Kievuz

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Политология

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Политол?гия (от греческого politika, Πολιτικές Επιστήμες (букв.

Политическая эпистемология, политзнання) – государственные и общественные дела и logos – слово, понятие, учение) – социальная наука о политику, о закономерностях и случайности развития политического процесса, функции политической системы и власти, о сущности, формы и методы деятельности субъектов политики и о проблемах международных отношений.

1. Краткая история политологии как учебной дисциплины

Наука о власти как знание возникает вместе с возникновением самой власти. Волхвы Древней Украины, жрецы Древнего Египта, мудрецы императоров Древнего Китая – все они были политологами. Но, как и сама власть, политология до сих пор остается делом небольшой, закрытой, касты людей, которую известный украинский политолог Дмитрий Донцов называл ведущим слоем.

Политическая наука как наука определяется на рубеже Средневековья и Нового времени, когда мыслители начали объяснять политические процессы с помощью научного подхода. Основы научного подхода к политики закладывают Н. Макиавелли, Ф.

Ницше, Кант, Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л.Монтескье, Дж. Вико и др.. В настоящее время специальная отрасль знаний о политике именуется по-разному – политическая философия, политическое искусство, политическое учение подобное.

Политология как самостоятельная учебная дисциплина начала формироваться во второй половине XIX в. В 1857 г. Ф. Лейбер начинает читать этот курс в Колумбийском колледже, в 1880 г. в этом же колледже создается первая школа политической науки, что положило начало активному формированию в США системы политологических учебных и научных учреждений.

1903 годом датируется создание Американской ассоциации политических наук.

Это связано с развитием капитализма и банковской системы, демократических институтов и потребность в профессиональном подходе к управлению и именно запрос на кадры для сферы активных коммуникаций в иерархии координационного управления колониальных и постколониальных государств, которой стали сами США.

Похожие процессы происходили в конце XIX в и в начале XX века и в Украине.

Национально-освободительное движение Украины требовал четких знаний государствообразующего процесса, поэтому в Украине создается сразу несколько политологических школ, наиболее известной из которых стала политологическая школа Николая Михновского, который адаптировал к украинским реалиям политологическое понятие Национализм, сформулировав основные принципы украинского национализма. [1]

В конце XX в. в США на 1300 кафедрах работало около 25 тысяч специалистов по политологии, действовало 100 Ученых советов по защите диссертаций. В Франции преподавание ?политических и моральных наук? было начато еще во время Великой Французской революции. Сейчас большинство французских провинций имеют институты политических наук.

В Великобритании с 1885 г. функционирует Лондонская школа экономических и политических наук, где осуществляется подготовка работников органов государственной власти и управленцев разных уровней.

В 1896 г. итальянский политолог и социолог Г. Моска публикует книгу “Элементы политической науки”, что дает основания говорить о распространении политической науки в Европе с конца ХIХ в. Процесс окончательного становления политологии завершился в Международном коллоквиуме по политическим наукам ( Париж, 1949 г.

), который был организован ЮНЕСКО, и где было определено содержание предмета этой науки и рекомендовано включить курс политологии для изучения в системе высшего образования как общеобязательной дисциплины. С 1949 г. функционирует Международная ассоциация политических наук, членом которой с 1999 г. есть и Украина.

2. Политология в Украине

В Украине в 80-е годы XVII в. в Академии Иезуитов и Йозефинському университете преподавался курс “Политические и коммерческие знания” '. Лекционные курсы “Политическое право и право наций”, “Политические знания и австрийское законодательство” в разные времена читались также в Львовском университете.

В советский период развития Украина политические проблемы рассматривались такими учебными дисциплинами как научный коммунизм, история КПСС, теория государства и права и др.., однако их изучение должно догматический, однобокий характер.

Политология как новый учебный курс начинает преподаваться во всех высших учебных заведениях Украина лишь после распада СССР, при том “политологами” начинают себя называть бывшие апологеты “научного коммунизма”, а свои знания начинают выдавать за политологию.

Так, при Киевском национальном, Одесском, Днепропетровском, Харьковском, Львовском университетах и ​​других образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издается немало научной и учебной литературы, специальные журналы и сборники, но настоящая политология до сих пор не доступна освоение в научных учреждениях Украины.

Также, Средства массовой информации начинают со своей стороны выдавать политический раздел социологии, который занимается политическими технологиями по политологии, а знатоков политических технологий выдавать за политологов.

3. Политология как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина, политология включает в себя следующие основные дидактические единицы: предмет политологии и ее методология, история политической мысли, развитие политической мысли в Украине, теория власти и властных отношений, политическая система общества, политическая культура; политические партии и партийные системы; политические элиты и лидерство мировой политический процесс; политическое прогнозирование и др..

