Kievuz

Психология как наука

Содержание

Психология это | что такое психология | методы психологии

Психология как наука

Психология – это наука, занимающаяся изучением психической деятельности человека, формирования познавательных процессов, свойств и состояний психики.

Также психология изучает воздействие на психику внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами в обществе.

Существует множество разделов общей психологии, и в каждом из них изучается определенная область проявлений психики, к примеру, педагогическая психология, возрастная психология.

Психология как наука

На протяжении всей истории человечества существует потребность в разделении и исследовании психологического склада людей. Многие ученые древности затрагивали тему психологии и выделяли некоторые аспекты в плане идеализма и материализма.

Основоположником идеализма и дуализма считается Платон, который впервые распределил людей по имеющимся у них личным качествам – разум в головах, мужество в груди и вожделение в животе.

Считалось, что руководители обладают разумом, воины – мужеством, а рабы – вожделением. Кроме того, Платон уделял особое внимание человеческой душе, и считал ее чем-то божественным, существующим отдельно от тела и познающим вечные истины.

Таким образом, Платон выделял два самостоятельных начала, и его учения стало первым в таком роде.

Его последователем стал Аристотель, ставший родоначальником материализма – направления, утверждающего, первичность материи и вторичность сознания человека. Аристотель стремился к тому, что психология это часть медицины, но полностью объяснить поведение человека с такой точки зрения ему не удалось. Именно поэтому Аристотель впервые выдвинул теорию неразделимости тела и души.

Опираясь на труды этих ученых, многие философы работали в направлении изучении психики и поведения человека. В 1879 году известным психологом Вильгельмом Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория, что стало началом развития психологии как экспериментальной науки.

Предмет изучения психологии

Психология — это наука, которая рассматривает человека как субъект деятельности, особенности его становления и личные качества, способность познавать мир и взаимодействовать с ним.

Немаловажным аспектом является изучение возникновения и развития психики человека, основ психической деятельности, особенностей формирования психических образов мира и их воплощение в реальность, единство социальных и биологических факторов в жизни человека, индивидуальных особенностей личности, поведения индивидуума в социальной среде и в конкретных видах деятельности.

Познание самого себя настолько же важно, как и познание окружающего мира, поэтому основами общепсихологических знаний должен обладать каждый.

Это помогает правильно взаимодействовать с другими людьми, стремиться к постоянному совершенствованию и развитию, уверенно чувствовать себя в любой среде.

Психология применяется в самых разных сферах деятельности человека, что поспособствовало развитию ее отраслей – медицинской, юридической, педагогической, военного дела, маркетинга.

Общепсихологические знания нужны всюду, где есть необходимость в использовании ресурсов человеческой психики.

Психология широко применяется в клиниках, школах, в управленческих структурах, в центрах подготовки космонавтов и социального развития.

Сегодня существует множество квалифицированных специалистов, владеющих теми или иными методами, и оказывающих профессиональную помощь всем, кто в ней нуждается.

Методы психологии

В настоящее время невозможно выделить какую-то универсальную методику, подходящую для каждого конкретного человека, потому разработано множество направлений, помогающих разбираться в особенностях поведения. Психология различает следующие наиболее интересные методы:

  • психоанализ – данный метод используется чаще всего при решении личных проблем и внутренних переживаний. Опытный специалист проводит тщательную работу с бессознательными детскими воспоминаниями, которые зачастую и являются причиной проблем во взрослой жизни;
  • телесно-ориентированная терапия – некоторые психологи считают, что при подавлении эмоций в теле наблюдаются так называемые мышечные зажимы. Для их расслабления необходимо применять специальный массаж и упражнения;
  • позитивная психология – это рассмотрение конкретной ситуации в целом, видение ее позитивных и негативных аспектов. Благодаря такому подходу, появляется возможность раскрыть и развить скрытые способности человека, что помогает ему справиться с определенной проблемой.
  • гештальт-психология – это способность осознавать себя «здесь и сейчас», помогающая лучше справляться со стрессовыми ситуациями благодаря осмыслению личного опыта.

Зачастую, при возникновении проблем личного характера человек спешит за помощью к специалисту, владеющему каким-либо методом психологии. Если максимально подобрать его для конкретного пациента, можно эффективно выяснить причину проблем и справиться с проблемой.

Главные задачи психологии

Основной задачей является осознание психических особенностей посредством раскрытия предметных связей, ставших причиной появления психические явления.

