Kievuz

Проблема адаптации

Психологически-социальная адаптация в социальной среде – основные проблемы, диагностика

Проблема адаптации

Социальная адаптация представляет собой различные виды взаимодействия между определенным субъектом и социумом, которые целенаправленны на адаптацию человека к ее условиям.

Адаптация в социальной среде подразумевает, однако, не только процесс интеграции в социум, но также развитие способности к формированию и принятия определенной роли, профессиональной деятельности, самообслуживанию, созданию и развитию различных межличностных отношений.

Психологически-социальная адаптация

Одним из важнейших факторов. который обеспечивает целостность и функционирования социума как единственной системы и чего-то цельного, является адекватная психологически-социальная адаптация в ней каждого из индивидуумов. Помимо всего прочего, ее успешность определяет уровень интеграции субъекта, его определенный статус в социуме, направленность деятельности.

По сути своей, социальная адаптация представляет и демонстрирует процесс присваивания индивидууму определенных ценностей и норм окружающего общества.

Таким образом, и психологическая приспосабливаемость является перепросмотром динамики шаблона личности и индивидуальности в соответствии с требованиями, которые диктует окружающий мир.

В психологии под процессом адаптации понимают временную трансформацию, перестройку в чувствительном или реактивном наборе анализаторов.

В то же время, процесс адаптации в социальной среде не является односторонним. Он создает такое состояние, в котором целиком удовлетворяются его необходимости и желания, но этот же процесс обуславливает все те изменения, благодаря которым можно добиться подобного состояния равновесия.

Следует отметить, что адаптация в условиях социума весьма крепко связана с процессами формирования индивидуальности личности как таковой. Это означает, что данный процесс располагает большим спектром психологически-индивидуальных характеристик, вследствие чего он неспособен происходить в одно и то же время, с одинаковой интенсивностью в разных сферах существования индивидуумов.

Интеграция личности в окружающий социум играет роль своеобразного связывающего элемента индивидуальной личностной деятельности и его строго социального естества. При этом углубленная интеграция также обогащает социальные и культурные ценности индивидуума, приводит его к пониманию и анализу различных социальных проблем, условий, принципов, вопросов и конфликтов, а также их решения.

Принято считать, что базисом адаптации в социуме является адекватное соотношение личностных требований и желаний индивидуума с ее сформировавшимся потенциалом развития и условиям социума, которые способствуют развитию личности или же тормозят этот процесс.

перейти наверх

Основные проблемы адаптации

С точки зрения социума, нормальной личностью можно назвать того человека, который успешно адаптировался к заданным условиям и рамкам.

Но это требование, порой,весьма относительно и непостоянно, в зависимости от общества или коллектива, который «выдвигает свои требования».

Поэтому основные проблемы адаптации, в большинстве случаев, связаны непосредственно со спецификой заданных социумом условий.

Также проблемы могут быть последствием несоответствия поведения, вызванного личными характеристиками и предпочтением, с заданными заранее условиями коллектива. Так, например, человеку, который по сути своей является робким и нерешительным, весьма проблематично влиться в коллектив или конкурировать с людьми, которые являются более «пробивными» и активными.

В наше время уже широко распространена практика приема на работу или поиск профессионала, в которой обязательным условием является специфический тест на приспосабливаемость и социальную адаптацию кандидата. Это неудивительно, ведь у каждого человека может быть своя индивидуальная реакция на выдвигаемые ему требования, идущие, как это иногда бывает, в разрез с его личными принципами и традициями.

Если относится к развитию индивидуума как к глобальной жизненной стратегии, то его интеграцию в социум и общество стоит понимать, как тактику поведения.

Она позволяет субъекту удерживаться в необходимых рамках и границах, делая возможным использование различных вариантов и методов своей собственной реализации.

То есть эффективная и углубленная адаптация представляет собой одну из основных предпосылок к успешной профессиональной, культурной или общесоциальной самореализации.

В течение всей жизни многие из людей сталкиваются с различного рода проблемами социальной адаптации. Наиболее часто они возникают при столкновениях с подобными себе в социальных рамках индивидуумами, например, в школьном возрасте, пубертатном периоде, пожилом и пенсионном возрасте.

В настоящее время существует различный ряд адаптационных тренингов, который также особо показан сотрудникам социальных групп, поскольку серьезные проблемы с адаптацией могут приводить к весьма плачевным последствиям в виде депрессии, апатии, упадка сил и нарушении психологической гармонии индивидуума.

перейти наверх

Диагностика способности к адаптации

Следует отметить тот факт, что диагностика способности к адаптации индивидуума или группы людей становится все более актуальным вопросом.

Приспосабливаемость нового человека в большом социуме или даже в маленькой группе людей – острая проблема на текущий момент, которая беспокоит не только психологов, но и работодателей.

Таким образом стали востребованными различные качественные опросники, которые позволили бы определить максимально быстро и легко степень социальной адаптации субъекта.

Широко известны, например, разработки специалистов Роджерса и Даймонда. Предложенный ими опросник состоит из 101 опроса. При этом все вопросы поставлены от третьего лица, без употребления местоимений.

Это довольно распространенная методика, которая позволяет избежать эффекта «прямого отождествления».

Иными словами, в большинстве случаев опрашиваемый не будет соотносить утверждения, приведенные в опроснике, со своими личностными качествами и особенностями.

Наиболее актуальным и. по сути, определяющим фактором принято считать показатель социальности индивидуума. Это обуславливается тем, что любая роль в социуме выдвигает свои требования относительно физической или интеллектуальной подготовки человека. В текущий момент мы наблюдаем очень быстрый рост и развитие изменений в культурной, научной, технической сферах.

