Kievuz

Петербургская концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работы

Петербургская концепция воспитательной работы

Утверждено решением Ученого совета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» от 30 мая 2013 года

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития воспитательной работы со студентами СПбГЭТУ «ЛЭТИ», осуществляемой как в процессе учебы, так и во внеучебное время.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитательная работа – это совместная деятельность работников университета и обучающихся, направленная на реализацию целей и задач взаиморазвития профессионально состоятельных, творческих личностей.

Целями воспитательной работы являются:

  • воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности — гражданина современной России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;
  • формирование у студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
  • создание условий для творческой самореализации личности, развития образовательного самосознания и для проведения досуга студентов во внеучебное время;
  • создание в университете полноценной с точки зрения воспитания социально — педагогической среды;
  • удовлетворение потребности личности студента и преподавателя университета в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
  • формирование у студентов гражданской позиции, патриотизма, профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга по защите Родины, подготовка их к жизни в условиях современного общества.

Цели воспитательной работы достигаются в ходе реализации вузом следующих задач:

  • сохранение и развитие корпоративной культуры в вузе, основанной на общечеловеческих ценностях;
  • формирование творческой самореализации личности благодаря развитию инициатив молодежи с учетом лучших традиций научно-педагогических школ университета;
  • всестороннее совершенствование имиджа СПбГЭТУ;
  • интернационализация деятельности вуза как средство укрепления репутации СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на международной арене;
  • обеспечение условий для раскрытия жизненных устремлений и формирования гражданской позиции обучающихся через развитие студенческого самоуправления, использование воспитательного потенциала вуза, всестороннее развитие культурно-массовой, спортивной, трудовой, общественной сфер студенческой жизни;
  • широкая культурно – просветительская деятельность среди студентов вуза через различные научные, творческие, спортивные и другие объединения, а также за счет привлечения к участию в вузовских корпоративных мероприятиях различных целевых групп населения;
  • пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни (в том числе социально-психологическая помощь, профилактика табакокурения, наркотической, алкогольной и иных видов зависимостей, профилактика ВИЧ-инфекций, профилактика правонарушений).

Для выполнения целей и задач воспитательной работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип гуманности, основанный на признании личности студента и преподавателя как самоценности, уважении ее уникальности и своеобразия, защите человеческого достоинства, построении отношений в системе «человек — человек» на основе ненасильственного взаимодействия, корректности, соблюдении общепринятых этических норм.
  • Принцип профессиональной направленности учитывает овладение будущими специалистами этических норм профессионального сообщества, предполагает формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, способностей, организованности и финансовой дисциплины.
  • Принцип системности предполагает согласованность действий всего коллектива университета в целевой деятельности, исходящей из потребностей личности, общества и государства.
  • Принцип полисубъектности— создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности как структурных подразделений университета, профессорско-преподавательского состава вуза, так и высококвалифицированных специалистов в области науки, техники, бизнеса, искусства, спорта, а также государственных учреждений и общественных организаций.
  • Принцип толерантности, предполагающий наличие многообразия мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, внимательное отношение к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов.
  • Принцип добровольности предоставляет студенту право выбора разнообразных форм участия во внеучебной деятельности.
  • Принцип стимулирования построен на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.
  • Принцип вариативности — дифференцированный подход к формированию и развитию личности с учетом склонностей, дарований и способностей каждого студента.

Основные направления воспитательной работы в университете:

  • профессионально-ориентированное воспитание;
  • патриотическое и гражданско-правовое воспитание;
  • культурно-нравственное воспитание;
  • физкультурно-оздоровительное воспитание;
  • студенческое самоуправление;
  • поддержка и развитие волонтёрской деятельности;
  • воспитание толерантности;
  • воспитание здорового образа жизни.

Учебный процесс,  вся вузовская атмосфера являются  важнейшими факторами воспитания, оказывающими на студенческую молодежь наиболее значимое влияние, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.

