Kievuz

Педагогические технологии начального образования

Современные образовательные технологии в начальной школе по ФГОС: виды, эффективность, особенности применения на практике

Педагогические технологии начального образования

Для контроля за этим процессом были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС. Установленные требования позволяют определить уровень обучения.

В результате каждый родитель может точно знать, насколько система образования эффективна и понятна его ребёнку.

Сегодня каждое учебное заведение подгоняет программу под соответствующие стандарты, причём перестройка системы идёт во всех классах.

Группы технологий и их направленность 

Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – донести до ученика нужную информацию таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для понимания поставленной задачи педагогами специалисты выделяют несколько направлений, в которых они должны двигаться:

  • демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;
  • активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;
  • эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала и т.д.;
  • развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;
  • способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию. 

Важность и необходимость игровых технологий

Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно таким способом лучше усваивают любой материал. 

Подобный метод обучения относят к народной педагогике и применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения.

Игровые технологии в начальной школе по ФГОС должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе.

Очень помогает в этом метод соревнования, так как в этом случае каждый ученик старается быть первым, а потому задействует все свои умственные способности, стремится к познанию нового. 

Некоторые специалисты рекомендуют игровую технологию использовать в качестве целостного обучения. При этом нужно помнить о том, что нужно периодически менять специфику.

То есть это должны быть игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров и т.д. Кроме этого, игры должны отличаться по типологии.

В начальной школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная, ролевая, драматургическая, имитационная и т.д. 

Технология критического мышления 

Дети в начальных классах открыты всему новому и преподаватель должен уметь пользоваться этим.

Специалисты рекомендуют не исключать технологию критического мышления в начальной школе, поскольку именно она учит детей нести ответственность за собственные решения, заниматься самопроверкой и делать прогнозы.

При этом постепенно у ребёнка развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит, что он намного лучше усвоит требуемую информацию. 

Технология критического мышления для максимальной эффективности должна строится по трём принципам: 

  • формирование личного интереса посредством вызова;
  • понимание материала и его осмысление;
  • закрепление новых знаний с обязательным размышлением над каждым понятием. 

Проектная технология 

Как известно, заинтересовать ребёнка учёбой можно лишь одним способом – показать ему зачем нужны знания и как они пригодятся в жизни. В этом хорошо помогает проектная технология в начальной школе. Она строится по принципу того, что ученик должен самостоятельно найти способ для выполнения поставленной задачи преподавателем, используя полученные знания на практике. 

Проще говоря: нужно создать ребёнку проблему, которую он сможет решить, только полагаясь на себя. Таким образом он поймёт, что в жизни часто возникают ситуации, из которых можно выйти победителем, только владея определёнными навыками.

Именно поэтому проектную методику зачастую преподносят, как технологию проблемного обучения в начальной школе.

Чтобы её использовать, рекомендуется научить школьника строить гипотезы, находить способы проверки выполненных действий, проводить опыты и эксперименты, чтобы доказать верность своих решений. 

Информационные технологии 

Ещё одной составляющей успешного обучения считается внедрение информационных технологий в школе. В данном случае модернизация школ является наиболее верным решением.

Причём такой подход принесёт пользу непосредственно и самим преподавателям.

Они смогут получать информацию из разных новых и достоверных источников, а также будут более интересно и эффективно доносить её до учащихся, что несомненно улучшит качество преподавания. 

Кстати, информационные технологии в начальной школе – это не только компьютеры, проекторы и другое современное оснащение, как считают многие.

Сюда же относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов и использование их на практике.

На основании этого данную технологию будет правильнее назвать информационно-коммуникационной. 

ИКТ технология в начальной школе может быть реализована различными путями, а именно посредством: 

  • применения всех известных информационно-коммуникационных мероприятий;
  • формирования интереса к учёбе у школьников;
  • способствования к самообразованию;
  • развития в детях коммуникативных компетенций;
  • мотивации к учёбе за счёт использования современных технологий;
  • максимального вложения в детей знаний, которые помогут им в самореализации в будущем. 

ИКТ технологии в начальной школе по ФГОС подразумевают полный пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания.

В результате использования компьютерных технологий появляется намного больше и обширнее познакомить учеников с новой темой, даёт возможность школьникам наглядно увидеть изучаемый предмет, то есть создать ощущение подлинности и тем самым повысить интерес. 

Для получения желаемого результата преподаватель должен уметь пользоваться современным оснащением, создавать презентации к каждому уроку и создавать собственные программы обучения, работать с материалами в интернете и использовать готовые цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления знаний рекомендуется проведение мониторингов и тестовых работ в электронном виде. 

Подача информации посредством ИКТ технологии может принести невероятные результаты. Ведь И. К. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит». Это утверждение работает и сегодня, поэтому преподавателю нужно помнить его каждый раз, когда он готовится к уроку. 

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/obrazovatelnye-tehnologii-v-nachalnoj-shkole-po-fgos

20. Понятие педагогической технологии. Общая характеристика педагогических технологий. Современные педагогические технологии в начальной школе

Педагогические технологии начального образования

Пед. технологии– совокупность методов, средств, приемов,используемых в общении и для достиженияположительного результата обучения.

Еще Коменский (автор классно – урочнойсистемы) говорил, что учителя можно инужно научить пользовать педагогическиминструментарием. Это было в 17 веке, а в20 веке с ним согласился Макаренко. Руссои Толстой считали, что ПТ вредна, онаунижает личность ученика и учителя.

