Kievuz

Политические режимы

Содержание

Демократические и антидемократические политические режимы: в чем разница?

Политические режимы

Большинство из нас при попытке дать определение понятию «политические режимы» столкнется с проблемой: в общем, этот термин нам знаком, но истолковать его значение сложно. Поэтому в нашей статье мы решили рассказать, что представляют собой политические режимы и какими они бывают.

Определение термина

Понятие политического режима было введено в лексикон политологов во II-ой половине XX века, хотя попытки описать их и классифицировать были предприняты еще Платоном и Аристотелем.

Современная политология, основываясь на исследованиях М. Дюверже, Ж.-Л.Кермонна, Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, трактует политические режимы как формы политического управления, различающиеся между собой по:

  • мере участия граждан государства в его управлении. В Украине народ имеет право выбирать депутатов всех уровней, в том числе, в главный законодательный орган — Верховную Раду. А вот население Брунея такой привилегией похвастать не может: страной правит монарх — султан, который передает власть по наследству;
  • методам и способам организации политической власти. Например, правление Пиночета в Чили основывалось на военной диктатуре и репрессиях, полной противоположностью ему является Швеция, которой управляет парламент, избираемый всеобщим анием;
  • правовому статусу личности. Есть государства, где конституционно за всеми гражданами закреплены равные права. К ним относятся Германия, Великобритания, Франция, Швеция и т. д. Однако, есть и страны, в которых ущемляются права определенных рас и этносов. Вспомним режим апартеида в ЮАР, при котором притеснялись темнокожие, или Третий Рейх, преследовавший евреев и цыган.

Итак, можем сделать вывод: политические режимы — это совокупность приемов, форм и методов организации власти. В узком значении под политическим режимом понимают государственный политический режим, т. е. политическое устройство отдельно взятого государства.

Политологи подразделяют политические режимы на две категории:

  1. Демократические, когда власть находится в руках народа, либо он имеет возможность на нее влиять.
  2. Недемократические (антидемократические) — в этом случае устанавливается власть одного класса/партии/человека.

Теперь рассмотрим обе категории детальнее.

Виды демократических режимов

Демократия, которую еще называют народовластием, позволяет народу самому избирать органы управления государством и провозглашает равные права всех граждан. В зависимости от формы и степени участия народа в формировании власти демократический политический режим подразделяется на 3 вида:

  • прямая демократия, когда любой член общества может принимать участие в обсуждении и принятии государственных решений. Такая форма управления государством существовала в Древних Афинах, где все государственные вопросы решались на народных собраниях, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Сейчас подобные формы политического режима практически не встречаются, поскольку в современном обществе они неэффективны. Представьте, если бы все граждане страны участвовали в принятии законов и в решении внешнеполитических вопросов. Даже применяя IT-технологии, проведение ежедневных всеобщих аний и обсуждений занимало бы массу времени и не всегда было бы результативным;

  • плебисцитная демократия предполагает участие народа в управлении государством только на определенном этапе, например, во время референдумов или выборов. Такая форма управления практикуется часто. К примеру, многие страны проводили референдумы перед вступлением в Евросоюз, чтобы узнать мнение граждан и принять правильное решение;
  • представительная демократия, в ходе реализации которой народ наделяется правом избирать своих представителей в органы власти. В США это нижняя палата Конгресса, в Великобритании — Палата общин, в России — Госдума, в Украине — Верховная Рада.

Последние две формы политического режима применяются во многих странах, но наиболее демократичными, согласно рейтингу, составленному независимыми экспертами, оценивавшими правовую свободу и защищенность граждан, считаются Швеция, Норвегия, Исландия, Дания, Финляндия и Новая Зеландия.

Виды недемократических режимов

Антидемократические виды режимов отрицают все принципы демократии и основываются на подавлении прав и свобод личности. Такие политические режимы получили распространение в период средневековья и доминировали вплоть до ХХ века, когда в мире началось активное общественное движение за права человека.