Такое психологическое познание следует понимать как осознание психических особенностей через раскрытие связи с окружающим миром.

Таким образом, становиться очевидным, что психология это наиболее практичная наука, рассматривающая сущность человека, поскольку благодаря ее изучению можно познать самого себя, других людей и окружающий мир.

Постоянный интерес к самопознанию и обогащению внутреннего мира объясняется тем, что наблюдается тенденция к интеграции всех аспектов жизни общества – экономической, политической и духовной, как основе благополучия.

Это объясняется тем, что классические понятия экономики (решение технологических задач в хозяйственной деятельности) отодвигаются на второй план более новыми задачами – модернизированными концепциями, направленными на решение гуманитарно-психологических проблем.

Источник: https://psihologija.org/stati/psixologiya-eto.html

Предмет психологии как науки

Психология как наука

Интерес к природе человеческого бытия лежит в основе развития психологии, предметом изучения которой являются конкретные факты психической жизни, имеющие качественные и количественные характеристики.

Любая наука, а психология тем более, не может ограничиться только описанием психологических фактов, потому что любое явление подчиняется законам и требует объяснения, а это значит, что в психологии предметом изучения являются психологические законы.

Задача, над которой работает психология, заключается в изучении законов психической деятельности в её развитии, выявление связей социальных и природных свойств человека. Психология как наука должна раскрывать сущность изучаемых явлений, в этом состоит её цель.

Главные категории психологии выдвинул Б.Ф. Ломов:

  • Отражение;
  • Деятельность;
  • Личность;
  • Общение;
  • Понятия «социальное» и «биологическое».

Для создания научной базы психологии, решения общественных задач большое значение имеет исследование системы психических явлений, которые направлены на раскрытие объективных законов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Душа, как предмет психологии в разное историческое время имела разный смысл, и главное её назначение заключалось в придании телу активности. Душа считалась основой мира и первоосновой тела в эпоху Античности, а само тело, по представлениям ученых психологов, было инертной массой, которое необходимо приводить в движение.

В Средние века душа становится предметом богословия и областью исследования является изучение всех видов активности тела и всего чувственного познания мира. Не к материальной душе, а к прерогативе божественной воли относили волевое поведение, логическое мышление.

Предметом психологии в Новое время становится сознание, поэтому психология стремится стать объективной и рациональной, основанной на разуме и доказательствах, а не на вере.

Научная психология свое официальное оформление получила сравнительно недавно, в 1879 г., когда немецкий психолог Вундт открыл первую лабораторию в Лейпциге.

До появления психологии развивались две большие области знания: естественные науки и философия. Получается, что психология является наукой особого типа.

Интригующей для психологов была задача понять, чем определяются причины и закономерности поступков человека, его внутренний мир, законы поведения в обществе.

Как у человека возникают мысленные образы, что такое сознание, творчество и каковы их механизмы.

Психология, которая с момента своего возникновения должна найти ответы на многие и многие вопросы, балансирует между наукой, искусством и верой.

Трудности становления психологии

Эта разветвленная система наук прошла в своем становлении целый ряд трудностей:

  • Наука о душе, а душа – это самое сложное, что сегодня известно человеку;
  • Человек в психологии одновременно выступает как субъект и объект познания, в результате образуется уникальное явление – научное сознание человека становится научным самосознанием;
  • В психологии остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Исходя из этого, многие ученые отказывались признавать психологию объективной научной дисциплиной. В качестве аргумента был выдвинут тезис о том, что внутренний мир человека только ему одному непосредственно открыт для познания и объективно изучать субъективный мир невозможно.

Те методы в научной психологии, при помощи которых она получает знания, рациональны, осознанны, целенаправленны. Богатство этих методов дает ей обширный и разнообразный материал. Разрабатываются и организуются специальные эксперименты для проверки выдвигаемых гипотез.

Теория эволюции Ч. Дарвина, работы Г. Спенсера, развитие биологии дали возможность психологии отделиться от философии и соединиться с естественными дисциплинами. Кроме познавательных процессов к предмету психологии теперь относятся поведение и эмоциональные процессы.

Психология как наука

По сравнению с другими науками развитие психологической науки было более трудным. Это несложно понять, потому что объекты физики, химии, естественных наук, видимы, осязаемы, материальны.

В отличие от них, психология имеет дело с субстанцией, которая обнаруживает себя и в то же время отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.

