Kievuz

Правовое регулирование целевых фондов в РФ

Статья: Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов

Правовое регулирование целевых фондов в РФ

Введение. 3

1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов. 4

2. Правовой режим целевых бюджетных фондов. 10

3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов. 15

4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ… 27

Заключение. 30

Список используемой литературы… 31

Введение

Целевые государственные и местные фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Первоначаль­но они создавались преимущественно как государственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в Рос­сии относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.

С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансо­вые ресурсы.

Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно после­довательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы.

Это связано с тем, что в государ­ственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.[1]

Трансформация отдельных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением государственных средств и на восстановление государственного финансового контроля за их целевым использованием.

Практически определились три вида целевых фондов: 1) государственные и местные внебюджетные фонды денежных средств; 2) целевые бюджетные фонды денежных средств; 3) государственные целевые фонды Правительства РФ.

В рамках данной работы будут последовательно рассмотрены каждая группа этих целевых денежных фондов. Автор будет опираться на действующее законодательство и судебную практику, а также на научные работы, посвященные данному вопросу.

1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов

Целевые государственные и местные фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности: фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению; правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом.

Государственные и местные внебюджетные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям: по целево­му назначению, по способу образования, по уровню управления фондом, по юридической природе. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные.

К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Феде­ральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования, фонд социального страхования РФ. Остальные внебюджетные фонды в основном могут быть отнесены к эконо­мическим.

По способу образования целевые государственные фонды подразделяются на те, которые выделены в составе бюджетов, и те, которые имеют самостоятельное управление.

В зависимости от уровня управления целевые фонды подраз­деляются на федеральные и региональные. Многие целевые фонды являются одновременно и федеральными, и региональ­ными. Это обусловлено тем, что многие внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характери­зуются выделением части, передаваемой в распоряжение тер­риториальных властных структур.

Правовой режим целевых государственных и местных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами.

В их числе Законы Российской Федера­ции «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и ис­полнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автоном­ных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга, органов местного самоуправления»[2], «О дорожных фон­дах в РФ»[3], «О занятости населения в РФ»,[4] «О медицинском страховании граждан в РФ»[5], о федеральном бюджете на конкретный год.[6] В них определены порядок формирования и использования целевых государственных и местных фондов денежных средств, порядок утверждения бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении.

Средства целевых фондов не могут расходоваться на иные цели.

Так, прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать пункт 10 статьи 1 Закона Ивановской области от 16.03.

2004 № 37-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области «Об областном бюджете на 2004 год», содержащей указание «приобретение жилья для специалистов управления» и включающей это положение в раздел «расходы» приложения № 24 Закона Ивановской области «Об областном бюджете на 2004 года», противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу данного Закона.

Заявленное требование обосновано тем, что оспариваемое положение Закона принято в противоречие со статьей 17 Бюджетного кодекса РФ и п. 4 ст. 1 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации».

Представители администрации и Законодательного Собрания Ивановской области с заявлением не согласны, считают, что оспариваемое положение закона Ивановской области не противоречит Закону РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации», так как согласно п. 4 ст.

1 данного Закона средства дорожного фонда направляются, в том числе, и на финансирование затрат на управление дорожным хозяйством.

Направление средств на приобретение жилья для специалистов управления является одним из видом расходов на управление дорожным хозяйством.

Решением Ивановского областного суда от 20 августа 2004 г. заявленное прокурором требование удовлетворено в полном объеме.

В кассационной жалобе администрация Ивановской области просит отменить состоявшееся по делу решение, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом ряда положений федерального законодательства, регулирующих бюджетные отношения.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное Ивановским областным судом решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемый прокурором Закон области «О внесении изменений дополнений в Закон Ивановской области «Об областном бюджете на 2004 год» № 37-ОЗ был принят 16.03.2004 и опубликован в официальном печатном издании «Собрание законодательства Ивановской области» № 6 (240) 31.03.2004.

Пунктом 10 ст.

1 Закона области № 37-ОЗ внесены изменения в приложение № 24 «Доходы и расходы целевого бюджетного территориального дорожного фонда Ивановской области на 2004 год» к Закону Ивановской области «Об областном бюджете на 2004 год» путем внесения в раздел «расходы» строки «приобретение жилья для специалистов управления – 1000». Таким образом, законодатель определил направление расходов территориального дорожного фонда Ивановской области в размере 1 млн. руб. на финансирование приобретения жилья.

Соглашаясь с заявленным требованием прокурора, суд отметил, что в указанной части пункт 10 ст. 1 Закона области № 37-ОЗ противоречит ст. 17 Бюджетного кодекса РФ и п. 4 ст. 1 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации».

С данным выводом суда следует согласиться, так как статья 17 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Согласно п. 4 ст.

1 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование, содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Расходы на приобретение жилья в данном случае не предусмотрены.

Правильно судом отмечено и то, что в силу ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ законы Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить положениям данного Кодекса.

С учетом приведенного правового анализа суд обоснованно признал оспариваемое положение, содержащееся в п. 10 ст. 1 Закона Ивановской области № 37-ОЗ, противоречащим федеральному законодательству, а поэтому являющимся недействующим с момента вступления его в законную силу.