Поднимается также вопрос о работе с климатическими условиями среды обитания. Такой темп жизни ставит перед каждым членом социума вопрос о быстрой приспосабливаемости не только к коллективу, но также и условиям проживания и труда.

Такая проблема и обуславливает тот факт, что на новом этапе формирования социума вновь поднимается вопрос о методиках воспитания индивидуумов, которые бы представляли собой максимально развитую личность, с выраженными способностями к адаптации в любой социальной среде.

Источник: http://PsyTheater.com/adaptaciya-v-socialnoj-srede.html

Проблемы социальной адаптации детей

Проблема адаптации

Социальная адаптация ребенка – это довольно сложный и многофакторый образовательный процесс, который характеризуется стабильностью и непрерывностью. отличительная черта от социальной адаптации взрослого человека заключается в том, что для ребенка подобная адаптация в любом случае будет первичной.

Определение 1

Иными словами, социальная адаптация детей – это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоение им ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, которые были приняты в обществе или в группе, в которой этот ребенок оказывается.

Зачастую, адаптируясь, ребенок воспринимает все в виде образов и игры. Одно из главных условий социальной адаптации детей – это безопасность.

Она важна на любом этапе, поскольку если в этом возрасте ребенок столкнется с опасными для его жизни и здоровья явлениями, процессами или людьми, то это может нанести непоправимый вред, что в будущем обернется детской травмой и самыми настоящими психическими отклонениями.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В социальной адаптации детей главную роль играют родители. В семье ребенку объясняют самые элементарные правила и нормы, сначала на примитивном языке (что такое «хорошо», что такое «плохо»), используя познавательные рассказы и игры.

Семья – это важный институт, и в ее рамках благополучие и спокойствие очень важны для развития человека.

Если семья любящая, если ребенку показывают, что он важен, его мнение ценят, то и в дальнейшей жизни он вырастет в такого же человека: достойного, любящего, готового отдавать что-то.

Особенности социальной адаптации ребенка в семье:

  1. Социально-демографическая структура семьи (профессиональный статус, уровень образования, количество членов семьи, наличие братьев или сестер);
  2. Психологический климат, эмоциональное настроение, которое царит в семье;
  3. Психологическая и педагогическая культура родителей;
  4. Материально-бытовые условия проживания;
  5. Характер общения с детьми в семье, его продолжительность, степень внимания и доверия между родителями и ребенком;
  6. Связь семьи и других сообществ (школа, родственники, иные социальные институты).

Но бывают и неблагополучные семьи, и в данном случае есть вероятность столкнуться с проблемами в процессе социальной адаптации ребенка.

Проблемы адаптации

проблема заключается в том, что ребенок берет пример со своих родителей. Если семья неблагополучная, то и пример будет негативным. Отсюда в процессе социальной адаптации дети, растущие в неблагополучных семьях, проявляют агрессивное (девиантное поведение).

Определение 2

Девиантное (отклоняющееся, асоциальное) поведение – это модель поведения человека, при котором он агрессивно и намеренно нарушает все установленные в обществе нормы и ценности.

Как показывают исследования, дети, которые выросли в неблагополучных семьях, чаще всего замечены в следующих формах девиантного поведения:

  1. Антисоциальные поступки;
  2. Делинквентные противоправные действия;
  3. Аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки.

Формы отклонений в процессе социальной адаптации

Формы отклонений от норм, которые необходимо соблюдать в процессе социальной адаптации подростка, могут включать в себя определенные расстройства.

Так, гиперкинетическое расстройство – недостаточная настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция к смене деятельности, к переключению с одного вида действия на другое приводит к тому, что ни одно дело в результате не оказывается завершенным.

В таком случае ребенок отличается особой агрессивностью, часто попадает в неприятности и несчастные случаи. У детей наблюдаются расстройства поведения и чувство неполноценности из-за невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности.

Несоциализированное расстройство – в данной форме отмечается сочетание антисоциального и агрессивного поведения. Основные черты: отсутствие взаимодействий со сверстниками, проявление изоляции в отношении них, отвержение друзей, а также повышенная эмпатичность. По отношению ко взрослым ребенок проявляет жестокость, не соглашается с любым его мнением, отсутствие доверия.

Социализированное расстройство характеризуется стойкой асоциальностью (лживость, побеги из дома, воровство, прогулы в учебном заведении, грубое отношение как к старшим, так и к младшим, к близким и незнакомцам).

Делинквентное нарушение – это проступки, мелкие провинности, которые не попадают под степень криминала. Тем не менее, если эти проступки будут прогрессировать, то именно на следующем этапе есть вероятность стать настоящим преступником и понести наказание по всей строгости закона.

Социализация как форма социальной адаптации ребенка

Социализация – это процесс усвоения ребенком социального опыта, направленный на конкретный результат – адаптацию.

В результате процессов социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Но нельзя сказать, что социализация взрослого будет идентичной социализации ребенка, поскольку детям чаще свойственная так называемая ранняя социализация.

Она характеризуется тем, что многие нормы, правила и ценности объясняются детям в игровой форме для их лучшего и более понятного усвоения.

Замечание 1

Важно, что успешность ребенка в его социальных условиях формируется в несколько этапов, которые взаимосвязаны. Этапы выделяются на основе индивидуальных особенностей (скорость развития, наличие физиологических или психических отклонений).

Ощущение своей сопричастность процессам общества, уверенность в наличии своего собственного места в социальной системе, которое будет соответствовать ожиданиям – только при условии формирования этих позитивных состояний происходит воспитательное влияние на ребенка, которое в будущем отражается его успешной психофизиологической, социальной и социально-психологической адаптацией.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/problemy_socialnoy_adaptacii_detey/

ovdmitjb

Add comment