Kievuz

Понятие, признаки и виды социального регулирования

Социальное регулирование и его виды

Понятие, признаки и виды социального регулирования

Что собой представляет социальное регулирование? Зачем оно нам необходимо? Какие цели и задачи оно выполняет? Какие виды социального регулирования существуют?

Общая информация

Для начала нам необходимо понять, чем же является социальное регулирование. Так называют определённое упорядочение существующих общественных отношений. Социальное регулирование необходимо в тех случаях, когда действуют законы общественного развития и не предполагается фатальность поведения человека. Иными словами, когда социум функционирует в обычном режиме.

В таком случае предусматривается, что люди будут действовать согласно своим желаниям в определённых разумных рамках. У них есть возможность выбирать среди определённых вариантов поведения.

В данном случае люди будут исходить из объективных обстоятельств, субъективных предпочтений и возможностей.

Большое количество вариантов решения конкретной задачи создаёт основу, при которой может проводиться регулирование социального развития со стороны общественных институтов.

Основная цель

Про неё можно сказать следующее: таким образом общество пытается получить соответствие между поведением отдельной личности и целого социума. При этом сбалансируются их интересы, цели и задачи, что вытекают из имеющихся объективных возможностей. Регулирование социальных отношений в данном случае осуществляется благодаря целому ряду методов и средств.

Следует отметить, что без наличия соответствующего механизма взаимодействия под вопросом стоит само существование общества. Его составной частью и является наличие основной цели.

Она способствует поддержанию дисциплины и развитию отдельных групп социума, а также его отдельных частей и элементов. Самым важным из последних составляющих является личность.

Но как это достигается? Традиционно выделяют нормативное и казуальное (индивидуальное) социальное регулирование. Что они собой представляют?

Виды регулирования

Для начала давайте рассмотрим нормативное направление. В данном случае подразумевается, что конкретной группе или даже индивиду задаётся определённый вид поведения. Прорабатывается его форма, способы достижения целей и выполнения задач, реализации намерений и так далее. Заранее задают характер взаимоотношений людей в рамках общества.

Такое социальное правовое регулирование предусматривает использование норм и моделей поведения. Эти рычаги влияния должны носить общий характер. И они адресованы заранее не определённому кругу лиц. Кроме этого, созданные нормы и модели поведения не предусматривают временные ограничения использования.

Также нормативное регулирование создаётся с прицелом на большое количество однотипных жизненных ситуаций.

Другие особенности имеет индивидуальный подход. В таком случае регулирование проводится только после формирования требований к результату и путям его достижения.

Поэтому закономерно, что совершается оно по отношению к определённым индивидуумам или группам лиц (часто ещё и поименованным). То есть его особенностью является персонифицированность адресатов.

Также следует отметить то, что индивидуальное регулирование часто создаётся для того, чтобы решить одну конкретную жизненную ситуацию.

Наиболее популярный подход

Из предыдущего подпункта ясно, что нормативное регулирование используется на более постоянной основе, нежели индивидуальное.

Такое положение дел является закономерным, поскольку позволяет экономить обществу значительное количество своих ресурсов и возможностей. Это становится реальным благодаря тому, что в основу механизма положены типичные ситуации и образцы поведения.

Поэтому основное внимание получит именно нормативное социальное правовое регулирование. Что лежит в его основе? Как реализован механизм?

Нормативное регулирование

Важным признаком эффективности его работы является системность. Об этом должна позаботиться совокупность технических и социальных норм, которые оказывают благотворное и упорядочивающее воздействие на взаимоотношения в обществе. Следует понимать, что в данном случае действует целостная система, а не отдельные составляющие нормативного регулирования.

Интеграция частей позволяет получать новые качества и больший уровень эффективности. Следует отметить, что общественные отношения меняются под воздействием определённых социальных норм, поэтому можно наблюдать определённую субординацию в рамках системы.

Это указывает на наличие иерархических связей между её отдельными элементами, что только подтверждает целостный характер регулирования.

А теперь давайте немного о терминологии. Под техническими нормами подразумевают определённые правила поведения, которые программируют отношение людей к орудиям труда, предметам природы, средствам и так далее.

В качестве примера можно привести должностную инструкцию. Социальные нормы – это оформленные правила поведения, которые носят общий характер и регулируют отношения между различными людьми в разных ситуациях.

Их изучает каждый человек с момента своего рождения.

Индивидуальное регулирование

Это очень простой тип коррекции ситуации. Благодаря ему можно решать возникающие проблемы с учетом существующих на данный момент особенностей и персональных качеств людей. Также на индивидуальном регулировании сказывается и характер возникших отношений.

При всей гибкости необходимо отметить и присущие данному виду недостатки. Так, индивидуальное регулирование является не экономическим с точки зрения распоряжения общественными ресурсами.

Также не предоставляется возможным обеспечение строгой организованности, которая необходима в повторяемых процессах: жизнедеятельности людей, при производстве, обмене и так далее. При возникновении проблемы приходится каждый раз заново находить выход из ситуации.

На эффективности принимаемых решений при таком подходе сказываются субъективизм и ряд других негативных факторов.

Рассмотрим социально-экономическое регулирование. Такой подход будет полезен, если необходимо решить проблему, что возникла впервые. Или когда она является следствием форс-мажорных обстоятельств со специфическими особенностями.

Что понимают под социальными нормами?

