Kievuz

особенности традиционной культуры

Традиционная культура — понятие, черты, примеры

особенности традиционной культуры

Традиционная культура – это понятие, которое на данном этапе не считается строгой категорией науки (культурология),

а поскольку оно и не обладает необходимыми четкими атрибутивными контурами, постольку и не представляет собой отдельного феномена, подходящего для специального теоретического изучения.

В обиходе традиционным типом культуры принято именовать особый вид культуры отдельных обществ (стран, народов), в которых:

Традиционная культура -обыденное понимание

  • Не прошли модернизационные процессы
  • Либо эти процессы замедлены

Обычно данным термином определяют страны или сообщества, относящиеся к уровню своего развития:

Традиционная культура — определение

  • Аграрному
  • Первобытному (поздняя форма)

Иными словами, под традиционной культурой подразумеваются все общества с зафиксированной в них доиндустриальной формой организации.

Однако этот тип может наблюдаться  и в культурах более развитых стран в качестве отдельных элементов  или феноменов архаики, проявляющихся в:

Традиционная культура — проявления

  • Ментальности
  • Традициях (обычаях, нравах, праздниках и т.д.)
  • Языковых выражениях
  • Религиозных комплексах выражения

Существует и обратная позиция, когда традиционная культура вбирает в себя элементы более прогрессивных цивилизационных составляющих. Таковыми могут быть названы элементы СМИ, вооружений, отраслей особого высокого дохода.

Как пример, это страны Саудовской Аравии, Ирана. Очевидно, что интегрированные в их культуру элементы более высокого уровня цивилизации не меняют в них основных устоев и механизмов присутствующих там традиционных культур.

Поэтому справедливым будет и такое определение данного культурного типа (традиционная культура) — это общества с преобладанием и даже фактическим доминированием архаичных форм образа жизни и всей общественной структуры над формами и чертами пост- или индустриального типа, то есть над модернизированными.

Признаки и черты культуры традиционного типа

К основным здесь относят следующие:

Признаки и черты культуры традиционного типа

  • Научное, образовательное развитие – низкое
  • Наукоемкие сферы – не развиваются
  • Технологии – экстенсивные
  • Разделение труда и дифференциация специализаций – низкая
  • Отсутствие национальных квалифицированных кадров, как следствие, большое число иностранных
  • Общественные институты гражданского общества – могут отсутствовать или имитироваться
  • Ограничения по сословным, религиозным или этническим признакам – сохранены
  • Формы сознание – коллективные
  • Свобода гражданских проявлений, конкуренции – отсутствуют
  • Образ жизни, уклад семьи – патриархальность
  • Инновационные или креативные устремления в социальной деятельности – подавлены

Примеры и характеристика обществ с традиционной культурой

Проявление традиционной культуры в современном мире многообразно.

Так, например, известны общества с совершающимися в них модернизационными процессами, которые выражаются в наличии  компонентов индустриализации (преимущественно производства) в больших мегаполисах единовременно с элементами традиционных проявлений в сельских территориях.

Тут характерно соседство образованной городской части и малообразованных представителей малых городов и села. Таковой является культура Индии.

Большая часть её населения вообще неграмотна, меж тем как социально-политическое устройство соответствует образцам европейской демократии.

Культура Китая также существует в состоянии процесса движения, но с другой стороны – там отсутствуют условия политической модернизации, однако явлены условия  ее социальной готовности (образование, производство и т.д.).

И, конечно же, наша страна тоже находится в специфическом положении, когда условия рывка модернизации имеются, даже шаги предпринимаются, но общее движении может саботироваться.

Наша видео-презентация

Итоговое резюме по теме:

  1. Традиционная культура как тип – это преимущественно ненаучное определение, которое чаще всего используется в публицистике
  2. Такая культура имеет разнообразные формы проявления и признаки
  3. Не может быть полностью устранимой даже в высокоразвитых постиндустриальных сообществах, присутствие в которых элементов традиционной культуры может отличаться лишь их масштабами.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/traditsionnaya-kultura-ponyatie-chertyi-primeryi

Традиционная культура – Контрольные и курсовые, копирайтинг, тексты для…

особенности традиционной культуры

Введение 3
Общая характеристика традиционной культуры 5
Функционирование и система традиционной культуры 7
Заключение 13
Список использованных источников: 14

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса.

Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития.

Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности – от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа.

Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства.

Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности – труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности.

Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.

), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения.

Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т. д.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей.

Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого.

А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития.

Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой – умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.

Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека – его взгляд устремлен ко все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации.

Цель данной работы – изучение традиционной культуры, ее сущности и системы.