Зафиксировать психологические явления сложно, что с самого начала затрудняло развитие психологического знания и превращение его в самостоятельную науку, история которого насчитывает более 2000 лет.

Значение психологии значительно возросло на рубеже XX-XXI веков, потому что она все больше вовлекалась в различные виды практической деятельности. Своеобразие объекта психологической науки привело к появлению большого числа научных школ и теорий, которые дополняя друг друга, нередко друг другу и противоречили.

Психология – единственная наука, выделяющаяся среди других наук тем, что названа именем греческой богини Психеи. Греческий миф о любви Психеи и Эрота представляется несколько наивным для характеристики науки, но, тем не менее, содержит в себе глубокую догадку о нерасторжимом единстве духовного начала бытия души с материальным, телесным началом, которое выражает Эрот.

Основой представлений современной материалистической философии и психологии о сущности человеческой психики, как свойства высокоорганизованной материи, является глубокая мысль о целостности универсума, включающего в себя два главных начала – материальное и духовное.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер по причине того, что биологическую природу человека преобразуют социокультурные факторы. Благодаря этим факторам появляется сознание – обширный внутренний план жизнедеятельности, в результате чего человек становится личностью.

Нельзя не учитывать того, что на протяжении многих веков психика обозначалась термином «душа» и представлялась как бесплотная сущность.

До наших дней сохранились религиозные вероучения, в которых история и судьба души зависит от внеземных, сверхприродных начал и недоступных нашему пониманию потусторонних сил.

В основе всех современных мировых религий, включая христианство, лежит именно такое представление о сущности психического и поддерживается некоторыми направлениями современной психологической науки.

Психика, с точки зрения других психологических учений, является высшим продуктом процессов самоорганизации природы, выступая в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным внешним миром. Она обеспечивает грандиозный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но как бы ни было, основу современной психологии составляют представления о соответствии психического и материального миров, субъективного и объективного бытия.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/predmet_psihologii_kak_nauki/

Что изучает психология как наука ?

Психология как наука

Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее время словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос правильнее поставить так: что изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые выше, в этой главе, были названы психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и классификации этих явлений, о тех законах, которым они подчиняются в своем функционировании и развитии. Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество. В психологии, вернее, в ее областях, которые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.

Для психологической науки познание психических явлений не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, – это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе — научное объяснение самого поведения человека и животных.

Таково современное представление о предмете психоло­гии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середине. Однако таким понимание предмета психологии было не всегда.

Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой задачу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека. Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед психологией как практически ориентированной наукой поставил XX век.

Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились. Тем не менее поучительно кратко проследить историю становления предмета психологии в прошлом.

Когда и как возникла научная психология ?

Отвечать на этот вопрос можно по-разному, в зависимости от того, что понимать под научной психологией.

Если под научной психологией иметь в виду только ту науку, которая существует и разрабатывается в наши дни, науку, которая соответствует современным требованиям, предъявляемым к наиболее развитым, естественным наукам, то временем возникновения научной психологии следует считать лишь середину XIX в.

, когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была продемонстрирована возможность точной количественной оценки, то есть измерения психических явлений.

Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда воз­никли научные знания вообще, когда знания о душе впервые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать середину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души.

Так или иначе, но психология, как, впрочем, и многие другие современные науки, имеет как бы две даты своего рождения.

Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникновение науки, которая является признанной сегодня и отвечает запросам нашего времени.

Вместе с тем, несомненно, первоначально психология возникла и долгое время разрабатывалась как наука о душе в качестве философского знания наряду с логикой, этикой, эстетикой и рядом других областей знаний, впоследствии ставших самостоятельными науками.

Ставя этот вопрос и отвечая на него, мы будем иметь в виду современную психологию и будем сравнивать ее с другими существующими в настоящее время науками. Прежде всего психология отличается от других наук тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями.

Ни одна другая наука не занимается изучением таких явлений.

Психологию отличает от других наук то, что она пользуется не совсем обычными методами познания необычных явлений, например, методом наблюдения за тем, что происходит в сознании человека, наблюдением и описанием того, что ощущает, переживает, осознает человек (такой метод в психологии называется интроспекцией или самонаблюдением). Психология более чем другие науки претендует на понимание и объяснение поведения человека, и действительно, поведение человека существенным образом зависит от состояния его психики.

Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее время?