Как уже ранее упоминалось, это определённые правила поведения, цель которых – регуляция взаимоотношений людей, а также их объединений (обществ). Различают следующие направления их деятельности:

  1. Нормы права. Так называют общеобязательные и формально-определённые правила взаимодействия, установленные или санкционированные и охраняемые государством.
  2. Нормы нравственности (морали). Это название правил поведения, что сложились в обществе. Они необходимы для формирования понятий про добро, зло, справедливость, честь, долг, достоинство. Над обеспечением их действенности работают внутренние убеждения, общественное мнение и различные разработанные меры воздействия.
  3. Нормы обычаев. Так называют определенные правила поведения, что сложились в обществе благодаря их многократному повторению. Иными словами, они исполняются в силу существующей привычки.
  4. Корпоративные нормы. В данном случае подразумеваются правила поведения, которые самостоятельно установили общественные организации и закрепили их в своих уставах, положениях и так далее. Правда, действуют они исключительно в рамках определённого субъекта, который и следит за их исполнением.

Кроме рассмотренных, существуют ещё и политические, религиозные, эстетические, культурные, организационные нормы и много других. В качестве примера практической реализации нами будет рассмотрено регулирование социального обеспечения. Это ведь один из самых важных вопросов современного общества. Поэтому каждый, кто желает знать свои права, должен разбираться в этом вопросе.

Но прежде чем рассматривать субъективные вопросы, давайте уделим внимание субъекту. Чем же является общество? Так называют исторически сложившуюся на определённой территории систему отношений и жизнедеятельности людей. Общество создаётся из отдельных индивидуумов.

Такое системное образование представляет собой саморазвивающийся целостный социальный организм. Для его поддержания используются усилия институтов, групп и отдельных людей.

Всё это направлено на решение проблем, которые стоят как перед всем обществом, так и беспокоят только отдельных индивидов.

Государство как основной механизм

Существует много различных теорий, которые предлагают свои видения относительно возникновения этого общественного образования.

Как бы там ни было, сейчас государственное социальное регулирование является самой важной составляющей для решения проблем и конфликтов в тех случаях, когда стороны не могут прийти к консенсусу.

Или когда есть определённые факторы, что мешают этому. Это всё, конечно, в идеале. Ведь реальная жизнь часто не соответствует теоретической схеме.

Государство проводит правовое регулирование социального обеспечения для различных категорий людей: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и так далее.

Оно уменьшает/увеличивает размеры выплат, предоставляет льготы и следит за тем, чтобы его распоряжения выполнялись. Для выполнения обязательств перед обществом и контроля создаётся целая система социального регулирования.

Увы, сейчас нельзя сказать, что она идеальна. Но определённые позитивные сдвиги есть.

Организационное развитие

Следует отметить, что за последнее столетие наметилась тенденция потери государством своей роли как единственного поставщика. Конечно, такие сферы, как законодательство и судовая ветвь власти, всё ещё находятся под его контролем. Но вот, к примеру, пенсии могут формироваться вне его ведома. Кто ещё 50 лет назад в СССР мог предположить такой вариант развития событий?

Сейчас же негосударственные пенсионные фонды предлагают гарантии и более высокий уровень дохода, чем сама держава. Поэтому многие работающие отказываются от помощи правительства в пользу НПФ.

Конечно, это всё следует воспринимать с определённой долей осторожности. По всему миру нередки случаи, когда НПФ оказывались мошенническими схемами.

Тем не менее подобный механизм позволяет людям самим отвечать за формирование капитала, который будет у них при выходе на пенсию.

Заключение

Как видите, механизм социального регулирования является важной составляющей в любом обществе. Он позволяет находить баланс между потребностями различных людей и групп.

Также он позитивно сказывается на стабильности человеческого общества, даря чувство уверенности в завтрашнем дне каждому индивиду. Конечно, сейчас сказать, что механизм социального регулирования получился идеальным хотя бы у одного государства, нельзя. Но он постепенно совершенствуется.

И ускорить этот процесс под силу каждому, необходимо только трудиться на благо общества и следить за тем, чтобы оно двигалось вперёд в своём развитии.

Поскольку это в немалой степени зависит от каждого отдельного гражданина и государства как управляющей структуры, нам необходимо проявлять больше активности, отстаивая свои интересы. А для большей эффективности этого процесса необходимо иметь знания.

Источник: https://FB.ru/article/261872/sotsialnoe-regulirovanie-i-ego-vidyi

Социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм

Понятие, признаки и виды социального регулирования

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный (внутренне присущий) обществу и определяющий социальный порядок процесс.

В юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов (конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п.

) выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние.

Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Социальная норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Признаки социальных норм:

    1. являются общими правилами (устанавливают правила поведения в обществе, т. е.

      определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества);

    2. действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата);
    3. возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей (создаются в процессе целевой деятельности; возникают в многократно повторяющихся актах поведения; формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.);
    4. регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе;
    5. возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества (будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, имеют свое место в истории общества, историческую судьбу);
    6. соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений.

Функции социальных норм

    1. Регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений.

      Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма).

    2. Оценочная (выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

    3. Трансляционная (в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства.

      В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и “транслируются” в будущее, передаются следующим поколениям через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды социальных норм

1) По сферам действия:

    • экономические;
    • политические;
    • религиозные;
    • экологические и др. 

2) По механизму (регулятивным особенностям):

    • мораль;
    • право;
    • обычаи;
    • корпоративные нормы.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т.е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания.

Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п.

, которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства.

Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т.е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения.

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sotsialnoe-regulirovanie-ponyatie-funktsii-i-vidi-sotsialnich-norm

ovdmitjb

Add comment