Kievuz

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ (СЕМЬИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ)

Правовая система и правовая семья

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ (СЕМЬИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ)

Правовая система – взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.

Право – основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.

Основные элементы правовой системы:

  • – право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;
  • – законодательство и иные источники права;
  • – юридическая практика, ядро которой – судебная практика; причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;
  • – правосознание.

Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью.

Проблема критериев типологии правовых систем очень сложна, этот вопрос невозможно охватить рамками учебного курса.

Скажем лишь, что в настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

  • – национальные правовые системы;
  • – правовые семьи;
  • – группы правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

Национальная правовая система – это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В зависимости от особенностей способов правообразованияразличают четыре правовых семьи современности:

  • – романо-германская правовая семья, или система статутного права;
  • – англо-саксонская правовая семья, или система общего права;
  • – религиозно-общинная правовая семья;
  • – идеологизированная правовая семья.

В качестве более полной классификации выделяют семьи:

  • – общего права;
  • – романо-германскую;
  • – обычно-традиционную;
  • – мусульманскую;
  • – индусскую;
  • – славянскую.

Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Группы правовых систем – это совокупность национальных правовых семей, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

  • – группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право);
  • – группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).

Внутри англо-саксонской правовой семьи выделяют также две группы:

  • – группа английского и американского права (Англия, США);
  • – группа правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.

В рамках славянской правовой семьи выделяют:

  • – группу российского права (Россия и ее субъекты);
  • – группа западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

Рассмотренные выше правовые семьи, несомненно, являются основными в современном мире. Но существует множество стран, которые используют в повседневности нормы, ни к романогерманской, ни к англосаксонской системам не относящиеся:

– семья религиозного права — признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права);

– семья традиционного права — отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться моральными нормами (обычное право стран Африки, Мадагаскара и Дальнего Востока).

Религиозно-традиционные правовые системы — это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными регулирующими формами традиционных обществ — религиозными догмами и учениями, традициями, обрядовостью и т.п.

Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII– X веках и основано на мусульманской религии — исламе. Ислам — самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Однако есть страны, где проповедуется ислам, но мусульманское право не воспринято.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий.

Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопонимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.

Предписания верующим — шариат (в переводе на русский язык путь следования) состоит из двух частей: принципов веры (акида) и собственно правовых требований (фикха). Фикх или мусульманское право указывает как правоверный должен вести себя по отношению к себе подобным и к Аллаху.

Мусульманское право основано на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Невыполнение обязанностей — грех. И государство, исполняя роль служителя мусульманской религии, обязано следить за соблюдением требований Аллаха.

В мусульманском праве отсутствует деление на публичное и частное право. Основные отрасли мусульманского права: уголовное право, судебное право и семейное право.

Наказания установлены только за тяжкие преступления (убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение, вооруженное ограбление, бунт, употребление спиртных напитков). При этом — весьма жесткие наказания. Судья (кади) может назначать и другие наказания.

Ранее иерархии судов не существовало. Кади решал дела единолично. К судьям в плане их религиозно-правовой подготовки предъявляются весьма высокие требования.

Индусское право является ярким примером традиционного права. Оно относится к древнейшим в мире. Это право общины, обусловленное варново-кастовой структурой (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, парии). Наиболее распространено в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, в странах восточного побережья Африки (Танзания, Уганда, Кения).

Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей верить, что люди с рождения разделены на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Веды — это сборники религиозных индийских песен, молитв, гимнов, созданных за два тысячелетия до нашей эры, которые содержат тексты, которые истолковываются местами как правила поведения.

Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права.

Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявляется в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание “судом божьим” (ордалии).

Судебные решения принимают, основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии.

Задача суда или арбитра заключается не в том, чтобы отыскать факты, сформулировать правовые нормы и применить их с учетом найденных фактов, а навести порядок так, чтобы устранить причиненное зло и восстановить гармонию в обеспокоенной общине.

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право. В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

  • 1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;
  • 2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);
  • 3) правовую семью.

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем. Обычно выделяют четыре правовые семьи современности.

Романо(германская семья — Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария

Признаки романо-германской правовой семьи:

  • 1) единая иерархически построенная система источников права;
  • 2) главную роль в формировании права играет законодатель;
  • 3) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;
  • 4) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;
  • 5) деление системы права на отрасли.

Англосаксонская семья — Великобритания, США, Канада, Австралия

Признаки англосаксонской системы права:

  • 1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
  • 2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;
  • 3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;
  • 4) отсутствие кодифицированных отраслей права;
  • 5) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://vuzlit.ru/702277/pravovaya_sistema_pravovaya_semya

Правовая семья: понятия, виды семей на современном этапе и их особенности

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ (СЕМЬИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ)

В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?

На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.

Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.

Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства. 

Правовая система – это вся «юридическая действительность» этого государства. В данном широком понятии принято выделять активные элементы, тесно связанные друг с другом. Это собственно право в качестве системы общеобязательных норм, регламентированных в законе, других, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правового сознания; правоприменительная практика.

По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.

Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации: 

  • романо-германской, 
  • англо-саксонской, 
  • религиозная (арабская),
  • обычная правовая семья.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт,  а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни. 

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства. 

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Религиозная правовая семья

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.  

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе.

Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения.

Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Семья обычного права

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

  1. неписаный, другими словами, некодифицированный характер права;
  2. мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев;
  3. обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом;
  4. осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим;
  5. архаичность многих обычаев
  6. месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»). 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravovaja-semja/

ovdmitjb

Add comment