Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов; это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов.
Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Признаки правового режима:
-
- они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
- имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
- представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
- создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
При этом можно различать
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
-
- юридическую сторону режима (систему правил) и
- фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).
Правовой режим – очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.).
Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.
Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности – превалирующим способом, а разрешительный тип – господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.
Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.
Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные.
Виды правового режима
Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:
-
- административно-правовой,
- гражданско-правовой,
- финансово-правовой,
- гражданско-процессуальный и т.д.
Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:
1) по предмету правового регулирования:
-
- конституционный,
- административный,
- земельный и т. д.;
2) по юридической природе:
-
- материальный;
- процессуальный;
3) по содержанию:
-
- валютный,
- таможенный,
- пошлинный и т. п.;
4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:
-
- режим беженцев, вынужденных переселенцев,
- гражданства, граждан и т. д.;
5) по функциям права:
-
- режим особого регулирования и
- особой охраны;
6) по формам выражения:
7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:
-
- общефедеральный,
- региональный,
- муниципальный и
- локальный;
8) по сфере использования:
-
- внутригосударственный и
- межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovie-rezhimi-ponyatie-priznaki-vidi
Признаки правового регулирования
1.Осуществляетсяпри помощи норм права и всей совокупностиюридических средств (способы, методы,типы правового регулирования).
2.Посредствомправового регулирования происходитвоздействие на общественные отношения(человека).
3.В результатеправового регулирования достигаетсяпозитивный результат, имеющий юридическоезначение, который был заложен в принципахи нормах права.
Специфика правовогорегулирования заключается в том, чтооно осуществляется в основном с помощьюправовых принципов и норм, и как следствие,правовое регулирование (помимо результата,имеющего юридическое значение) дополняетсяправовым воздействием.
Виды правового регулирования
1.Государственноеправовое регулирование – оноподразделяется на федеральное,республиканское и региональное.
-
федеральное правовое регулирование основано на принципах и нормах Конституции, законах и других правовых документах РФ в целом;
-
республиканское правовое регулирование основано на принципах, нормах Конституции, законах и других правовых документах республик, входящих в состав РФ;
-
региональное правовое регулирование осуществляется на территории таких субъектов, как автономная область, автономный округ, край и область.
2.Местноеправовое регулирование – производитсяв интересах жителей городов, районов,посёлков и сёл для решения вопросовместного значения.
3.Локальноеправовое регулирование – осуществляетсяна предприятиях, учреждениях.
Выделяют такжеещё два вида правового регулирования:нормативное правовое регулирование иказуальное правовое регулирование.
Нормативноеправовое регулирование – этоустановление правил поведения,адресованных неопределённому кругулиц и рассчитанных на использованиепри определённых жизненных обстоятельствах.
Казуальноеправовое регулирование – этоосуществляемое на основе норм прававоздействие на конкретных субъектовпутём установления содержания субъективныхправ и юридических обязанностей. Онооказывается необходимым в тех случаях,когда одного издания правовых нормнедостаточно.
В современных условияхказуальное регулирование призваноконкретизировать общие нормативныеположения, организовать их практическуюреализацию применительно к конкретнымситуациям.
Казуальное регулированиеначинается с возникновения правоотношения,охватывает его динамику и заканчиваетсятолько полной реализацией норм правав фактическом поведении субъектов.
Стадии правового регулирования
1.Стадияправотворчества (нормативная регламентация)- это стадиявведения в систему права правовых норм,т.е. формулируется общее правило (модель),которое направлено на удовлетворениетех или иных интересов, находящихся всфере права и требующих их справедливогоупорядочения.
2.Стадиядействия правовых норм (индивидуальнаярегламентация) – происходитиндивидуализация и конкретизация прави обязанностей.
После наступленияобстоятельств, предусмотренных нормами,которые именуются юридическими фактами,возникают индивидуализированныеотношения, у участников которых возникаютсубъективные права и обязанности (этостадия активной работы элемента правовогорегулирования, именуемого правоотношением).
3.Стадияреализации (непосредственная реализация)- состоитв фактическом поведении участниковобщественных отношений, в которомреально воплощаются принципы и нормыправа, и характеризует правовоерегулирование с точки зрения егорезультата (окончание вуза, поставкапродукции).
Правовое регулированиеесть длящийся во времени процесс,проходящий ряд стадий.
Первая стадия —построение нормативной основы. Наданной стадии прежде всего создаётсясистема нормативно регулятивных средств.Речь идёт о конструировании нормативныхобобщений (целей, задач, принципов права,правовых дефиниций) и норм права.
Именноони и выступают средствами организациисодержания права как общей меры свободы(прав и свобод) и справедливости (балансаправ и обязанностей). Тем самым формируютсяобщие модели возможного и должногоповедения, устанавливается переченьзапретов, закрепляются меры стимулированияи принуждения и т.д.
Все отмеченноеотносится к формированию внутреннейформы права.
На этой же стадииформируется внешняя форма права, т.е.устанавливается вид, наименование,структура правового документа, в статьяхкоторого будут закреплены нормативныеобщения и нормы права (нормативный акт,нормативный договор). Будучи неперсонифицированными правовыедокументы обращены к любому и каждому,кто окажется в сфере их влияния.
