взаимодействие политики и религии
Предметом настоящегоисследования является взаимодействие религиии политики, рассмотренное с точки зренияего оснований, сущности и принципов.
Под взаимодействием мы будем пониматьпроцессы воздействия религии на политикуи политики на религию.
Согласно исходнойустановке исследования, каждая сторонавзаимодействия представляется каксамостоятельная, независимая от другойстороны сфера реальности. Другимисловами, религия и политика предстаюткакива.различных «объекта».
Задачиисследованийвзаимоотношений религии и политики,следующие:
- Выявление сущностных характеристик религии и политики.
- Нахождение общей сферы специфической активности религии и политики, иными словами, той сферы, где возможно их взаимодействие.
- Определение, на основе решения вышеуказанной задачи, степени неизбежности религиозно-политических взаимоотношений.
- Оценка результатов взаимодействия религии и политики на предмет сохранения ими своих сущностных характеристик.
- Построение такой модели взаимоотношений религии и политики, которая удовлетворяет требованиям сохранения их собственной природы.
Проблемавзаимодействия политики и религии —одна из самых давних в истории человечества.На протяжении всей истории взаимодействиеразличных сфер общественной жизнивносило существенные коррективы в бытиеобщества.
Поскольку и политика, и религияявляются одними из самых древних формпроявления общественной активностичеловека, то и их взаимодействие ивзаимовлияние можно обнаружить на любойстадии развития человечества.
Длятого, чтобы получить удовлетворительныерезультаты исследования, необходимоболее детально разобраться в том, чтоже, собственно, представляют собойполитика и религия.
Религия— специфическая форма общественногосознания, главными принципами которойявляется исповедание личного, духовного,совершенного надмирного начала — Бога,являющегося источником бытия всегосущего, и убеждения в том, что человекспособен к общению, единению с Богом ивечной с Ним жизни.
Какформы общественного сознания, религияи политика постоянно взаимодействуют,так как их носители практически одни ите же. Поэтому взаимовлияние их будетсуществовать до тех пор, пока они будутфигурировать в общественной жизни.Взаимовлияние политики и религиипроисходит на двух уровнях – структурноми функциональном.
Структураполитики охватывает политическоесознание, политическую деятельность,политические организации и политическиеотношения. А структура религии -религиозное сознание, религиознуюдеятельность, религиозные организациии религиозные отношения. Следовательно,составные религии и политики взаимосвязаны.
Влияниеполитики на религию могут проявлятьсятак же в некоторых политических действияхили распространению некоторых идей,которые могут скомпрометироватьотдельные религиозные образования иливполне конкретных людей.
Разные политикив разные времена заимствовали из Библииидею богоизбранного народа, котораяособенно ярко проявлялась в периодрасцвета этого национального государства.
В политике всегда находились люди,склонные рассматривать религию, какодин из методов идеологической борьбы.
Всамом процессе политизации внутри самойрелигии проявляется противоречие средиверующих и религиозных лидеров. Однирелигию политизируют, разрабатываютрелигиозно-политические доктрины, ищутрелигиозные обоснования политическимдействиям.
В их системе убежденийдоминируют именно политические мотивы.Другие, противники политизации религии,считают, что религия ни в коем случаене должна превращаться в орудие идеологииили политики, а должна укреплять духовныеосновы общества.
Это внутреннеепротиворечие обуславливает развитиеотношений между религией и политикойс целью преодолеть его.
Но приэтом не стоит забывать, что некоторыемировоззренческие, моральные и правовыеубеждения, усвоенные в детстве, растутвместе с человеком и у взрослогостановятся уже его жизненными принципами,формируя его внутреннюю культуру, частьюкоторой является и политическая культура,влияющая на политическое сознание.
Политически социализированный индивидможет либо непосредственно приниматьучастие в политических событиях, либопросто реагировать на них в соответствиисо своими религиозными воззрениями,заставляя окружающих, таким образом,считаться с ними.
Пропаганда самойрелигии, с ее системой ценностей и идей,может как позитивно, так и негативносказываться на авторитете власти иликаких-либо субъектах политики. Самораспространение религиозных идей можетсоставить конъюнктуру распространениюкакой-либо идеологии, и определеннымобразом обусловить или внести вклад вразвитие общественного сознания.
Всилу того, что религия предопределяетвнимание к таким глобальным проблемам,как поддержание мира, борьба с голодом,особо опасными болезнями, экология,демография и т.д., она выступает в ролинекоторого центра, вокруг которогособираются все, кто заинтересован вразрешении этих проблем.
Политики жезаинтересованы в разрешении этих проблемпо роду своего занятия и редко пренебрегаютвозможностью использовать авторитетрелигии для поддержания своего престижа.Религия может влиять на политику и внаправлении политической интеграции.
Это интеграция немного другого рода,представляющая собой объединениеразличных политических образований игосударств с учетом религиозногопризнака.
Религия,кроме непосредственного влияния наполитику, оказывает на нее косвенноевлияние через мировоззренческие,моральные и правовые общественныеустои, под воздействием которыхформируется и внешняя и внутренняяполитика государства, определяются еехарактер с учетом политических иэкономических интересов.
Так,например, христианские ценности лежатв основе ряда политических концепцийстран Запада, исламские стереотипысказываются на деятельности мусульманскихгосударств, а буддизм нашел выражениев политической жизни народов азиатскогоконтинента. Такие черты, как самосознание,патриотизм так же формируются подвлиянием религиозных концепцийпосредством воспитательной системы икультуры.
