Kievuz

Педагогическое искусство и мастерство

Педагогика: наука и искусство – часть 2

Педагогическое искусство и мастерство

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881).

Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970) [ 10, c. 34].

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

2. Педагогика как искусство

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. “Искусство – знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства” [7, c.16].

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют “искусством, созданным на научной основе”. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь.

А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких.

Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика – единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой [2, c.26]

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог – мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески [5, c. 34].

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. “Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности”, по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:

– умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

– умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации;

– умение организовывать жизнь детей;

умение требовать и доверять;

– умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

– умение играть с детьми;

– умение оценивать ситуацию с различных сторон;

– умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

– умение в случайном факте увидеть существенное;

– умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

– умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].

заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:

Закончить мне хочется словами замечательного педагога С.Соловейчика: “Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”[10, c. 54].

Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Заключение

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый.

Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Список литературы

1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. – М.: Просвещение. – 1982. – 204c.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.- 212с.

3. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. – 1989. – N 11. – С. 10-17.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998. – 351c.

5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – гл. 20. – 380c.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 410c.

7. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М., 1997. – 352c.

8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 220c.

9. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М., 1989. – 231.с

10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юрист, 1997. – 576c.

11. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. – М., 1980.- 145с.

Источник: https://mirznanii.com/a/175094-2/pedagogika-nauka-i-iskusstvo-2

Мастерство и творчество педагога

Педагогическое искусство и мастерство

Педагог – мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской и педагогической психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство и его значение

Замечание 1

Мастерство – это своеобразный сплав природных способностей, знаний и умений, проявляющихся комплексно.

По своей сути мастерство выражает высшую степень профессионализма.

Определение 1

Педагогическое мастерство – это в первую очередь глубокое понимание и осознание закономерностей процессов воспитания и обучения, умения эффективно применять на практике методы и формы организации педагогической деятельности, добиваться высоких результатов в развитии личности ребенка.

По своей природе мастерство является великим чудом, которое проявляется в тот момент, когда перед учителем стоит проблема, требующая оригинального и нестандартного решения. Каждому педагогу важно обнаружить у себя педагогический дар, который в последующем трансформируется в педагогическое мастерство.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, становление педагогического мастерства находится во взаимосвязи с решением творческой задачи педагогической направленности.

Сущность педагогического мастерства заключается в том, что это постоянно совершенствуемая степень овладения различными видами педагогической деятельности и ее последующая трансформация в мастерство.

Однако необходимо отметить, что трансформация возможна только в том случае, если педагог владеет всем арсеналом знаний, умений и навыков в совершенстве и у него имеется определенный практический опыт деятельности.

Для педагогического мастерства характерна высокая пластичность, то есть оно может «переходить» или «переключаться» из одних условий в другие, приспосабливаться к новым требованиям, перестраивая характер педагогической деятельности под меняющиеся условия.

Мастерство является одним из важнейших качеств педагога.

Становление и развитие педагогического мастерства доступно для любого педагога, который постоянно совершенствует свое профессиональное искусство в области воспитания и обучения детей.

Изучением педагогического мастерства в профессиональной деятельности занимались ученые и исследователи в разное время. Все они по-разному расшифровывали понятие мастерства, но при этом не изменялась его суть и значимость.

В настоящее время в характеристику педагогического мастерства включают следующие компоненты:

  • психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
  • комплекс профессиональных способностей;
  • педагогическая техника;
  • ряд специфических качеств личности, присущих педагогическим работникам и необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство неотделимо от педагогического творчества, а именно от умения выдвигать новые креативные идеи, принимать нестандартные решения, применять в учебном процессе оригинальные подходы и технологии, воплощать замысел в реальность.

Понятие педагогического творчества

Определение 2

Творчество – это деятельность, которая порождает что-то кардинально новое, отличающееся от всего, что было ранее своей неповторимостью и оригинальностью.

Современный взгляд на педагогическую деятельность, рассматривает ее как одну из разновидностей творчества. В первую очередь это связано с тем, что процесс воспитания и обучения уникален для каждого ребенка, исходя из его потребностей и возможностей.