Ученые выделяют 2 вида антидемократических режимов:

Авторитарный политический режим

В основе авторитаризма лежит практически неограниченная власть одного лица либо группы лиц. Некоторые гражданские, экономические и духовные свободы при этом сохраняются, но жестко ограничиваются со стороны государства.

Примерами авторитарного режима являются военная хунта в Аргентине, апартеид в ЮАР, правление Саддама Хусейна в Ираке.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм можно рассматривать как высшую степень авторитаризма. В государствах с тоталитарным политическим режимом обязательно существует официальная идеология и не допускается возникновение других идеологических течений, государство полностью контролирует все сферы жизни человека, власть формируется не снизу вверх, как при демократии, а сверху вниз, путем назначения на должности.

Тоталитарные политические режимы существовали в Германии во время правления Гитлера, в Испании при Муссолини, в СССР в сталинскую эпоху.

Когда политические режимы власти отсутствуют, другими словами, в стране царит безвластие и беззаконие, такую ситуацию называют анархией.

Политический режим — форма правления?

Часто политические режимы путают с таким понятием, как форма правления.

Отождествлять эти понятия нельзя, поскольку политический режим отражает устройство государства в целом, а форма правления — организацию высших органов власти.

Среди форм правления выделяют монархию и республику. Первая чаще существует в рамках тоталитарных и авторитарных политических режимов, вторая — демократических.

Хотите знать мнение американцев об их политическом режиме? Смотрите видеосюжет: 

Источник: http://megapoisk.com/politicheskie-rezhimy-vidy-i-formy

Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

Политические режимы

> Государство и право > Политический режим: определение, виды, типы и признаки

Политический режим (далее ПР) – это совокупность методов, приёмов и форм управления обществом, способ функционирования системы управления, способ осуществления в стране государственной власти и управления.

В современной политологии это понятие обычно употребляется с отрицательной коннотацией, имеется в виду авторитарный режим или любой другой антидемократический.

  • Происхождение термина
  • Каковы особенности политического режима: характеристика
  • Понятия и виды политических режимов
  • Анархия
  • Критерии политических режимов (основные признаки)
  • Примеры существования (историческая канва)
  • Что обеспечивает политический режим

Происхождение термина

Впервые это понятие появляется в работах Сократа, Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Аристотель, например, выделял правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) режимы.

: Конвенция о правах ребенка, краткое содержание.

Каковы особенности политического режима: характеристика

Можно сказать, что режим формируется в результате взаимодействия множества компонентов (институтов), которые имеют отношение к политической системе: форма правления, форма административно-территориального устройства государства, тип избирательной системы, наличие или отсутствие в стране и движений.

ПР также определяется:

  • интенсивностью протекания в государстве различных общественно-властных процессов;
  • доминирующим типом легитимности (по классификации М. Вебера: традиционный, харизматичный, легальный);
  • развитостью общественно-властных традиций, сознания;
  • господствующим типом властно-управленческого поведения;
  • структурированностью правящей элиты;
  • взаимоотношениями чиновничьего (бюрократического) аппарата с обществом.

ПР определяет отношения отдельной личности и государства: показывает степень свободы личности в государстве (объём прав и обязанностей) и форму (и степень) личного участия граждан в жизни государства.

Понятия и виды политических режимов

В современной политологии выделяются два вида ПР: демократический и недемократический. Их разграничивают, учитывая разные критерии и признаки.

Демократический – это непосредственная, прямая или представительная демократия, то есть власть народа, осуществляемая во благо народа.

Демократия, как ПР, зародилась в Древних Афинах в VI веке до н. э. Расцвет демократического строя пришёлся на V век.

Существуют две формы демократии:

  • прямая – принятие решений непосредственно гражданами (на вече, сходах, народном собрании, референдумах);
  • представительная — принятие решений представительным органом, выбранным народом (парламент, городское собрание, Законодательное собрание).