Приказ №1248 от 07.06.2013 «О Концепции воспитательной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В.И. Ульянова (Ленина)” (СПбГЭТУ)»

Концепция воспитательной работы

Источник: https://etu.ru/ru/vospitatelnaya-i-socialnaya/organizacionno-informacionnoe-obespechenie/koncepciya-vospitatelnoj-raboty

Концепция воспитательной деятельности в СПб. ГБПОУ

Петербургская концепция воспитательной работы

_____________________________________________________________________________________________

I. Общие положения

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования.

«В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год).

Концепция реализации воспитательной работы в СПб.

ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» согласована с Стратегией развития воспитания в РФ, а именно: «Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Концепция воспитания обучающихся в СПб.

ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», на 2015-2020 годы (далее – Концепция) опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС); Программу комплексных мер по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» на 2013-2016 годы «Безопасный город»; городскую программа «Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» на 2011-2015 годы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Концепция призвана консолидировать усилия Колледжа и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения, формирование профессионала будущего, с активной жизненной позицией, готового к самообразованию и само развитию в условиях современного высоко технологичного производства.

Концепция ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, научно-технических достижений, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала обучающихся. Формирование современной модели выпускника, соответствующей всем запросам времени, а именно: воспитание духовно-нравственных и ценностно-смысловых ориентиров, мотивация к непрерывному личностному росту, развитие коммуникативных и другие социально значимые способностей, умений и навыков, обеспечивающих социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.

 

II. Цель и задачи Концепции

Цель:
Определить основные направления воспитания обучающихся в СПб.

ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», ожидаемые результаты реализации Концепции, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию обучающихся, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Задачи:

  • Сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации обучающихся и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
  • Обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания обучающихся, требующих особой заботы общества и государства, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Обеспечить снижение числа правонарушений среди обучающихся и повышение эффективности профилактики; развитие межведомственного взаимодействия;
  • Обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей/законных представителей;
  • Совершенствовать условия для занятий обучающимися физической культурой и спортом;
  • Содействовать обновлению содержания и форм деятельности студенческого и ученического самоуправления, развитию волонтерской деятельности;
  • Направлять коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;
  • Повысить эффективность воспитательной деятельности в системе государственного профессионального образования Санкт-Петербурга.

III. Основные направления развития воспитания

Гражданское и патриотическое воспитание:

  • Формирование у обучающихся целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, родному городу, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
  • Создание условий для воспитания у обучающихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности; развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом и совершенствование форм и методов студенческого самоуправления;
  • Развитие правовой и политической культуры обучающихся, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
  • Формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.

Духовно-нравственное воспитание:

  • Воспитание у обучающихся чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, педагогическому составу, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
  • Развитие ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
  • Формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
  • Расширение сотрудничества между ГБ ПОУ, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  • Приобщение обучающихся к культурному наследию города, страны.

Физическое развитие и культура здоровья:

  • Формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
  • Создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления обучающихся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • Привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
  • Формирование у обучающихся мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
  • Распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
  • Активная жизненная позиция, трудовое и экологическое воспитание, профессиональное самоопределение:
  • Воспитание у обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
  • Формирование у обучающихся умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
  • Развитие умения работать в команде, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; развитие профессиональных компетенций;
  • Содействие профессиональному самоопределению, приобщение обучающихся к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, привитие любви и гордости за свою профессию
  • Становление и развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
  • Формирование у обучающихся экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
  • Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
  • Формирование у обучающихся чувства солидарности, социальной взаимопомощи, социальной позиции гражданина, ответственного участие в общественных движениях.

Профилактика асоциального поведения, экстремизма, правонарушений, воспитание правовой культуры:

  • Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;
  • Профилактика террористических и экстремистских проявлений; воспитание толерантности;
  • Профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с незаконным потреблением наркотиков, ПАВ; правонарушений, связанных с пьянством, алкоголизмом и обеспечения профилактики правонарушений в области безопасности дорожного движения;
  • Развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни;
  • Оптимизация системы работы по выявлению лиц, склонных к совершению правонарушений;
  • Совершенствование системы межведомственного взаимодействия с целью усиления работы по профилактике правонарушений;
  • Снижение уровня асоциальных проявлений среди обучающихся образовательных учреждений города.

IV. Ожидаемые результаты

Реализация Концепции в Колледже должна способствовать интеграции усилий различных заинтересованных сторон в решении проблем воспитания подрастающего поколения Санкт-Петербурга.