Вторая стадия – возникновение правоотношений, Права,свободы и обязанности как элементысодержания объективного (позитивного)права на настоящей стадии индивидуализируются,конкретизируются и приобретают новоекачество – качество субъективных прави субъективных обязанностей. Этопроисходит после наступленияобстоятельств, предусмотренных норма¬ми,которые именуются юридическими фактами(или фактическими составами).
В ряде случаев субъективные права и субъективные обя-занности могут реально возникнутьтолько, если действие правовых принципов,норм будет подкреплено властныминдивидуальным правилом, содержащимсяв акте применения права. Таким образом, правопримени¬тельный акт служит дополнительным юридическим фактом, влияющим на возникновение правоотношения,а, значит субъективных прав и субъективныхобязанностей.
Третья стадия – реализации субъективных прав и субъективных обязанностей. На этойстадии достигаются цели правовогорегулирования, проверяется егоэффективность. Реализация происходит путем правомерного поведения.
Реализациисубъективных прав и субъективныхобязанностей слож-ный и протяженныйво времени процесс. В ходе его осуществления встре-чается не мало препятствий.Поэтому важная роль принадлежит право-обеспечительной деятельности.Особенно она необходима при использо-ванииправ и свобод.
К формам правообеспечительнойдеятельности относятся: содействиеосуществлению прав (юридическое информирование, консультирование,сопровождение), квалифицированнаяправовая помощь, охрана, защита прав ит.д. Обязанность обеспечивать реализациюправ, прежде всего лежит на правоприменительныхорганах.
Таким образом, и на этой стадииправоприменению отведено важное место.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4410248/page:19/
Шпаргалка по теории государства и права | Страница 32 | Онлайн-библиотека
4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.
Различают два вида фактических составов: 1) по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие; 2) по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.
77. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
1) правовые нормы;
2) правоприменительные акты;
3) правовые отношения;
4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.
Существуют следующие виды механизма правового регулирования:
1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;
2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.
Используются следующие методы правового регулирования:
1) централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;
2) децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.
Способами правового регулирования являются:
1) запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;
2) дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;
3) позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).
Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).
Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:
1) от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
2) юридической значимости: основные; вспомогательные;
3) функционального назначения: регулятивные;
охранительные;
4) характера права: материальные; процессуальные;
5) времени действия: однократные; многократные;
6) формы деятельности: нормативные; индивидуальные;
7) предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;
8) предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.
Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
Таким образом, механизм правового регулирования позволяет: 1) собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.; 2) определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.
78. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация
Правомерное поведение является одной из разновидностей юридически значимого поведения. Юридически значимое поведение – такое поведение, которое урегулировано правовыми нормами, является типичным и социально значимым, сознательным, влекущим юридические последствия поведения субъектов.
Юридически значимое поведение имеет следующие признаки:
– его содержание складывается прежде всего из поступков, выраженных внешне в форме реальных физических телодвижений, словосочетаний или иного комплекса действий, которые переходят в целенаправленную деятельность лица;
– наличие поведения, которому свойствен социально значимый, типичный, сознательно-волевой характер;
– внутренний (проявляющийся со стороны субъекта) и внешний (действующий со стороны государства) контроль;
– оценка государством и официальное документальное фиксирование в нормативных правовых документах;
– детальное и довольно четкое определение запретов и дозволений;
– наличие юридически значимых последствий.
Правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует норме права и не нарушает ее.
Правомерное поведение обладает следующими признаками:
1) имеет социальную значимость;
2) соответствует требованиям норм права;
3) данное поведение имеет обеспечение и поддержку со стороны государства;
4) правомерное поведение проявляется и в положительных действиях, и в положительном бездействии;
5) контролируется как со стороны лица, так и со стороны государства;
6) имеет юридические последствия.
Выделяют также следующие виды правомерного поведения:
1) по уровню его социальной значимости:
– необходимое поведение, затрагивающее все основы жизнеспособности общества;
– желательное поведение, отвечающее частным интересам всего общества, а также удовлетворяющее потребности отдельных ее субъектов;
– допустимое поведение, имеющее довольно сомнительную личную или общественную пользу, но все-таки разрешенное государством, учитывая его высокую социальную значимость;
2) по личной мотивации, которые проявляются в форме:
– восприятия норм права как направлений для поведения, ориентиров, которые наиболее целесообразны и отвечают интересам всего общества;
– повиновения правовым предписаниям, требованиям, но без какого-то внутреннего согласия или присутствия сомнений в правомерности данных требований, так называемое конформистское поведение;
– страха субъекта перед наказанием за иные варианты поведения;
3) по уровню социальной активности субъекта:
– обыденное, которое выражено в ежедневном правомерном поведении субъекта;
– активное, такое поведение, которое реализуется в осуществлении положительных поступков, но при этом связано и с дополнительными затратами времени, материальных средств, сил и др.;
– пассивное, которое выражается, как правило, в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от обладания субъектом прав и свобод, принадлежащих ему по закону.
Правоспособность – это закрепленная в законодательстве возможность субъекта обладать юридическими правами и нести юридическую ответственность.
79. Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право.
Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества.
Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.
Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:
1) совершается конкретным человеком;
2) происходит в определенном месте и в определенное время;
3) приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;
4) характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.
32
Источник: http://litrus.net/book/read/169591?p=32
Add comment