Kievuz

Педагогические основы социальной работы

Педагогика в социальной работе

Педагогические основы социальной работы

Замечание 1

Педагогика является наукой о процессе воспитания человека, его целях задачах, закономерностях. В социальной работе она выступает в качестве стержня ее деятельностного компонента. Педагогические основы социальной работы включают в себя элементы педагогической теории о методах, принципах, содержании данной деятельности.

Педагогика в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Успех решения социальных задач во многом определяется уровнем культуры отдельных людей, поэтому она выполняет также прогностические функции. Педагогика играет одну из главных ролей в процессе личностного развития субъектов и объектов социальной работы.

В структуру профессиональной деятельности социального работника входит широкий круг задач: это и адресная помощь клиентам, и обучение социальным навыкам, формирование умения самостоятельного решения жизненных проблем. Объектами социальной работы могут быть как взрослые, так и дети. Все это требует компетентности в области педагогическим методов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Выделяются три группы педагогических методов:

  • Методы формирования сознания личности помогают приобрести объекту педагогического воздействия (в случае с социальной работой это – клиент) знания правил и норм поведения, сформировать у него совокупность ценностей и суждений, обеспечивающих уверенность в личной и общественной полезности определенной модели поведения;
  • Методы организации деятельности помогаю формировать требуемую форму поведения клиента и обеспечивать переход знаний и общественного опыта в личный опыт;
  • Методы стимулирования направлены на ускорение или торможение каких-либо действий объекта педагогического воздействия.

Не лишним будет рассмотреть некоторые из этих методов более подробно. К ним относятся, например, относятся беседа и собрание.

Назначение беседы состоит в расширении знаний клиентов, формирование у них соответствующего отношения к определенным событиям, окружающей действительности, к своим действиям.

Большим воспитательным потенциалом может обладать и собрание. Оно выражает вол большинства участников, мобилизует их на реализацию принятых решений. Значительную роль играет такой вид собрание как диспут. С его помощью формируется учение привлечь и удержать сторонников. Он может поспособствовать более глубоком пониманию различных социальных проблем.

Соотношение педагогики и социальной работы

Педагогика как науки разделена на ряд областей и отраслей. Среди них социальная педагогика. К. Магер определил понятие «социальная педагогика» как «социальное в воспитании». П. Наторп, понимая социальную педагогику как аспект общей, выделил три ее основные функции:

  • содействие половому воспитанию ребенка его ближайшим окружением;
  • развитие социальных, эмоциональных и моторных способностей на основе обучения и воспитания воли;
  • развитие разума через взаимодействие с социумом.

По мнению Наторпа, главная цель социальной педагогики – в воспитании у молодежи общественного начала и солидарности. В дальнейшем она рассматривалась как принцип воспитания человека через общество и для жизни в обществе. Этот принцип пронизывает всю педагогическую деятельность.

Педагогика социальной работы появилась в конце XIX – начале XX вв. и связана с именами М. Ричмонд, Дж. Адамса, А. Дистервега и П. Наторпа.

Роль педагогических знаний в социальной работе

Социальную работу можно рассматривать, в том числе, и как учебный процесс, в ходе которого люди овладевают навыками социального поведения, изучают культуру, включаются в общественные отношения. Социальная работа, основанная на научных знаниях и проработанных методиках, делает процесс социального формирования личности и коллектива целенаправленным.

Формирование гуманистических ценностей – важнейший педагогический элемент социальной работы. Педагогика задает социальной активности нужное направление, ориентируясь при этом на сознательность людей. Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных умений и навыков, овладение приемами самопомощи.

Замечание 2

Конечным итогом социальной работы как процесса должно стать стремление личности клиента к самовоспитанию, достижение ею социально продуктивного поведения, обретение цели и смысла жизни, включение в систему непрерывного образования.

Важным педагогическим содержанием обладают методы, связанные с достижением успеха в учебной, трудовой, художественной, спортивной и прочих видах общественно ценной деятельности. Такая деятельность сама по себе возвышает личность, при этом зачатую требуются такие приемы ее обеспечения как учет индивидуальных особенностей, научная организация труда, психологическая помощь.