Государствои церковь: основные модели взаимодействия
Насовременном этапе характергосударственно-церковных отношений -один из главных показателей уровняразвития и государства, и религиозногонаправления, поскольку он характеризуетуровень реализации принципа свободысовести как одной из главных составляющихфундаментальных прав и свобод человека.На протяжении веков сложилось несколькомоделей государственно-церковныхотношений, которые часто взаимнопереплетаются:
Теократия
Проявляетсякак форма правления, при которой всяполнота власти в государстве принадлежитглаве церкви и духовенству.
Предусматриваетотождествление светской и духовнойвластей, регламентацию функционированиягосударства и ее институций, всейобщественной жизни господствующейцерковью и ее органами. Классическоетеократическое правление существовалов V-І ст.д.о н.э.
в Иудеи, где вся властьбыла сосредоточена в руках жрецов; в756-1870-х годах – в Папской области, а с 1929г. – в Ватикане, где Папа римский являетсяабсолютным монархом.
Цезаропапизм
Показываетсебя как политика светской власти,направленная на подчинение себе всейцерковной жизни; сочетание в лицегосударственного правителя высшейсветской духовной власти.
Предусматриваетполную зависимость церкви от государства,огосударствления и подчинения светскойвласти церковных структур.
Классическимипримерами такого правления являетсяВизантия, где императоры собиралицерковные соборы, назначали и снималимитрополитов и тому подобное.
Законодательнаяподдержка, которая обеспечиваетпривилегированное состояние определеннойцеркви в государстве
Статусгосударственной церкви предусматриваетгосударственное финансированиедеятельности церковных институций,возлагает на них определенныегосударственнические функции.Государственные церкви в разных формахсуществуют в Англии, Швеции, Дании,Иране, Кувейте, Саудовской Аравии,Таиланде и других странах.
Отделениецеркви от государства
Напрактике это означает невозможностьвмешательства церкви в дела государствапри активном вмешательстве государственныхинституций в дела церкви. Такая модельбыла характерна для прежних странсоциалистичного лагеря, где законодательствотеоретически гарантировало свободусовести, а реально верующие испытывалидискриминацию.
Невмешательствогосударства и церкви в дела друг друга
Гарантируетмаксимальное обеспечение свободырелигии и толерантности в государстве.Законодательно закрепленную свободуверы и неверия имеют граждане США,Франции, Турции, Украины.
Выводы
Современнаяполитика представляет собой сложноеобщественное явление, влияние которогона различные стороны общественной жизнисложно оценить однозначно.
Религия внаши дни выступает в качестве своеобразногоморально-нравственного регулятора,гуманистической системы воспитания,ориентированной на традиционныеценности.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5921865/
Политика и религия
Проблема взаимодействия политики и религии — одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества.
Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.
Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами – одно из самых важных заданий политической науки.
Для того, чтобы получить удовлетворительные результаты исследования, необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют собой политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем. Если с политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве рабочего взять определение:
Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы,
то с определением религии дело обстоит сложнее.
Дело в том, что многие источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений, с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание, причем такой, какой она является в собственном самосознании. Даже если смысл кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит сама про себя:
Религия — специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.
Религия как фактор политической жизни общества
Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях – структурном и функциональном.
Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии – религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения.
Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны.
Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным.
Зависит это от конкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типа религиозных организаций.
Церковь, которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций, партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы, функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклись экономической, политической нестабильностью общества.
Тесная связь религии и политики обусловлена и основными функциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум все же оказывают влияние на политику.
Взаимовлияние политики и религии
Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей.
Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.
В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.
В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества.
Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.
Не меньшее влияние оказывает и религия на политику. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок.
Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание.
Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.
Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания.
В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем.
Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака.
Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей.
Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.
Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.
Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов.
Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.
Государство и церковь: основные модели взаимодействия
На современном этапе характер государственно-церковных отношений – один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:
Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве
Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.
Отделение церкви от государства
На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.
Невмешательство государства и церкви в дела друг друга
Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.
Схемы государственной финансовой поддержки церкви
В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций:
- Прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия и др.).
- Сбор специального “церковного” налога, который тратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)
- Использование средств “церковного” налога религиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролем государства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)
- Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям, которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь и государство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).
Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви и государства.
Заключение
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно.
Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе.
Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.
Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать.
Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике.
Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.
Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.
Список литературы
- Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.
- Политология. Под ред. Радугина А.А. – Москва: Центр, 2004.
- Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. – Москва: Центр, 2005.
Источник: http://fevt.ru/load/politika_i_religija/60-1-0-1677
Влияние политики на религию
Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.
Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.
Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые с религией атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж.
В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных.
В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы.
Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.
Таковы основные направления влияния политики на религию. Но, прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней.
У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредованно через социум все же оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеют следующие:
- 1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.
- 2. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).
- 3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа.4. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.
Таковы основные функции, выполняемые религией по отношению к политике.
Результат осуществления этих функций обуславливают наличие соответствующего направления влияния религии на политику. Посмотрим, какие же существуют основные направления такого влияния.
1. Влияние на сознание людей.
Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок.
Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание.
Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.
2. Идеологическая поддержка или противоборство.
Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики.
Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания.
Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.
3. Политическая деятельность религиозных организаций.
Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами.
Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция 78-79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.
В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д.
, она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем.
Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.
Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей.
Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.
Page 3
Перейти к загрузке файла |
Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств – Организацию экономического сотрудничества. Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалась. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом. |
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
Источник: https://studwood.ru/1222698/politologiya/vliyanie_politiki_religiyu
Add comment