Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы
Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний.
Исполнение наказаний в виде
а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отбывание наказания отсрочено, в соответствии со ст. 16, 47.1, 177 и 187 УИК возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России (далее – УИИ или инспекции).
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Эффективность надзора в первую очередь зависит от знания уголовно-исполнительного законодательства, методики проведения проверок и умения применять эти знания в практической работе.
При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может носить как комплексный, так и целевой характер.
Согласно приказу Генпрокуратуры от 30 января 2007 года N 19 “Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” при проверке прокурор выясняет соответствие законодательству деятельности УИИ и организаций, к которой относятся:
-
- ведение учета осужденных;
- разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
- привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;
- осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом на них обязанностей и запретов;
- осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;
- проведение воспитательной и профилактической работы;
- проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных, а также установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения от контроля;
- привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.
Проверка законности исполнения наказания в виде ограничения свободы
Надзор за осужденными (ст. 60 УИК РФ), отбывающими ограничение свободы, возложен на УИИ (уголовно-исполнительные инспекции) и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении, использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Порядок применения указанных технических средств определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми ФСИН России по согласованию с Генпрокуратурой РФ.
При проведении проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы подлежат выяснению соблюдение требований закона по следующим вопросам:
-
- своевременно ли осужденные ставятся на учет и привлекаются к отбыванию наказания (направление инспекцией осужденного и копий приговоров и извещений на предприятие, где он будет отбывать наказание);
- выполняются ли требования закона о разъяснении осужденному порядка и условий отбывания наказания, его прав и обязанностей;
- ведется ли инспекцией надлежащим образом наблюдение за осужденным;
- посещаются ли осужденные по месту работы и жительства с целью контроля за их поведением;
- проводится ли инспекцией в соответствии с требованиями закона индивидуально-профилактическая работа с осужденными;
- своевременно ли проводятся первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ;
- своевременно и обоснованно ли объявляются в розыск осужденные, местонахождение которых не установлено;
- законно ли осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания и обоснованно ли направлено в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания;
- обоснованно и своевременно ли снимаются осужденные с учета.
При посещении организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации организаций и другими необходимыми документами.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения свободы во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.
Особенности проверки законности исполнения наказания в виде исправительных работ
При проведении проверок законности исполнения исправительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются осужденным
-
- по основному месту работы,
- в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (осужденным, не имеющим основного места работы).
Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прокурор выясняет:
-
- все ли распоряжения суда обращены к исполнению;
- соблюдение сроков направления осужденных к исправительным работам для отбывания наказания (не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения, постановления);
- полноту и правильность ведения учета осужденных;
- полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
- соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
- наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
- наличие воспитательной работы с осужденными;
- законность решений о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;
- своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
- своевременность и правильность удержаний из заработной платы осужденных (в размере, установленном приговором суда, в установленном порядке).
Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела.
С учетом данных о состоянии законности прокурору необходимо решить:
-
- проводить ли проверки во всех организациях, в которых работают осужденные к исправительным работам, либо ограничиться проверкой отдельных организаций;
- проводить проверку всех вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора, или проверить лишь некоторые из них.
Например, получить информацию о состоянии законности в порядке производства удержаний из заработной платы осужденного можно, ознакомившись с материалами проверок, проводимых по месту работы осужденных уголовно-исполнительной инспекцией, на которую возложена обязанность осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.
Особенности проверки законности исполнения наказания в виде обязательных работ
Так же, как и при проверках законности исполнения наказания в виде исправительных работ, при проведении проверок законности исполнения наказания в виде обязательных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осужденные отбывают этот вид наказания.
При этом должно учитываться, что наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 25 УИК РФ).
Проверке прокурором подлежат следующие вопросы:
-
- соблюдение сроков привлечения осужденного к обязательным работам к отбыванию наказания (не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения, постановления – ст. 25 УИК);
- условия исполнения и отбывания наказания;
- исчисление срока обязательных работ;
- соблюдение уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организации, в которых осужденные отбывают обязательные работы, требований закона об их обязанностях;
- полноту и правильность ведения учета осужденных;
- полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
- соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
- наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
- контроль поведения осужденных;
- правильность ведения суммарного учета отработанного осужденными времени;
- своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания.
Особенности проверки законности исполнения других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
Специфика прокурорского надзора за исполнением других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется:
-
- тем, какой орган или учреждение исполняет этот вид наказания (ст. 16 УИК РФ);
- какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов наказания предусмотрены в законе.
При проведении проверок законности исполнения наказаний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 УИК к осужденным могут быть применены меры медицинского характера. Прокурору следует обращать внимание на соблюдение установленного законом порядка исполнения этих принудительных мер.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-v-deyatelnosti-organov-ispolnyaiuschich-nakazaniya-ne-svyazannie-s-lisheniem-svobodi
Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах лишения свободы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Высшего профессионального образования
«Саратовская государственная ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра правосудия и прокурорского надзора
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор»
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА соблюдением ЗАКОННОдательства в местах лишения свободы
(курсовая работа)
Саратов – 2011
Введение…………………………………………………………………………3
1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона в местах лишения свободы…………………………………………………………6
2.
Надзор за соблюдением законности исполнения наказаний в виде лишения свободы…………………………………………………………………………….9
3. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений применяющих назначенные судом принудительные меры медицинского характера…………………………………………………………………………14
4.
Особенности организации надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………..16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19
Введение
В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы, с 1998 года находящейся в ведении Министерства юстиции РФ.
