Kievuz

Политическая культура

Содержание

Политическая культура

Политическая культура

Политическая культура является одним из важнейших элементов политической системы, так как уровень ее развития говорит о качестве самой этой системы.

Отражая политическую и юридическую осведомленность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, политическая культура оказывает большое влияние на деятельность политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Структурные элементы политической культуры

Для понимания социального значения и роли политической культуры важно учитывать единство и взаимодействие политики и культуры. И та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства.

Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми.

Политическая культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Однако факт взаимосвязи политики и культуры не означает их тождества. Они различаются по сферам действия.

Смысл политики – в развитии и преобразовании власти, смысл культур — в развитии и преобразовании личности. Их единство и различия объединены понятием «политическая культура». Политическая культура — неотъемлемая составная часть общенациональной культуры.

В трактовке политической культуры существует два основных направления. Одно ограничивает ее сферой психического, другое, наряду с «образцами» политического сознания, включает в нее и «образцы» политического поведения людей. Но проявления культуры в сфере политического этим не исчерпываются.

На индивидуальном и групповом уровнях политическая культура выступает как единство культуры политического сознания и поведения индивидов и групп. На уровне общественном она должна быть дополнена еще одним элементом – культурой функционирования политической системы и образующих ее структур.

Структуру политической культуры составляют три взаимосвязанных элемента:

  • политический опыт;
  • политическое сознание;
  • политическое поведение.

Практическая направленность политической культуры на регуляцию политических отношений требует в ее структуре наличия средств такой регуляции. Таковыми являются нормы, ставшие правилами поведения, которые приняты в данной политической общности.

Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей с четкой ориентацией их политического поведения. Это условный образ политических ценностей, идеалов, средство их пропаганды. Ими являются гербы государств, цвета национальных флагов, эмблемы политических партии, ордена.

С учетом возможностей политической системы формируются такие компоненты политического сознания, как политические ориентации и установки граждан. К ним относятся установки:

  • На политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, доминирующий над обществом, либо как организующий и регулирующий институт).
  • На законы и другие нормативные акты (например, уважительное отношение к закону или правовой нигилизм). Сюда входит также отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к себе как участнику политического процесса. В результате у человека формируется ориентация на определенные образцы политического поведения.

Политическое поведение, формы политического участия обусловлены политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой. Включает в себя:

  • Формы и степень участия граждан в деятельности политических организаций, массовых движениях, митингах. Формы политического поведения могут быть различными: неучастия в политической жизни, пассивного участия (ание, подчинение закону), активного участия.
  • Тип электорального поведения (например, поголовное участие в ании в тоталитарных обществах).
  • Формы и средства взаимодействия граждан с государством и другими политическими институтами.

В структуру политической культуры на уровне политической системы входят:

  • методы принятия политических решений (кем, в какой форме, на основе закона или нет);
  • формы и методы регулирования социально-политических конфликтов (например, использование силы);
  • тип электорального процесса (выборов).

Политическая культура оказывает троякое воздействие на политические процессы и институты.

  1. Под ее воздействием воспроизводятся традиционные формы политической жизни и происходит это даже при условии изменения политического режима.
  2. Политическая культура порождает новые для общества формы политической жизни.
  3. Она может комбинировать традиционные и новые формы политической жизни.

Основные функции политической культуры:

  • познавательная – формирование у граждан необходимых знаний, взглядов, убеждений;
  • интеграции – обеспечение возможности сосуществования различных групп на базе общепринятых ценностей в рамках определенной политической системы и политического строя;
  • коммуникации – обеспечение связи, взаимодействия всех участников политического процесса на основе использования общепринятых терминов, символов и других средств информации и языка общения;
  • социализации — обретение человеком навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права и политические интересы;
  • регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, целей, мотивов, норм поведения.

Типы политических культур

Политическая культура любой страны формируется под воздействием многочисленных и разнообразных факторов (в том числе исторических, географических, экономических). Это предопределяет многообразие типов политической культуры.

Понятие «тип политической культуры» используется для отражения специфики политической культуры определенной исторической общности и фиксирует наиболее общие черты политического сознания и поведения людей, живущих в определенный момент истории и в одной исторической среде.

В основании типологии политических культур могут лежать различные критерии. В современной политологии особую известность получила классификация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С.

Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963 год). Авторы сосредоточили внимание на ценностях, образцах поведения и способах организации власти.