Недемократический – это ПР, характеризующийся крайней степенью давления власти на общество. Существуют два основных типа недемократических режимов:

  • авторитарный;
  • тоталитарный.

Авторитаризм – это ПР, при котором властные полномочия сосредоточены в руках одной «силы»: армия, бюрократия, религиозный лидер, партия, класс, личность, семья.

Выделяют следующие типы авторитаризма:

  • военно-бюрократический авторитаризм (правление генерала Пиночета в Чили);
  • корпоративный авторитаризм (правление Ф. Франко в Испании);
  • постколониальный авторитаризм;
  • расовая или этническая демократия (идеология апартеида в ЮАР);
  • султанистский режим (Ирак при Саддаме Хусейне);
  • дотатолитарный авторитаризм.

Исторический и общественный опыт показывают, что риски превращения авторитаризма в тоталитаризм очень велики. Это особенность авторитаризма как ПР.

Тоталитаризм – это ПР, при котором устанавливается тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Впервые этот термин был употреблён Б. Муссолини в 20 ых годах XX века. Тоталитаризм может являться либо продуктом исторического развития общества (как в России), либо продуктом чрезвычайных обстоятельств, в которые попало общества (например, Германия после Первой мировой войны).

Существуют два типа тоталитаризма:

  • левый (сталинизм, маоизм) – строится на равенстве всех людей и классовых ценностях;
  • правый (фашизм, нацизм) – строится на естественном неравенстве всех людей, наций, рас и национальных ценностях.

Каждый вид и тип ПР характеризуется определённой социальной базой, определённым государственным устройством, партийной системой, типом экономической системы, определёнными отношениями власти с оппозицией и действиями карательных органов. Каждый вид и тип ПР базируется на определённом властном принципе и идеологии, характеризующей наличие прав и свобод граждан и объём их реализации.

Анархия

Анархия — это особый тип ПР, который устанавливается в сложные, переходные периоды развития общества. Этот режим характеризуется ослаблением власти, разрывом связи государства и членов общества. Нельзя считать анархию неким промежуточным состоянием общества, это самостоятельный ПР, режим полного безвластия и отсутствия доминантной силы.

Критерии политических режимов (основные признаки)

Демократический Недемократические
Тоталитарный Авторитарный
Социальная база Опора на большинство населения (должна быть поддержка большинства) Опора на люмпенизированные слои населения (есть рабочий класс и класс люмпенов-крестьян) Опора на армию, чиновников, церковь (должен быть сильный полицейский аппарат)
Государственное устройство Правовое государство (легальный тип политической легитимности) Тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества (харизматический тип политической легитимности) Традиционное государство с жёстким контролем жизни общества (традиционный или харизматический тип политической легитимности)
Тип партийной системы Многопартийность (или двупартийность при развитой демократии) Однопартийный тип партийной системы Сращение правящей партии и государства при наличии других партий
Тип экономической системы Смешанная экономика Административно-плановая, командная экономика Рыночная экономика при строгом контроле со стороны государства
Взаимоотношения с оппозицией Приветствуется наличие оппозиции, которая действует легально Оппозиция отрицается, инакомыслие преследуется (нелегальная деятельность оппозиции) Деятельность легальной оппозиции жёстко контролируется
Действия карательных органов Строго подчиняются закону Они сращены с государством и доминируют в обществе (политический сыск, репрессии, система доносительства) Они сращены с государственным аппаратом
Политический принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, кроме свободной политической деятельности
Политическая идеология Политический плюрализм (многообразие мнений) Единая государственная идеология Официальная государственная доминирующая идеология
Права и свободы граждан, объём их реализации Широкий спектр прав и свобод граждан. Закон защищает личность, граждане свободны, они полностью защищены от государства. Права и свободы только декларируются. Закон защищает государство. Права и свободы существенно ограничены. Закон стоит на страже интересов государства и правящей элиты (они действует в собственных интересов, попирая закон).

