Педагогика: наука и искусство – часть 2
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881).
Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970) [ 10, c. 34].
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
2. Педагогика как искусство
Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. “Искусство – знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства” [7, c.16].
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь.
А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких.
Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика – единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой [2, c.26]
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.
Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог – мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески [5, c. 34].
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. “Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности”, по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:
1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;
3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;
4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.
Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:
– умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;
– умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации;
– умение организовывать жизнь детей;
умение требовать и доверять;
– умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
– умение играть с детьми;
– умение оценивать ситуацию с различных сторон;
– умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;
– умение в случайном факте увидеть существенное;
– умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;
– умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].
заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:
Закончить мне хочется словами замечательного педагога С.Соловейчика: “Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”[10, c. 54].
Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Заключение
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.
Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Список литературы
1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. – М.: Просвещение. – 1982. – 204c.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.- 212с.
3. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. – 1989. – N 11. – С. 10-17.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998. – 351c.
5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – гл. 20. – 380c.
6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 410c.
7. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М., 1997. – 352c.
8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 220c.
9. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М., 1989. – 231.с
10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юрист, 1997. – 576c.
11. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. – М., 1980.- 145с.
Источник: https://mirznanii.com/a/175094-2/pedagogika-nauka-i-iskusstvo-2
Мастерство и творчество педагога
Педагог – мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской и педагогической психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
Педагогическое мастерство и его значение
Замечание 1
Мастерство – это своеобразный сплав природных способностей, знаний и умений, проявляющихся комплексно.
По своей сути мастерство выражает высшую степень профессионализма.
Определение 1
Педагогическое мастерство – это в первую очередь глубокое понимание и осознание закономерностей процессов воспитания и обучения, умения эффективно применять на практике методы и формы организации педагогической деятельности, добиваться высоких результатов в развитии личности ребенка.
По своей природе мастерство является великим чудом, которое проявляется в тот момент, когда перед учителем стоит проблема, требующая оригинального и нестандартного решения. Каждому педагогу важно обнаружить у себя педагогический дар, который в последующем трансформируется в педагогическое мастерство.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Таким образом, становление педагогического мастерства находится во взаимосвязи с решением творческой задачи педагогической направленности.
Однако необходимо отметить, что трансформация возможна только в том случае, если педагог владеет всем арсеналом знаний, умений и навыков в совершенстве и у него имеется определенный практический опыт деятельности.
Для педагогического мастерства характерна высокая пластичность, то есть оно может «переходить» или «переключаться» из одних условий в другие, приспосабливаться к новым требованиям, перестраивая характер педагогической деятельности под меняющиеся условия.
Мастерство является одним из важнейших качеств педагога.
Становление и развитие педагогического мастерства доступно для любого педагога, который постоянно совершенствует свое профессиональное искусство в области воспитания и обучения детей.
Изучением педагогического мастерства в профессиональной деятельности занимались ученые и исследователи в разное время. Все они по-разному расшифровывали понятие мастерства, но при этом не изменялась его суть и значимость.
В настоящее время в характеристику педагогического мастерства включают следующие компоненты:
- психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
- комплекс профессиональных способностей;
- педагогическая техника;
- ряд специфических качеств личности, присущих педагогическим работникам и необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство неотделимо от педагогического творчества, а именно от умения выдвигать новые креативные идеи, принимать нестандартные решения, применять в учебном процессе оригинальные подходы и технологии, воплощать замысел в реальность.
Понятие педагогического творчества
Определение 2
Творчество – это деятельность, которая порождает что-то кардинально новое, отличающееся от всего, что было ранее своей неповторимостью и оригинальностью.
Современный взгляд на педагогическую деятельность, рассматривает ее как одну из разновидностей творчества. В первую очередь это связано с тем, что процесс воспитания и обучения уникален для каждого ребенка, исходя из его потребностей и возможностей.
То есть невозможно взять готовый шаблон воспитательно-образовательного процесса и применить его к конкретному ребенку. Те методы и приемы, которые в него заложены, могут быть просто не эффективны или даже принесут вред.
Творческий потенциал педагога основан на накопленном им профессиональном опыте, знаниях, умениях и навыков, которые позволяют ему находить нужное решение в различных ситуациях. Разрешение проблемных ситуаций способствует совершенствованию профессионального мастерства педагога.
Это объясняется тем, что каждая учебная ситуация уникальна и требует выработки оригинального решения.
Только хорошо подготовленный и высоко эрудированный педагог, обладающий творческим мышлением способен быстро осуществить анализ сложившейся ситуации и найти из нее новый выход и способ разрешения.
В настоящее время, под педагогическим мастерством понимается процесс разрешения педагогических задач в разнообразных, постоянно меняющихся ситуациях.
Каждая проблемная ситуация уникальна, однако процесс их решения осуществляется по одному и тому же алгоритму:
- Анализ сложившейся ситуации
- Осмысление возможных путей ее разрешения
- Проектированного разработанного решения и его соответствие исходным данным
- Анализ имеющихся средств для решения проблемы
- Проверка предположения и внедрение решения в разрешение проблемы
- Оценка полученного результата и его соответствие с ожидаемым результатом
Тем самым опыт профессиональной педагогической творческой деятельности может быть приобретен в результате разрешения ряда таких ситуаций, развита интеллектуальная активность педагога, специфическая познавательная мотивация. Однако стоит отметить, что будет получен опыт, но научить самому творчеству невозможно.
Понимание педагогического творчества и его природы способствует установки на внедрении креативного и чего-то нового в педагогический процесс. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности обеспечивает его личностную самореализацию.