Они выделили три основных типа политической культуры:

  1. патриархальный, для которого характерно отсутствие в обществе, где он господствует, интереса граждан к политической жизни;
  2. отличающийся сильной ориентацией на политическую систему, но невысоким уровнем активности граждан;
  3. активистский с заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней.

На практике эти типы политической культуры в чистом виде встречаются редко, а образуют, взаимодействуя между собой, смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов.

Самой массовой и оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является, по мнению авторов, комбинация культур – гражданская или культура «гражданственности», в которой преобладают черты культуры подданнического типа.

В качестве еще одного критерия для типологии политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Здесь можно говорить о рыночной и бюрократической политических культурах.

Рыночная политическая культура понимает политику как разновидность бизнеса, политика как «товар», политические решения – результат «торговой сделки». Высшей целью являются частные интересы, а государство и другие политические структуры рассматриваются как средство реализации интересов.

Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и в регулировании политического участия граждан.

Существуют и более общие критерии типологии, заданные, в частности, цивилизованными особенностями Запада и Востока, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Политическая культура России

В России сложилась политическая культура, особенности которой обусловлены геополитическим положением, чертами национальной психологии, историческими традициями и другими факторами.

Государство в общественной жизни занимает доминирующее положение по отношению к обществу и индивиду. Государственные интересы превалируют над целями и интересами личности. Жители страны веками ориентировались на нормы общинного коллективизма.

Человек ощущал безусловную подчиненность своего «Я» групповым и коллективным интересам. В XX веке на характер политической культуры сильное влияние оказали уничтожение тоталитарным режимом целых социальных слоев и народностей, отказ от рыночных регуляторов экономики.

Это нарушило историческую преемственность поколений, межкультурные связи России с мировым сообществом, сделало невозможным развитие плюралистических ценностей.

В результате политическая культура современной России представляет собой культуру весьма противоречивую, внутренне расколотую, с безоговорочным преобладанием норм и ценностей патриархального, традиционалистского типа.

Большинство граждан демонстрирует стремление к поиску харизматичного лидера, способного вывести страну из кризиса, правовой нигилизм. Стиль поведения большинства населения отличается склонностью к несанкционированным формам протеста, силовым методам разрешения конфликтных ситуаций.

Скрытая и явная борьба разнонаправленных политических тенденций (демократия – авторитаризм, централизация – регионализация), столкновение различных субкультур (коммунистической, радикал-либеральной, национал-патриотической), представители которых пользуются столь разным политическим языком и аргументацией, что не понимают друг друга, затрудняют компромисс, не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества. Преобладание таких норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, в ряде случаев способствует активизации движений националистического и фашистского толка, а в целом поддерживает и воспроизводит в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности.

Таким образом, одной из насущных задач реформирования российского общества является преобразование политической культуры на основе демократических ценностей.

Политика властей должна быть направлена на утверждение правовых, цивилизованных отношений между гражданами и государством, реальное изменение гражданского статуса личности, создание механизмов, с помощью которых люди могли бы влиять на политику властей и сделать их подконтрольными народу, преодолеть безответственность политических лидеров, а государству быть защитником общих интересов.

Политическая социализация

Политическая культура не передается путем прямого обучения. В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре.

Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные организации, религиозные и общественные объединения, отдельные политические события.

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это усвоение новыми поколениями существующей политической культуры, а с другой – ее изменение, трансформация за счет избирательного освоения личностью этих традиций, норм и закрепления их в формах политического поведения. Процесс этот непрерывен и идет на протяжении всей жизни человека.

Естественно, что под влиянием различных социальных и политических обстоятельств человек может воспринимать одни ориентиры и навыки и поступаться другими, то есть политическая социализация является процессом одновременного обретения и утрачивания человеком политических свойств. В силу этого уровень политической социализации не может оставаться неизменным. В зависимости от возраста, политического опыта и выполняемых в политике ролей, а также деятельности агентов социализации выделяются первичный и вторичный этапы политической социализации.

Первичная политическая социализация (с трех-пяти лет) – первоначальное, непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах.

Особенность этого этапа в том, что человек еще не понимает сущности и значения политического мира.

Поэтому естественность и постепенность включения в него предусматривает первоначальное восприятие информации в формах, неразрывно связанных с бытовым опытом, авторитетом учителя, примером деятельности старших.

Вторичная политическая социализация выступает тогда, когда человек усвоил формы и способы переработки политической информации, осуществления ролей в сфере власти и способен к индивидуальному и самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций независимо от группового давления.

Различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах позволяет выделить следующие типы политической социализации:

  • гармонический, отражающий психологически нормальные отношения человека и институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
  • гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
  • плюралистический, который свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым ориентациям;
  • конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.

Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (то есть типы вертикальной социализации).

Источник: http://SociPolit.ru/politicheskaya-kultura/

ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ. Политическая культура

Политическая культура

  • понятие политической культуры,
  • характерные четы политической культуры,
  • функции политической культуры,
  • компоненты политической культуры,
  • типы политической культуры по различным критериям,
  • основные пути формирования политической культуры,
  • роль политической символики в формировании политической культуры граждан,
  • роль политической культуры в обществе.

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.

 Характерные черты политической культуры:

  • является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
  • фиксирует и закрепляет стабильные стороны политического опыта;
  • имеет всеобъемлющий характер, оказывает влияние на политическую жизнь страны;
  • обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
  • координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
  • предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
  • характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.

 Функции политической культуры:

  • познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
  • интегративная – достижение согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединение усилий для достижения определенных социально значимых целей;
  • коммуникативная – установление связей между участниками политического процесса, а также передача элементов политической культуры от поколения к поколению, накопление политического опыта;
  • регулятивная – закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, мотивов, целей и норм поведения;
  • воспитательная – формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
  • нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;
  • социализирующая – формирование определенных политических навыков, позволяющих реализовать свои права.

 Компоненты политической культуры.

Политическое поведение – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности (Подробно читайте ЗДЕСЬ).

Политическое сознание – включает в себя  идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологическиекомпоненты (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

Виды политического сознания:

— обыденное,

— идеолого-теоретическое.

Элементы политического сознания.

  • Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях и т.п.
  • Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях; политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.
  • Политические убеждения выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система.

Политическая идеология – система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики. (Подробно читайте ЗДЕСЬ).

Политический опыт – политические традиции, обычаи, политическая память общества

В зависимости от уровня:

  • общая – характерна ля поведение основной массы населения)
  • субкультура – присуща определенным социальным группам и регионам).

 В зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур:

  • интегрированная – характеризуется тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом;
  • фрагментарная – характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти.

 По отношению к власти:

  • господствующая,
  • контркультура.

 По отношению к прогрессу:

  • замкнутая – нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями;
  • открытая – ориентирована на изменения, легко усваивающая новые ценности.

 По стилям  политического поведения:

  • рыночная – политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан);
  • этатистская – демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.

Патриархальная культура.

Особенности:

  • Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек мало восприимчив к политической культуре страны, не выполняет конкретных политических ролей.
  • Почтение к власти, противодействие власти – не только нарушение дисциплины, но и аморальный поступок.
  • Стабильность.
  • Отсутствие интереса граждан к политической жизни.
  • Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы.
  • Кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.

 Подданическая культура.

Особенности:

  • Ориентация на официальные государственные ценности, ожидание от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.
  • Пассивное отношение к политической жизни.
  • Способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования, что достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.
  • Жесткая централизация управления.

 Активистская культура (культура участия)

  • Высокий интерес граждан к политике, активное участие в политических процессах.
  • Хорошая политическая информированность.
  • Стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели.
  • Оказание гражданами влияния на процесс выработки и принятия политических решений.
  • Демонстрация лояльности к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

 Основные пути формирования политической культуры:

  • деятельность государства,
  • деятельность политических партий,
  • воздействие церкви на политическую жизнь,
  • информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации,
  • деятельность общественно-политических организаций и движений,
  • воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д.

 Роль политической символики в формировании политической культуры граждан.

Символика предназначен для воздействия на человека.

 Формы политической символики/

  • Национально-государственная символика: флаг, герб, гимн.

Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.

  • Политическая ритуально-процессуальная символика: церемония инаугурации (т.е. торжественного вступления в должность) президента; в общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами, празднованием исторических событий государственной важности, соответствующими салютами и фейерверками,; этопроцесс возложения венков и цветов к национальным святыням, процесс задействования в торжественных случаях почетных караулов и т.д.
  • Скульптурно-архитектурная политическая символика.

 Политическая символика воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений. Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Кремль и Красная площадь в России.

  • Условно-графическая политическая символика. К таким символам можно отнести звезды различной вариации, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, подкова, изображение голубя, колосьев пшеницы и других растений и др.Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Голубой цвет – символ общности мира, защиты. Зеленый – символ жизни и экологии. Красный цвет – символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Черный – символ скорби, потери, поражения и т.д.
  • Наглядно-агитационная политическая символика. Такая символика представлена: лозунгами, художественно оформленными призывами, транспарантами, портретами политических деятелей, листовками, флажками, шарфиками, политической карикатурой и мн. др.