Примеры существования (историческая канва)

За долгую историю существования человечества в том или ином обществе (государстве) существовали разные ПР.

Яркий пример тоталитаризма:

  • итальянский фашизм;
  • немецкий национал-социализм;
  • советский социализм;
  • китайский маоизм.

Примеры авторитаризма:

  • военный ПР (хунта) Пиночета в Чили;
  • теократия аятоллы Хомейни в Иране;
  • режим гражданской (монархической) диктатуры в странах Арабского Востока.

Практически во всех современных государствах установился демократический ПР.

Что обеспечивает политический режим

ПР – важный элемент политической системы общества. Он обеспечивает

  • стабильность власти и управления;
  • отношения в обществе между властью и гражданами;
  • направленность государственного развития, государственную динамику;
  • достижение целей правящей элиты, согласованных (или не согласованных) с обществом.

В современных обществах чистые режимы встречаются редко. Чаще всего это смесь чистой демократии и элементов авторитаризма.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/politicheskij-rezhim-opredelenie-vidy-tipy-i-priznaki.html

Политические режимы

Политические режимы

В современном мире происходит интенсивный процесс перехода тоталитарных и авторитарных режимов в демократические режимы. Сегодня ясно, что этот переход будет продолжительном. Независимая международная организация в 1992 г.

провела исследование 186 стран и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав человека и политических свобод (важнейших критериев демократии, которые признаются на Западе), только 75 стран являются “свободными”, 73 – “частично свободными” и 38 – “несвободными”.

Понятие «политический режим»

Политический режим – это способ реализации власти, совокупность средств и методов, с помощью которых она осуществляется. В зависимости от степени обеспеченности прав и свобод граждан политические режимы делятся на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).

Демократический политический режим

Демократический режим — это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. При демократии не только осуществляется политическая власть большинства, но и соблюдаются права меньшинства. Основными чертами демократического режима являются:

  • Легитимный режим, который основывается на принципе конституционализма. Согласно этому принципу конституция – основной закон государства – обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам. Принципы демократии и основные права и свободы человека фиксируются в конституции и не могут быть отменены обычным путем. Если необходимо принять новый текст конституции, то он выносится на всенародное обсуждение (референдум) и считается принятым в случае его поддержки более чем половиной граждан, имеющих право голоса. Для того, чтобы этот принцип осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора.
  • Плюралистическая структура политической власти, которая находит воплощение в парламентаризме, выборности и сменяемости органов власти, а также их ответственности перед обществом. Под парламентаризмом понимается система государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в системе государственных органов, и только он имеет право принимать законы. Правительство лишь разрабатывает законопроекты и может вносить их на утверждение парламента. Парламент также обладает правом контролировать деятельность правительства.
  • Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Политический плюрализм. Это означает, что жизнь в демократическом обществе строится на основе конкуренции и взаимовлияния различных политических сил, действующих в рамках закона. Признаками политического плюрализма выступают: наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна и не имеет законодательно закрепленных преимуществ перед оппонентами, признание прав политической оппозиции на свободное выражение своих взглядов и убеждений через средства массовой информации.
  • Признание и гарантированность прав и свобод каждого члена общества. Гарантом конституционного и иного закрепления и осуществления на практике этих прав и свобод выступает институт конституционного надзора, который не может игнорировать общественное мнение и интересы широких слоев населения. Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно, так как демократия, как и любая власть, заключает в себе определенную опасность для отдельной личности, подчинив ее воле большинства или принося ее интересы в жертву государству. Такая власть может перерасти в свою противоположность — тоталитаризм, в абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью. Поэтому демократия должна быть также ограничена законом, который защищает от власти права и свободы личности.

Авторитарный режим

Основу авторитарного режима составляет сильная личная власть – монархия, диктатура.