То есть невозможно взять готовый шаблон воспитательно-образовательного процесса и применить его к конкретному ребенку. Те методы и приемы, которые в него заложены, могут быть просто не эффективны или даже принесут вред.

Тем самым, каждый педагог, подходя к организации педагогического процесса, использует свои творческие способности и умения, делая обучение оригинальным и эффективным именно для той группы детей, с которой работает педагог в данный момент.

Творческий потенциал педагога основан на накопленном им профессиональном опыте, знаниях, умениях и навыков, которые позволяют ему находить нужное решение в различных ситуациях. Разрешение проблемных ситуаций способствует совершенствованию профессионального мастерства педагога.

Это объясняется тем, что каждая учебная ситуация уникальна и требует выработки оригинального решения.

Только хорошо подготовленный и высоко эрудированный педагог, обладающий творческим мышлением способен быстро осуществить анализ сложившейся ситуации и найти из нее новый выход и способ разрешения.

В настоящее время, под педагогическим мастерством понимается процесс разрешения педагогических задач в разнообразных, постоянно меняющихся ситуациях.

Каждая проблемная ситуация уникальна, однако процесс их решения осуществляется по одному и тому же алгоритму:

  1. Анализ сложившейся ситуации
  2. Осмысление возможных путей ее разрешения
  3. Проектированного разработанного решения и его соответствие исходным данным
  4. Анализ имеющихся средств для решения проблемы
  5. Проверка предположения и внедрение решения в разрешение проблемы
  6. Оценка полученного результата и его соответствие с ожидаемым результатом

Тем самым опыт профессиональной педагогической творческой деятельности может быть приобретен в результате разрешения ряда таких ситуаций, развита интеллектуальная активность педагога, специфическая познавательная мотивация. Однако стоит отметить, что будет получен опыт, но научить самому творчеству невозможно.

Понимание педагогического творчества и его природы способствует установки на внедрении креативного и чего-то нового в педагогический процесс. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности обеспечивает его личностную самореализацию.

Замечание 2

Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и мастерство педагога взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/masterstvo_i_tvorchestvo_pedagoga/

Педагогическое искусство

Педагогическое искусство и мастерство

Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Все это обеспечивает высокую эффективность и качество обучения, воспитания школьников. Педагогическое мастерство является частью педагогического искусства. Оно выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирований личности. Педагогическая техника состоит из повторяющихся, применяемых в разнообразных ситуациях приемах мастерства, превращенных в привычные профессиональные действия; из способов организации деятельности, общения, воздействия. Организованная совокупность технических приемов, их целенаправленное, систематическое и последовательное применение в учебно-воспитательном, процессе в целях отработки у учащихся прочных знаний, умений, навыков, а также личностных свойств и качеств, условно может быть названа технологическим процессом.

Значение педагогического искусства, мастерства, техники и технологии заключается в том, что они являются тем единственным каналом» благодаря которому обеспечивается эффективное претворение в жизнь открытых педагогикой и психологией законов, принципов, правил, осуществляется действенное целенаправленное обучение и воспитание подрастающих поколений. Без владения педагогом воспитательским искусством и мастерством педагогическая наука превращается в кладовую духовных ценностей, которыми невозможно воспользоваться в интересах дела [2].

Основные компоненты педагогического искусства

Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность.

Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительные человеческие и деловые качества.

Дети инстинктивно тянутся к педагогам деловым, подлинным профессионалам, умеющим увлекать полезными начинаниями, организовывать их, добиваться успеха.

В процессе выполнения конкретных дел учащиеся очень быстро начинают понимать, что дисциплинированность и организованность — лучшее средство для достижения успеха в работе, что исполнительность как качество личности заключается не только в том, чтобы выполнить «указание», а в том, чтобы, проявив инициативу, сделать дело как можно лучше.

Ребенок воспитывается творческой личностью, когда педагог строит свои отношения к нему на основе искренней заинтересованности в улучшении его жизни, стремления сделать эту жизнь интересной и радостной, когда в ребенке зарождается увлеченность собственным делом.