Весомый вклад в социальное развитие вносят всевозможные общественные и творческие группы, в которые люди входят в соответствии со своими способностями и интересами. Профессионализм социального работника зависит во многом от уровня его культуры, общего развития и профессиональных компетенций. Колоссальную значимость имеет подготовка в области педагогики и психологии.

Главной сферой практического применения педагогики социальной работы является содействие воспитанию человека, влияние на его поведение и отношения в обществе. Она ориентирована на работу с самыми разными категориями населения, на создание и развитие системы социальной помощи, условий психологического комфорта.

Для человека, мало разбирающегося в вопросах и проблемах социальной работы, данный вид деятельности может представляться не слишком сложным и довольно ограниченным, сводящимся исключительно к раздаче выделенных государством пособий, помощи нуждающимся.

Схожие стереотипы преследуют и профессию социального педагога. Происходит искажение понятий «социальная работа» и «социальная педагогика». Недостаточная обеспеченность специалистами данного профиля ведет к дискредитации профессии и снижению качества их работы.

В итоге социальная работа обесценивается и лишается своего гуманистического смысла.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/pedagogika_v_socialnoy_rabote/

Педагогические основы социальной работы

Педагогические основы социальной работы

     Педагогика – это наука, изучающая объективные законы развития человека в обществе, объясняющая поведение человека и дающая конкретные рекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельности человека.

Всё, что происходит в политике, в культуре, в спорте, в производственной деятельности, в семейной и интимной жизни, – всё это может быть рассмотрено с точки зрения педагогики, потому что она изучает психические механизмы, определяющие поведение человека. Каждый человек – прежде всего человек, а потом уже спортсмен, политик и т.п.

Люди общаются друг с другом, взаимно влияют друг на друга, подчиняясь законам, общим для всех людей.

     Педагогика – это особый взгляд на мир, педагогическое мышление – это особое, специфическое мышление, которое приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика – это тот волшебный ключик, которым открывается всё в мире людей.

     Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня – деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний в обществе, отношениях в группе, социализации, развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач со многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.  

Глава 1. Истоки происхождения педагогики и этапы её развития

     «Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение».

В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран.

Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно и с приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика».

     В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».

Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера.

А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

     Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать некоторые правила и наставления.

     Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Педагоги ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

     Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества.

Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда.

Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

     Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

     До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических приданиях, народных приметах.

Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму ,и стали носит характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

     Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались вся этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими.

     В.И. Даль в своё время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления модно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

     Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и учёных.

     Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов – Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

     Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание. 

     Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. Didaktikos – поучающий, didasko – изучающий) первоначально было введено в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики).

     Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII в. Привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

     На протяжении столетий педагогика развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

     Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

     В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

    1. современная система образования и воспитания касается практически всех людей;
    2. во многих странах создана система непрерывного образования человека;
    3. педагогика включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

     Спектр ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX в.

     Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

     Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определённое место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Глава 2. Педагогическая практика

     Педагогика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из её видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.

     Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека. Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность.

Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознаёт педагогическую проблему или задачу.

В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.

     В жизни встречаются различные педагогические проблемы – формирование гуманного и гармоничного человека, выработка эффективных приёмов адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника к самостоятельному поиску знаний. Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

     Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. особенность педагогической деятельности состоит в специфике её объекта, в том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек – человек».

     Педагогическая задача возникает всегда ,когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

     Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов её реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

     Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

     Все педагогические задачи делятся на два больших класса – задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.

     Например, задачи обучения – это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.

     Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

     Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.

Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.

Глава 3. Социальная работа и педагогика

     Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным.

     Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, социальный работник добивается активности клиента, поощряет его самостоятельность.

     Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизма социальной работы.

Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе.

Какими бы сложными ни были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы, отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования механизмов самозащиты.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/pedagogicheskie-osnovy-socialnoj-raboty/27135-82040-page1.html

ovdmitjb

Add comment