 Таким образом, политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы.

Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83/

Новое публичное управление

Политическая культура

Габриэль Алмондом и Сидней Вербой определили политическую культуру как совокупность специфических политических установок в отношении поли­тической системы и ее различных частей и установок по отношению к собственной роли в системе.

Сидней Верба. Политическая культура – это тот феномен, что задает фор­му выражения связи между событиями в политике и пове­дением индивидов как реакции на них; хотя политическое поведение индивидов и групп…

– это ответ на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени оп­ределяется тем [символическим] значением, которое при­дается каждому из этих событий людьми, их наблюдающи­ми.

Можно сказать, что политическая культура — всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное.

Таким образом, политическая культура, интегрируя и систематизируя такие феномены как «политическая иде­ология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа», является, по существу, «системой ориентации на политическое действие внутри данного общества».

Функции политической культуры

Политическая культура выполняет в обществе опреде­ленные функции: 1) идентификации, реализуя потребность человека в по­нимании групповой принадлежности; 2) ориентации, объясняя смысл политических явлений; 3) адаптации и социализации – через освоение навыков поведения для реализации своих прав; 4) интеграции, направленной на сохранение ценностей государства через интеграцию интересов групп; 5) коммуникации, осуществляя взаимодействие субъек­тов и институтов на основе символов, стереотипов.

Уровни политической культуры

Габриель Алмонд выделил три уровня политической культуры:

Политическая культура нации включает в себя три уровня ориен­тации граждан: их отношение а) к политической системе, б) к поли­тическому процессу, в том числе к процессу определения политичес­кого курса, и в) к результатам и следствиям реализации политического курса.

Ориентации системного уровня отражают представления граждан и их лидеров о ценностях и организациях, скрепляющих политическую систему. Идентифицируют ли себя граж­дане с нацией и принимают ли общую систему управления?

В ориентациях уровня процесса отражены представления о том, как должна действовать политика, а также отношение индивидов к политическо­му процессу.

Ориентации уровня политического курса касаются того, что граждане и их лидеры ожидают от политического курса правительства. На достижение каких целей должна быть направлена прави­тельственная политика и как эти цели должны достигаться?

Типология политической культуры Габриеля Алмонда и Сиднея Вербы

Габриель Алмонд и Сидней Верба выделили три «чистых» типа политической культуры:

приходская, или парокиальная, для которой характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и су­щественных ожиданий от ее функционирования;

подданническая (англ. subject), где сильна ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан;

партиципаторная, или участническая (англ. participant), отражающая заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности.

Соотношение установок различных типов политической культуры в авторитарных и демократических политических системах разной степени индустриализации.

Понятие гражданской политической культуры

Габриель Алмонд и Сидней Верба отмечали:

Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных.

Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям.

Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного.

Таким образом, в рамках гражданской культуры индивид не обязательно бывает рациональным, активным гражданином. Тип его активности – более смешанный и смягченный.

Это позволяет индивиду совмещать определенную долю компетентности, включенности и активности с пассивностью и невключенностью.

Более того, его взаимоотношения с правительством не являются чисто рациональными, Поскольку они включают в себя приверженность – как его, так и принимающих решения – тому, что мы назвали демократическим мифом о компетентности гражданина.

Доиндустриальный, тоталитарный, континентально-европейский и англо-американский типы политической культуры

Габриель Алмонд в зависимости от характера проявлений политических интересов и политического поведения выделил четыре типа политической культуры:

Доиндустриальный тип политической культуры характеризуется отсутствием ярко выраженных политических интересов, отсутствием стабильности политических институтов (прежде всего пар­тий) и насильственными формами деятельности.

Тоталитарный тип политической культуры характеризуется полити­ческой апатией и конформизмом.

Континентально-европейская политическая культура характеризуется как механическое соединение элементов современной и доиндустриальной политической культуры, которое порождает у человека недоверие к традиционным политическим институтам и ориентацию на харизматического лидера.

Англо-американский тип политической культуры отличается плюрализмом ценностей, интересов, подходов и умением общества находить компромиссы в целях и средствах социального развития.

Литература

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Политическая культура и политическая социализация // Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М., 2002. С. 156–186.

Липсет С. Роль политической культуры // Пределы власти № 2–3.

Подробнее: Раздел сайта «Политическая культура»

Источник: http://pavroz.ru/culture

ovdmitjb

Add comment