Для него характерна чрезмерная централизация власти в руках правящей элиты или личности, частичное или полное запрещение оппозиции, требование безусловного уважения к власти.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая активно вмешивается в политический процесс. Для данного режима характерна:

  • Монистическая структура политической власти, в центре которой находится господство определенной личности или группы людей. Власть сосредоточивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, которая передается бюрократическим путем, нередко используя при этом вооруженные силы или насилие.
  • Авторитарная власть не допускает в сфере политики никакой конкуренции, однако не вмешивается в те сферы общественной жизни, которые не связаны непосредственно с политикой: относительно самостоятельными могут оставаться экономика, семья, культура.
  • Важнейшей чертой режима является массовое отчуждение народа от власти. Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Правящие силы, их партии и примыкающие к ним организации – военные и полувоенные – срастаются с государственным аппаратом. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в послушное государству орудие, а иногда и ликвидируется.
  • Политическая структура режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а выборы при этом нередко носят показной характер.

Авторитарные политические режимы существуют на протяжении многих веков. Главными разновидностями современных режимов этого типа являются олигархический и конституционно-авторитарный.

В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса.

Выборность парламента сохраняется, но разного вида ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты.

В принципе признается даже разделение властей, но фактически основная роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти. Армия активно вмешивается в жизнь общества.

Конституционно-авторитарный режим отличается тем, что в самой конституции могут содержаться нормы, запрещающие существование всех политических партий, кроме правящей.

Иногда для других партий устанавливаются ограничения, сводящие их деятельность к нулю.

Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть и президент.

Авторитаризм несет в себе возможность эволюции как в сторону тоталитаризма, так и демократизма.

Почему возможен переход к демократии? При этом режиме сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации.

Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который создает предпосылки для перехода от авторитарной власти к демократическим структурам.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим основывается на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим формально допускает граждан в политический процесс, в реальности же они оказываются полностью от него отчужденными. На каждом уровне управления страной власть сосредотачивается в одном центре (в руках отдельного человека или группы людей).

Вся жизнедеятельность общества оказывается регламентированной, любая ее несанкционированная форма исключается. Для тоталитарного режима характерны:

  • Монистическая структура власти, сосредоточение власти в руках одного человека или группы людей и отстранение народа от власти.
  • Отсутствие гражданского общества и правового государства. Они не могут существовать, так как абсолютная и всеохватывающая власть вождя, партии, государства лишает гражданское общество самостоятельности. Повседневная жизнь людей настолько регулируется государством, что порою принимает уродливые формы: от невозможности без санкции властей выехать за границу до вступления в брак.
  • Отсутствие разделения властей, хотя формально оно может быть закреплено в конституции.
  • Наличие единственной массовой партии, которую возглавляет сам политической лидер государства. Срастание правящей партии с государством.
  • Экономика подчинена политике, строго централизована. Развиваются только те отрасли, которые способствуют укреплению режима. Отдельные виды экономической деятельности запрещены. Режим мотивирует это тем, что они могут нанести вред экономике и неприемлемы с точки зрения идеологии данного общества.
  • Господство единой идеологии. Идеология тоталитаризма абсолютно нетерпима к инакомыслию, которому создаются всевозможные преграды: запрещение издания оппозиционной литературы, высказывания “крамольных” мыслей, критических суждений в СМИ и на телевидении и так далее.

Тоталитарным режимом отрицаются все ценности традиционного общества. Эта идеология рассчитана на массы, а не на элитные группы. Даже наука поглощается идеологией, особенно это относится к социально-гуманитарным наукам.

Приоритетное развитие получают те направления наук, в которых заинтересованы властные структуры.

Социальной базой тоталитаризма выступают обнищавшие слои города и деревни, а также люди разного социального происхождения, которые в результате экономических и военных потрясений потеряли свое положение в обществе.