Учащиеся стремятся познать окружающий мир, сориентироваться в отношениях, проявить и реализовать себя, найти свое место в жизни. Поэтому они тянутся к человеку, способному реально помочь, вывести на дорогу. Ребенок ценит в людях искреннее внимание к себе, глубокий интерес к его проблемам, к живому делу.

Педагоги-мастера, искренне любящие свое дело, убежденные в его величии, увлеченные целью формирования человеческой личности, легко и просто увлекают детей. В этом и состоит мудрость педагогического искусства. Нельзя равнодушно убеждать или формально требовать, или бесстрастно поощрять.

Надо зажечь в ребенке интерес к той жизни, которой педагог хочет его увлечь, привязать все его душевные стремления к этой жизни, и тогда можно убеждать, наказывать, требовать, поощрять — действенно применять все педагогические средства.

Убеждение будет просветлять ход мыслей ребенка, требование — помогать преодолевать себя, поощрение еще более стимулировать инициативу и активность, а наказание — учить сдержанности.

Педагогическое искусство как целостное явление складывается из нескольких компонентов [2].

Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность и связывают все остальные ее компоненты в органически единое целое.

Систему целей гуманистического воспитания определяет единый общечеловеческий и нравственно-эстетический идеал — всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил.

Учителю необходимо четко представлять себе основные направления мировоззренческого, гражданского, умственного, правового, экологического, трудового, политехнического воспитания в их практическом взаимодействии.

Организуя тот или иной вид учебно-воспитательной работы с детьми, учитель-мастер во всей полноте использует его воспитательные возможности.

Педагог не просто дает урок ради конкретного знания, организует труд ради навыков, проводит беседу с целью назидания, экскурсию, мероприятие, кружок для обогащения детей новыми впечатлениями.

Он — ваятель человеческой души, который с помощью определенного содержания, организационных форм, методов, средств движется к цели, творит сложное и ответственное дело созидания человека в человеке.

Постоянный целевой контроль учителя, воспитателя за всей своей деятельностью обеспечивает педагогическую целесообразность и эффективность воспитательного процесса. Овладение педагогическими целями, их глубокое знание, понимание и практическое использование — определяющее условие эффективности и качества работы педагога [5].

Межпредметная связь со смежными науками

Второй важнейший компонент педагогического искусства — глубокие знания о ребенке, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией. Для успешного педагогического труда необходимы данные, выводы, рекомендации смежных наук, разрабатываемые в двух направлениях.

Во-первых — знания о законах возрастного физиологического и психологического развития ребенка; о критериях физических и психических нагрузок для детей различных возрастных групп: о психологических условиях и механизмах формирования мировоззрения; о психофизиологических законах перехода детей из одной возрастной группы в другую; о возрастных особенностях становления таких психических процессов, как мышление, речь, память, воображение, чувства, восприятие, ощущение; об особенностях самосознания ребенка в разнообразных социальных ситуациях. Во-вторых,– нужны знания о закономерностях движения, развития всех психических и физиологических процессов в стандартных и нестандартных, официальных и неофициальных условиях обучения и воспитания. Как, например, происходит развитие мышления ребенка младшего школьного возраста в условиях урока, самостоятельной домашней работы, экскурсии или кружка. Как дети ведут себя в экстремальных условиях группового поступка. Какова оптимальная система физических упражнений, обеспечивающих становление организма школьника на каждом возрастном этапе. Каковы психологические условия наивысшей эффективности воздействия педагога на подростка, когда и почему возникает феномен сопротивления воспитанию. Насколько игра способствует вовлечению в разнообразную общественно полезную деятельность детей различных возрастов, какое влияние оказывает она на становление нравственности ребенка. Каковы психологические правила повышения эффективности восприятия и деятельности детей в условиях умственного, физического, организационного и других видов труда.

Накопление педагогом знаний о конкретных психологических и физиологических закономерностях возрастного развития детей в организованных и самодеятельных условиях составляет важнейшую научную основу педагогического искусства, ориентирует педагога в научной организации детской жизни и общения с учащимися [4].

Источник: https://studbooks.net/1919960/pedagogika/pedagogicheskoe_iskusstvo

ovdmitjb

Add comment