Таких отраслей довольно много, они представляют и так называемую «чистую» науку и связанную с ней практику жизни. В самом общем виде все современные психологические науки делятся на две большие группы: фундаментальные науки и прикладные науки.

К фундаментальным психологическим наукам относят такие, в которых ставятся и решаются главные вопросы понимания и познания соответствующих явлений, например, вводятся определения основных научных понятий для описания и представления психических явлений, собираются достоверно установленные научные факты, касающиеся изучаемых явлений, формулируются законы, управляющие этими явлениями, предлагаются объясняющие их теории.

К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология. Основная задача фундаментальных наук состоит в том, чтобы получать знания.

Прикладными называют такие науки, в которых изучаются психологические явления, представленные в отдельных видах деятельности людей.

цель прикладных наук состоит не столько в получении научных знаний, сколько в выработке рекомендаций по их использованию в соответствующих сферах практической деятельности людей. Прикладных отраслей психологии довольно много, их примерно столько же, сколько различных видов деятельности человека.

К числу прикладных наук можно, например, отнести педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, инженерную психологию. В целом существует около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук.

Что отличает научные психологические знания от ненаучных ?

На данный вопрос ответить сравнительно легко, так как критерии научности тех или иных знаний за последние несколько десятков лет установились достаточно точно, и они распространились также на психологию как науку.

Во-первых, научные психологические знания основываются на достоверных, то есть твердо установленных и проверенных учеными, фактах, а не на мнениях людей.

Во-вторых, научные знания основаны на строгой, безупречной логике доказательства их существования. В отличие от этого житейские и практические психологические знания не обязательно являются столь строгими и логически безупречными.

В-третьих, научные знания соответствуют признанным в настоящее время научным теориям, могут быть объяснены па их основе и, в свою очередь, могут явиться основой для создания или совершенствования новых, более современных научных теорий.

В-четвертых, научные знания являются надежной основой для практических выводов и рекомендаций. Например, на основе научных психологических знаний можно разрабатывать и применять более эффективные методы практического психологического воздействия на человека, чем, например, на основе житейских психологических знаний.

Следует, однако, иметь в виду, что наука не стоит на месте, и то, что сегодня считается научным психологическим знанием, завтра может и должно быть заменено другим, еще более точным и глубоким научным знанием. Так часто происходило на протяжении истории всех наук.

Психология как относительно молодая современная наука в наши дни развивается очень быстро, и то, что считалось научным знанием всего лишь 30 или 40 лет назад, сегодня уже может не быть таковым. В этом случае говорят, что прежние научные знания устарели и их необходимо заменить на новые, более совершенные. К примеру, учение известного отечественного физиолога И. П.

Павлова о свойствах нервной системы человека как природной основе темперамента и его же учение о физиологической основе поведения человека (учение об условных рефлексах) спустя всего лишь несколько десятков лет пришлось заменить на новое, более современное учение о свойствах нервной системы, разработанное психологами Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным, В. М.

Русаловым, и на учение о физиологических многоуровневых функциональных системах, предложенное физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным.

Page 3

Буквально это слово означает «знание о душе» или «наука о душе». Первая часть того слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире.

Вторая часть этого слова показывает, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в результате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует для получения точных, достоверных знаний об этих явлениях. Слово «психология» греческого происхождения.

Древняя Греция явилась первой европейской страной, в которой собранные в древности (прежде всего в Древней Азии и на Древнем Востоке) знания впервые были осознаны и представлены как научные. Многие из вновь возникших наук получили названия, которые Так же, как и слово «психология», заканчиваются на «-логия», например: астрология, филология, биология, зоология.

Греческое слово «логос» в переводе на русский язык означает «мысль», «разум». Следовательно, термин «психология», появившийся намного позднее соот­ветствующей системы научных знаний, на русский язык можно перевести как «разумная мысль о душе».

В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа» или «психика». В повседневном языке для обозначения соответствующих явлений используются оба термина, ученые же предпочитают пользоваться только термином «психика».

научный психология трудовой воспитание

Что такое психика? Какие явления относятся к разряду психических?

К разряду психических явлений, объединяемых термином психика, относят четыре группы явлений, которые включают в себя: психические процессы (иногда по отношению к ним также применяют и другие названия, например, «психологические процессы», «психические функции»), психические состояния, психические свойства человека и так называемые массовидные явления психики. Психические процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познает себя и окружающий мир, поэтому они также называются познавательными или когнитивными процессами. Психические состояния характеризуют те внутренние переживания, которые имеются у человека в данный момент времени. К ним относятся эмоции, изменчивые состояния внимания, различного рода переживания, состояния удовольствия, неудовольствия, покоя, беспокойства и др., возникающие у человека в процессе удовлетворения его потребностей, преодоления препятствий на пути к достижению цели.

