Kievuz

Прокурорский надзор за исполнением надзоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Прокурорский надзор за исполнением надзоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея­тельность, обязаны принимать в пределах своих полномо­чий необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства и ре­шать другие предусмотренные законом задачи.

Деятель­ность, осуществляемая этими органами, неизбежно сопро­вождается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их интересов. При­чем в процессе оперативно-розыскной деятельности может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляет­ся в соответствии с требованиями закона.

В связи с этим надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной де­ятельности имеет большое значение.

Специфика оперативно-розыскной деятельности, заключающаяся, прежде всего, в ее негласном осуществле­нии, привлечении к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий лиц, конфиденциально сотруднича­ющих с органами, осуществляющими эту деятельность, а также в широком применении специальных технических средств требует от прокуроров осуще­ствления надзора за исполнением законов в оперативно-ро­зыскной деятельности в соответствии с потребностя­ми общества, действительного обеспечения прав и свобод личности.

Ст. 29 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” определяет, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
    1. прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
    4. законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Целью надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является обеспечение соблюдения:

    • прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности;
    • прав и законных интересов юридических лиц;
    • установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
    • порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.

2011 N 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности” проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:

    1. по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
    2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
    3. в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
    4. в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.

2011 N 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности” к задачам данной подотрасли надзора можно отнести:

  • проверку соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • проверку соблюдения законности, обоснованности и установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законности принимаемых по ним решений;
  • проверку соблюдения законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;
  • проверку соблюдения законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных;
  • проверку соблюдения законности представления результатов оперативно-розыскной деятельности;;
  • проверку наличия полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения в процессе оперативно-розыскных мероприятий;
  • проверку соблюдения определенного Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” перечня оперативно-розыскных мероприятий;
  • проверку соблюдения установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов;
  • проверку соответствия оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдения требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
  • проверку своевременности уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища); наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности” устанавливает следующие пределы надзора.

Проверки по обращениям о нарушениях ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся уполномоченными прокурорами той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.

При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, в предмет прокурорского надзора не входят:

    • сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
    • проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (напр., прослушивание телефонных переговоров);
    • сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе (только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности);
    • сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности;
    • исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций,указаний).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zadachi-i-predeli-prokurorskogo-nadzora-za-sobliudeniem-zakonov-organami-osuschestvlyaiuschimi-operativno-rozisknuiu-deyatelnost

Тема. Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД Вопрос 1

Прокурорский надзор за исполнением надзоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Правовые основы:

  1.  КРФ – определяет основные права и свободы человека, которые могут быть ограничены в ходе проведения ОРД. + Международные НПА, касающиеся прав и свобод человека и гражданина (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и иных жестоких видов обращения наказания)
  2.  ФКЗ
  3.  ФЗ «Об ОРД», а также ФЗ, регулирующие организацию и деятельность органов, наделенных правом осуществления ОРД (О полиции, О ФСБ)
  4.  Указы Президента РФ. По вопросам ОРД существуют например, УкПр-та «Об упорядочении организации и проведения ОРД с использованием технических средств»
  5.  Постановления Правительства
  6.  Приказы Генерального прокурора РФ. От 15.02.2011 г. № 33
  7.  межведомственные НПА ведомственные НПА
  8.  Решения КС и ПП ВС

Вопрос 2. Сущность прокурорского надзора за ОРД. Предмет и объект

Прок надзор за исполнением закона за органами ОРД тесно связан с надзором за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Прокуроры, осуществляющие эти виды надзора связаны общностью задач, решаемых поднадзорными органами необходимостью тесного взаимодействия поднадзорных органов, постоянным обменом информации поднадзорными органами. Кроме того, органы осуществляющие ОРД и органы дознания и следствия в большинстве случаев действуют в рамках единых ведомств. Это и министерство внутренних дел. ФСБ, ФСКН.

Вместе с тем надзор за ОРД имеет и свою специфику, связанную с особенностями законодательной регламентации ОРД и характером самой ОРД.

В отличие от предварительного расследования, ОРД опирается на сочетание гласных и не гласных начал, широко использует конфиденциальные источники информации, а также использует скрытые ограничения основных прав и свобод человека и гражданина.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость наличия и эффективного функционирования инструментов контроля за деятельностью ОРД.