Источник: https://ronl.org/stati/finansovye-nauki/225303/

Правовое регулирование целевых фондов в РФ

Правовое регулирование целевых фондов в РФ

Целевые фонды возникли в начале 90-х годов прошлого века в связи с необходимостью обеспечения финансирования бюджетных расходов, которые были связаны с социальными обязательствами государства.

Кроме того, формирование целевых фондов было необходимо для обеспечения финансирования дефицита бюджета.

Первыми целевыми фондами в РФ были государственные внебюджетные фонды.

Целевые внебюджетный фонды решили ряд задач, которые были связаны с необходимостью обеспечения социальных обязательств.

В дальнейшем для решения задач, связанных с обеспечением экономической деятельности активно стали формироваться целевые бюджетные фонды.

В таких условиях целевые бюджетные фонды начали образовываться в составе федерального бюджета. н-р, дорожный фонд России, фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Целевой фонд – совокупность бюджетных средств, который используются на строго определенные цели. При этом не допускается использование средств целевого фонда без внесения изменений в закон (решения) о бюджете.

Классификация целевых фондов

От порядка формирования и целеиспользования:

1. Фонды, которые формируются независимо от бюджета.

2. Целевые бюджетные фонды – они формируются в составе соответствующего бюджета (это часть средств соответствующего бюджета)

· Резервный фонд президента РФ: цель – финансирование непредвиденных расходов. Не может превышать 1% от общего объема дохода федерального бюджета. Средства не могут быть использованы на освещение деятельности президента РФ, а также на проведение соответствующих избирательных кампаний.

· Фонд финансовой поддержки субъекта РФ. Это часть средств федерального бюджета, которая используется для финансирования (оказания финансовой поддержки). При этом средства данного целевого бюджетного фонда расходуется в форме межбюджетных трансфертов.

По правовой природе:

1. Фонды, которые образуются в соответствии с предписаниями соответствующего закона. Это государственные внебюджетные фонды, резервные фонды субъектов РФ, резервный фонд президента РФ.

2. Фонды, которые создаются в соответствии с предписаниями закона и если имеется разрешение уполномоченного органа власти. Сюда включаются резервные фонды органов исполнительной власти. Формируются для финансирования непредвиденных расходов.

По уровню формирования соответствующего целевого фонда:

1. Целевые фонды, формируемые на федеральном уровне (н-р, фонд национального благосостояния, резервный фонд, фонд финансовой поддержки субъекта РФ и др.)

2. формируется и используется государственные внебюджетные фонды, резервные фонды субъектов РФ, резервные фонды органов исполнительной власти субъектов РФ, фонд финансовой поддержки МО.

3. Формируются на муниципальном уровне. Н-р, это фонды выравнивания обеспеченности сельских поселений (на уровне муниципальных районов). Резервные фонды местных администраций. Формируются территориальный фонды фонда обязательного медицинского образования.

От назначения соответствующего фонда:

1. Социальные. Это все внебюджетные обязательный фонды.

2. Экономические. Эти фонды используются либо для финансирования дефицита бюджета, либо для финансирования развития или стимулирования экономической деятельности. Сюда относится резервный фонд РФ, инвестиционный фонд РФ (его средства используются для финансирования развития новых технология, а также для совершенствования соответствующих производственных процессов.

Правовой режим целевых бюджетных фондов

В настоящее время целевые бюджетные фонды формируются на всех трех уровнях бюджетной системы РФ. Они создаются за счет определенных доходов либо доходов, которые поступают в бюджет без какого-либо целевого назначения. Принимается в составе соответствующего бюджета без каких-либо особенностей. Утверждаются соответствующим законом либо решением о бюджете.

Могут использоваться на разный цели, однако, как правило, они используются для финансирования непредвиденных расходов, т.е. расходы, которые образовались в процессе исполнения бюджета и не могли быть предусмотренными органами исполнительной власти в процессе составления проекта бюджета.

Самые объемные фонды: фонд национального благосостояния и резервный фонд РФ.

Резервный фонд РФ, порядок и цели его использования определяется главой 13.2 БК. Формируется и используется в целях финансирования дефицита федерального бюджета.

резервный фонд РФ в настоящее время в полном объеме направляется на финансирование дефицита федерального бюджета. на момент создания данного фонда в 2008 году общий объем средств резервного фонда составлял порядка трех триллионов рублей.

Кроме того, используется для размещения на банковских депозитах как в РФ, так и за ее пределами. Этот фонд снизил неблагоприятные последствия финансового кризиса и снизил цены на нефть и газ.

Исходя из бюджетного послания президента РФ о бюджетной политике на 12-14 годы, государство будет использовать средства резервного фонда, поскольку наличие данного фонда позволило максимально снизить негативные последствия финансового кризиса.

Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, которая подлежит обособленному учету и управлению в целях финансового обеспечения добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также для обеспечения сбалансированности бюджета пенсионного фонда РФ (средства данного фонда используются для финансирования дефицита бюджета пенсионного фонда РФ.

