Современные образовательные технологии в начальной школе по ФГОС: виды, эффективность, особенности применения на практике
Для контроля за этим процессом были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС. Установленные требования позволяют определить уровень обучения.
В результате каждый родитель может точно знать, насколько система образования эффективна и понятна его ребёнку.
Сегодня каждое учебное заведение подгоняет программу под соответствующие стандарты, причём перестройка системы идёт во всех классах.
Группы технологий и их направленность
Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – донести до ученика нужную информацию таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для понимания поставленной задачи педагогами специалисты выделяют несколько направлений, в которых они должны двигаться:
- демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;
- активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;
- эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала и т.д.;
- развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;
- способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию.
Важность и необходимость игровых технологий
Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно таким способом лучше усваивают любой материал.
Подобный метод обучения относят к народной педагогике и применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения.
Игровые технологии в начальной школе по ФГОС должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе.
Некоторые специалисты рекомендуют игровую технологию использовать в качестве целостного обучения. При этом нужно помнить о том, что нужно периодически менять специфику.
То есть это должны быть игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров и т.д. Кроме этого, игры должны отличаться по типологии.
В начальной школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная, ролевая, драматургическая, имитационная и т.д.
Технология критического мышления
Дети в начальных классах открыты всему новому и преподаватель должен уметь пользоваться этим.
Специалисты рекомендуют не исключать технологию критического мышления в начальной школе, поскольку именно она учит детей нести ответственность за собственные решения, заниматься самопроверкой и делать прогнозы.
При этом постепенно у ребёнка развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит, что он намного лучше усвоит требуемую информацию.
Технология критического мышления для максимальной эффективности должна строится по трём принципам:
- формирование личного интереса посредством вызова;
- понимание материала и его осмысление;
- закрепление новых знаний с обязательным размышлением над каждым понятием.
Проектная технология
Как известно, заинтересовать ребёнка учёбой можно лишь одним способом – показать ему зачем нужны знания и как они пригодятся в жизни. В этом хорошо помогает проектная технология в начальной школе. Она строится по принципу того, что ученик должен самостоятельно найти способ для выполнения поставленной задачи преподавателем, используя полученные знания на практике.
Проще говоря: нужно создать ребёнку проблему, которую он сможет решить, только полагаясь на себя. Таким образом он поймёт, что в жизни часто возникают ситуации, из которых можно выйти победителем, только владея определёнными навыками.
Чтобы её использовать, рекомендуется научить школьника строить гипотезы, находить способы проверки выполненных действий, проводить опыты и эксперименты, чтобы доказать верность своих решений.
Информационные технологии
Ещё одной составляющей успешного обучения считается внедрение информационных технологий в школе. В данном случае модернизация школ является наиболее верным решением.
Причём такой подход принесёт пользу непосредственно и самим преподавателям.
Они смогут получать информацию из разных новых и достоверных источников, а также будут более интересно и эффективно доносить её до учащихся, что несомненно улучшит качество преподавания.
Кстати, информационные технологии в начальной школе – это не только компьютеры, проекторы и другое современное оснащение, как считают многие.
Сюда же относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов и использование их на практике.
На основании этого данную технологию будет правильнее назвать информационно-коммуникационной.
ИКТ технология в начальной школе может быть реализована различными путями, а именно посредством:
- применения всех известных информационно-коммуникационных мероприятий;
- формирования интереса к учёбе у школьников;
- способствования к самообразованию;
- развития в детях коммуникативных компетенций;
- мотивации к учёбе за счёт использования современных технологий;
- максимального вложения в детей знаний, которые помогут им в самореализации в будущем.
ИКТ технологии в начальной школе по ФГОС подразумевают полный пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания.
В результате использования компьютерных технологий появляется намного больше и обширнее познакомить учеников с новой темой, даёт возможность школьникам наглядно увидеть изучаемый предмет, то есть создать ощущение подлинности и тем самым повысить интерес.
Для получения желаемого результата преподаватель должен уметь пользоваться современным оснащением, создавать презентации к каждому уроку и создавать собственные программы обучения, работать с материалами в интернете и использовать готовые цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления знаний рекомендуется проведение мониторингов и тестовых работ в электронном виде.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.
Источник: https://academy-prof.ru/blog/obrazovatelnye-tehnologii-v-nachalnoj-shkole-po-fgos
20. Понятие педагогической технологии. Общая характеристика педагогических технологий. Современные педагогические технологии в начальной школе
Пед. технологии– совокупность методов, средств, приемов,используемых в общении и для достиженияположительного результата обучения.
Еще Коменский (автор классно – урочнойсистемы) говорил, что учителя можно инужно научить пользовать педагогическиминструментарием. Это было в 17 веке, а в20 веке с ним согласился Макаренко. Руссои Толстой считали, что ПТ вредна, онаунижает личность ученика и учителя.
Лихачев по ПТ понимает совокупностьустановок, которые определяют подборформ,методов…..
Пед. Технологии:
-
технология трансформирования ЗУН (традиционная):
передача информации от учителя к ученику,репродукция уч-ми полученных знаний,основа – классно-урочная система; активнаядея-ть учителя и пассивная – учеников.