Психическими свойствами (другое их название индивидуальные или личностные свойства человека) называют более или менее устойчивые психологические особенности человека, которые остаются с ним в течение всей жизни, более или менее постоянно проявляются в его поведении и отличают данного человека от других людей, характеризуя индивидуально своеобразное именно для него поведение. Это, например, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения, устойчивые отношения человека к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него. Термин «массовидные явления психики» относится к таким явлениям, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, в частности, в отличие от перечисленных выше процессов, состояний и свойств относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение. Эти явления специально изучаются в науке, называемой социальной психологией.

Источник: https://studbooks.net/1606301/psihologiya/izuchaet_psihologiya_nauka

Психология как наука (стр. 1 из 2)

Психология как наука

РЕФЕРАТ

по курсу “Психология”

по теме: “Психология как наука”

1. Общее представление о науке

2. Место психологии среди других наук

3. Методы психологии

Список использованных источников

1. Общее представление о науке

Психология – наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности.

Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1. конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Можно считать что психология зародилась в Древней Греции. (Анимизм (от лат. anima – душа) – первое мифологическое учение о душе)

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами (“учителями мудрости”).

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды.

В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего – интеллектуального наследия Аристотеля.

Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология).

Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни – неотомизма).

Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

В эпоху Просвещения Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века.

К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину.

Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную.

Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832-1920гг.) и Ф. Брентано (1838-1917гг.).

Зарубежные направления психологии:

функционализм – рассматривают психику как средство адаптации;

бихевиоризм – буквально, “наука о поведении”;

гештальтпсихология – исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира;

психоанализ – метод исследования психических процессов;

гуманистическая психология.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Трансперсональная психология.

Профессионалы данной области” науки достаточно едины во мнении, что трансперсональная психология представляет собой “четвертую силу” в психологии (первыми тремя сипами при этом считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология).

Само определение традиционно, с первого номера JournalofTranspersonalPsychology, дается в виде перечисления вопросов, рассматриваемых трансперсональными психологами.

Основные темы исследований, попавшие в большинство перечислений, были:

1) состояния сознания,

2) высшие (предельные) способности,

3) преодоление личностного “Я” (эго),

4) трансцендентное,

5) духовное.

Многие авторы включили и темы: медитация, новое видение человека, глубинная самость, интуиция, основы бытия.

Направления отечественной психологии:

рефлексология (В.М. Бехтерев) – учение об условно-сочетательных рефлексах цельной личности;

культурно-историческая теория (Л.С. Выготский);

В культурно-исторической теории Выготского деятельность и сознание человека социальны и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими.

теория деятельности (А.Н. Леонтьева);

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Оба они – мотив и предмет – должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции.

Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции.

теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн);

Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития.

В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического.

концепция установки (Д.Н. Узнадзе);

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ей факты и закономерности по своей природе общепсихологические.

Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции. В общепсихологической теории Д.Н. Узнадзе установка считается бессознательным психическим явлением и делается попытка ее обоснования.

человекознание (Б.Г. Ананьев);

Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический вид;

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3) изучение человека как личности;

4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.

Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

теория отношений (В.Н. Мясищев);

В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.

2. Место психологии среди других наук

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты.

Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы.

Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.

В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.

Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

Устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий.

Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в.

Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных.

Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.

При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.

Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических.

Источник: https://mirznanii.com/a/199079/psikhologiya-kak-nauka

Психология как наука

Психология как наука

Психология – это интереснейшая наука, которая имеет прямое отношение к узкому кругу специалистов, но нет такого человека, который бы не слышал о ней и не сталкивался бы в повседневной своей жизни.

Человек, как индивид, обладает не только физической оболочкой, у каждого из них имеется воображение, мысли, чувства, ощущения. Именно с этими категориями и понятиями напрямую работает психология как наука.

Нельзя однозначно определить, к какому разряду наук конкретно она относится. Она имеет теоретическую основу, истоки которой уходят глубоко корнями в философию Аристотеля. Ведь именно он создал своё научно обоснованное размышление «О душе» с точки зрения науки психологии.

