Концепция воспитательной работы
Утверждено решением Ученого совета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» от 30 мая 2013 года
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития воспитательной работы со студентами СПбГЭТУ «ЛЭТИ», осуществляемой как в процессе учебы, так и во внеучебное время.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательная работа – это совместная деятельность работников университета и обучающихся, направленная на реализацию целей и задач взаиморазвития профессионально состоятельных, творческих личностей.
Целями воспитательной работы являются:
- воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина современной России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;
- формирование у студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
- создание условий для творческой самореализации личности, развития образовательного самосознания и для проведения досуга студентов во внеучебное время;
- создание в университете полноценной с точки зрения воспитания социально – педагогической среды;
- удовлетворение потребности личности студента и преподавателя университета в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
- формирование у студентов гражданской позиции, патриотизма, профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга по защите Родины, подготовка их к жизни в условиях современного общества.
Цели воспитательной работы достигаются в ходе реализации вузом следующих задач:
- сохранение и развитие корпоративной культуры в вузе, основанной на общечеловеческих ценностях;
- формирование творческой самореализации личности благодаря развитию инициатив молодежи с учетом лучших традиций научно-педагогических школ университета;
- всестороннее совершенствование имиджа СПбГЭТУ;
- интернационализация деятельности вуза как средство укрепления репутации СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на международной арене;
- обеспечение условий для раскрытия жизненных устремлений и формирования гражданской позиции обучающихся через развитие студенческого самоуправления, использование воспитательного потенциала вуза, всестороннее развитие культурно-массовой, спортивной, трудовой, общественной сфер студенческой жизни;
- широкая культурно – просветительская деятельность среди студентов вуза через различные научные, творческие, спортивные и другие объединения, а также за счет привлечения к участию в вузовских корпоративных мероприятиях различных целевых групп населения;
- пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни (в том числе социально-психологическая помощь, профилактика табакокурения, наркотической, алкогольной и иных видов зависимостей, профилактика ВИЧ-инфекций, профилактика правонарушений).
Для выполнения целей и задач воспитательной работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип гуманности, основанный на признании личности студента и преподавателя как самоценности, уважении ее уникальности и своеобразия, защите человеческого достоинства, построении отношений в системе «человек – человек» на основе ненасильственного взаимодействия, корректности, соблюдении общепринятых этических норм.
- Принцип профессиональной направленности учитывает овладение будущими специалистами этических норм профессионального сообщества, предполагает формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, способностей, организованности и финансовой дисциплины.
- Принцип системности предполагает согласованность действий всего коллектива университета в целевой деятельности, исходящей из потребностей личности, общества и государства.
- Принцип полисубъектности– создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности как структурных подразделений университета, профессорско-преподавательского состава вуза, так и высококвалифицированных специалистов в области науки, техники, бизнеса, искусства, спорта, а также государственных учреждений и общественных организаций.
- Принцип толерантности, предполагающий наличие многообразия мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, внимательное отношение к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов.
- Принцип добровольности предоставляет студенту право выбора разнообразных форм участия во внеучебной деятельности.
- Принцип стимулирования построен на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.
- Принцип вариативности – дифференцированный подход к формированию и развитию личности с учетом склонностей, дарований и способностей каждого студента.
Основные направления воспитательной работы в университете:
- профессионально-ориентированное воспитание;
- патриотическое и гражданско-правовое воспитание;
- культурно-нравственное воспитание;
- физкультурно-оздоровительное воспитание;
- студенческое самоуправление;
- поддержка и развитие волонтёрской деятельности;
- воспитание толерантности;
- воспитание здорового образа жизни.
Учебный процесс, вся вузовская атмосфера являются важнейшими факторами воспитания, оказывающими на студенческую молодежь наиболее значимое влияние, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.
Приказ №1248 от 07.06.2013 “О Концепции воспитательной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В.И. Ульянова (Ленина)” (СПбГЭТУ)”
Концепция воспитательной работы
Источник: https://etu.ru/ru/vospitatelnaya-i-socialnaya/organizacionno-informacionnoe-obespechenie/koncepciya-vospitatelnoj-raboty
Концепция воспитательной деятельности в СПб. ГБПОУ
_____________________________________________________________________________________________
I. Общие положения
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования.
«В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год).
Концепция реализации воспитательной работы в СПб.
ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» согласована с Стратегией развития воспитания в РФ, а именно: «Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Концепция воспитания обучающихся в СПб.
ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», на 2015-2020 годы (далее – Концепция) опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС); Программу комплексных мер по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» на 2013-2016 годы «Безопасный город»; городскую программа «Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» на 2011-2015 годы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Концепция призвана консолидировать усилия Колледжа и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения, формирование профессионала будущего, с активной жизненной позицией, готового к самообразованию и само развитию в условиях современного высоко технологичного производства.
Концепция ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, научно-технических достижений, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала обучающихся. Формирование современной модели выпускника, соответствующей всем запросам времени, а именно: воспитание духовно-нравственных и ценностно-смысловых ориентиров, мотивация к непрерывному личностному росту, развитие коммуникативных и другие социально значимые способностей, умений и навыков, обеспечивающих социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.
II. Цель и задачи Концепции
Цель:
Определить основные направления воспитания обучающихся в СПб.
ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», ожидаемые результаты реализации Концепции, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию обучающихся, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи:
- Сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации обучающихся и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
- Обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания обучающихся, требующих особой заботы общества и государства, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Обеспечить снижение числа правонарушений среди обучающихся и повышение эффективности профилактики; развитие межведомственного взаимодействия;
- Обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей/законных представителей;
- Совершенствовать условия для занятий обучающимися физической культурой и спортом;
- Содействовать обновлению содержания и форм деятельности студенческого и ученического самоуправления, развитию волонтерской деятельности;
- Направлять коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;
- Повысить эффективность воспитательной деятельности в системе государственного профессионального образования Санкт-Петербурга.