Замечание 2
Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и мастерство педагога взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/masterstvo_i_tvorchestvo_pedagoga/
Педагогическое искусство
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Все это обеспечивает высокую эффективность и качество обучения, воспитания школьников. Педагогическое мастерство является частью педагогического искусства. Оно выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирований личности. Педагогическая техника состоит из повторяющихся, применяемых в разнообразных ситуациях приемах мастерства, превращенных в привычные профессиональные действия; из способов организации деятельности, общения, воздействия. Организованная совокупность технических приемов, их целенаправленное, систематическое и последовательное применение в учебно-воспитательном, процессе в целях отработки у учащихся прочных знаний, умений, навыков, а также личностных свойств и качеств, условно может быть названа технологическим процессом.
Значение педагогического искусства, мастерства, техники и технологии заключается в том, что они являются тем единственным каналом» благодаря которому обеспечивается эффективное претворение в жизнь открытых педагогикой и психологией законов, принципов, правил, осуществляется действенное целенаправленное обучение и воспитание подрастающих поколений. Без владения педагогом воспитательским искусством и мастерством педагогическая наука превращается в кладовую духовных ценностей, которыми невозможно воспользоваться в интересах дела [2].
Основные компоненты педагогического искусства
Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность.
Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительные человеческие и деловые качества.
Дети инстинктивно тянутся к педагогам деловым, подлинным профессионалам, умеющим увлекать полезными начинаниями, организовывать их, добиваться успеха.
В процессе выполнения конкретных дел учащиеся очень быстро начинают понимать, что дисциплинированность и организованность — лучшее средство для достижения успеха в работе, что исполнительность как качество личности заключается не только в том, чтобы выполнить «указание», а в том, чтобы, проявив инициативу, сделать дело как можно лучше.
Ребенок воспитывается творческой личностью, когда педагог строит свои отношения к нему на основе искренней заинтересованности в улучшении его жизни, стремления сделать эту жизнь интересной и радостной, когда в ребенке зарождается увлеченность собственным делом.
Учащиеся стремятся познать окружающий мир, сориентироваться в отношениях, проявить и реализовать себя, найти свое место в жизни. Поэтому они тянутся к человеку, способному реально помочь, вывести на дорогу. Ребенок ценит в людях искреннее внимание к себе, глубокий интерес к его проблемам, к живому делу.
Педагоги-мастера, искренне любящие свое дело, убежденные в его величии, увлеченные целью формирования человеческой личности, легко и просто увлекают детей. В этом и состоит мудрость педагогического искусства. Нельзя равнодушно убеждать или формально требовать, или бесстрастно поощрять.
Убеждение будет просветлять ход мыслей ребенка, требование — помогать преодолевать себя, поощрение еще более стимулировать инициативу и активность, а наказание — учить сдержанности.
Педагогическое искусство как целостное явление складывается из нескольких компонентов [2].
Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность и связывают все остальные ее компоненты в органически единое целое.
Систему целей гуманистического воспитания определяет единый общечеловеческий и нравственно-эстетический идеал — всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил.
Учителю необходимо четко представлять себе основные направления мировоззренческого, гражданского, умственного, правового, экологического, трудового, политехнического воспитания в их практическом взаимодействии.
Организуя тот или иной вид учебно-воспитательной работы с детьми, учитель-мастер во всей полноте использует его воспитательные возможности.
Педагог не просто дает урок ради конкретного знания, организует труд ради навыков, проводит беседу с целью назидания, экскурсию, мероприятие, кружок для обогащения детей новыми впечатлениями.
Постоянный целевой контроль учителя, воспитателя за всей своей деятельностью обеспечивает педагогическую целесообразность и эффективность воспитательного процесса. Овладение педагогическими целями, их глубокое знание, понимание и практическое использование — определяющее условие эффективности и качества работы педагога [5].
Межпредметная связь со смежными науками
Второй важнейший компонент педагогического искусства — глубокие знания о ребенке, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией. Для успешного педагогического труда необходимы данные, выводы, рекомендации смежных наук, разрабатываемые в двух направлениях.
Во-первых — знания о законах возрастного физиологического и психологического развития ребенка; о критериях физических и психических нагрузок для детей различных возрастных групп: о психологических условиях и механизмах формирования мировоззрения; о психофизиологических законах перехода детей из одной возрастной группы в другую; о возрастных особенностях становления таких психических процессов, как мышление, речь, память, воображение, чувства, восприятие, ощущение; об особенностях самосознания ребенка в разнообразных социальных ситуациях. Во-вторых,– нужны знания о закономерностях движения, развития всех психических и физиологических процессов в стандартных и нестандартных, официальных и неофициальных условиях обучения и воспитания. Как, например, происходит развитие мышления ребенка младшего школьного возраста в условиях урока, самостоятельной домашней работы, экскурсии или кружка. Как дети ведут себя в экстремальных условиях группового поступка. Какова оптимальная система физических упражнений, обеспечивающих становление организма школьника на каждом возрастном этапе. Каковы психологические условия наивысшей эффективности воздействия педагога на подростка, когда и почему возникает феномен сопротивления воспитанию. Насколько игра способствует вовлечению в разнообразную общественно полезную деятельность детей различных возрастов, какое влияние оказывает она на становление нравственности ребенка. Каковы психологические правила повышения эффективности восприятия и деятельности детей в условиях умственного, физического, организационного и других видов труда.
Накопление педагогом знаний о конкретных психологических и физиологических закономерностях возрастного развития детей в организованных и самодеятельных условиях составляет важнейшую научную основу педагогического искусства, ориентирует педагога в научной организации детской жизни и общения с учащимися [4].
Источник: https://studbooks.net/1919960/pedagogika/pedagogicheskoe_iskusstvo
Add comment