Реализация на практике принципиально новых положений уголовно-исполнительного законодательства позволила сохранить сложившуюся в последние годы тенденцию — сокращение преступности в местах лишения свободы, укрепление в них законности и правопорядка.
В учреждениях пенитенциарной системы РФ продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц, сопровождающаяся постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека[1] и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства. Не изжиты случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов, вступления их в запрещенные связи с осужденными и заключенными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.
На состоянии законности в местах лишения свободы негативно сказываются, с одной стороны, недофинансирование учреждений уголовно-исполнительной системы, с другой — серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении наказаний.
Таким образом, прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.
В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными.
Объектом исследования данной курсовой работы будет являться прокурорский надзор за исполнением закона администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и назначаемой судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В частности это:
1. Учреждения уголовно-исполнительной системы;
2.
Дисциплинарные воинские части, гарнизонные воинские части;
3. Судебные приставы исполнители;
4.
Изоляторы временного содержания;
5. Психологические стационары Министерства здравоохранения;
6. Специализированные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних.
В предмет исследования будут входить 4 направления:
1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных предварительного заключения, учреждениях исполняющих наказания и меры принудительного характера назначаемые судом.
2.
Соблюдение установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, и лиц подвергаемых мерам принудительного характера.
3. Законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.
4.
Законность правовых актов издаваемых должностными лицами поднадзорных органов.
1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона в местах лишения свободы
Полномочия прокурора в данной отрасли надзора в отличие от иных направлений деятельности характеризуются императивно-распорядительными элементами.
В соответствии со статьей 33 ФЗ «О прокуратуре РФ»[2] при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
1. Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ»;
2.
Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
3. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
4.
Требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ», требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
5. Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
6. Обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
В соответствии с ФЗ «О содержании под стражей» прокурор также вправе:
2.
В соответствии со статьей 33 данного Федерального закона с согласия прокурора допускается совместное размещение несовершеннолетних и положительно характеризующихся взрослых, которые впервые привлекаются к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.[3]
Уголовно-исполнительный кодекс также наделяет прокурора рядом дополнительных полномочий:
1. В соответствии с подпунктом б, пункта 1, статьи 24 Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
2.
В соответствии с пунктом 3, статьи 85 режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором.[4]
Постановление и требование прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
2. Надзор за исполнением уголовных наказаний
Данное направление надзора осуществляется посредством проведения прокурорских проверок с обязательным личным выездом прокурора на место.
Прокуроры проводят проверки. Основной формой выявления и предупреждения нарушений законности является непосредственная проверка соблюдения законов, осуществляемая прокурором путем посещений мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений.
Перед выездом для проведения проверки прокурор определяет ее цели, продолжительность, круг участников привлекаемых для проведения проверки, прокурор анализирует справки предыдущих прокурорских проверок и результаты ведомственных проверок, намечает план проверки, определяет круг вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки.
В ходе проверки выясняются вопросы:
1. Законность содержания лиц в исправительных учреждениях. В этом направлении прокурор проверяет:
– процессуальные документы на основании которых лица содержатся в данных учреждениях;
– соответствует ли вид проверяемого исправительного учреждения тому наказанию, которое назначено судом;
– прокурор проверяет не истек ли срок наказания;
– не задерживается ли освобождение лиц отбывающих наказание.
2.
Соблюдение порядка и условий содержания осужденных. В этом направлении прокурор проверяет правила режима, которые обеспечивают:
– охрану и изоляцию осужденных;
– создание условий способствующих личной безопасности осужденных, а так же реализации исполнения возложенных на них обязанностей;
– раздельное содержание разных категорий осужденных;
– различные условия их содержания в зависимости от вида и режима исправительного учреждения;
– применения физической силы, специальных средств и оружия к осужденным в случаях оказания ими сопротивления персоналу исправительного учреждения, злостного неповиновения их требованиям, в случае нападения на граждан или совершения иных общественно-опасных действий;
– законность реализации прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получения посылок, передач, право на свидание, телефонные разговоры, получение и отправление денежных переводов и другие вопросы.
– ведется ли учет изъятых предметов и ценностей;
– правильно ли определяется их дальнейшая судьба;
– проводятся ли проверки по фактам обнаружения у осужденных денег, спиртного, наркотиков, колюще-режущих предметов;
– перекрываются ли каналы их поступления в исправительные учреждения;
– применяются ли к лицам изобличенным в передаче заключенным предметов меры административного воздействия.
4.
Проверяя порядок привлечения осужденных к труду прокурор посещает следующие производственные объекты:
– центры трудовой адаптации и производящие трудовые мастерские учреждений исполняющих наказание;
– федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы;
– объекты организаций любых организационно-правовых форм расположенных на территории учреждений исполняющих наказание и вне ее;
– осужденные могут привлекаться по хозяйственному обеспечению учреждений исполняющих наказание и в следственных изоляторах.
Посещая данные объекты прокурор проверяет:
– какова продолжительность рабочего дня;
-правильность начисления заработной платы;
-предоставляются ли осужденным дни отдыха;
– выдается ли в необходимых случаях специальная одежда и дополнительное питание;
– отвечает ли организация труда требованиям правил безопасности
– прокурор знакомится с актами о несчастных случаях, материалами служебных расследований и проверяет законность принятых решений.
Источник: http://stud24.ru/administrative-law/prokurorskij-nadzor-za-sobljudeniem-zakonodatelstva/289309-863919-page1.html
Add comment