Лихачев по ПТ понимает совокупностьустановок, которые определяют подборформ,методов…..

Пед. Технологии:

  1. технология трансформирования ЗУН (традиционная):

передача информации от учителя к ученику,репродукция уч-ми полученных знаний,основа – классно-урочная система; активнаядея-ть учителя и пассивная – учеников.

  1. технология поэтапного форм-ния умств. действий (основная теория

Гальперина).

  1. технология коллективноговзаимообучения (А. Г. Ривин и В.К. Дьяченко):

осн.тумение уч-ля – сочетать коллективн.и инд. формы работы со шк-ми.

  1. технология полного усвоения(Дж. Керолл и Б. Блум):

цель – реорганизация классно-урочн.системы. Они пытаются достичь полногоусвоения знаний всеми уч-ми. Контрольпо двубальной системе (зачет-незачет).Ученик, который не справляется, должениметь альтернативу. Ориентация на испол.индивид. форм работы.

  1. технология развивающего обучения (Занков, Эльконин, Давыдов, Репкин):

Учитываются: главные психологическиеновообразования; ведущая деятельностьданного периода, определяющая возникновениеи развитие соответствующих новообразований.

Современные пед. Технологии:

  • «ГАРМОНИЯ»

  • Технология М. Монтессори(итал. педагог, кот. основала систему работы с

детьми на идеях свободного воспитания).

Каждый ребенок от рождения наделенприсущим ему одному потенциалом развития,кот. может быть реализован только всобственной дея-ти ребенка. Задачапедагога – создать среду, облегчающуюребенку раскрытие собственногопотенциала.

Монтессори определила 3этапа развития: 1) до 6 лет (период«впитывающего сознания», языкового,сенсомоторного развития; 2) от 6 до 9 лет(ребенок – исследователь, познает мир спомощью воображения); 3) от 9 до 12 лет(ребенок – ученый).

21. Психологические особенности развивающего обучения по системе Давыдова, Эльконина. Сравнительный анализ эмпирического теоретического мышления

К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б.ЭлькониниВ.В.Давыдовзакончили первый циклсамостоятельных работ, посвященныхизучению возрастных возможностейусвоения знаний младшими школьниками.Было доказано, что развивающий потенциалобучения определяется не столькометодами организации действий учащихся,сколько реальным содержанием ихдеятельности.

Особенностью этой концепции являютсяразнообразные групповые дискуссионныеформы работы, в ходе которой детиоткрывают для себя основное содержаниеучебных предметов. Знания не даютсядетям в виде готовых правил, аксиом,схем.

В отличие от традиционной,эмпирической системы в основу изучаемыхкурсов положена система научных понятий.Отметок детям в начальной школе неставят, учитель совместно с ученикамиоценивает результаты обучения накачественном уровне, что создаетатмосферу психологического комфорта.

Домашние задания сведены к минимуму,усвоение и закрепление учебного материалапроисходит на уроках.

В результате обучения по системеЭльконина-Давыдова дети в состоянииаргументировано отстаивать свою точкузрения, учитывать позицию другого, непринимают информацию на веру, а требуютдоказательств и объяснений. У нихформируется осознанный подход к изучениюразличных дисциплин.

Обучение проводитсяв рамках обычных школьных программ, нона другом качественном уровне.

В настоящеевремя разработаны и практическиприменяются программы по математике,русскому языку, литературе, естествознанию,изобразительному искусству и музыкедля начальной школы и программы порусскому языку и литературе для среднейшколы.

учебных предметов, преждевсего, должно способствовать формированиюу младших школьниковосновтеоретического мышления.Последнеескладывается в процессе выполненияучащимися учебной деятельности. Именнотеоретическое мышление реализует вполной мере познавательные возможности.

МЫШЛЕНИЕ– ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС,ПОЗВОЛЯЮЩИЙ УСТАНОВИТЬ СВЯЗИ МЕЖДУПРЕДМЕТАМИ.

Эмпирические понятия

Теоретические понятия

1

вырабатываются при сравнении предметов, что позволяет выделить общие свойства.

возникают путем анализа некоторого особенного отношения внутри целостной системы,

2

сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить предметы к определенному классу

анализ открывает исходное отношение целостной системы как ее основание

3

В основе наблюде­ние. Эти отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядность.

Возникающие на основе преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи , выходят за пределы чувственных представлений.

4

Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов.

Конкретизация теоретических знаний – это выведение и объяснение особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания

5

Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины.

выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных знаково-символических системах.

Исходя из данного различения эмпирическихи теоретических обобщений В.В.Давыдоввыделил в качестве основной цели обученияовладение учениками теоретическимипонятиями и соответствующим теоретическимспособом мышления.

Организовать мышлениешкольников в процессе развивающегообучения – значит обеспечить условиядля реализации ими логики восхожденияот абстрактного к конкретному в процессерешения учебно-познавательных задач. 22.Проблемы общения и межличностныхотношений.

Развитие нравственной сферы,духовности личности. Воспитаниетолерантности у младших школьников.

Межличностныеотношения— переживаемыевзаимосвязи между людьми, проявляющиесяво взаимных влияний в процессе совместнойдеятельности и общения.

Общение— взаимод-ие между людьми,порождаемое потребностями совместной

дея-ти, включает три процесса: коммуникацию(обмен информацией), интеракцию(обмен действиями) и социальнуюперцепцию (восприятие и пониманиепартнера).

Источник: https://StudFiles.net/preview/1741913/page:14/

ovdmitjb

Add comment