Действующий закон об ОРД предусматривает следующие институты обеспечения законности в данной сфере.

  1.  Контроль Президента РФ, Правительства РФ, ФС РФ.
  2.  Ведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов, осуществляющих ОРД

Основным недостатком данного вида контроля является его закрытость от общественности.

  1.  Судебный контроль.
  2.  Прокурорский надзор. Ст. 21 ФЗ об ОРД. Плюсы:
    1.  Прокуроры более объективны, чем руководители правоохранительных органов, и напрямую не связаны результатами ОРД.
    2.  В отличии от судебного контроля прокурорский надзор носит более постоянный характер, и осуществляется вне зависимости от поступления к прокурору обращений граждан или ЮЛ.

Предмет прокурорского надзора за органами осуществляющим ОРД определен в статье 29 ФЗ «О прокуратуре»:

  1.  Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
  2.  Соблюдение порядка выполнения ОР мероприятий
  3.  Законность решений, принимаемых органами ОРД.

Объекты прокурорского надзора:

  1.  Деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями:
    1.  Органов ВД
    2.  ФСБ
    3.  Федеральной охраны
    4.  Таможенных органов
    5.  Иные

Специфика деятельности органов, за которой осуществляется прокурорский надзор определила существование следующих пределов прокурорского надзора:

  1.  П
  2.  Предмет прокурорского надзора не входит в вопросы организации и тактики …
  3.  Предмет прокурорского надзора не входит проверка законности судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан, но входит проверка исполнения решений
  4.  Законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфидециальной основе, в том числе принципов добровольного сотрудничества, может проверяться прокурорами только при наличии жалоб граждан.
  5.  Оперативно-служ док-ты о ….
  6.  В ходе надзорных мероприятий в службе внешней разведки РФ и в органе внешней разведки МИНОБР прокуроры должны проверять только те материалы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Вопрос 3. Задачи и основные направления надзора

При осуществлении надзора в данной сфере прокуроры должны:

  1.  Обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства РФ, при осуществлении ОРД
  2.  Своевременно проверять издаваемые оперативно-розыскными органами НПА
  3.  Прокуроры должны обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД.
  4.  Полно и своевременно реализовывать полномочия по устранению выявленных нарушений в данной сфере

Основные направления прокурорского надзора:

  1.  Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
  2.  Надзор за законностью и обоснованностью заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативных материалов, а также за соблюдением порядка и сроков их ведения.
  3.  За законностью и обоснованностью проведения самих оперативно-розыскных мероприятий (проверка наличия оснований и условий их проведения)
  4.  За законностью представления результатов ОРД.
  5.  Надзор за законностью проведения ОР мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятие решений по вопросам государственной службы.
  6.  Прокурорский надзор за соблюдением регистрационной дисциплины и законностью ведения оперативных учетов.
  7.  Иное.

Вопрос 4. Полномочия прокурора

Методы выявления нарушений действующего законодательства:

  1.  Право прокурора на проведение прокурорских проверок. Они проводятся при наличии следующих оснований:
    1.  По обращения граждан Юл или ДЛ
    2.  По результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях либо при поступлении информации по ненадлежащему реагированию на поручение следователя, дознавателя или решение суда.
    3.  В плановом порядке либо по поручению вышестоящего прокурора.
    4.  В иных случаях
  2.  Право прокурора знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами:
    1.  Дела оперативного учета
    2.  Материалы о проведении оперативно розыскных мероприятий с использованием оперативно технических средств
    3.  Учетно-регистрационная документация
    4.  Ведомственные НПА
  3.  Право прокурора требовать письменные объяснения от ДЛ и сотрудников оперативно-розыскных органов, допустивших нарушение.

Средства реагирования:

  1.  Право прокурора требовать исполнения закона по делам оперативного учета и иным нормативно-правовым материалам.
  2.  Право прокурора опротестовывать не соответствующие законы правовые акты поднадзорных органов
  3.  Право прокурора вносить представления
  4.  Право прокурора своим постановлением направлять материал в органы дознания или следствия для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, если нарушено уголовное законодательство.
  5.  Право требовать привлечения виновных лиц к ответственности.

Тема. Прокурорский надзор за следствием и дознанием

Главным инструктивным письмом являются:

  1.  Приказ Генпрокурора № 162 от 02.07.2011 г.

Источник: http://samzan.ru/90459

ovdmitjb

Add comment