Педагогические инновации
Подинновациями понимают нововведения впедагогической системе, улучшающиетечение и результаты учебно-воспитательногопроцесса.
Инновации– это и идеи,и процессы, и средства, и результаты,взятые в единстве качественногосовершенствования педагогическойсистемы.
Инновациипреждевсего связывают с новымитехнологиями. Технологияотличается воспроизводимостьюрезультатов, без множества «если»…Технологияне допускает вариативности, её главноеназначение – получить гарантированныйрезультат.
Считается,что кпд традиционной педагогическойсистемы не превышает 60%, т.е. чуть большеполовины учащихся полно овладеваютпрограммой.
Инновации,совершенствование педагогическойсистемы направлены на преодолениеэтого положения.
Пути совершенствования педагогической системы
Системунельзя одновременно улучшать понескольким параметрам. Необходимовводить новое постепенно.
Главныхпутей совершенствования педагогическойсистемы два: интенсивныйи экстенсивный.
Интенсивныйпутьпредусматривает развитие ПС за счётвнутренних резервов, а экстенсивныйосновываетсяна привлечении дополнительных мощностей(инвестиций) – новых средств, оборудования.Технологий, капиталовложений и т.п.Возможности интенсивного пути считаютсяисчерпанными.
Западнаяшкола развивается экстенсивным путёмза счёт новых информационных технологий,перераспределения времени на различныевиды учебной деятельности, дифференциациии индивидуализации классной работы.Однако пока нет ясных доказательствулучшения качества.
Общие педагогические инновации в совершенствовании пс
Кобщим педагогическим инновациям относят:
- технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса
- гуманистическую педагогику во всей совокупности теоретических и практических технологий
- подходы к организации и управлению педагогическими процессами, основанные на приоритетах духовности и новых идеях воспитания
- технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации и массовой коммуникации
Научнуюценность имеют лишь те инновации, которыеизменяют главные компоненты системыпо существу.
Инновационная педагогика
Специалистывсего мира единодушны в критикетрадиционной педагогики. Ейпротивопоставляется педагогикаинновационная. Говорят о новойпедагогической науке,основными задачами которой являютсяизменение господствующей теории и всейорганизации учебно-воспитательнойсистемы на основе инновационныхпреобразований.
Основные инновационные направления развития педагогической теории
-
Возврат к классическим основаниям природосообразной педагогики Я.А. Коменского.
Основнаяидея: у людей различные природныеособенности, которые детерминируюттечение и результаты педагогическогопроцесса. Забвение принципаприродосообразности привело к кризисуобразования, к ослаблению здоровьяучащихся.
Я.А.Коменский: «Куда не влекут способности– туда не толкай. Бороться с натурой –напрасное дело».
И.Г.Песталоцци: «Конечная цель любогонаучного предмета заключается в том,чтобы усовершенствовать человеческуюприроду, не развитие науки, а развитиечеловеческой природы через наукуявляется священной задачей. Не человеческаяприрода должна быть приведена всоответствие с научными предметами, анаучные предметы с человеческойприродой».
-
Переход к гуманистической модели отношений в педагогической системе
Вцентре такой модели стоят не умилениеи вседозволенность, а высокаятребовательность в сочетании с уважениемк человеку, небезразличное отношениек ученику и ответственность за егосудьбу.
Формыи методы инновационной деятельностина основе гуманистической педагогики:
- дифференциация учебно-воспитательной деятельности
- создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей учащихся
- комфортность учебно-воспитательной деятельности
- психологическая безопасность, защита учащегося
- вера в учащегося, в его силы и возможности
- принятие учащегося таким, каков он есть
- изменение целевой установки школы
- обоснованность уровня развития каждого ученика
- пересмотр отношения к заочному обучению, поскольку он не обеспечивает «духовных встреч с учителями».
- переориентация внутренних установок учителя
Вгуманистически ориентированной школеученикбудет:
- принимать участие в выборе того, что он будет изучать
- иметь возможности для творчества
- более свободно проявлять свои мысли и чувства
- добиваться доверия к себе и одобрения своих действий
- открывать, что учиться интересно
- любить и уважать учителей, т.к. они любят его
- открывать новые способы накопления знаний
- узнавать, что преодоление трудностей при обучении требует усилий, концентрации и самодисциплины, но приносит большое удовлетворение
- выполнять задания вместе с другими, овладевая навыками социального поведения.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3288401/page:4/
Что такое педагогические инновации? Понятие, основные направления. Инновационные процессы в образовании
Поговорим о том, что такое педагогические инновации и как они влияют на качество образования.
Внедрение стандартов второго поколения
Современный этап развития образования в нашей стране осуществляется на основе реализации федеральных стандартов нового (второго) поколения. Перед школами и учительскими коллективами поставлена задача совершенствования, а также оптимизации образования. Помимо всех ступеней школ, подобные стандарты были введены и в дошкольных учреждениях.
Проблемы ОУ
Инновационные процессы в образовании направлены на устранение множества проблем, существующих в детских садах, школах, лицеях, гимназиях. В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения.
Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником.
Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных и дошкольных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.
Определение инноваций
Так что такое педагогические инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. Понятие «педагогические инновации» имеет схожий смысл, но узкую область применения. В последнее время преобразования касаются не только экономической жизни страны, но и интеллектуальной области (вузов, школ, дошкольных учреждений).