-
технология поэтапного форм-ния умств. действий (основная теория
Гальперина).
-
технология коллективноговзаимообучения (А. Г. Ривин и В.К. Дьяченко):
осн.тумение уч-ля – сочетать коллективн.и инд. формы работы со шк-ми.
-
технология полного усвоения(Дж. Керолл и Б. Блум):
цель – реорганизация классно-урочн.системы. Они пытаются достичь полногоусвоения знаний всеми уч-ми. Контрольпо двубальной системе (зачет-незачет).Ученик, который не справляется, должениметь альтернативу. Ориентация на испол.индивид. форм работы.
-
технология развивающего обучения (Занков, Эльконин, Давыдов, Репкин):
Учитываются: главные психологическиеновообразования; ведущая деятельностьданного периода, определяющая возникновениеи развитие соответствующих новообразований.
Современные пед. Технологии:
-
«ГАРМОНИЯ»
-
Технология М. Монтессори(итал. педагог, кот. основала систему работы с
детьми на идеях свободного воспитания).
Каждый ребенок от рождения наделенприсущим ему одному потенциалом развития,кот. может быть реализован только всобственной дея-ти ребенка. Задачапедагога – создать среду, облегчающуюребенку раскрытие собственногопотенциала.
Монтессори определила 3этапа развития: 1) до 6 лет (период«впитывающего сознания», языкового,сенсомоторного развития; 2) от 6 до 9 лет(ребенок – исследователь, познает мир спомощью воображения); 3) от 9 до 12 лет(ребенок – ученый).
21. Психологические особенности развивающего обучения по системе Давыдова, Эльконина. Сравнительный анализ эмпирического теоретического мышления
К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б.ЭлькониниВ.В.Давыдовзакончили первый циклсамостоятельных работ, посвященныхизучению возрастных возможностейусвоения знаний младшими школьниками.Было доказано, что развивающий потенциалобучения определяется не столькометодами организации действий учащихся,сколько реальным содержанием ихдеятельности.
Особенностью этой концепции являютсяразнообразные групповые дискуссионныеформы работы, в ходе которой детиоткрывают для себя основное содержаниеучебных предметов. Знания не даютсядетям в виде готовых правил, аксиом,схем.
В отличие от традиционной,эмпирической системы в основу изучаемыхкурсов положена система научных понятий.Отметок детям в начальной школе неставят, учитель совместно с ученикамиоценивает результаты обучения накачественном уровне, что создаетатмосферу психологического комфорта.
Домашние задания сведены к минимуму,усвоение и закрепление учебного материалапроисходит на уроках.
В результате обучения по системеЭльконина-Давыдова дети в состоянииаргументировано отстаивать свою точкузрения, учитывать позицию другого, непринимают информацию на веру, а требуютдоказательств и объяснений. У нихформируется осознанный подход к изучениюразличных дисциплин.
Обучение проводитсяв рамках обычных школьных программ, нона другом качественном уровне.
В настоящеевремя разработаны и практическиприменяются программы по математике,русскому языку, литературе, естествознанию,изобразительному искусству и музыкедля начальной школы и программы порусскому языку и литературе для среднейшколы.
учебных предметов, преждевсего, должно способствовать формированиюу младших школьниковосновтеоретического мышления.Последнеескладывается в процессе выполненияучащимися учебной деятельности. Именнотеоретическое мышление реализует вполной мере познавательные возможности.
МЫШЛЕНИЕ– ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС,ПОЗВОЛЯЮЩИЙ УСТАНОВИТЬ СВЯЗИ МЕЖДУПРЕДМЕТАМИ.
№ |
Эмпирические понятия |
Теоретические понятия |
1 |
вырабатываются при сравнении предметов, что позволяет выделить общие свойства. |
возникают путем анализа некоторого особенного отношения внутри целостной системы, |
2 |
сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить предметы к определенному классу |
анализ открывает исходное отношение целостной системы как ее основание |
3 |
В основе наблюдение. Эти отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядность. |
Возникающие на основе преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи , выходят за пределы чувственных представлений. |
4 |
Конкретизация теоретических знаний – это выведение и объяснение особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания |
|
5 |
Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины. |
выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных знаково-символических системах. |
Исходя из данного различения эмпирическихи теоретических обобщений В.В.Давыдоввыделил в качестве основной цели обученияовладение учениками теоретическимипонятиями и соответствующим теоретическимспособом мышления.
Организовать мышлениешкольников в процессе развивающегообучения – значит обеспечить условиядля реализации ими логики восхожденияот абстрактного к конкретному в процессерешения учебно-познавательных задач. 22.Проблемы общения и межличностныхотношений.
Развитие нравственной сферы,духовности личности. Воспитаниетолерантности у младших школьников.
Межличностныеотношения— переживаемыевзаимосвязи между людьми, проявляющиесяво взаимных влияний в процессе совместнойдеятельности и общения.
Общение— взаимод-ие между людьми,порождаемое потребностями совместной
дея-ти, включает три процесса: коммуникацию(обмен информацией), интеракцию(обмен действиями) и социальнуюперцепцию (восприятие и пониманиепартнера).
Источник: https://StudFiles.net/preview/1741913/page:14/
Add comment