Общая характеристика традиционной культуры

Традиционная культура – автохтонная культура традиционного общества, а также народная культура. Как правило, противопоставляется тем элементам культуры, которые возникли относительно недавно (за последние 100-150 лет), были привнесены извне или имеют элитарное происхождение.

Например, культуру допетровского времени, как правило, называют «русской традиционной культурой», в то время как русская литература XIX века (развивавшаяся под европейским влиянием и создаваемая дворянством) относится к «русской классической культуре» [1, с. 25].

Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

Эта культура непосредственно связана с традицией, характеризующей такие самоорганизующиеся и саморегулирующиеся системы человеческой деятельности и связанный с ними социокультурный опыт, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти [3, с. 725].

В истории существовало ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии и пр. Данные традиционные общества воспроизводили существовавший образ жизни тысячелетиями, когда прошлое взрослых оказывалось будущим их детей.

Гибель одних государств и возникновение на их месте других не меняло сам тип культуры. Основание культуры сохранялось, передавалось в качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционного типа развития.

Не только человек не ощущал разлада с обществом, но и природа органично взаимодействовала с данной культурой, многочисленными примерами доказывая с ней свое единство.

Однако при всей самобытности, своеобразии данных культурных образований, им присущи некоторые общие черты: –    ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур; –    приверженность существующим образцам поведения; –    господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании;–    медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности [4, с. 21]. Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционный характер данной культуры обеспечил ей более длительное существование, чем у всех последующих исторических типов культуры. И все же на протяжении десятков тысяч лет в первобытной культуре происходили изменения, которые были поименованы археологами как разные ступени каменного века, сменившиеся веками металла – бронзы и железа. Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основным родом занятия является сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.

Традиционная культура не стала достоянием истории. Традиционные общества с соответствующей им культурой существуют в Африке, Австралии, Южной Америке. Их характерные черты во многом соответствуют типу культуры, описанному нами ранее. Реальное воплощение индустриальной культуры – США, урбанизированная (городская) часть стран Европы. В сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры – унифицировано – индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.

Функционирование и система традиционной культуры

Все определения культуры едины в одном – это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие «общество» многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов.

Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека. Поэтому более целесообразно использовать понятие «культура» для выражения специфики человеческого бытия. Культура общества – система общепринятых объектов, идей, форм поведения и т. д., характеризующих целостность общества, его «качество».

Общечеловеческая культура – высшие образца материальной и духовной культуры, общеприняты во всех культурах и обеспечивающих единство человечества как планетарной (биосоциальной) структуры [3, с. 725]. Любая культура как сложная динамическая система включает в себя устойчивую, консервативную и изменяющуюся стороны.

Устойчивые элементы культуры – это культурные традиции или культурные наследия, передаваемые из поколения в поколение. Благодаря наличию такого рода элементов и происходит через явление культуры накопление и передача опыта людей, а каждое новое поколение актуализирует, расширяет этот опыт, опираясь на опыт предшествующих поколений.

Таким образом, важным элементом культуры является культурное наследие или традиции. Это та часть элементов материальной и духовной культуры, которая эволюционировала от прошлых поколений и сохранила свое ценностное значение (святые ценности) [3, с. 724].

Традиционная культура распространена в обществах, в которых изменения незаметны для жизни одного поколения – прошлое взрослых оказывается будущим их детей. Здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Единицы общественной организации состоят из знакомых людей.

Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней. Этот тип общества ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. Авторитет старшего поколения непререкаем, что дает возможность бескровно решать любые конфликты. Источник знаний и умений – старшее поколение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру.
Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Она органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней.

Любая культура делится на составные части и выполняет определенные функции.

Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека – социальный или культурный, главное отличие которого – действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни людей, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия.

Система народной традиционной культуры имеет универсальный характер и вневременное значение, обладает высокими адаптивными способностями.

Сегодня необыкновенно актуален вопрос о статусе традиционной культуры продиктован практическими потребностями. Сегодняшнее мировое сообщество стремится к поликультурности, для которой необходима выработка правильного отношения к Другому, что требует понимания иных культурных моделей.

Сегодня можно заметить, что в сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни.

Соответственно, в одной стране могут объединяться два типа культуры – индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная.

Примером может служить Россия, которая сегодня представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.

  1. Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – с. 105-115.
  2. Костина А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия. – М., 2009.
  3. Новейший философский словарь. – М., 1999.
  4. Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001.
  5. Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990.

Цена работы – 500 рублей

Источник: http://www.textfor.ru/istoriia-i-kulturologiia/traditcionnaia-kultura.html

ovdmitjb

Add comment