Особенности педагогических инноваций
А что такое педагогические инновации? Попробуем более детально рассмотреть данный термин. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.
Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ.
В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости.
Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания.
Технологии
Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему.
Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач.
Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.
Цель инноваций
В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой.
Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков.
Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности.
Разновидности инноваций
Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов:
- организацию учебных занятий с использованием классно-урочной системы;
- формирование профильных классов;
- применение в учебном процессе игровых методик.
Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность.
Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована.
Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание специальных (индивидуальных) образовательных методик и программ.
Особенности передачи опыта
Для того чтобы все замыслы модераторов были успешно реализованы на практике, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогического коллектива. На протяжении нескольких последних лет обсуждается вариант «профессионального стандарта» педагога.
Все педагогическое сообщество включилось в данную работу, чтобы в ближайшее время разработать тот минимальный набора компетентностей для учителя, которым он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать все образовательные инновации.
Педагоги предлагают свои дополнительные критерии, согласно которым можно будет вести речь о настоящем профессионале, владеющем инновационными приемами и методиками обучения.
Особенности инновационных методик обучения
Так что такое педагогические инновации? В первую очередь это новые приемы и методы обучения, направленные на формирование самостоятельности у школьников. Особое внимание педагоги в своей работе стали уделять проектной методике.
Если в традиционной системе не отводилось времени на развитие творческих способностей ученика, то после внедрения новых федеральных образовательных стандартов второго поколения, каждый ребенок получает реальную возможность для гармонического развития и самосовершенствования.
Технологии будущего
Ежегодно на августовских совещаниях проводится ярмарка педагогических инноваций, на которой учителя знакомятся с новыми образовательными методиками. После детального рассмотрения каждой идет ее апробация на практике. При получении положительных результатов происходит трансляция опыта в другие образовательные учреждения.
Исследовательская деятельность как способ внедрения образовательных инноваций
В качестве одного из обязательных компонентов содержательной части каждой учебной дисциплины выступает проектная или исследовательская деятельность.
По новым федеральным образовательным стандартам, все дети должны освоить данную методику, позволяющую развивать их творческие и индивидуальные способности.
Для подтверждения работы, проведенной за учебный год, в конце учебного года они представляют готовые проекты, знакомят педагогов и одноклассников с результатами своих научных работ.
Подобная деятельность по праву признается инновациями в образовании, ведь здесь, вместо традиционной роли учителя, педагог предстает перед воспитанниками в качестве наставника, помощника, старшего друга. Вместе с ребенком он работает над созданием технологической карты исследования, определяет направление деятельности, подбирает эксперименты.
В задачу педагога входит пояснение своим подопечным сложных теоретических вопросов, помощь в случае возникновения сложностей с проведением конкретных химических превращений, выполнением социологических опросов.
Основной работой над проектом занимается именно ученик, что позволяет ему получать новые знания, касающиеся предмета его исследования. Благодаря подобным инновационным методикам ребенок постепенно определяется и с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Результаты апробации новых педагогических методик свидетельствуют об их высокой эффективности и результативности. Отход от традиционной авторитарной системы образования позволяет гармонично развивать личность ребенка, упрощает процесс его социальной адаптации.
Новые проекты в образовании
Для поддержки талантливых педагогов и детей в нашей стране были введены специальные национальные образовательные проекты. Какова их роль в совершенствовании учебного и воспитательного процесса? Ощущая реальную поддержку со сторону государства, педагоги стараются работать творчески, искать оптимальные методики для формирования всесторонне развитой личности ребенка.
Важна и государственная поддержка талантливой молодежи.
Разнообразные грантовые конкурсы и проекты, направленные на выявление и поощрение тех юношей и девушек, которые пытаются улучшать экономическое и социальное положение людей, способствуют уменьшению числа межнациональных конфликтов, высоко оцениваются руководством страны. Ребята не только поощряются материально за свои исследования и проекты, но и получают реальную возможность на практике реализовать задуманное.
Заключение
Инновации, которые коснулись современного образования, привели к повышению здоровой конкуренции между педагогическими работниками. У каждого учителя теперь есть свое электронное либо бумажное портфолио, в котором указаны все его профессиональные достижения.
Именно по такому «портфелю результатов» эксперты оценивают эффективность и результативность его работы, принимают решение о присвоении своим коллегам определенной квалификационной категории.
Благодаря активному внедрению в образовательные учреждения инновационных информационных технологий, появилась возможность полноценного дистанционного обучения детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем.
Особое внимание уделяется и внедрению профильной системы на старшей ступени обучения. Это дает возможность ребятам выбирать те направления, которые им интересны, потребуются в большей степени при последующем обучении за пределами школы.
Проблемное обучение, профильная школа, компьютерные технологии, формирование патриотизма – это далеко не все направления, которые стали возможны благодаря инновационным процессам, происходящим в последнее время в российском образовании.
Источник: https://FB.ru/article/276592/chto-takoe-pedagogicheskie-innovatsii-ponyatie-osnovnyie-napravleniya-innovatsionnyie-protsessyi-v-obrazovanii
5 инноваций для педагога
Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.
Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.
Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.
Педагогическая инновация: суть и цели
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.
Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.
Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:
- Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
- Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
- Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
- Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.
Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
- Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
- Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе.
Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания.
Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия.
Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста».
В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Источник: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii
Add comment