В современном мире существуют определенные условия, способствующие возникновению тоталитаризма:

  1. Демократическое общество предоставляет право всем оппозиционным партиям и другим политическим силам участвовать в политическом процессе. В условиях политической нестабильности в странах со слабыми демократическими традициями и правосознанием возбужденные массы могут привести сторонников тоталитаризма к власти.
  2. Наличие технических средств и развитых коммуникаций (радио, телевидение, телефон, пресса) позволяет государству жестче контролировать политические процессы и влиять на сознание людей.
  3. Высокая степень концентрации производства и всей экономической жизни позволяет власти вести точный учет и планировать развитие хозяйства до мелочей. Наличие этих условий сужает проявления гражданского общества. Личность теряет способность выступать как самостоятельный гражданин, наделенный правами и подчиняется власти.

Под воздействием внутренних социально-экономических сдвигов происходит развитие полтических режимов. Тоталитарные режимы распадаются и преобразуются в авторитарные и демократические. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов.

  • Политическая идеология
  • Государство в политической системе общества

Источник: http://SociPolit.ru/politicheskie-rezhimy/

Политические режимы. Политология

Политические режимы

Стоит сказать – политический режим – способ организации политической системы, кᴏᴛᴏᴩый демонстрирует отношения власти и общества, уровень политической ϲʙᴏбоды и характер политической жизни в стране.

Во многом данные характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, по϶ᴛᴏму можно говорить, что в каждой стране сложился ϲʙᴏй уникальный политический режим. При этом у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и ϲʙᴏбод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. По϶ᴛᴏму мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и ϲʙᴏбоды; основным источником власти здесь считается народ.

При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная ϲʙᴏбода.

При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и ϲʙᴏбоды. Признаки демократии следующие:

  • выборность – происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей – власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество – граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие – все имеют равные гражданские и политические
  • права и ϲʙᴏбоды, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в т.ч. к оппозиционным, обеспечены полная гласность и ϲʙᴏбода прессы от цензуры;
  • согласие – политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса.

Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме.

Сейчас прямая демократия реализуетсятрадиционно в виде референдума — всенародного ания по проектам законов и важным вопросам государственного значения. К примеру, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. По϶ᴛᴏму государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Именно такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой.

Стоит сказать – политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная ϲʙᴏбода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью.

Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан.

Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарныйполитический режим — ϶ᴛᴏ режим «всепоглощающего властвования», кᴏᴛᴏᴩый беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме ϲʙᴏего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это ϲʙᴏего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2.

Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», будут первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков.

В рамках ϶ᴛᴏго режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется.

Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, кᴏᴛᴏᴩая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления.

При ϶ᴛᴏм упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан).

Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно ᴏᴛʜᴏϲᴙтся коммунистические и фашистские.

Основные признаки авторитарного режима:

1.Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданамхарактер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2.

Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. При этом, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, ɥᴛᴏбы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности.

Материал опубликован на http://зачётка.

рф
Это обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некᴏᴛᴏᴩых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику.

Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при ϶ᴛᴏм механизмы рыночного саморегулирования.

По данной причине авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные.

Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при кᴏᴛᴏᴩом национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме.

Стоит заметить, что он исключительно предполагает, что все носители государственной власти ϲʙᴏи властные функции получили благодаря народу, т.е.

непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2.

Свободные выборы представителей власти, кᴏᴛᴏᴩые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: ϲʙᴏбоду выдвижения кандидатур как следствие ϲʙᴏбоды образования и функционирования политических партий; ϲʙᴏбоду избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; ϲʙᴏбоду ания, воспринимаемую как средство тайного ания и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3.Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. и естественная при демократии обязанность большинства — ϶ᴛᴏ уважение к оппозиции, ее праву на ϲʙᴏбодную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей.

Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» ϶ᴛᴏго ϲʙᴏеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, разрешено».

К демократическим режимам ᴏᴛʜᴏϲᴙт:

  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5256/232957/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D1%8B.html

ovdmitjb

Add comment