Всю совокупность проблем, которые изучает политология, можно сгруппировать в следующие условные разделы: введение в политологию, история политических учений, теоретическая и практическая политология.

задача политологии как учебной дисциплины – обработка и такое изложение обще-теоретического и практического материала, чтобы в соответствии с задачами политологической подготовки специалистов любого профиля, в доступной форме дать им необходимый минимум научных политологических знаний.

4. Основные методы политологии

  • Исторический. Заключается в изучении политических процессов, явлений, политических систем в историческом плане с точки зрения их исторического взаимосвязь связи и развития.
  • Институциональный. Изучение институтов, посредством которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, движений, объединений и т.п.).
  • Социальный. Способствует выяснению социальной обусловленности политических явлений и процессов, в частности, влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, морали, культуры, религии.
  • Эмпирический (прикладной). Исследует политическую действительность путем наблюдения, эксперимента, фокусированного группового интервью, анализа документов, анкетирования и т.п.
  • Системный. Обеспечивает целостное восприятие объекта исследования и всесторонний анализ связей между отдельными его элементами в рамках целого.
  • Структурно-функциональный. Предусматривает расчленения политического явления на составные части с последующим анализом изучения их роли для общества, социальных изменений индивидов.
  • Социально-психологический (бихевиорестичний). Ориентирует на изучение поведения групп, классов, масс и личностей, которые выполняют любую политическую деятельность, направленную на достижение той или иной политической цели.
  • Сравнительный. Сопоставление однотипных политических явлений (политических режимов, государственного устройства и т.д.), различных способов реализации одних и тех же политических функций, политических решений и т. д. Позволяет установить общие и отличительные черты политической жизни разных эпох, народов, стран.
  • Политического моделирования. Предполагает оперативную оценку предполагаемого развития политических событий, на основе которых можно принять эффективные решения.
  • Антропологический. Изучение обусловленности политики не социальными факторами, а природой человеческого рода.
  • Космофизических или ноосферный Изучение обусловленности космофизических факторов и их влияния через личности и болезни политиков на социально-политические и экономические факторы, на природу геофичичних и метеорологических явлений и антропогенной деятельности.

Начавшееся ноосферно-космофизических направление В.И.Вернадский, и А.Л.

Чижевского Именно О.Л.Чижевський (1897-1964) – биофизик, показал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в том числе, на социально-исторические процессы.

Непосредственно влияние через личности в истории показал и Дэвид Оуэн, английский врач и политик: “характерная черта” хюбриса “- нежелание признания ошибок и асоциальное и безнравственное политика”.

Он и другие авторы показывают маниакальность поведения известных политиков (Гитлер, Сталин, Черчилль): “Например, Уинстон Черчилль и Рузвельт Теодор страдали маниакально-депрессивными расстройствами, но если заметить депрессию у уважаемого политика люди еще как-то соглашались, то маниакальные симптомы – нет.” Современники, это школа ноосферного экономики Самариной-Дорошко, работы биофизика Ю.С.Вороны, что не только комментируют фактографический сопровождение событий современности, а программно, на опережение прогнозируют события в природе и социуме, как отражение космофизических факторов и дополняют друг друга, продолжая развитие направлении ноосферного космизма. Данный направление является наиболее интеграционной и системно взаимно связывает методологию системологического и натуралистического направления, лишая субиективного, модельного, виртуализованные теоретического утопизма и неадекватности.

5. Функции политологии

  • Описательная.(Гносеологическая) состоит в поиске ответов на вопрос: какой в действительности является политическая действительность? в чем ее природа и специфика? кто выступает субъектом политики?
  • Пояснительная. Позволяет найти ответы на вопросы: почему определенные факты политической действительности существуют? почему эти факты имеют именно такие свойства?
  • Инструментальная. Связана с поисками ответов на вопросы по выбору форм и видов политического воздействия с целью достижения желаемого результата.
  • Инновационная. Стремится дать прогнозам и выводам максимальную научную обоснованную и максимальную контролируемую форму.
  • Прогностическая (экспертная). Состоит в ответе на вопрос: какой будет политическая действительность или когда произойдут определенные политические события. Результатом этой функции является появление прогностических гипотез.
  • Методологическая. Включая способы, методы и принципы теоретического исследования политики и практической реализации полученных знаний.
  • Мировоззренческая. Утверждает ценности, идеалы, нормы, характеризующие цивилизованную политическую систему, политическую культуру социальных субъектов.
  • Функцияполитической социализации. Обеспечивает процесс включения человека в политическую сферу жизни общества и формирование определенного типа политической культуры.
  • Прикладная (управленческая). Разрабатывает критерии эффективности деятельности парламента, партий, движений, лидеров, обеспечивает ведущей информацией о состоянии дел и знание средств эффективного влияния.
  • Нормативная. Проявляется в регламентации отношений между субъектами политической жизни.
  • Идеологическая. Заключается в разработке стратегии и направлений развития общества, его политических институтов, политических процессов и т.п..