Она имеет под собой практические эксперименты и опыты, наблюдая за жизнью человека, за его общением и поведением в самых разнообразных ситуациях.

Значение слова

Рассматривая происхождение самого слова, которым названа наука о человеке, можно сделать вывод, что психология – это наука о душе. Такое значение имеют греческие слова, которые вошли в термин понятия.

Место психологии среди других наук

Место психологии в системе наук менялось соответственно тому или иному периоду истории. Психология настолько многопланова, что её нельзя с определённой точностью отнести только к естественным, социальным или к философским наукам. Результаты её исследований и наблюдений можно найти в любом из перечисленных научных групп.

Исходя из этого, можно смело сказать, связь психологии с другими науками очень тесная. Связь с биологией наблюдается в познании её законов, в различии мира насекомых, одноклеточных и многоклеточных. В чём закономерность процессов поведения всех миров, населяющих планету Земля.

Нужно разобраться в условиях влияния окружающей среды на поведения человека, в чём различие разумных представителей живого мира от  простейших представителей его. Но одних знаний по биологии недостаточно.

Физиология, история, экономика, этнография, лингвистика и ещё целый ряд тесно взаимосвязаны с психологией, потому что нет такой сферы деятельности, в которой бы не проявлял себя человек. А ведь именно его психические изменения подлежат самому пристальному вниманию самой своеобразной науки.

Только познав природное своеобразие человека и его социальную сущность, можно раскрыть законы его поведения и различные изменения в психике. Человеческое сознание, наряду с мышлением и другими проявлениями психики развивается в результате воспитания и образования. Поэтому педагогика имеет прямое отношение к такой науке, как психология.

Психологические задачи

Как любая наука, в психологии есть свой предмет изучения, цели и задачи. Задачи психологии как науки обширны: процессы, происходящие в психике человека, свойства его личности и особенности различных видов деятельности человека.

Все задачи психологии тесно взаимосвязаны между собой, их нельзя решать в отрыве друг от друга.

Как можно оторвать ощущения личности, способность плакать и радоваться от его физиологических особенностей? Человеческий организм имеет очень тонкую структуру, как в физиологическом отношении, так и в психическом проявлении.

Нервная система, система опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистая система, эмоциональные переживания, воображение, впечатлительность, совесть. Да стоит ли ещё перечислять? Человека нужно рассматривать в совокупности всех внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие сущности человеческой личности.

Отрасль психологии

Один из разделов психологической науки – социальная психология. Она изучает поведение и деятельность человека, и их закономерность. Социальная психология, как наука, даёт рекомендации для воспитания без проблем, для ровных отношений личности и коллектива. В этом разделе психологии изучается влияние людей друг на друга, как они относятся и как думают о себе и о других членах коллектива.

Кратко о психологии

Так что же такое психология как наука кратко? Изучение того, как происходит зарождение и развитие психики, как происходит деление людей на группы, как люди взаимодействуют друг с другом.

Психология призвана научить людей правильно себя вести

Что волнует человека, попавшего в коллектив, в первую очередь? Сможет ли он сосуществовать в нём без конфликтов, комфортно ли ему будет работать бок о бок с новыми людьми и удастся ли сплотить весь коллектив. В любом коллективе есть лидер, развито соперничество и сотрудничество, и от того, как будут построены взаимоотношения, будет зависеть микроклимат в коллективе.

Благодаря психологической науке можно понять, почему происходит паника, как её можно предотвратить, какие необходимо совершить действия, чтобы избежать лишних жертв при пожарах и крушениях, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Важно понять, насколько развита сплочённость коллектива, чтобы выполнить определённое действие.

В классном коллективе школы важно знать, кто может стать организатором и лидером. Очень важно, чтобы этот человек обладал положительными качествами личности. Чтобы учитель правильно сумел организовать учебный и воспитательный процесс, он должен знать основы психологии того возраста, с каким он работает. В этих важных вопросах педагогики и воспитания большую помощь оказывает психология.

Она может дать нужный совет, как вести себя в разных ситуациях.

Психология как наука was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Источник: https://dizzwizz.ru/psihika/psihoanaliz/psihologiya-kak-nauka.html

Психология как наука. Предмет психологии

Психология как наука

Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.

Определение психологии как науки

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему.

Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.

Предмет психологии

На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:

  1. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  2. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3. Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).

Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-kak-nauka-i-ee-predmet/

ovdmitjb

Add comment