III. Основные направления развития воспитания
Гражданское и патриотическое воспитание:
- Формирование у обучающихся целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, родному городу, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
- Создание условий для воспитания у обучающихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности; развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом и совершенствование форм и методов студенческого самоуправления;
- Развитие правовой и политической культуры обучающихся, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- Формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное воспитание:
- Воспитание у обучающихся чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, педагогическому составу, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
- Развитие ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
- Формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- Расширение сотрудничества между ГБ ПОУ, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- Приобщение обучающихся к культурному наследию города, страны.
Физическое развитие и культура здоровья:
- Формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- Создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления обучающихся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
- Формирование у обучающихся мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
- Распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
- Активная жизненная позиция, трудовое и экологическое воспитание, профессиональное самоопределение:
- Воспитание у обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
- Формирование у обучающихся умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
- Развитие умения работать в команде, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; развитие профессиональных компетенций;
- Содействие профессиональному самоопределению, приобщение обучающихся к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, привитие любви и гордости за свою профессию
- Становление и развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- Формирование у обучающихся экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
- Формирование у обучающихся чувства солидарности, социальной взаимопомощи, социальной позиции гражданина, ответственного участие в общественных движениях.
Профилактика асоциального поведения, экстремизма, правонарушений, воспитание правовой культуры:
- Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;
- Профилактика террористических и экстремистских проявлений; воспитание толерантности;
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с незаконным потреблением наркотиков, ПАВ; правонарушений, связанных с пьянством, алкоголизмом и обеспечения профилактики правонарушений в области безопасности дорожного движения;
- Развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни;
- Оптимизация системы работы по выявлению лиц, склонных к совершению правонарушений;
- Совершенствование системы межведомственного взаимодействия с целью усиления работы по профилактике правонарушений;
- Снижение уровня асоциальных проявлений среди обучающихся образовательных учреждений города.
IV. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции в Колледже должна способствовать интеграции усилий различных заинтересованных сторон в решении проблем воспитания подрастающего поколения Санкт-Петербурга.
Концепция направлена на консолидацию усилий семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании воспитательной деятельности.
В результате их выполнения, ожидается рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов:
- обучающиеся и выпускники будут увереннее использовать воспитательный потенциал города как ресурс собственного развития и самореализации;
- родители/законные представители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг, гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием обучающихся;
- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи;
- реализация Концепции обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников;
- мероприятия, проводимые в рамках Концепции по 5 направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся, и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы с обучающимися для формирования базовых общечеловеческих ценностей.
Источник: http://collegewr.ru/student/conception
Концепция
В Петербурге сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Среди них можно отметить Программу воспитания (Петербургская концепция), «Педагогику успеха», «Воспитание человека-созидателя», «Педагогику заботы» и др.
Концепция «Воспитание петербуржца XXI века» представляет собой документ, в котором сделана попытка, сохраняя уникальность и неповторимость каждой из названных концепций, соглашать позиции всех заинтересованных сторон в понимании сущности воспитательного процесса в образовательной системе Санкт-Петербурга.
В ней определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
В рамках концепции петербургского воспитания можно сформулировать следующие основные понятия концепции:
1. Воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить о наличии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых является система образования.
2. В системе образования Санкт-Петербурга воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий:
для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
для включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;
для включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
3. Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как воспитание человека, готового и способного:
к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга;
к гармонизации отношений с окружающим миром, решении: жизненных проблем различной степени сложности;
к созидательной деятельности;
к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
4. воспитания петербуржца включает в себя следующие составляющие, ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром:
диалог с самим собой: воспитание культуры жизненного и профессионального самоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающего человека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;
диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;
– диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество, направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм правил, законов социальной жизни Санкт-Петербурга, России, мира;
— диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма и культуры наследования, обеспечивающее, включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей петербургской и мировой культуры;
— диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).
Наличие данных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражает всю полноту отношений (и соответственно проблем) человека с окружающим миром.
Непрерывность и преемственность воспитательного процесса в системе образования обеспечивается согласованностью программ и проектов воспитательной деятельности для детей различных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей.
Специфика воспитания человека меняется в процессе его развития. Особенно необходима воспитательная деятельность со стороны педагога-воспитателя в кризисные периоды развития ребенка, когда возникшая потребность в изменении отношений с миром не подкрепляется реальными возможностями развивающегося человека.
Воспитание ребенка до 3 лет можно рассматривать как помощь в освоении основных человеческих навыков (речь, прямохождение, удовлетворение физических потребностей) на основе учета индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, ритм жизни, специфика развития). Основным воспитателем в этом возрасте является семья.
Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.
Помимо учреждений система образования (ДОУ, общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, УДО) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры (музеи, театры, сады парки и др.
), производственные и общественные объединения.
Реализация концепции предполагает обеспечить формирование у воспитанников и учащихся:
— нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;
толерантности по отношению к ценностям различных культур;
готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации;
осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к городу, желания узнать свой город, познакомиться ближе с ним. Воспитание любви к родному городу, гордости (Я –петербуржец!). Формировать начальные знания о родном городе.
Воспитывать ребёнка в лучших традициях петербургской культуры Рассказывать о истории Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Большое место в приобщении детей к культуре города должны занимать народные праздники и традиции.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности города. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.
Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины.
Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.
Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства, всеми видами деятельности (занятиями, трудом, игрой), а также уметь их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Также как и занятия, игры способствуют решению задач патриотического воспитания.
Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя – поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания к своему городу каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это музей знаменитого писателя…» и т. д.
Источник: https://mirznanii.com/a/176777/kontseptsiya-vospitanie-peterburzhtsa-xxi-veka
Add comment