Концепция направлена на консолидацию усилий семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании воспитательной деятельности.

В результате их выполнения, ожидается рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов:

  • обучающиеся и выпускники будут увереннее использовать воспитательный потенциал города как ресурс собственного развития и самореализации;
  • родители/законные представители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг, гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием обучающихся;
  • снижение асоциальных проявлений в среде молодежи;
  • реализация Концепции обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников;
  • мероприятия, проводимые в рамках Концепции по 5 направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся, и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы с обучающимися для формирования базовых общечеловеческих ценностей.

Источник: http://collegewr.ru/student/conception

Концепция

Петербургская концепция воспитательной работы

В Петербурге сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Среди них можно отметить Программу воспитания (Петербургская концепция), «Педагогику успеха», «Воспитание человека-созидателя», «Педагогику заботы» и др.

Концепция «Воспитание петербуржца XXI века» представляет собой документ, в котором сделана попытка, сохраняя уникальность и неповторимость каждой из названных концепций, соглашать позиции всех заинтересованных сторон в понимании сущности воспитательного процесса в образовательной системе Санкт-Петербурга.

В ней определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

В рамках концепции петербургского воспитания можно сформулировать следующие основные понятия концепции:

1. Воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить о наличии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых является система образования.

2. В системе образования Санкт-Петербурга воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий:

для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;

для включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;

для осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;

для включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.

3. Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как воспитание человека, готового и способного:

к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга;

к гармонизации отношений с окружающим миром, решении: жизненных проблем различной степени сложности;

к созидательной деятельности;

к самостоятельному выбору здорового образа жизни.

4. воспитания петербуржца включает в себя следующие составляющие, ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром:

диалог с самим собой: воспитание культуры жизненного и профессионального самоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающего человека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;

диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;

— диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество, направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм правил, законов социальной жизни Санкт-Петербурга, России, мира;

— диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма и культуры наследования, обеспечивающее, включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей петербургской и мировой культуры;

— диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).

Наличие данных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражает всю полноту отношений (и соответственно проблем) человека с окружающим миром.

Непрерывность и преемственность воспитательного процесса в системе образования обеспечивается согласованностью программ и проектов воспитательной деятельности для детей различных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей.

Специфика воспитания человека меняется в процессе его развития. Особенно необходима воспитательная деятельность со стороны педагога-воспитателя в кризисные периоды развития ребенка, когда возникшая потребность в изменении отношений с миром не подкрепляется реальными возможностями развивающегося человека.

Воспитание ребенка до 3 лет можно рассматривать как помощь в освоении основных человеческих навыков (речь, прямохождение, удовлетворение физических потребностей) на основе учета индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, ритм жизни, специфика развития). Основным воспитателем в этом возрасте является семья.

Воспитание ребенка 3—7 лет можно рассматривать как помощь в ролевом освоении мира. Существенную помощь семье в воспитании детей этого возраста оказывают учреждения дошкольного образования.

Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.

Помимо учреждений система образования (ДОУ, общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, УДО) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры (музеи, театры, сады парки и др.

), производственные и общественные объединения.

Реализация концепции предполагает обеспечить формирование у воспитанников и учащихся:

— нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;

толерантности по отношению к ценностям различных культур;

готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации;

осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к городу, желания узнать свой город, познакомиться ближе с ним. Воспитание любви к родному городу, гордости (Я –петербуржец!). Формировать начальные знания о родном городе.

Воспитывать ребёнка в лучших традициях петербургской культуры Рассказывать о истории Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Большое место в приобщении детей к культуре города должны занимать народные праздники и традиции.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности города. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.

Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.

Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства, всеми видами деятельности (занятиями, трудом, игрой), а также уметь их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Также как и занятия, игры способствуют решению задач патриотического воспитания.

Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания к своему городу каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это музей знаменитого писателя…» и т. д.

Источник: https://mirznanii.com/a/176777/kontseptsiya-vospitanie-peterburzhtsa-xxi-veka

ovdmitjb

Add comment