Это социальный фонд, поскольку средства данного фонда обеспечивают стабильность системы пенсионного страхования. Средства данного фонда используются для стимулирования перехода граждан РФ (пенсионных накоплений) в соответствующие негосударственные пенсионные фонды.

При помощи этого РФ снижает уровень дефицита пенсионного фонда РФ. Стимулирование граждан РФ для перехода в систему негосударственного пенсионного страхования.

Таким образом гражданам предоставляется право выбора использования добровольных пенсионных накоплений, а также увеличения будущих пенсий.

Средства фонда национального благосостояния, как и средства резервного фонда РФ размещаются на банковских депозитах.

Средства данных фондов складываются в иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги (3 части: евро, доллары, фунты и стерлинги). Такой способ размещения этих двух фондов позволил не только обеспечить их сохранность, но и получить соответствующие доходы от такого размещения.

Управление данными фондами осуществляет министерство финансов РФ, которое в обязательном порядке направляет соответствующие ежеквартальные отчеты в палаты федерального собрания.

Данные фонды формируются за счет следующих доходов:

1. Вывозная таможенная пошлина на сырую нефть, на природный газ, а также переработанные из нефти товары (н-р, бензин).

2. Уплата налога за добычу полезных ископаемых.

Контроль за использованием средств данных фондов осуществляет счетная палата РФ. МинФин предоставляет оперативную информацию счетной палате об использовании средств данных фондов. Кроме того, контроль также осуществляет Федеральное Собрание.

ФЗ от 30 сентября 2010 года №245-ФЗ: МинФин РФ вправе не опубликовывать информацию о порядке использования, цели использования, не раскрывать информацию о ценных бумагах, в которые вносятся средства данных фондов.

Резервные фонды субъектов РФ

Правовое регулирование. Ст. 81.1 БК (введена ФЗ от 30 декабря 2008 года №310-ФЗ)

Это часть средств, которая необходима для финансирования расходных обязательств в случае недостаточности средств бюджета субъекта РФ для финансирования таких расходных обязательств.

Данная норма не определяет виды расходных обязательств, не определяет порядок управления резервным фондом, не определяет порядок обеспечения и реализации контроля при использовании средств соответствующего резервного фонда.

Иркутская, Мурманская, Ульяновская, Омская области и другие субъекты РФ.

Такой фонд принимается в составе бюджета субъекта РФ. Однако, порядок, цели использования, а также порядок осуществления финансового контроля должны определяться специальным законом субъекта РФ.

12 июля 2010 год ЗИО №54 «О резервном фонде Иркутской области»

Порядок формирования данного бюджетного целевого фонда

1. Отчисления от налога на прибыль организации.

2. Отчисления от налога на имущество организации.

3. Отчисления от налога на доходы физических лиц.

4. Остаток бюджетных средств, который находится на едином бюджетном счете областного бюджета.

Максимальный объем не должен превышать 10% от общего объема доходов соответствующего бюджета (бюджета ИО).

Цели использования резервного фонда РФ:

1. Оплата труда работников государственных учреждений.

2. Предоставление субсидий местным бюджетам.

3. Субсидирование муниципальных бюджетов для софинансирования расходных обязательств, которые связаны с выплатой заработной платы, а также начислениями на заработную плату работникам муниципальных учреждений ИО.

4. Финансирование публичных нормативных обязательств.

Бюджетные расходы, которые связаны с социальным обеспечением населения РФ.

Решение об использовании средств резервного фонда принимается правительством иркутской области. При этом расходование допускается на основании соответствующего подзаконного акта правительства иркутской области. Кроме того, порядок управления и использования определяется также определяется правительством иркутской области.

Могут размещаться на банковский депозитах. Порядок размещения определяется правительством иркутской области.

Средства резервного фонда могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов, которые возникают при исполнении бюджета.

Временный кассовый разрыв – временное отсутствие денежных средств на бюджетном счете.

Порядок реализации контроля определяется бюджетным законодательством.

Правительство ИО предоставляет информацию об использовании средств данного фонда в счетную палату и законодательное собрание ИО.

Определяет количественный показатели, за счет которых формируется данный резервный фонд. Не определяется остаток средств, за счет которых формируется резервный фонд ИО

Осуществление финансового контроля за использованием средств резервного фонды. ЗИО не определяет специальные механизмы осуществления финансового контроля в отношении резервного фонда ИО

Правовой режим целевых внебюджетных фондов

Термин «государственный внебюджетный фонд» рассматривается и толкуется в двух значениях.

1 это совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, которые формируются и используются в целях обеспечения реализация конституционных прав граждан РФ на социальное и пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, данные фонды представляют собой отдельное звено финансовой системы.

2 это уполномоченный субъект (организация) либо учреждение, которое осуществляет управление, учет, подготавливает отчетность об использовании средств соответствующего внебюджетного фонда.

Государственные внебюджетные фонды обладают соответствующим имуществом (федеральным имуществом). Они самостоятельно выступают в качестве ответчиков и истцов.

Внебюджетный фонд – это соответствующее юридическое лицо.

Источник: http://kursak.net/pravovoe-regulirovanie-celevyx-fondov-v-rf/

ovdmitjb

Add comment