Литература

  1. Пича М., Фома Н. М. Политология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: “Каравелла”, Львов: “Новый Мир-2000”.
  1. (Рус.

    ) Политология: Учебное пособие для вузов / ред. и сост. Н. И. Сазонов. – Харьков: Фолио, 2001. – 831 с.

  2. (Рус.) Бенеттон Ф. Введение в политическую науку. – М.

    : Издательство “Весь мир”, 2002. – 368 с.

Источники

    1. Николай Михновский НАЦИОНАЛИЗМ – ВСЕМИРНАЯ СИЛА

Источник: http://nado.znate.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Политология как учебная дисциплина

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В современном гуманитарном знании политология выступает в двух качествах: как наука и как учебная дисциплина. Как наука она исследует политическую сферу общества, историю возникновения и развития политической мысли, политические системы, политические отношения и процессы, политическое сознание и политическую культуру, мировой политический процесс.

Как учебная дисциплина политология сообщает студентам систему конкретных знаний, рассматривает сущность и перспективы развития политических реалий, дает представление об основных политических институтах, организациях, движениях и процессах, о правовом положении личности в системе политических отношений и формах ее участия в политической жизни. Учебная дисциплина дает систематическое изложение всех основных проблем политической науки, причем в строгой последовательности, так чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные принципы анализа. Учебная дисциплина отличается от науки, научных монографий и тем, что она фиксирует нечто гораздо более «безусловное» в науке, содержит в себе определенный свод того, что изучено, доказано, достаточно устоялось. Объем и содержание учебной дисциплины определяются программой и временем, отведенным на изучение политологии самими вузами. Поэтому учебная дисциплина охватывает лишь основную проблематику политической науки и носит пропедевтический характер.

Отправной точкой в становлении политологии как учебной дисциплины принято считать 1857 г., когда в Колумбийском колледже (впоследствии Колумбийский университет) США была образована кафедра «История и политическая наука». Тогда началось систематическое чтение лекций по политической философии.

В 1880 году на базе данной кафедры была основана школа политической науки, в которой не только читались лекции по различным политическим аспектам и направлениям, но и осуществлялась подготовка научных кадров.

С 1886 года стал регулярно выходить политологический журнал, что способствовало созданию аналогичных кафедр в других университетах США.

В 1903 году была образована Американская ассоциация политических наук и начал выходить журнал «Анналы американской академии политических и социальных наук», а к нему добавились такие известные издания, как «Обозрение американской политической науки» (1906) и «Журнал политических исследований» (1939).

Одновременно с утверждением политологии на американском континенте развивался процесс ее институциализации в самостоятельную дисциплину и в европейских странах. Так, во Франции датой рождения политологии принято считать 1871 г.

, когда была основана «Свободная школа политических наук».

Оформление политологии в самостоятельную область знания в Великобритании выразилось в создании «Школы экономики и политических наук» при Лондонском университете и последующем образовании аналогичных структур в Кембриджском, Ливерпульском, Манчестерском и Оксфордском университетах.

Определенный вклад в развитие политологии внесла и Германия, в которой в первой половине XIX в. была создана правовая школа, где в основном занимались изучением и преподаванием политологии.

Это дает основание оспаривать немецким ученым у США первенство в создании политологии. Логическим завершением всего процесса утверждения политологии как самостоятельной дисциплины стали проведение в 1948 г.

под эгидой ЮНЕСКО Парижской конференции по вопросам политической науки и последующее создание в 1949 г. Международной ассоциации политических наук.

Наша страна длительное время стояла в стороне от этих процессов. Однако в 1955 г. советские ученые были представлены в Международной ассоциации политических наук через Советское общество дружбы и культурной связи, а в декабре 1960 г. была создана Советская ассоциация политических наук. С середины 1970-х гг.

в высших учебных заведениях стали читаться лекции и спецкурсы по политологическим проблемам. И только в конце 1980-х гг. положение политологической науки коренным образом изменилось. В 1991 году политология была включена в число нормативных дисциплин высшей школы.

С этого времени было издано большое количество учебников, учебных пособий и монографий по общей, прикладной и сравнительной политологии. Кроме того, в это же время стали выходить политологические журналы «Полис» и «Социально-политические знания». Факультеты политологии появились во многих регионах России. На философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета в 1989 г.

