Kievuz

Правовое воспитание

Правовое воспитание и правовое обучение как средства и способы формирования правовой социализации личности

Правовое воспитание

Правовое воспитание – составная часть общегражданского воспитания, это целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Цели правового воспитания:

    • выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения;
    • подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами.

Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Формы правового воспитания:

    1. правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение “круглых столов”; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е.

      своего рода “юридический всеобуч”);

    2. правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.

      );

    3. юридическая практика, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);
    4. самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методы правового воспитания:

    • убеждение,
    • принуждение,
    • наказание,
    • поощрение,
    • потенциальная угроза применения санкций,
    • профилактика, предупреждение и
    • другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.

Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право – свое и чужое.

Правовое обучение как средство и способ формирования правовой социализации личности

Правовое обучение – одна из форм правового воспитания. Это передача, накопление и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.

В отличие от правового воспитания, правовое обучение имеет цель информационно-ознакомительного воздействия на человека, а правовое воспитание – на мировоззренческую сторону сознания.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-vospitanie-i-pravovoe-obuchenie-kak-sredstva-i-sposobi-formirovaniya-pravovoy-sotsializatsii-lichnosti

Понятие, методы и формы правового воспитания

Правовое воспитание

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры.

Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение.

Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

м правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1.  Обучение  – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2.  Пропаганда  – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3.  Юридическая практика  – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4.  Самообразование  – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5.  Индивидуальная воспитательная работа  – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

  Цели, задачи и проблемы правового воспитания

Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.

Методы правового воспитания

Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:

  1. Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что  законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
  2. Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства. Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки. Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
  3. Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
  4. Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.

Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества.

Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей.

Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.
  Правовое воспитание в школе

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/ponyatie-formy-i-metody

Правовое воспитание старших дошкольников

Правовое воспитание

Жить в справедливом правовом государстве хотят все. Для этого следует каждому пользоваться своими правами и свободами.

Требуется воспитывать право-образованную личность с детства.

Обычно под правовым воспитанием подразумевают становление в личности социальной активности, формирование мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны.

Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер.

Дети 6-7 лет очень хорошо понимают, когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже нужно опираться в ходе правового обучения.

Что касается правового воспитания дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка.

Если в этот период уделять пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав ущемлять не станет.

К главным правовым аспектам в этом возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия.

Правовое воспитание помогает сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой компонентов.

  • нравственно-правовые представления — первый компонент;
  • нравственно-правовые суждения — второй компонент;
  • ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе детей и взрослых.

Документы защиты прав ребенка

Детские права защищают как международное, так и российское законодательство.

Во Всеобщей декларации прав человека есть отдельный раздел о детских правах, где признаются равные права детей на все свободы, которые провозглашает Декларация и международное сообщество.

Для такой правовой защиты требуется дополнительная поддержка и помощь детям. Атмосфера, в которой воспитывается маленький человечек, должна быть наполнена добром и любовью. Каждый ребенок имеет право расти в любящей семье, окруженный вниманием и заботой. В будущем ребенок должен стать полноправным гражданином своей страны. И этому помогут родители и педагоги.

Следующим документом по правовому воспитанию стоит отметить Женевскую декларацию прав ребенка. Она была принята в 1924 году и остается актуальной по сей день.

В 1959 году ООН принял еще один документ, отражающий и провозглашающий правовые принципы относительно защиты и благополучной жизни детей. В этом документе четко сформулирована необходимость в специальной охране и заботе, правовой защите ребенка, начиная с его внутриутробного существования. В этом документе 10 принципов, направленных на формирование счастливого детства у наших малышей.

Другим документом прав ребенка является Конвенция, составленная по необходимости. Одной декларации уже стало недостаточно. К 1970 году участились случаи жестокого обращения с детьми в семье, и возникла такая необходимость — создать новый документ о правах ребенка.

Для этого в 1974 году была составлена новая Декларация о защите женщин и малолетних детей в сложных обстоятельствах. Такими чрезвычайными ситуациями стали военные конфликты и вооруженные столкновения.

На протяжении многих лет общество создает все новые и новые документы, принимает законы, чтобы нашим детям жилось спокойной.

Ребенок должен расти в благоприятных для него условиях и должен знать, на что он имеет право.

Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ

В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении.

От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.

Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей:

  • объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
  • характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам;
  • способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.

Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.

Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.

Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.

В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека.

Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания.

Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно.

Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.

Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.

В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами.

Это могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.

Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу.

Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.

В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.

Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.

Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.

Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей.

В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий. Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей.

Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.

Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными.

Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.

Эффективность правового воспитания дошкольников в семье

Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.

Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям.

Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.

В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав.

Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.

Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.

В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей.

Особенности правового воспитания дошкольников через игру

Игра способствует становлению нравственно-правовых устоев у ребятишек. Особенно этому способствуют сюжетные ролевые игры. В таких играх легко придумать различные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Можно создавать проблемные ситуации, а затем их обыгрывать. Постепенно приводят ребенка к осознанию правильных норм поведения в социуме.

Сюжеты игр могут быть различными. Обыгрывание прав на личные вещи, жилье, семью, на родительскую любовь и внимание к ребенку в семье и аналогичные ситуации.

Можно рассмотреть несколько игр, способствующих становлению правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Структура правового воспитания старшего дошкольника

Правовое воспитание ребенка осуществляется через структурные компоненты и разделяется на несколько блоков.

В качестве первого блока рассматривают логико-нормативный, когда ребенок получает элементарные знания о своих правах. Таким образом, ребенок получает нравственно-правовую информированность.

В эмоционально-образном блоке воспитывается отношение ребенка к правам, своим и чужим. Ребенок усваивает правила поведения, учится ценить и адекватно оценивать свои и чужие поступки с позиции правового аспекта.

Поведенческий блок предусматривает обучение ребенка проявлять активность в правовом поведении. Такие случаи встречаются очень часто и затрагивают все виды деятельности дошкольника.

В результате правового воспитания у детей формируются основы нравственно-прагматического поведения и бескорыстно-нравственного.

В первом случае речь идет о контроле поведения ребенка со стороны взрослого, даже вплоть до наказания за плохие поступки.

Во втором случае имеем дело с усвоенными ребенком правилами нравственного поведения. Ребенок выполняет сознательно нормы общественного бытия.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/pravovoe-vospitanie-rebenka.html

ovdmitjb

Add comment