медицины, в которой социальные работники должны играть не ме­нее важную роль, чем медицинские. Выполняемая ими медико-социаль­ная работа должна быть направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Существуют два типа медико-социальной ра­боты: патогенетический и профилактический.

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя меро­приятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях меди­цины и здравоохранения.

Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведе­ние мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирова­нию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Источник: http://metods-rgrtu.ru/index.php/mets-3700-3799/97-3700------?start=2

Организация социального воспитания в школе

ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Социальное воспитание — это воспитание ребенка путем создания условий для его полноценного развития, духовной ориентации. Оно основано на вовлечении его в общественно значимую жизнь.

Значение социального воспитания

Социализация — постепенное становление человека через усвоение культурных, общественных ценностей, взаимодействия с многочисленными институтами (семья, школа, социум) с ранних этапов жизни. Протекает она только при взаимодействии с остальными членами общества: сверстниками, родителями, педагогами, влияющими на формирование сознания, мировосприятия ребенка.

Социальное воспитание в школе — целенаправленная работа по формированию главных качеств личности, связанная с обучением, психологическими особенностями, самообразованием. Это процесс, включающий все средства педагогической деятельности. В результате формируются способности, образцы поведения, ценные для общества.

Социальное воспитание состоит из нескольких направлений:

  • Обеспечение социального опыта — создание условий для быта, отдыха, помощь в вопросах взаимодействия с коллективом, самостоятельной деятельности. Опыт — умения, навыки, знания, нормы, ценностные установки, необходимые для полноценной самостоятельной жизни;
  • Образование — обучение, просвещение, пропаганда культурных, нравственных ценностей;
  • Оказание индивидуальной помощи в культурных, познавательных, нравственных, личностных вопросах.

Школа — искусственно созданная воспитательная среда

Среда — окружение ребенка. Для полноценного развития среду нужно организовать. Часто используется термин “воспитательная среда” — организованная среда, в которой благодаря педагогам создаются условия, не допускающие влияния отрицательных факторов.

Школьная среда способна избирательно передавать воспитуемому основные принципы и правила общества. Возможности школьных коллективов не одинаковы. Они зависят от микроклимата ученического и преподавательского коллектива, профессионализма работников, характера деятельности.

Детский коллектив объединяет учащихся. Ребенок обогащается опытом других детей, педагогов. В период учебы школьная среда ребенка — основная среда его обитания.

Организованный коллектив помогает ребенку полноценно развиваться как социально активной личности, обладающей познавательными, творческими способностями, навыками самостоятельности. Ребенок находит признание, поддержку, учится защищать интересы, жизненную позицию.

Оптимальным воздействие воспитательной среды школы становится тогда, когда имеется общий план развития, когда каждый занят в коллективных делах.

Тогда коллектив становится воспитательной средой, работа которой направлена на развитие конкретных, полезных для общества установок, ценностей.

Школа как институт социального воспитания

Социальное воспитание в современной школе — главный элемент социализации человека. Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

  Развитие личности и воспитание

Современная школа — единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

Школа — действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время;
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
  • Учреждение образования — открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
  • Школа обладает автономией;
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
  • Сочетание традиций и инноваций;
  • Статус ученика временный;
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа — транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
  • Коллектив взрослых — педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
  • Школьное сообщество — ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию).

Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию, усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения.

Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
  • Возрастной. Зависит от возраста;
  • Гендерный. Учет различий по полу;
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.

  Социализация личности и воспитательный процесс

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст — оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
  • 5-6 класс — лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа — небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Люди, при взаимодействии с которыми протекает социализация, называются агентами. В школе такими агентами являются учителя. Особую роль выделяется работникам социально-педагогической, психологической службы.

Педагог-психолог, социальный педагог согласно должностных обязанностей должны способствовать успешному процессу социализации учащихся.

Применяемые технологии позволяют менее болезненно с учетом всех особенностей учащихся содействовать успешному воспитанию.

В рамках своей работы социальный педагог выполняет все возложенные на него обязанности по социализации, успешной адаптации учащихся:

  • осуществляет диагностику, профилактику, коррекцию, просвещение,
  • проводит работу с детьми, родителями, педагогами и социумом,
  • содействует процессу социализации всех детей, независимо от их семейного положения, состояния здоровья, статуса и других характеристик.

Школа объединяет элементы социального воспитания, что позволяет ей стать успешным институтом социализации. Школьному образованию всегда уделялось внимание во всех странах в разные периоды истории. Только она с поддержкой других институтов способна создать полноценного члена общества и гражданина своей страны.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/v-shkole

Социальная работа в школе (стр. 1 из 9)

ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы работы социального педагога в школе

1.1 Особенности социальной работы в образовательном учреждении

1.2 Сущность работы социального педагога в образовательном учреждении

1.3 Функции, методы и формы социальной работы в школе

1.4 Учреждения социального обслуживания, профилактики и реабилитации семьи и детей

Глава II. Анализ работы социального педагога моу “сош № 5” города лянтор

2.1 Социально-воспитательное направление работы социального педагога школы №5

2.2 Адаптация и социализация детей из семей мигрантов

2.3 Модель организации социокультурного пространства МОУ “ЛСОШ №5”

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Социальная работа в системе образования – важнейшая составная часть пространства социальной работы.

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях.

Образование выполняет очень важную функцию – развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

Актуальность темы исследования обозначена тем, что в нашей стране вопрос социальной работы стоит еще пока не на должной высоте. В первую очередь проблемы очень сильно отражаются на детях. Очень важна социальная работа в школе.

Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формировании личности.

В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Социально-экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы молодежи, требует пристального внимания. Потом в общеобразовательных школах появился социальный педагог, на плечи которого легло много сложных проблем.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей.

Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана.

Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

к внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья. [1]

Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Объектом данного исследования является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом – формы, содержание, методы и технологии работы социального педагога.

Цель исследования – представить опыт работы социального педагога в школе.

Задачи исследования:

1. разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога;

2. установить каким должно быть направление работы социального педагога, какие методы будут применяться;

3. изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога;

4. исследовать опыт совместной работы школы и социальных институтов общества.

В ходе исследования использовались следующие методы: изучение школьной документации, беседа с социальным педагогом, рассмотрение личных дел, присутствие на беседе социального педагога со своими подопечными.

Базой проведения исследования являлась МОУ “Средняя общеобразовательная школа №5” города Лянтора.

1.1 Особенности социальной работы в образовательном учреждении

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия “социальный педагог” появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад.

Социальный педагог – призван объединять усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей.

Социальный работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимся в жизни.

Его главная цель – улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.

И социальный работник, и социальный педагог в системе образования способствует более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции.

В настоящее время введение ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база.

В соответствии со статьей 55 закона “Об образовании” ставка социального педагога – организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г.

№ 1052). Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции.

Так в законе “Об образовании” (1992г) и Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (новая редакция закона от 13 января 1996г) в разделе 2 “Право на образование” (ст.5 “Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования”) записано:

“…государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые…” (п.3);

“…В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения им образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.” (п.5);

“…Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством представления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендий устанавливаются правительством РФ…” (п.6).

Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования. [2]

Федеральный закон “О высшем и послевузовском образовании” (1996 г) предоставляет социальному работнику возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.

Социальный работник должен быть хорошо осведомлен в ряде вопросов:

Он обязан знать, что является образовательным учреждением – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание, и воспитание обучающихся воспитанников”;

Какими могут быть формы учреждений: “образовательные учреждения по своим организационно правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений))”;

На все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства (“действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности”).

Источник: https://mirznanii.com/a/175931/sotsialnaya-rabota-v-shkole

ovdmitjb

Add comment