была создана кафедра политологии — первая университетская кафедра данного профиля в нашей стране, на базе которой в 2009 г. был открыт факультет политологии СПбГУ. Важным событием в процессе утверждения политологии в отечественной системе высшего образования стало создание в 2008 г. факультета политологии в Московском государственном университете.

В настоящем времени политология представляет фундаментальную отрасль научного знания, она прочно заняла свое место в системе отечественного об- ществознания и оказывает заметное влияние на формирование современного гражданского общества и демократической системы России.

Становление и развитие политической науки связано с переходом от обыденного восприятия политики к специализированному и систематическому ее изучению.

История политической мысли уходит своими корнями в глубокую древность, к историческим временам формирования политики как общественного явления. Первые политические учения появились в условиях раннеклассовых обществ и государств.

Сменявшие друг друга, они обусловливались не только интересами определенных классов, но и выражали общечеловеческие ценности — идеи справедливости, общего блага, свободы и т.д.

При этом история развития политических учений есть одновременно и история борьбы политических идей, поскольку интересы и стремления классов и социальных групп часто не совпадали, а зачастую носили противоположный, взаимоисключающий характер.

Творческое наследие многих поколений мыслителей прошлого не позволяет нам показать все многообразие созданных ими идей и концепций. В связи с этим возникает необходимость классификации политических учений различных эпох. В современной политологии существует много способов классификации политических учений.

Однако наиболее распространенной среди них является классификация в хронологическом порядке в соответствии с периодами общественно-экономического развития человечества. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие этапы развития политической мысли: Древний мир, Античность и Средневековье, эпоха Возрождения и Нового времени, современность.

Кроме того, в данной главе отдельно рассматривается вопрос о политических учениях России.

Page 3

В своем возникновении первые политические идеи у древних народов восходят к мифологическим истокам и представлениям о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее предписаний. При этом в сознании древних народов доминировали представления о божественном происхождении земных порядков, общественном устройстве и политической власти.

Первые политические учения возникли в рабовладельческих государствах Китая, Индии, Египта и Междуречья. Эти государства образовывались и укреплялись из потребности организации больших масс людей для жизненно важных хозяйственных работ.

При выполнении этих работ становилось очевидным, что только сильная и четко отлаженная власть может организовать труд большого количества людей и поддерживать достигнутое благосостояние государства.

В связи с этим вопросы политики длительное время там рассматривались в плане конкретной деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, как надлежит действовать, чтобы укрепить и обеспечить процветание страны.

Тем самым власть получала возможность управления обществом не только с помощью средств убеждения и религии, но и в необходимых случаях посредством угроз и насилия.

В Древней Индии, чтобы облегчить систему управления обществом, была создана система разделения людей по варнам. Члены трех высших вари: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы и ремесленники) считались полноправными членами общества.

У них в подчинении находились члены низшей варны — шудры. Такое положение было закреплено политическим трактатом «Законы Ману», а другой трактат «Артхашастра» обосновал идею сильной царской власти, основывающейся на соображениях государственной пользы.

мировоззренческая идея обоих трактатов заключалась в том, что существующий общественный уклад имеет божественное происхождение. Человек не в силах изменить то, что изначально установлено свыше, и обязан с этим смириться.

Любая попытка нарушить естественный ход событий повлечет соответствующую кару.

В Древнем Китае главной политико-этической доктриной было конфуцианство. Учение Конфуция изложены в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Здесь Конфуций обосновывает свою патриархально-патерналистскую концепцию государства: государство — большая семья, в которой правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья.

Государство необходимо для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом.

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Поэтому управлять государством должны благородные мужи во главе с «Сыном Неба» — обожествленным правителем. Эти мудрые правители от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям.

Искусство управления заключается в том, чтобы чиновниками были такие люди, которые способны приносить наибольшую пользу государству.

Взаимоотношения власти и общества должны строиться на ненасильственных методах отеческого правления императора и сыновей почтительности подчиненных.

Во всех странах Древнего Востока устройство общества основывалось на азиатском способе производства, главная черта которого заключалась в том, что единственным собственником земли считалось государство, эксплуатировавшее крестьянство посредством налогов и обязательных общественных работ. Наиболее распространенной формой государственного устройства стала восточная деспотия, которая базировалась на вере в мудрость старых традиций и обычаев, в их неизменность и совершенство.

В целом политическая мысль Древнего Востока развивалась в направлении постоянного укрепления единоличной власти, максимальной централизации всех сфер жизни общества. Она внушала людям идею божественного происхождения правителя и беспрекословного подчинения ему.

Источник: https://bstudy.net/644965/politika/politologiya_uchebnaya_distsiplina

ovdmitjb

Add comment